Главная / Химия / Урок по теме "Кислоты"

Урок по теме "Кислоты"

Открытый урок в 11 классе по теме

«Общие свойства неорганических и органических кислот»


Цели урока:

  1. Обучающие

Опираясь на ранее полученные знания, отследить общие свойства неорганических и органических кислот и причину этой общности, проанализировать признаки и условия течения реакций, рассмотрев их с точки зрения ТЭД и ОВР.

  1. Развивающие

Способствовать развитию у учащихся методов анализа и синтеза, навыков экспериментальной работы на основе личностно-ориентированной, исследовательской технологий.

  1. Воспитательные

Воспитывать у учащихся стремление и интерес к процессу познания на основе исследовательской деятельности, химическую и экологическую грамотность.


«Нельзя пренебрегать исследованием сущности вещей, ибо это значило бы сознательно закрыть себе путь, ведущий к скрытым тайнам»

(Я. Ван-Дер-Ваальс)


Оборудование: микролаборатории с набором реактивов и химической посуды. Мультимедиасистема


Форма урока: групповая работа


Методы: беседа, применение ИКТ, элементы проблемно - исследовательской технологии, химический эксперимент

















Ход урока

  1. Организационный момент

Цель: проверка готовности к уроку, создание доброжелательной, рабочей атмосферы на уроке

  1. Основная часть

Мотивация, актуализация темы

Учитель: «Тысячи кислот царят в природе,

И в саду, и дома, в огороде,

В атмосфере и в аптеке каждой,

Потому их свойства знать так важно!»

Ребята, здесь, перед вами, на столе, лишь крошечная часть из бесчисленного мира кислот! И роль их велика (далее рассказ учителя и демонстрация слайдов о представленных кислотах: соляной, азотной, уксусной и т.д., с акцентом на их положительное и отрицательное влияние). Соляная кислота нужна для работы желудка, а избыток её ведёт к медицинским проблемам - изжога; азотная кислота пополняет в почве запас азота, необходимый для роста растений, а выпадая на землю в виде кислотных дождей, ведёт к серьёзным экологическим проблемам. И так можно сказать о любой кислоте. И даже эта маленькая часть царства кислот и незначительное количество примеров позволяют сделать важный вывод. Какой, ребята? Дети: вывод об огромной роли и значении кислот. Я согласна с вами, ребята. Итак: Кислоты влияют на жизнь человека и окружающую среду. А отсюда перед человеком встаёт задача: направить влияние кислот только в нужное русло, сделать его полезным для человека. А поскольку применение всегда основано на свойствах, человек стал детально изучать свойства кислот. Вот и мы сегодня в нашей химической лаборатории побудем в роли исследователей и попытаемся, используя разрозненные знания по теме неорганические и органические кислоты, систематизировать эти знания, найти черты сходства между свойствами органических и неорганических кислот, объяснить причину такого сходства, запишем эти свойства в виде уравнений реакций. Попытаемся сделать вывод о взаимосвязи свойств и значения кислот для человека. Это и будет целью нашего урока. Ребята, как вы поняли цель нашего урока, что мы должны сегодня сделать?

Учащиеся:

- сравнить свойства органических и неорганических кислот;

- установить причину общих свойств;

- сделать вывод о взаимосвязи хим. свойств кислот и их значения для человека.

Да, в ходе хим. эксперимента, опираясь на полученные ранее знания, попытаемся поднять их на уровень обобщённых выводов. И тогда станет понятна причина общности свойств.

Итак, тема нашего урока «Общие свойства неорганических и органических кислот»

IIа. Учитель: Ребята, вы получили задание повторить хим. свойства неорганических и органических кислот. Что же это за вещества - кислоты?

Дети: кислые на вкус, состоят из атомов водорода и кислотных остатков, изменяют цвет индикаторов в результате отщепляющегося иона водорода.

Учитель: С кем же они взаимодействуют? Давайте составим схему(дети заполняют схему)

Кислоты неорганические и органические

диссоциация


с металлами до водорода

с оксидами

металлов


с основаниями


hello_html_ade15a7.gifhello_html_563d6e7b.gif

hello_html_m1eb48aa.gifhello_html_410047c5.gif

hello_html_76346114.gifhello_html_2a11bfe6.gif

с солями (если обр.

, ↓, сл. электролит)

со спиртами, образуя сложные эфиры






Учитель: Давайте же проверим, являются ли эти свойства общими для неорг. и орг. кислот?

Итак, приступаем к работе в своих группах (инструктаж, техника безопасности). Перед вами на столах инструкция и оценочный лист, руководитель группы отмечает в оценочном листе участие каждого, обсудив оценку в группе. Внимательно ознакомьтесь и выполняйте работу согласно инструкции.

I.группа исследует свойства неорг. соляной кислоты НCl.

- Изменение цвета индикатора, как результат диссоциации и отщепления ионов водорода:

HCl → H+ + Cl-

- реакция с металлами до водорода:

Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2 ( решают ОВР)

Сhello_html_1deecfe3.gifu + HCl = (с металлами после водорода не реагирует)

- с оксидами металлов:

СаО +2 HCl = CaCl2 + H2O (решают РИО)

- c основаниями:

NaOH + HCl = NaCl + H2O (РИО)

- с солями (если газ, осадок, сл.электролит):

CaCO3 + 2 HCl = CaCl2 + CO2 + H2O

- со спиртами:

CH3OH + HO-NO2 = CH3-ONO2 + H2O

Все уравнения реакций дети пишут на доске.

II.группа исследует свойства орг. уксусной кислоты, проводя те же самые реакции.

- диссоциация:

CH3COOHH+ + CH3COO-

- с металлами до водорода:

Mg + 2CH3COOH = H2 + (CH3COO)2Mg (ОВР)

Chello_html_m3b933a98.gifu + CH3COOH = (с металлами после водорода не реагируют)

- с оксидами металлов:

СаО + 2CH3COOH = (CH3COO)2Са + Н2О (РИО)

-с основаниями:

NaOH + CH3COOH = CH3COONa + H2O (РИО)

- с солями:

CaCO3 + 2CH3COOH = (CH3COO)2Са + CO2 + H2O

- со спиртами:

CH3COOH + CH3OHCH3COOСН3 + Н2О

Все реакции учащиеся записывают на доске.

Учитель: Ребята, посмотрите на схему, сравните с результатами работы своей группы и сделайте вывод об общности химических свойств неорганических и органических кислот и причине этой общности.

Учащиеся: И неорганические и органические кислоты имеют сходные свойства и обусловлены они общим ионом водорода.

А как бы вы ответили, ребята, на вопрос о взаимосвязи свойств кислот и их значении (Ответ: многообразие свойств – многообразие влияния).

Итак ребята, исследуя свойства неорг.и орг. кислот, мы сделали вывод об их сходстве, мы установили причину этого сходства и установили причину взаимосвязи кислот и их значимости.

Но… как вы думаете, все ли свойства одинаковы? Ведь есть кислоты предельные и непредельные, концентрированные и разбавленные. (задания из ЕГЭ), есть и специфические свойства кислот (привести примеры из домашнего задания) . И это станет темой следующего урока.

III. А сейчас одна группа выполнит творческое задание: гимн кислотам (плакат, стихи, синквейн). А вторая побудет медиками и рассчитает массу соляной кислоты в ходе решения расчётной задачи.

Задача: За сутки в желудке человека выделяется 800 мл. желудочного сока, плотность 1,065 г/мл., в котором массовая доля соляной кислоты 0,5%. Рассчитать массу соляной кислоты и массу хлорида натрия, необходимого для образования соляной кислоты.

Вот такое количество соли человеку необходимо в сутки, чтобы вырабатывалось необходимое количество соляной кислоты.

  1. Подведение итогов

  2. Рефлексия (выбрать лист с текстом, характеризующим настроение на уроке: «проявил в себе исследовательские качества», «задумался о своём предназначении», «увидел себя с иной стороны», «было не интересно», «скучно»)

  3. Домашнее задание параграф 20, Ответить на творческий вопрос: У вас на участке кислые почвы. Что необходимо вносить в почву, чтобы устранить избыточную кислотность.






«Общие свойства неорганических и органических кислот»

Урок химии в 11 классе

МБОУ РСОШ №10


Учитель: Григоренко Е.В.




Урок по теме "Кислоты"
  • Химия
Описание:

Цели урока:

1.      Обучающие

Опираясь на ранее полученные знания, отследить общие свойства неорганических и органических кислот и причину этой общности, проанализировать признаки и условия течения реакций, рассмотрев их с точки зрения ТЭД и ОВР.

2.      Развивающие

Способствовать развитию у учащихся методов анализа и синтеза, навыков экспериментальной работы на основе личностно-ориентированной, исследовательской  технологий.

3.      Воспитательные

Воспитывать у учащихся стремление и интерес к процессу познания на основе исследовательской деятельности, химическую и экологическую грамотность.

«Нельзя пренебрегать исследованием сущности вещей, ибо это значило бы сознательно закрыть себе путь, ведущий к скрытым                тайнам»

                                                                                    (Я. Ван-Дер-Ваальс)

Оборудование: микролаборатории с набором реактивов и  химической посуды. Мультимедиасистема

 Форма урока: групповая работа

 

Методы: беседа, применение ИКТ, элементы проблемно - исследовательской технологии, химический эксперимент

Автор Григоренко Елена Викторовна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 715
Номер материала 21568
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓