Открытый урок в 11 классе по теме
«Общие свойства неорганических и органических кислот»
Цели урока:
1.
Обучающие
Опираясь на ранее полученные знания, отследить общие
свойства неорганических и органических кислот и причину этой общности,
проанализировать признаки и условия течения реакций, рассмотрев их с точки
зрения ТЭД и ОВР.
2.
Развивающие
Способствовать развитию у учащихся методов анализа и
синтеза, навыков экспериментальной работы на основе личностно-ориентированной,
исследовательской технологий.
3.
Воспитательные
Воспитывать у учащихся стремление и интерес к процессу
познания на основе исследовательской деятельности, химическую и экологическую
грамотность.
«Нельзя пренебрегать исследованием сущности вещей, ибо
это значило бы сознательно закрыть себе путь, ведущий к скрытым тайнам»
(Я. Ван-Дер-Ваальс)
Оборудование: микролаборатории с набором реактивов и химической
посуды. Мультимедиасистема
Форма урока: групповая работа
Методы: беседа, применение ИКТ, элементы проблемно -
исследовательской технологии, химический эксперимент
Ход урока
I.
Организационный
момент
Цель: проверка
готовности к уроку, создание доброжелательной, рабочей атмосферы на уроке
II.
Основная часть
Мотивация, актуализация темы
Учитель: «Тысячи кислот царят в природе,
И в саду, и дома, в огороде,
В атмосфере и в аптеке каждой,
Потому их свойства знать так
важно!»
Ребята, здесь, перед вами, на столе, лишь
крошечная часть из бесчисленного мира кислот! И роль их велика (далее рассказ
учителя и демонстрация слайдов о представленных кислотах: соляной, азотной,
уксусной и т.д., с акцентом на их положительное и отрицательное влияние). Соляная
кислота нужна для работы желудка, а избыток её ведёт к медицинским проблемам - изжога;
азотная кислота пополняет в почве запас азота, необходимый для роста растений,
а выпадая на землю в виде кислотных дождей, ведёт к серьёзным экологическим проблемам.
И так можно сказать о любой кислоте. И даже эта маленькая часть царства кислот
и незначительное количество примеров позволяют сделать важный вывод. Какой,
ребята? Дети: вывод об огромной роли и значении кислот. Я согласна с вами,
ребята. Итак: Кислоты влияют на жизнь человека и окружающую среду. А
отсюда перед человеком встаёт задача: направить влияние кислот только в нужное
русло, сделать его полезным для человека. А поскольку применение всегда
основано на свойствах, человек стал детально изучать свойства кислот. Вот и мы
сегодня в нашей химической лаборатории побудем в роли исследователей и
попытаемся, используя разрозненные знания по теме неорганические и органические
кислоты, систематизировать эти знания, найти черты сходства между свойствами
органических и неорганических кислот, объяснить причину такого сходства,
запишем эти свойства в виде уравнений реакций. Попытаемся сделать вывод о
взаимосвязи свойств и значения кислот для человека. Это и будет целью нашего
урока. Ребята, как вы поняли цель нашего урока, что мы должны сегодня сделать?
Учащиеся:
- сравнить свойства органических и неорганических кислот;
- установить причину общих свойств;
- сделать вывод о взаимосвязи хим. свойств кислот и их значения для
человека.
Да, в ходе хим. эксперимента, опираясь на полученные ранее знания,
попытаемся поднять их на уровень обобщённых выводов. И тогда станет понятна
причина общности свойств.
Итак, тема нашего урока «Общие свойства
неорганических и органических кислот»
IIа.
Учитель: Ребята, вы получили
задание повторить хим. свойства неорганических и органических кислот. Что же
это за вещества - кислоты?
Дети: кислые на вкус, состоят из атомов водорода и
кислотных остатков, изменяют цвет индикаторов в результате отщепляющегося иона
водорода.
Учитель: С кем же они взаимодействуют? Давайте составим
схему(дети заполняют схему)
|
|
|
|
|
|
|
|
диссоциация
с металлами до водорода
|
|
|
Учитель:
Давайте же проверим, являются ли эти свойства общими для неорг. и орг. кислот?
Итак, приступаем к работе в своих группах (инструктаж, техника безопасности).
Перед вами на столах инструкция и оценочный лист, руководитель группы отмечает
в оценочном листе участие каждого, обсудив оценку в группе. Внимательно
ознакомьтесь и выполняйте работу согласно инструкции.
I.группа исследует свойства неорг. соляной кислоты НCl.
- Изменение цвета
индикатора, как результат диссоциации и отщепления ионов водорода:
HCl → H+ + Cl-
- реакция с
металлами до водорода:
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2
( решают ОВР)
Сu + HCl = (с металлами после водорода не реагирует)
- с оксидами
металлов:
СаО +2 HCl = CaCl2 + H2O (решают РИО)
- c
основаниями:
NaOH + HCl = NaCl + H2O
(РИО)
- с солями (если
газ, осадок, сл.электролит):
CaCO3 + 2 HCl
= CaCl2 + CO2 + H2O
- со
спиртами:
CH3OH + HO-NO2
= CH3-ONO2 + H2O
Все уравнения
реакций дети пишут на доске.
II.группа исследует свойства орг. уксусной кислоты, проводя те
же самые реакции.
- диссоциация:
CH3COOH ↔ H+ + CH3COO-
- с металлами
до водорода:
Mg + 2CH3COOH
= H2 + (CH3COO)2Mg (ОВР)
Cu + CH3COOH = (с металлами после водорода не реагируют)
- с оксидами
металлов:
СаО + 2CH3COOH = (CH3COO)2Са
+ Н2О (РИО)
-с основаниями:
NaOH + CH3COOH
= CH3COONa + H2O (РИО)
- с солями:
CaCO3 + 2CH3COOH
= (CH3COO)2Са + CO2 + H2O
- со спиртами:
CH3COOH + CH3OH ↔ CH3COOСН3 + Н2О
Все реакции
учащиеся записывают на доске.
Учитель: Ребята, посмотрите на схему, сравните с результатами работы своей
группы и сделайте вывод об общности химических свойств неорганических и
органических кислот и причине этой общности.
Учащиеся: И неорганические и органические кислоты
имеют сходные свойства и обусловлены они общим ионом водорода.
А как бы вы ответили, ребята, на вопрос о взаимосвязи свойств
кислот и их значении (Ответ: многообразие
свойств – многообразие влияния).
Итак ребята, исследуя свойства неорг.и орг. кислот, мы
сделали вывод об их сходстве, мы установили причину этого сходства и установили
причину взаимосвязи кислот и их значимости.
Но… как вы думаете, все ли свойства одинаковы? Ведь
есть кислоты предельные и непредельные, концентрированные и разбавленные.
(задания из ЕГЭ), есть и специфические свойства кислот (привести примеры из
домашнего задания) . И это станет темой следующего урока.
III. А сейчас одна группа выполнит творческое
задание: гимн кислотам (плакат, стихи, синквейн). А вторая побудет медиками и
рассчитает массу соляной кислоты в ходе решения расчётной задачи.
Задача:
За сутки в желудке человека выделяется 800 мл. желудочного сока, плотность
1,065 г/мл., в котором массовая доля соляной кислоты 0,5%. Рассчитать массу
соляной кислоты и массу хлорида натрия, необходимого для образования соляной
кислоты.
Вот такое количество соли человеку необходимо в сутки,
чтобы вырабатывалось необходимое количество соляной кислоты.
III.
Подведение итогов
IV.
Рефлексия (выбрать
лист с текстом, характеризующим настроение на уроке: «проявил в себе
исследовательские качества», «задумался о своём предназначении», «увидел себя с
иной стороны», «было не интересно», «скучно»)
V.
Домашнее задание
параграф 20, Ответить на творческий вопрос: У вас на участке кислые почвы. Что
необходимо вносить в почву, чтобы устранить избыточную кислотность.
«Общие свойства неорганических и органических кислот»
Урок
химии в 11 классе
МБОУ РСОШ №10
Учитель: Григоренко Е.В.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.