Инфоурок Химия Другие методич. материалыУрок по теме "Кислоты"

Урок по теме "Кислоты"

Скачать материал

Открытый урок в 11 классе по теме

 «Общие свойства неорганических и органических кислот»

 

Цели урока:

1.     Обучающие

Опираясь на ранее полученные знания, отследить общие свойства неорганических и органических кислот и причину этой общности, проанализировать признаки и условия течения реакций, рассмотрев их с точки зрения ТЭД и ОВР.

2.     Развивающие

Способствовать развитию у учащихся методов анализа и синтеза, навыков экспериментальной работы на основе личностно-ориентированной, исследовательской  технологий.

3.     Воспитательные

Воспитывать у учащихся стремление и интерес к процессу познания на основе исследовательской деятельности, химическую и экологическую грамотность.

 

«Нельзя пренебрегать исследованием сущности вещей, ибо это значило бы сознательно закрыть себе путь, ведущий к скрытым                тайнам»

                                                                                    (Я. Ван-Дер-Ваальс)

 

Оборудование: микролаборатории с набором реактивов и  химической посуды. Мультимедиасистема

 

 Форма урока: групповая работа

 

Методы: беседа, применение ИКТ, элементы проблемно - исследовательской технологии, химический эксперимент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

I.      Организационный момент

Цель: проверка готовности к уроку, создание доброжелательной, рабочей атмосферы на уроке

II.  Основная часть

Мотивация, актуализация темы

Учитель: «Тысячи кислот царят в природе,

                   И в саду, и дома, в огороде,

                   В атмосфере и в аптеке каждой,

                   Потому их свойства знать так важно!»

  Ребята, здесь, перед вами, на столе, лишь крошечная часть из бесчисленного мира кислот! И роль их велика (далее рассказ учителя и демонстрация слайдов о представленных кислотах: соляной, азотной, уксусной и т.д., с акцентом на их положительное и отрицательное влияние). Соляная кислота нужна для работы желудка, а избыток её ведёт к медицинским проблемам - изжога; азотная кислота пополняет в почве запас азота, необходимый для роста растений, а выпадая на землю в виде кислотных дождей, ведёт к серьёзным экологическим проблемам. И так можно сказать о любой кислоте. И  даже эта маленькая часть царства кислот и незначительное количество примеров позволяют сделать важный вывод. Какой, ребята? Дети: вывод  об огромной роли и значении кислот. Я согласна с вами, ребята. Итак: Кислоты влияют на жизнь человека и  окружающую среду. А отсюда перед человеком встаёт задача: направить влияние кислот только в нужное русло, сделать его полезным для человека. А поскольку применение всегда основано на свойствах, человек стал детально изучать свойства кислот. Вот и мы сегодня в нашей химической  лаборатории побудем в роли исследователей и попытаемся, используя разрозненные знания по теме неорганические и органические кислоты, систематизировать эти знания, найти черты сходства между свойствами органических и неорганических кислот, объяснить  причину такого сходства, запишем эти свойства в виде уравнений реакций. Попытаемся сделать вывод о взаимосвязи  свойств и значения кислот для человека. Это и будет целью нашего урока. Ребята, как вы поняли цель нашего урока, что мы должны сегодня сделать?

Учащиеся:

- сравнить свойства органических и неорганических кислот;

- установить причину общих свойств;

- сделать вывод о взаимосвязи хим. свойств кислот и их значения для человека.

 Да, в ходе хим. эксперимента, опираясь на полученные ранее знания, попытаемся поднять их на уровень обобщённых выводов. И тогда станет понятна причина общности свойств.

Итак, тема нашего урока «Общие свойства неорганических и органических кислот»

IIа. Учитель: Ребята, вы получили задание повторить хим. свойства неорганических и органических кислот. Что же это за вещества - кислоты?

Дети: кислые на вкус, состоят из атомов водорода и кислотных остатков, изменяют цвет индикаторов в результате отщепляющегося иона водорода.

Учитель: С кем же они взаимодействуют? Давайте составим схему(дети заполняют схему)

                     диссоциация

 

 с металлами до водорода

 
 

 


    

с солями (если обр.

↑, ↓, сл. электролит)

 
 

 

 

 

 

 

 


Учитель: Давайте же проверим, являются ли эти свойства общими для неорг. и орг. кислот?

Итак, приступаем к работе в своих группах (инструктаж, техника безопасности). Перед вами на столах инструкция и оценочный лист, руководитель группы отмечает в оценочном листе участие каждого, обсудив оценку в группе. Внимательно ознакомьтесь и выполняйте работу согласно инструкции.

I.группа исследует свойства неорг. соляной кислоты НCl.

- Изменение цвета индикатора, как результат диссоциации и отщепления ионов водорода:

HCl → H+ + Cl-

- реакция с металлами до водорода:

Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2 ( решают ОВР)

Сu + HCl =  (с металлами после водорода не реагирует)

- с оксидами металлов:

СаО +2 HCl = CaCl2  + H2O (решают РИО)

- c основаниями:

NaOH + HCl = NaCl + H2O (РИО)

- с солями (если газ, осадок, сл.электролит):

CaCO+ 2 HCl = CaCl2  + CO2 + H2O

- со спиртами:

CH3OH + HO-NO2 = CH3-ONO2 + H2O

Все уравнения реакций дети пишут на доске.

II.группа  исследует свойства орг.  уксусной кислоты, проводя те же  самые реакции.

- диссоциация:

CH3COOH H+  + CH3COO-

- с металлами до водорода:

Mg + 2CH3COOH =  H2  + (CH3COO)2Mg      (ОВР)

Cu + CH3COOH =  (с металлами после водорода не реагируют)

- с оксидами металлов:

СаО + 2CH3COOH = (CH3COO)2Са + Н2О     (РИО)

-с основаниями:

NaOH + CH3COOH = CH3COONa + H2O     (РИО)

- с солями:

CaCO3  +  2CH3COOH = (CH3COO)2Са + CO2 + H2O

- со спиртами:

CH3COOH + CH3OHCH3COOСН3 + Н2О

Все реакции учащиеся записывают на доске.

Учитель: Ребята, посмотрите на схему, сравните с результатами работы своей группы  и сделайте вывод об общности химических свойств неорганических и органических кислот и причине этой общности.

Учащиеся: И неорганические и органические кислоты имеют сходные свойства и обусловлены они общим ионом водорода.

А как бы вы ответили, ребята, на вопрос о взаимосвязи свойств кислот и их значении (Ответ: многообразие свойств – многообразие влияния).

Итак ребята, исследуя свойства неорг.и орг. кислот, мы сделали вывод об их сходстве, мы установили причину этого сходства и установили причину взаимосвязи кислот и их значимости.

Но… как вы думаете, все ли свойства одинаковы? Ведь есть кислоты предельные и непредельные, концентрированные и разбавленные. (задания из ЕГЭ), есть и специфические свойства кислот (привести примеры из домашнего задания) . И это станет темой следующего урока.

III. А сейчас одна группа выполнит творческое задание: гимн кислотам (плакат, стихи, синквейн). А вторая побудет медиками и рассчитает массу соляной кислоты в ходе решения расчётной задачи.

Задача: За сутки в желудке человека выделяется 800 мл. желудочного сока, плотность 1,065 г/мл., в котором массовая доля соляной кислоты 0,5%. Рассчитать массу соляной кислоты и массу хлорида натрия, необходимого для образования соляной кислоты.

Вот такое количество соли человеку необходимо в сутки, чтобы вырабатывалось необходимое количество соляной кислоты.

III.           Подведение итогов

IV.            Рефлексия (выбрать лист с текстом, характеризующим настроение на уроке: «проявил в себе исследовательские качества», «задумался о своём предназначении», «увидел себя с иной стороны», «было не интересно», «скучно»)

V.   Домашнее задание параграф 20,  Ответить на творческий вопрос: У вас на участке кислые почвы. Что необходимо вносить в почву, чтобы устранить избыточную кислотность.

 

   

 

 

 

 

«Общие свойства неорганических и органических кислот»

  Урок химии в 11 классе

МБОУ РСОШ №10

   

 

Учитель: Григоренко Е.В.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по теме "Кислоты""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

PR-менеджер

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цели урока:

1.      Обучающие

Опираясь на ранее полученные знания, отследить общие свойства неорганических и органических кислот и причину этой общности, проанализировать признаки и условия течения реакций, рассмотрев их с точки зрения ТЭД и ОВР.

2.      Развивающие

Способствовать развитию у учащихся методов анализа и синтеза, навыков экспериментальной работы на основе личностно-ориентированной, исследовательской  технологий.

3.      Воспитательные

Воспитывать у учащихся стремление и интерес к процессу познания на основе исследовательской деятельности, химическую и экологическую грамотность.

«Нельзя пренебрегать исследованием сущности вещей, ибо это значило бы сознательно закрыть себе путь, ведущий к скрытым                тайнам»

                                                                                    (Я. Ван-Дер-Ваальс)

Оборудование: микролаборатории с набором реактивов и  химической посуды. Мультимедиасистема

 Форма урока: групповая работа

 

Методы: беседа, применение ИКТ, элементы проблемно - исследовательской технологии, химический эксперимент

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 516 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 419
    • DOCX 51 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Григоренко Елена Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Григоренко Елена Викторовна
    Григоренко Елена Викторовна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 59541
    • Всего материалов: 24

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по химии в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 28 регионов

Курс повышения квалификации

Химия окружающей среды

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 53 человека из 32 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Химия: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель химии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 463 человека из 70 регионов

Мини-курс

Мозг и психотерапия: влияние, методы и направления

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 26 регионов

Мини-курс

Управление персоналом и коммуникация в команде

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологическая помощь и развитие детей: современные вызовы и решения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

Восстановительные и медиативные практики в профилактике кибербуллинга

Перейти к трансляции