Главная / Музыка / Урок по теме "Хоровая музыка в храме" (5 класс).

Урок по теме "Хоровая музыка в храме" (5 класс).

Конспект урока по музыке в 5 классе

по теме «Хоровая музыка в храме»

27 ноября 2012 года



Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Цели урока:

1. образовательные:

а) проверить, как учащиеся поняли особенности народной хоровой музыки,

б) объяснить особенности русской храмовой хоровой музыки,

в) показать развитие русской храмовой хоровой музыки от византийского одноголосия до композиторской хоровой музыки,

г) познакомить детей с творчеством русского композитора П.Г.Чеснокова.

2. воспитательные:

а) воспитывать эмоциональную отзывчивость учащихся к таким музыкальным явлениям, как народная и храмовая хоровая музыка,

б) прививать навык вдумчивого слушания музыки,

в) воспитывать уважение к национальной музыкальной культуре.

3. развивающие:

а) развивать слушательскую и исполнительскую музыкальную культуру учащихся через приобщение к лучшим образцам хоровой музыки,

б) развивать познавательный интерес учащихся,

в) продолжать развитие вокально-хоровых навыков и работу над ансамблем.


УУД: умение выделять главное, сравнивать, обобщать; развивать целеустремлённость, выдержку, самообладание, сопереживание.


Подготовка к уроку:

  1. Подготовить классную доску:

- вверху центральной части написать дату – «27 ноября», ниже – оставить место для «Древа храмовой хоровой музыки» и определений способов хорового исполнения (византийское одноголосие, раннее русское многоголосие, композиторская хоровая музыка),

  1. Подготовить интерактивную доску:

-написать дату, тему урока, музыкальный материал.


3. Подготовить презентацию и видеофрагменты к уроку, музыкальный материал (открыть).


4. Подготовить аппаратуру: интерактивный комплекс.


5. Подготовить иллюстрации: Древо храмовой хоровой музыки, разрезанное на три части, портрет П.Г.Чеснокова, фреску В.М.Васнецова «Крещение Руси», определения способов хорового исполнения (византийское одноголосие, раннее русское многоголосие, композиторская хоровая музыка).


6. Подготовить классный журнал со списком учащихся.

ХОД УРОКА

Слайд 1


Организационное начало учебного занятия:


Музыкальное приветствие.


Учитель: Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют уважаемые гости – учителя музыки из других школ, присутствуют наши уважаемые завучи, и представитель Русской Православной Церкви – Настоятель Храма Бориса и Глеба р.п. Вешкайма протоиерей Анатолий Капранов – Отец Анатолий. Он также является папой Анюты Капрановой, которая вместе с вами учится. Давайте поприветствуем гостей аплодисментами.

Сегодня у нас очень серьезная тема урока, поэтому я попрошу вас настроиться на работу, сосредоточиться, и активно отвечать на вопросы и выполнять задания.

***

Повторение изученного:


Учитель:


«Мы продолжаем путешествие в удивительный мир музыки. Мы познакомились с русской народной песней, с музыкой разных народов мира. Сейчас Вы увидите фрагмент песни, а затем выберите из предложенного, какой жанр музыки прозвучал.


-Показывается видеофрагмент песни «Вниз по матушке по Волге», дети слушают. Слушание.


Слайд 2


Учитель: Итак, к какому жанру относится это произведение?

Дети: Это музыкальное произведение относится к жанру народной хоровой музыки.


Учитель: Что изображает, рисует эта музыка?

Дети отвечают с места: реку, леса, поля, русское раздолье, русскую природу, окружающий нас мир.


***

Актуализация темы урока:

Учитель: Сегодня мы познакомимся с жанром хоровой музыки. Скажите, а где вы можете слышать хоровое пение?

Дети: В школе, на концерте, в храме.


Слайд 3

Учитель: Правильно, сегодня мы познакомимся с хоровой музыкой, звучащей в храме. Узнаем, как она появилась и развивалась, и сравним ее с народной хоровой музыкой. Пожалуйста, откройте ваши тетради, запишите число и тему урока, а также музыкальный материал.

(пишет на доске): 27 ноября 2012 г., Хоровая музыка в храме.


***

Усвоение новых знаний и способов деятельности:


Слайд 4


Учитель: Вам известно, что с глубокой древности русский народ любит хоровое пение. Оно сопровождало человека везде – в поле, в походе, на работе и отдыхе. Поворотным моментом в развитии русской хоровой музыки стало Крещение Руси святым великим князем Владимиром. Это произошло более тысячи лет назад, в 988 году. Перед вами – фреска Виктора Михайловича Васнецова, изображающая это великое событие. На ней изображены князь Владимир, воины, простые люди, киевляне, которые принимают крещение в водах реки Днепр от священников.

Учитель: А знаете ли вы, из какой страны приехали эти священники?


Слайд 5


Они приехали из Византии, которая в те времена была самым сильным православным государством в мире и обладала самой развитой и передовой храмовой хоровой культурой Именно в Византии была создана система церковного пения из восьми гласов.


Учитель: Мы с вами учили псалом «Благослови душе моя Господа». А также исполняли его на районном конкурсе «Во славу Бога и России».

Давайте сейчас исполним псалом. Выйдите, пожалуйста, из-за парт, встаньте возле доски.


-Исполнение произведения «Благослови душе моя Господа».


Учитель: Спасибо. Садитесь на свои места. А теперь скажите, мы исполняли произведение многоголосно или в один голос?

Дети: В один голос.

Учитель: Такой способ хорового исполнения называется одноголосием и является наиболее древним в храмовой хоровой музыке. Одноголосие пришло на Русь из Византии и стало тем зернышком, из которого впоследствии развилась русская храмовая хоровая музыка. – при этом учитель показывает детям иллюстрацию со словом «Одноголосие» и прикрепляет его на центральную часть классной доски. Затем берет нижнюю часть «Древа храмовой хоровой музыки» и прикрепляет над словом «Одноголосие».

***

Слайд 6,7,8,9


Учитель: Усвоение византийского хорового наследия происходило, прежде всего, в русских монастырях – Киево-Печерском, Псково-Печерском, Валаамском, Соловецком, Почаевском, Троице-Сергиевой Лавре. Именно в монастырях возникали постоянные хоры, складывались оригинальные монастырские распевы. Все это способствовало созданию русской хоровой школы.


Учитель: Сейчас мы послушаем произведение «Достойно есть», которое будет исполнено так, как оно могло бы звучать много веков назад в одном из русских монастырей. Постарайтесь ответить, кто и с какими чувствами его исполняет? и каков способ хорового исполнения?


-Показывается видеофрагмент песни «Достойно есть», дети слушают. Слушание.


Слайд 10


Дети слушают и затем отвечают на поставленные вопросы: произведение исполняет мужской хор с чувствами преклонения, благоговения, радости, уважения, благодарности. Это раннее русское многоголосие. – при этом учитель показывает детям иллюстрацию со словами «Раннее русское многоголосие» и прикрепляет его на центральную часть классной доски. Затем берет среднюю часть «Древа храмовой хоровой музыки» и прикрепляет над ней.

Учитель делает вывод: Развитие храмового хорового пения происходило от одноголосия к многоголосию. При этом исполнение становилось все более сложным и объемным. Так росло «Доброе древо хоровой музыки».

***


Слайд 11, 12


Учитель: В 19 веке значительный вклад в развитие храмового хорового пения внесли русские композиторы Михаил Иванович Глинка, Петр Ильич Чайковский, Сергей Васильевич Рахманинов, Александр Андреевич Архангельский, Александр Тихонович Гречанинов, Павел Григорьевич Чесноков.


Слайд 13

Краткий рассказ о П.Г.Чеснокове.

Чесноков родился 25 октября 1877 года в селе Ивановском Звенигородского уезда Московской губернии. Уже в детстве у него обнаружился замечательный голос и яркие музыкальные способности. В пятилетнем возрасте Павел начал петь в церковном хоре, регентом которого был его отец. Это помогло ему поступить в знаменитое Синодальное училище церковного пения, ставшее колыбелью многих выдающихся деятелей отечественной хоровой культуры. Здесь его учителями были великий В.С. Орлов и премудрый С.В. Смоленский. Окончив училище с золотой медалью (в 1895 году), Чесноков четыре года частным образом занимался композицией с С.И. Танеевым, попутно работая преподавателем хорового пения в женских пансионах и гимназиях. В 1903 году он стал регентом хора при церкви ев Троицы на Покровке («на Грязях»). Хор этот вскоре приобрёл славу одного из лучших в Москве: «Не певчим платили, а певчие платили, чтобы их приняли в хор Чеснокова» вспоминал позднее один из московских регентов. Его творчество насчитывает более 500 сочиненных произведений. Дело всей его жизни – книга, посвященная управлению хором.

***

Этап первичной проверки понимания изученного:


Учитель: Павел Григорьевич Чесноков создал композиторское произведение «Да исправится молитва моя». Послушайте его и скажите, чем оно отличается от прозвучавшего ранее многоголосия «Достойно есть» и что у них общего? Обратите внимание на средства музыкальной изобразительности – темп, тембр, динамику произведения.


-Показывается видеофрагмент песни «Да исправится молитва моя», дети слушают. Слушание.


Слайд 14


-Работа с карточками.


Учитель: В произведении П.Г.Чеснокова звучат женские голоса, тембровая окраска произведения стала более богатой; музыка звучит то быстрее, то медленнее, то тише, то громче – то есть меняются темп и динамика произведения. Общим является способ хорового исполнения – многоголосие.

Учитель: Это позволяет нам сделать вывод, что русские композиторы внесли значительный вклад в развитие храмовой хоровой музыки, обогатили ее средства музыкальной изобразительности - при этом учитель прикрепляет иллюстрацию «Композиторская хоровая музыка» на центральную часть классной доски. Затем берет верхнюю часть «Древа храмовой хоровой музыки» и прикрепляет над ней.

Вот такое дерево у нас выросло!

Этап закрепления новых знаний и способов действия:


Слайд 15, 16


В начале урока мы говорили, что народная хоровая музыка изображает человека и окружающий его мир. А какой мир изображает храмовая хоровая музыка? Ответить на этот вопрос вам поможет небольшой кроссворд (он написан на обратной стороне правой части классной доски). Когда вы ответить на три вопроса, то в ключевом слове откроются буквы, которые помогут вам правильно ответить на главный вопрос – Какой мир изображает храмовая хоровая музыка?

1. 2. 3. Вопросы:

в о 1. Откуда, из какого государства пришла на Русь передовая

и б ч хоровая культура? (Византия).

з и е 2. Где происходило на Руси усвоение византийского

а т с хорового пения? В монастырях. Как по–другому

Н Е Б Е С Н Ы Й мы называем монастырь? (обитель)

т л о 3. Произведение какого композитора сегодня звучало?

и ь к (Чесноков)

я о 4. Итак, какой мир изображает храмовая хоровая музыка?

В (небесный)


Этап информации о домашнем задании:


Слайд 17


Учитель: Пожалуйста, откройте ваши тетради и запишите вопрос для домашнего задания: «Чем по своему звучанию и характеру храмовая хоровая музыка отличается от народной хоровой музыки?» Поразмышляйте над этим вопросом и к следующему уроку напишите ответ в ваших тетрадях.


Этап подведения итогов занятия:

Учитель: Наш урок подошел к концу. Считаю, что он достиг поставленных целей. В течение урока я поставила отличные оценки ______________________ ____________________________________________________________________ ,

на оценку «хорошо» поработали ________________________________________ .

Названных учеников прошу после звонка подойти ко мне с дневниками.


Этап рефлексии:


Слайд 18


Учитель: Сегодня мы услышали хоровую храмовую музыку в трех вариантах – прозвучало одноголосие, раннее русское многоголосие и композиторский вариант. Подумайте и выберите, кому из вас какой вариант понравился больше? Поднимите руки, кому больше понравилось одноголосие - ____ , раннее русское многолосие _____ , произведение П.Гр.Чеснокова _____ ?

Слайд 19 заключительный «Благодарю за творчество на уроке».

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ МОЖНО СКАЧАТЬ ПО ССЫЛКЕ https://yadi.sk/d/wbzzNvKNdmR7K

7


Урок по теме "Хоровая музыка в храме" (5 класс).
  • Музыка
Описание:

Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний

 Цели урока:

1. образовательные:

а) проверить, как учащиеся поняли особенности народной хоровой музыки,

б) объяснить особенности русской храмовой хоровой музыки,

в) показать развитие русской храмовой хоровой музыки от византийского одноголосия до композиторской хоровой музыки,

г) познакомить детей с творчеством русского композитора  П.Г.Чеснокова.

2. воспитательные:

а) воспитывать эмоциональную отзывчивость учащихся к таким музыкальным явлениям, как народная и храмовая хоровая музыка,

б) прививать навык вдумчивого слушания музыки,

в) воспитывать уважение к национальной музыкальной культуре.

3. развивающие:

а) развивать слушательскую и исполнительскую музыкальную культуру учащихся через приобщение к лучшим образцам хоровой музыки,

б) развивать познавательный интерес учащихся,

в) продолжать развитие вокально-хоровых навыков и работу над ансамблем.

 

УУД: умение выделять главное, сравнивать, обобщать; развивать целеустремлённость, выдержку, самообладание, сопереживание.

Дополнительный материал к уроку можно скачать по ссылке, расположенной в конспекте.

 

Автор Панова Елена Евгеньевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 645
Номер материала 23432
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓