Главная / Русский язык и литература / Урок по теме "Имя существительное" (10 класс)

Урок по теме "Имя существительное" (10 класс)

Разработка открытого урока русского языка

В 10 классе

Тема: Имя существительное как часть речи

Цель: обобщение и повторение учащимися ранее изученного материала об имени существительном

Задачи:

- через выполнение устных и письменных заданий выяснить уровень теоретических знаний, а также умений и навыков применения имен существительных в речи, закрепить знания по сравнительной грамматике русского и казахского языков;

- способствовать дальнейшему укреплению уважения к русскому языку;.

- закрепление лексико-грамматических категорий имени существительного через грамотную разговорную речь.

Оборудование: справочный материал, индивидуально-дифференцированные карты, слайдовые презентации

Вид урока: урок- исследование

Тип урока: совершенствование знаний, умений навыков, целевое применение знаний об имени существительном.

Ход урока

Эпиграф: «Приобретать знания – храбрость,

Приумножать их – мудрость, а умело

Применять – высшее искусство»

(восточная мудрость)





  1. Актуализация знаний.

Психологический настрой

Доброе утро, ребята! Эта неделя для вас и для нас особенная. Почему? (ответы учащихся)

Да, это понедельник, последняя неделя 1 четверти, последняя неделя октября месяца,урок русского языка, первый урок недели. А раз первый, то отправьте друг другу первые лучики счастья собрав нежно в ладошки со словами: желаю добра, счастья, удачи, здоровья,денег, процветания, понимания и т.д по одному слову. Готовы?! Произнесли свое желание и кинули его вверх. Начнем! Спасибо. Значит сегодня и наш урок и ваше настроение и весь день будут наполнены добром.

Эпиграфом нашего урока я взяла следующие строки. (Читаю)Почему?

- Сегодня мы с вами постараемся вспомнить все, что знаем о такой простой только с первого взгляда части речи, которая называется “имя существительное”. Я дала вам задание прочитать все об имени существительном.

Первый этап урока. Предлагаю заполнить таблицу. Работа выполняется самостоятельно, индивидуально.(перед каждым лежит таблица)

Что помню об имени существительном.

Какая информация забыта .

На уроке вспомнил или узнал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Второй этап. Вы заполнили свою таблицу, где в основном заполнена первая колонка. Я задаю вопросы, не знающие ответы должны заполнить соответствующие графы.

Вопросы:

  • Как изменяются имена существительные?

  • Сколько падежей у имен существительных?

  • Какой падеж с предлогами не употребляется?

  • Что обозначает имя существительное?

  • Какими бывают имена существительные?

  • Как правильно сказать: имена существительные изменяются по родам или имена существительные имеют категорию рода?

  • Какой падеж без предлогов не употребляется?

  • Что называется склонением?

  • Сколько склонений у имен существительных? Как они называются?

  • Каким членом предложения являются имена существительные?

  • Как образуются имена существительные?

Третий этап.

Что такое часть речи “ Имя существительное”? Посмотрите в свою таблицу и ответьте на этот вопрос (ответ учащегося оценивается).§8

  • Почему мы задать можем к одной части речи два вопроса? (Cуществительные бывают собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные)

Рассмотрите таблицу и внесите в свою табличку ту информацию, которая для Вас новая или забыта. Какие существительные называются одушевленными и неодушевленнымиr? Легкий это вопрос? Давайте послушаем ответы команд:

Четвертый этап.

Категория одушевленности и неодушевленности.

Существительные бывают одушевленные и неодушевленные.

Одушевленные отвечают на вопрос кто? и обозначают живые существа (людей, животных и т.д.).

Неодушевленные отвечают на вопрос что? и обозначают предметы, явления, события и т.д., которые нельзя причислить к живым существам.

Различие одушевленных и неодушевленных имен существительных выражается не только лексически, но и грамматически. И не всегда лексическое понятие живое-неживое совпадаете грамматическим понятием одушевленное - неодушевленное.

К одушевленным именам существительным относятся:

1) названия некоторых игрушек (кукла, матрешка, марионетка, робот, снеговик),

2) названия умерших людей (мертвец, покойник, утопленник},

3) названия некоторых карт (валет, дама, король, туз)

4) названия фигур в шахматах (конь, слон, ферзь, король).

Грамматическое различие одушевленных и неодушевленных имен существительных

Одушевленные имена существительные: в. п. = р. п.

Неодушевленные имена существительные: в. п. = и. п.

Некоторые имена существительные могут быть одушевленными и неодушевленными:

1) названия микроорганизмов (инфузория, бактерия, микроб),

2) имена существительные (образ, тип, характер; куколка (насекомого), личинка; змей (воздушный)),

3) неодушевленные имена существительные при употреблении в переносном значении становятся одушевленными;

Например: тюфяк - род матраса, тюфяк - нерешительный человек выбросил тюфяк на пол. Тюфяк был пыльный. В. п. = И. п. - неодушевленное существительное. Мы встретили этого тюфяка. Сегодня тюфяка не было. В. п. = Р. п. - одушевленное существительное.

Неодушевленными являются все имена существительные, имеющие только форму множественного числа (ножницы, джунгли).

Вспомнили? Сейчас вопрос кажется легким? Задания группам: слайд №5. Оценивание групп: первому 5 баллов, второму 4 балла; за каждую ошибку убирается один балл.

Пятый этап.

Слушаем команды . Что они знают о категории: Собственные и нарицательные имена существительные

Существительные бывают собственными и нарицательными.

К именам собственным относятся:

1) имена, отчества и фамилии (Сергей Васильевич Михеев),

2) клички животных (Пушок, Пеструха),

3) имена сказочных и мифологических существ (Змей Горыныч, Афродита),

4) географические и астрономические названия (Енисей, Марс),

5) названия учреждений, печатных изданий, литературных произведений, марок изделий (магазин “Перекресток”, журнал “Смена”, повесть “Понедельник начинается в субботу”, машина “ Опель”).

Нарицательные имена существительные могут быть четырех типов: Нарицательные имена существительные. Приложение 1

Выполните упражнение 1 (слайд 7., 15 слайд  Презентация), чтобы закрепить знания. Оценивание работ.



Шестой этап. Определите род существительных, данных в карточках.

На карточках слова: проигрыш, тушь, прабабушка, степь, мишура, варенье, забияка, простофиля, союз, сирота, мелочь, орфография, малыш, папа.

Какие вопросы возникли после выполнения задания? Почему не смогли определить род существительных забияка, простофиля, сирота?

Какая из команд ответит мне о категории рода в русском языке?( Ответы детей.)

Категория рода. 14 параграф

Каждое имя существительное, имеющее форму единственного числа, принадлежит к одному из четырех родов.

мужской род

врач, пес

женский род

машина, Аня

средний род

окно, животное

общий род

пьяница, судья

Приложение 2

Особое место занимают имена существительные общего рода

К ним относятся некоторые существительные 1-го склонения со значением лица и окончаниями -А, -Я. Например: плакса, разиня

Их род определяется полом того лица, которое они называют. Например: Наша Катя - плакса (в ж. р.). Маленький Андрюша - плакса (в м.р.). Некоторые слова, обозначающие должности и профессии людей (врач, секретарь, бригадир, учитель и т. д.), имеют свойства существительных общего рода. Но они не являются существительными общего рода, т. к. употребление их в значении женского рода возможно только в форме именительного падежа, а у существительных общего рода - во всех падежных формах.

Например: Секретарь закончила перепечатку документов. Секретарь четко ответил на все вопросы.

Выполнение задания (слайд 9).

Седьмой этап.

§10-11Склонение имен существительных

В зависимости от рода что определяется у существительного? (Склонение) Сколько склонений у существительного в русском языке? Вспомним о группе разносклоняемых существительных. Подсказка у вас на столах. (Приложение 3)

Система склонения имен существительных



1-е склонение

2-е склонение

3-е склонение

м. р. с окончаниями -а, -я

Например: папа Коля.

ж. р. с окончаниями -а, -я

Например: ваза, няня

м. р. с нулевым окончанием (кроме слова “путь”)

Например: конь строй стол ср. р. с окончаниями -о, -е.

Например: облако море

ж. р. с нулевым окончанием с мягким знаком на конце

Например: площадьмелочь

Разносклоняемые имена существительные склоняются по-особому, и поэтому не относятся ни к одному типу склонений. Это 10 имен существительных на -МЯ:

Бремя время знамя племя стремя пламя имя темя вымя семя

А также существительные ПУТЬ и дитя. У существительных на -МЯ в единственном числе в родительном, дательном, творительном и предложном падежах добавляется суффикс -ЕН-, а у существительного дитя - суффикс -ЯТ-.

ДИТЯ дитяти дитяти дитя дитятей о дитяти

Сегодня я до работы добиралась на метре и была я в новом пальте. Почему я вижу ваше недоумение в классе? А как правильно произнести эту фразу? Почему? (Делается вывод о несклоняемых существительных) А как определить их род? Рассмотрите таблицу, не забывайте заполнять свою табличку!

К несклоняемым именам существительным относятся:

1) заимствованные, оканчивающиеся на гласные;

Например: авеню, алоэ, амплуа, депо, какаду, кашне

2) многие иноязычные имена собственные;

Например:Замбези, Токио, Мериме, Золя

3) аббревиатуры и сложносокращенные слова, оканчивающиеся на гласные;

Например:МГИМО, ТСО, сельпо

4) иностранные фамилии, обозначающие лиц женского пола: Смит, Раульф (иностранные фамилии, обозначающие лиц мужского пола, склоняются как имена существительные второго склонения);

5) русские и украинские фамилии на -О и -ИХ (-ЫХ).

Например: Корейко, Седых

Выполнение задания (слайд 13). Комментирование.



Восьмой этап.

Категория падежа и числа в русском языке.

Разве можно говорить о склонении, не вспомнив, сколько падежей в русском языке и категории числа. Какая из команд нам расскажет?

Просклонять устно : книги, дом, дочь.



Девятый этап

Синтаксическая роль имен существительных.

Прежде чем мы будем говорить о ней давайте вспомним, что мы знаем о такой части речи как «Зат есім» в казахском языке. Я хочу передать слово Амине Кумарбековне. Я прошу Вас, чтобы Вы буквально остановились на грамматических категориях «Зат есім». (выступление Амины Кумарбековны)

Какие категории в русском и казахском языке схожи? Какой категории в казахском языке нет? (Ответы ребят)

В учебнике грамматические правила раскрыты на лексическом материале: объединенном одной тематикой: В упр70 о возрасте ученых , упр 73 о математике и ученых – математиках, в упр 74 о Шокане Уалиханове, в упр 96 о чудачестве и увлечениях ученых. Об этом мы будем говорить на следующем уроке - уроке развития речи, мы коснемся также морфологического разбора и словообразования имен существительных.

Синтаксическая роль имен существительных.

Сделайте синтаксический разбор данного предложения, определите какие члены предложения выражены именем существительным

Мария и Пьер Кюри сделали открытие атомной эры в холодном сарае. – разбор предложения.

Синтаксическая роль: подлежащее, дополнение, обстоятельство +



Слово учителя: Мы сегодня в полном объеме повторили все об имени существительном. Распечатки с таблицами остаются у вас. Очень хорошо рассказала о сходстве и различиях русского и казахского языков Амина Кумарбековна. Сейчас я соберу все ваши таблицы, чтоб ознакомиться с ними. А вам такое задание: составить опорный конспект (знакомлю с некоторыми)

Имена существительные

( предмет - Кто? Что?)

Делятся по значению: Имеют Изменяются:

Одушевл. Неодушевл + род - числам+

Собственные. Нарицательн + склонение - падеж+ (7)

Защита- презентация проектов опорных схем.

Подведение итогов урока: Выставление оценок средняя по группе.

Домашняя работа: упр 87 ( найти сущест, определить склон , род, число, падеж и синтак роль)



Урок по теме "Имя существительное" (10 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

 

Урок охватывает обобщение и повторение учащимися  ранее изученного материала об имени существительном через выполнение устных и письменных заданий. Ученики смогут   выяснить свой уровень теоретических знаний по данной теме, а также умений и навыков применения имен существительных в речи, закрепить знания по  сравнительной грамматике русского и казахского языков.

 Задания даются для выполнения в группах, что способствует само и взаимообучаемости учащихся, а также созданию атмосферы сотрудничества и соперничества. Характерно разнообразие видов работ на уроке

 

 

 

Автор Татенова Слушаш Турсунгалиевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 4339
Номер материала 30691
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓