Технологическая карта урока
Тема урока «Формы представления информации (кодирование,
метод координат)» (5 , 8 класс, информатика)
Шикабиева Наталья
Владимировна, учитель информатики
Цели (задачи) урока
образовательные:
·
показать учащимся многообразие окружающих
человека кодов;
·
рассмотреть примеры из жизни, когда люди
использовали и используют кодирование информации;
·
сформировать первоначальное представление о
смысле слова «кодирование» (информации) на основе анализа примеров;
познакомить с некоторыми наиболее распространенными способами кодирования;
научить определять, различать и описывать способы кодирования информации.
·
прививать навыки самостоятельного планирования
учебного времени в условиях ограничения времени.
·
Способствовать развитию
речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного
мышления.
воспитательные:
- воспитывать культуру поведения при фронтальной и
индивидуальной работе, формирование положительной мотивации.
- способность
к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, развивать творческие способности
учащихся;
- воспитывать толерантность и
дисциплинированность; формировать навыки работы в группе
развивающие:
- развивать творческие способности учащихся;
- развивать информационную культуру;
Регулятивные УУД: умение определять и
формулировать цель на уроке с помощью учителя;
проговаривать
последовательность действий на уроке;
работать
по коллективно составленному плану;
оценивать
правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
планировать своё
действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить
необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и
учёта характера сделанных ошибок;
высказывать
своё предположение.
Коммуникативные УУД:
- умение формулировать цели и задачи оформлять свои мысли в устной форме; слушать и
понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и
общения в школе и следовать им.
- работать в группах и решать проблемы в
совместной деятельности
- находить общие решения
- обосновывать свою точку зрения и уметь
задавать вопросы
Познавательные УУД:
- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать
новое от уже известного с помощью учителя; строить
рассуждения
- перерабатывать и преобразовывать
информацию из одной формы в другую
извлекать информацию, представленную в
разных формах
добывать новые знания: находить ответы на вопросы,
используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
|
Результаты урока
Предметные
Уметь различать и описывать способы кодирования
информации.
Метапредметные
Уметь определять и формулировать
цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на
уроке;
работать
по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки;
планировать своё
действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые
коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта
характера сделанных ошибок; высказывать своё
предположение (Регулятивные УУД).
Уметь
оформлять
свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно
договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные
УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе
знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые
знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и
информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Личностные
Уметь
проводить самооценку на основе критерия
успешности учебной деятельности.
|
Тип урока, педагогическая технология
изучение нового материала;
По источникам знаний: словесные, наглядные;
По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая
беседа;
Относительно дидактических задач: подготовка к
восприятию;
Относительно характера познавательной деятельности:
репродуктивный, частично-поисковый.
|
Оборудование урока
Доска, мультимедиа
проектор, карточки, рабочая тетрадь, физкультминутка, алгоритм самооценки.
Учебник: Информатика5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений /Л.Босова. – 4-е изд., М. Бином. Лаборатория знаний 2012
|
Опорные понятия, термины
Координатная плоскость, код, кодирование
|
Новые понятия и связи между ними
Графический, числовой, символьный способ кодирования
|
Контроль, самоконтроль на уроке
Фронтальная работа, индивидуальная и самостоятельная работа,
взаимопроверка, работа в группах.
|
Домашнее задание $ 1.7, $1.8 стр. 29-31 Р.Т.
№№31-32 стр. 30 №34 (кол-во по желанию)
|
Этап урока
|
Деятельность и действия учителя
|
Деятельность и действия ученика (ов)
|
Используемые методы, приемы, формы
|
Формируемые УУД
|
Результат взаимодействия
|
1. Мотивация к
учебной деятельности.
|
Организует
актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создает
положительный настрой на продуктивную работу.
Пожелайте друг
другу хорошего рабочего настроения.
на уроке.
-Я тоже вам желаю
сегодня хорошей работы.
|
Визуальный контроль
готовности кабинета и рабочего места к уроку.
Включаются во
взаимодействие с одноклассниками и с учителем.
|
Взаимное
приветствие, контроль присутствующих, проверка готовности кабинета и учащихся
к уроку,
|
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками.
|
Готовность учащихся
к обучению.
|
2. Актуализация
и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
|
Попробуйте составить ребус для одного из
следующих слов: информация, кодирование, хранение.
|
Находят картинки, для
составления ребусов для названных слов.
|
Беседа в ходе
фронтальной работы.
Постановка задачи.
|
Регулятивные
УУД Уметь
проговаривать последовательность действий на уроке.
Познавательные
УУД Уметь
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативное
УУД
Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
|
Уметь анализировать
данные.
Преобразовывать
слова из одной формы в другую
|
3.Целеполагание
и мотивация
|
Что такое ребус? С
какой целью люди кодируют информацию? Какие знаки используют для
представления информации?
- Поэтому тема
нашего урока не просто «Кодирование», а «Формы представления информации»
- Запишите в тетрадь дату и тему урока.
-Какая цель нашего урока, что каждый из
вас должен усвоить и чему научиться к концу урока?
|
Графический способ кодирования, числовой
способ кодирования
В тетрадь ученики записывают дату и тему урока.
-научиться представлять информацию
различными способами.
|
Беседа в ходе
фронтальной работы.
Наблюдение,
проблемная
ситуация.
|
Регулятивные
УУД:
Уметь
проговаривать последовательность действий на уроке, принимать решение в
проблемной ситуации.
|
Уметь
сформулировать тему и цель
|
4. Усвоение
новых знаний и способов усвоения
|
Перед знакомством с
новым материалом детей разделить на группы
Даётся задание
группам:
1.необходимо
составить ребусы из выбранных картинок, и объяснить комбинацию фигур и знаков.
2. по координатам
построить рисунок, соединяя точки отрезками последовательно
|
Отбираются
картинки и оставляются ребусы
По координатам
составляется рисунок
Делается вывод
|
Наблюдение,
проблемная
ситуация
работа в группах
(сравнение).
|
Регулятивные
УУД:
Уметь
проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё
предположение, оценивать правильность выполнения действия.
Коммуникативные
УУД:
Уметь
оформлять мысли в устной и письменной форме, учитывать разные мнения, спорить
и отстаивать свою позицию
Регулятивные
УУД:
Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.
|
Уметь
самостоятельно сформулировать новые понятия.
|
5.Первичное
закрепление
|
Организовать
усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их
проговариванием во внешней речи: фронтально. Задание
выполняется в тетради, проверяя и проговаривая устно цепочкой.
|
Выполняют задание
самостоятельно в тетради:
Сверяют выполненные задания с доски
|
Самостоятельная
работа,
рефлексия.
Самоконтроль.
|
Регулятивные
УУД:
Уметь
проговаривать последовательность действий на уроке.
Уметь выполнять
работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в
действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера
сделанных ошибок
|
Уметь
проговаривать последовательность действий на уроке.
Уметь отстаивать
свою точку зрения, уметь правильно оформлять работу
|
6. Релаксация
(физминутка).
|
- Выполним
упражнения для улучшения мозгового кровообращения и снятия напряжения с глаз. (Приложение №1)
|
|
|
|
Снять утомление.
|
7. Организация
первичного контроля
|
Самостоятельная
работа с самопроверкой по эталону.
Называют с помощью
учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки.
Организует
самопроверку по эталону.
Организует
выявление места и причины затруднений, работу над ошибками
|
Выполняют
самостоятельная работу.
Затем работа в группах
Обменяться тетрадями, проверить решение по эталону
Называют с помощью
учителя место своего затруднения, исправляют ошибки.
|
Самостоятельная
работа,
рефлексия, работа в группах,
взаимоконтроль.
|
Регулятивные УУД:
Уметь выполнять
работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в
действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера
сделанных ошибок.
Личностные
УУД:
Способность
к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
|
Уметь выполнять построение
рисунка по координатам
|
8. Подведение
итогов урока.
|
- Мы переходим к
последнему этапу.
Подводим итог работы
на уроке.
Какую цель ставили?
Достигли цели?
Почему?
Дать качественную
оценку работы класса и отдельных обучаемых.
|
С помощью учителя
проговаривают название следующего этапа.
Отвечают на вопросы
учителя.
|
Беседа в ходе
фронтальной работы.
Фиксирование нового содержания.
|
Регулятивные УУД:
Уметь проговаривать последовательность действий на
уроке.
Уметь оценивать правильность выполнения действия на
уровне адекватной ретроспективной оценки.
Личностные УУД
Способность
к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
|
Уметь принимать
решения, делать выводы, общаться, обращаться за помощью (если нужно).
|
9. Информация о
домашнем задании
|
Обеспечение
понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
|
Учащиеся
получают домашнее задание, записывают.
|
Беседа в ходе
фронтальной работы.
|
|
Выбирают задание в
соответствии с уровнем развития.
|
10. Рефлексия
|
Организует рефлексию.
– Какую цель вы поставили в начале урока?
– Вы достигли цели урока?
- Что вы использовали для достижения цели?
– Что интересного вы заметили при делении
десятичных дробей на натуральное число?
– Проанализируйте результат своей работы.
|
Отвечают на вопросы учителя.
|
Беседа в ходе
фронтальной работы.
Рефлексия.
|
Коммуникативные:
умение с
достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные: рефлексия.
|
Анализ конкретных
результатов обучения:
-какие получены
достижения;
-что было удачным
на уроке, а что менее удачным;
-объяснение причины
своих неудач.
|
Самостоятельная работа 1.
Используя готовые картинки на компьютере
составляют ребусы для слов
информация, кодирование, хранение.
Самостоятельная работа 2.
Задание: Представить
информацию с помощью чисел.
Известны координаты
точек: 1(4, 1), 2(4,2), 3(1,2), 4(4,5), 5(2, 5),
6(4,7), 7(3,7), 8(5,9),
9(7,7), 10(6,7), 11(8,5), 12(6,5), 13(9,2), 14(6,2), 15(6,1),
16(15,3), 17(15,2),
18(14,1). Соедините точки последовательно отрезками
И получите рисунок.
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-1.
Задание: Представить
информацию с помощью чисел.
Известны координаты
точек: 1(4, 1), 2(3,2), 3(3,3), 4(4,4), 5(5,4),
6(5,8), 7(9,8),
8(9,6), 9(11,6), 10(11,8), 11(12,8), 12(12,6), 13(13,6), 14(13,4), 15(14,4),
16(15,3), 17(15,2),
18(14,1). Соедините точки последовательно отрезками
И получите рисунок.
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-1.
Приложение 1. Физкультминутка
для глаз
- Фокусируйте взгляд на точке, которая на
расстоянии метра и точке вдали,
- Сильно зажмурьтесь, посчитайте до 10, потом
сильно раскройте глаза,
- Сидя на стуле, опишите глазами окружность,
не двигая головой.
- Передвигайте взгляд по максимально
возможной границе. Закройте глаза и отдохните минуту
- Не двигая головой, отводите взгляд то
вправо, то влево, затем вверх и вниз.
- Каждое упражнение выполнять 3-5 раз
- Закройте глаза и помассируйте виски
средними пальцами в течение 15 сек.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.