Главная / Информатика / Урок по теме: "Кодирование. Метод координат"

Урок по теме: "Кодирование. Метод координат"

Технологическая карта урока

Тема урока «Формы представления информации (кодирование, метод координат)» (5 , 8 класс, информатика)

Шикабиева Наталья Владимировна, учитель информатики


Цели (задачи) урока

образовательные:

  • показать учащимся многообразие окружающих человека кодов;

  • рассмотреть примеры из жизни, когда люди использовали и используют кодирование информации;

  • сформировать первоначальное представление о смысле слова «кодирование» (информации) на основе анализа примеров;
    познакомить с некоторыми наиболее распространенными способами кодирования;
    научить определять, различать и описывать способы кодирования информации.

  • прививать навыки самостоятельного планирования учебного времени в условиях ограничения времени.

  • Способствовать развитию речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

воспитательные:

  • воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе, формирование положительной мотивации.

  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, развивать творческие способности учащихся;

  • воспитывать толерантность и дисциплинированность; формировать навыки работы в группе

развивающие:

  • развивать творческие способности учащихся;

  • развивать информационную культуру;



Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

работать по коллективно составленному плану;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД:

  1. умение формулировать цели и задачи оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

  2. работать в группах и решать проблемы в совместной деятельности

  3. находить общие решения

  4. обосновывать свою точку зрения и уметь задавать вопросы


Познавательные УУД:

  1. умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; строить рассуждения

  2. перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую

извлекать информацию, представленную в разных формах

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Результаты урока

Предметные

Уметь различать и описывать способы кодирования информации.

Метапредметные

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;

работать по коллективно составленному плану;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Личностные

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.


Тип урока, педагогическая технология

изучение нового материала;

По источникам знаний: словесные, наглядные;

По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Оборудование урока

Доска, мультимедиа проектор, карточки, рабочая тетрадь, физкультминутка, алгоритм самооценки.

Учебник: Информатика5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений /Л.Босова. – 4-е изд., М. Бином. Лаборатория знаний 2012


Опорные понятия, термины

Координатная плоскость, код, кодирование


Новые понятия и связи между ними

Графический, числовой, символьный способ кодирования

Контроль, самоконтроль на уроке

Фронтальная работа, индивидуальная и самостоятельная работа, взаимопроверка, работа в группах.


Домашнее задание $ 1.7, $1.8 стр. 29-31 Р.Т. №№31-32 стр. 30 №34 (кол-во по желанию)



Этап урока

Деятельность и действия учителя

Деятельность и действия ученика (ов)

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия

1. Мотивация к учебной деятельности.


Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создает положительный настрой на продуктивную работу.

Пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения.

на уроке.


-Я тоже вам желаю сегодня хорошей работы.


Визуальный контроль готовности кабинета и рабочего места к уроку.



Включаются во взаимодействие с одноклассниками и с учителем.






Взаимное приветствие, контроль присутствующих, проверка готовности кабинета и учащихся к уроку,

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.



Готовность учащихся к обучению.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Попробуйте составить ребус для одного из следующих слов: информация, кодирование, хранение.


Находят картинки, для составления ребусов для названных слов.

Беседа в ходе фронтальной работы.

Постановка задачи.

Регулятивные УУД Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные УУД Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативное УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.


Уметь анализировать данные.

Преобразовывать слова из одной формы в другую

3.Целеполагание и мотивация

Что такое ребус? С какой целью люди кодируют информацию? Какие знаки используют для представления информации?

- Поэтому тема нашего урока не просто «Кодирование», а «Формы представления информации»

- Запишите в тетрадь дату и тему урока.

-Какая цель нашего урока, что каждый из вас должен усвоить и чему научиться к концу урока?



Графический способ кодирования, числовой способ кодирования







В тетрадь ученики записывают дату и тему урока.

-научиться представлять информацию различными способами.


Беседа в ходе фронтальной работы.

Наблюдение, проблемная

ситуация.

Регулятивные УУД:

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке, принимать решение в проблемной ситуации.



Уметь сформулировать тему и цель

4. Усвоение новых знаний и способов усвоения

Перед знакомством с новым материалом детей разделить на группы

Даётся задание группам:

1.необходимо составить ребусы из выбранных картинок, и объяснить комбинацию фигур и знаков.

2. по координатам построить рисунок, соединяя точки отрезками последовательно










Отбираются картинки и оставляются ребусы


По координатам составляется рисунок


Делается вывод




Наблюдение, проблемная

ситуация

работа в группах

(сравнение).

Регулятивные УУД:

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение, оценивать правильность выполнения действия.

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме, учитывать разные мнения, спорить и отстаивать свою позицию

Регулятивные УУД: Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.




Уметь самостоятельно сформулировать новые понятия.


5.Первичное закрепление

Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: фронтально. Задание выполняется в тетради, проверяя и проговаривая устно цепочкой.


Выполняют задание самостоятельно в тетради:

Сверяют выполненные задания с доски





Самостоятельная

работа, рефлексия.

Самоконтроль.

Регулятивные УУД:

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Уметь отстаивать свою точку зрения, уметь правильно оформлять работу

6. Релаксация (физминутка).

- Выполним упражнения для улучшения мозгового кровообращения и снятия напряжения с глаз. (Приложение №1)




Снять утомление.

7. Организация первичного контроля

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки.

Организует самопроверку по эталону.

Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками


Выполняют самостоятельная работу.

Затем работа в группах Обменяться тетрадями, проверить решение по эталону

Называют с помощью учителя место своего затруднения, исправляют ошибки.


Самостоятельная

работа, рефлексия, работа в группах,

взаимоконтроль.

Регулятивные УУД:

Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Личностные УУД:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Уметь выполнять построение рисунка по координатам

8. Подведение итогов урока.

- Мы переходим к последнему этапу.

Подводим итог работы на уроке.


Какую цель ставили?

Достигли цели? Почему?


Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.


Отвечают на вопросы учителя.


Беседа в ходе фронтальной работы.

Фиксирование нового содержания.


Регулятивные УУД:

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные УУД

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Уметь принимать решения, делать выводы, общаться, обращаться за помощью (если нужно).


9. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.


Учащиеся получают домашнее задание, записывают.

Беседа в ходе фронтальной работы.



Выбирают задание в соответствии с уровнем развития.

10. Рефлексия

Организует рефлексию.

Какую цель вы поставили в начале урока?

Вы достигли цели урока?

Что вы использовали для достижения цели?

Что интересного вы заметили при делении десятичных дробей на натуральное число?

Проанализируйте результат своей работы.



Отвечают на вопросы учителя.


Беседа в ходе фронтальной работы.

Рефлексия.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия.

Анализ конкретных результатов обучения:

-какие получены достижения;

-что было удачным на уроке, а что менее удачным;

-объяснение причины своих неудач.




hello_html_m790cb851.png


Самостоятельная работа 1.


Используя готовые картинки на компьютере составляют ребусы для слов

информация, кодирование, хранение.

Самостоятельная работа 2.


Задание: Представить информацию с помощью чисел.

Известны координаты точек: 1(4, 1), 2(4,2), 3(1,2), 4(4,5), 5(2, 5),

6(4,7), 7(3,7), 8(5,9), 9(7,7), 10(6,7), 11(8,5), 12(6,5), 13(9,2), 14(6,2), 15(6,1),

16(15,3), 17(15,2), 18(14,1). Соедините точки последовательно отрезками

И получите рисунок.

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-1.


Задание: Представить информацию с помощью чисел.

Известны координаты точек: 1(4, 1), 2(3,2), 3(3,3), 4(4,4), 5(5,4),

6(5,8), 7(9,8), 8(9,6), 9(11,6), 10(11,8), 11(12,8), 12(12,6), 13(13,6), 14(13,4), 15(14,4),

16(15,3), 17(15,2), 18(14,1). Соедините точки последовательно отрезками

И получите рисунок.

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-1.



Приложение 1. Физкультминутка для глаз

  1. Фокусируйте взгляд на точке, которая на расстоянии метра и точке вдали,

  2. Сильно зажмурьтесь, посчитайте до 10, потом сильно раскройте глаза,

  3. Сидя на стуле, опишите глазами окружность, не двигая головой.

  4. Передвигайте взгляд по максимально возможной границе. Закройте глаза и отдохните минуту

  5. Не двигая головой, отводите взгляд то вправо, то влево, затем вверх и вниз.

  6. Каждое упражнение выполнять 3-5 раз

  7. Закройте глаза и помассируйте виски средними пальцами в течение 15 сек.



Урок по теме: "Кодирование. Метод координат"
  • Информатика
Описание:

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Разработан с тем, чтобы показать учащимся многообразие окружающих человека кодов; рассмотреть примеры из жизни, когда люди использовали и используют кодирование информации; сформировать первоначальное представление о смысле слова «кодирование» (информации) на основе анализа примеров;  познакомить с некоторыми наиболее распространенными способами кодирования; научить определять, различать и описывать способы кодирования информации,  прививать навыки самостоятельного планирования учебного времени в условиях ограничения времени. Способствовать развитию речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Автор Шикабиева Наталья Владимировна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 373
Номер материала 21397
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓