Инфоурок Химия Другие методич. материалыУрок по теме "Гидролиз солей"

урок по теме "Гидролиз солей"

Скачать материал
Скачать материал "Урок по теме "Гидролиз солей""

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист архива

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ

    1 слайд

    ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ



  • «ГИДРОЛИЗ» - от греческого «гидро» - вода«лизис» - разложение

    2 слайд

    «ГИДРОЛИЗ» -

    от греческого
    «гидро» - вода
    «лизис» - разложение

  • ГИДРОЛИЗ – 
   это реакция обмена между некоторыми солями и водой приво...

    3 слайд


    ГИДРОЛИЗ –
    это реакция обмена между некоторыми солями и водой приводящая к образованию слабого электролита.

  • ОКРАСКА ЛАКМУСОВОЙ БУМАГИ В РАЗЛИЧНЫХ СРЕДАХ

    4 слайд

    ОКРАСКА ЛАКМУСОВОЙ БУМАГИ
    В РАЗЛИЧНЫХ СРЕДАХ

  • Окраска лакмуса в растворах солей:хлорида железа 
        FeCl3...

    5 слайд

    Окраска лакмуса в растворах солей:
    хлорида железа
    FeCl3
    карбоната натрия
    Na2CO3
    хлорида натрия
    NaCl

  • ОКРАСКА ЛАКМОИДАВ РАСТВОРАХ СОЛЕЙ

    6 слайд

    ОКРАСКА ЛАКМОИДА
    В РАСТВОРАХ СОЛЕЙ

  • Процесс гидролиза состоитиз двух этапов:Диссоциация соли в растворе
Собствен...

    7 слайд

    Процесс гидролиза состоит
    из двух этапов:
    Диссоциация соли в растворе
    Собственно гидролиз соли

  • Условия для гидролиза1. Наличие воды
2. Реакция идет только по первой стадии...

    8 слайд

    Условия для гидролиза
    1. Наличие воды
    2. Реакция идет только по первой стадии
    3. Реакция обратима

  • АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ УРАВНЕНИЙ РЕАКЦИЙ ГИДРОЛИЗА СОЛЕЙОпределить состав со...

    9 слайд


    АЛГОРИТМ
    СОСТАВЛЕНИЯ УРАВНЕНИЙ РЕАКЦИЙ ГИДРОЛИЗА СОЛЕЙ

    Определить состав соли, то есть указать, каким по силе основанием и какой по силе кислотой образована данная соль.

    Взять ион слабого электролита и написать уравнение взаимодействия его с составными частями одной молекулы воды; в результате получить краткое ионное уравнение гидролиза.

    Написать на основании краткого ионного уравнения молекулярное уравнение.
    Исходные вещества известны – соль и вода. Продукты гидролиза составить, связывая образовавшиеся ионы с теми ионами соли, которые не участвуют в реакции гидролиза.

  • Схема гидролиза карбоната натрияNaCl
        
         NaOH...

    10 слайд

    Схема гидролиза карбоната натрия
    NaCl

    NaOH HCl
    сильное основание сильная кислота
    [OH]- = [H]+
    Н е й т р а л ь н а я среда

  • Механизм гидролиза хлорида натрияH2O  	H+  + OH-

NaСl 	      Na+ + Cl-	

Na+...

    11 слайд

    Механизм гидролиза хлорида натрия
    H2O H+ + OH-

    NaСl Na+ + Cl-

    Na+ +Cl- +HOH Cl- + Na+ + HOH

    Данная соль гидролизу не подвергается.

  • NaCl + Н2О =Сформулируем вывод:
   Раствор соли, образованной_______________...

    12 слайд

    NaCl + Н2О =

    Сформулируем вывод:
    Раствор соли, образованной__________________, имеет________________________реакцию, так как в растворе__________________________________.

  • Схема гидролиза карбоната натрияNa2CO3
  
          NaOH                    H...

    13 слайд

    Схема гидролиза карбоната натрия
    Na2CO3

    NaOH H2CO3
    сильное основание слабая кислота
    [OH]- > [H]+
    (что сильней того и больше!)
    Щ е л о ч н а я среда

  • Механизм гидролиза карбоната натрияH2O  	H+  + OH-

Na2CO3              	 2Na...

    14 слайд

    Механизм гидролиза карбоната натрия
    H2O H+ + OH-

    Na2CO3 2Na+ + CO32-

    2Na+ +CO32- +HOH HCO3- +2Na+ +OH-

  • CO32- +HOH 	  HCO3- +OH-Na2CO3 +H2O    NaHCO3 +NaOHОдним из продуктов данно...

    15 слайд

    CO32- +HOH HCO3- +OH-
    Na2CO3 +H2O NaHCO3 +NaOH
    Одним из продуктов данной обменной реакции
    является кислая соль.
    Сформулируем вывод:
    Раствор соли, образованной
    ________________, имеет__________реакцию, так как в растворе избыток ________________.

  • Схема гидролиза хлорида алюминия                              AlCl3...

    16 слайд

    Схема гидролиза хлорида алюминия
    AlCl3

    Al(OH)3 HCl
    слабое основание сильная кислота
    [OH]- < [H]+
    (что сильней того и больше!)
    К и с л о т н а я среда

  • Механизм гидролиза хлорида алюминияH2O  	H+  + OH-

 AlCl3        	   Al3+ +...

    17 слайд

    Механизм гидролиза хлорида алюминия
    H2O H+ + OH-

    AlCl3 Al3+ + 3Cl-

    Al3+ +3Cl- +HOH Al OH2+ +H+ + 3Cl-

  • Al3+ + HOH 	 AlOH2+ + H+AlCl3 + H2O          AlOHCl2   + HCl Одним из проду...

    18 слайд

    Al3+ + HOH AlOH2+ + H+

    AlCl3 + H2O AlOHCl2 + HCl Одним из продуктов данной обменной реакции
    является основная соль.
    Сформулируем вывод:
    Раствор соли, образованной
    ________________, имеет _____________реакцию, так как в растворе избыток___________________.

  • Самостоятельно заполните таблицу

    19 слайд

    Самостоятельно заполните таблицу

  • Самостоятельно заполните таблицу

    20 слайд

    Самостоятельно заполните таблицу

  • Роль гидролиза в природеПреобразование земной коры
  
Обеспечение слабощелочн...

    21 слайд

    Роль гидролиза в природе
    Преобразование земной коры

    Обеспечение слабощелочной среды морской воды

  • Роль гидролиза в народном хозяйствеВыработка из непищевого сырья ценных проду...

    22 слайд

    Роль гидролиза в народном хозяйстве
    Выработка из непищевого сырья ценных продуктов (бумага, мыло, спирт, глюкоза, белковые дрожжи)
    Очистка промышленных стоков и питьевой воды
    (сульфат алюминия + вода гидроксид алюминия)
    Подготовка тканей к окрашиванию
    Известкование почв основано на гидролизе

  • Роль гидролиза в повседневной жизни человека Стирка
Мытье посуды
Умывание с...

    23 слайд

    Роль гидролиза
    в повседневной жизни человека
    Стирка
    Мытье посуды
    Умывание с мылом
    Процессы пищеварения

  • Урок окончен,
всем спасибо!

    24 слайд

    Урок окончен,
    всем спасибо!

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:


Гидролиз солей. 9-й класс


 


Цель урока: Сформировать у обучающихся понятия гидролиза солей.


Задачи урока:


  • Развить у обучающихся умение пользоваться знаниями, закрепить умения и навыки химического эксперимента.

  • Развивать мышление, уметь делать логические выводы из наблюдений по опыту.

  • Научить составлять ионные уравнения реакций гидролиза солей по первой стадии.

  • Сформировать понимание практического значения гидролиза в природе и жизни человека.

    Оборудование:


  • реактивы: хлорид натрия, карбонат натрия, хлорид меди, гидроксид натрия, соляная кислота,

  • индикаторы - лакмус, фенолфталеин, пробирки

    План урока:


1.       Создание психологического климата


2.       Постановка проблемы – стихотворение.


3.       Электролиты и неэлектролиты.


4.       Сильные слабые электролиты.


5.       Работа индикаторов в различных средах.


6.       Эксперимент и выводы опытов.


7.       Доказательство через уравнения реакций.


8.       Определение понятия гидролиза солей.


9.       Значение гидролиза.


10.   Домашнее задание.


Ход урока


Ι. Организационный момент.


Дидактическая задача: создание психологического климата


Здравствуйте! Возьмите лист со шкалой настроения и отметьте ваше настроение в начале урока. Хорошо, спасибо.


Шкала настроение


Подчеркните одно из слов, определяющих ваше настроение в самом начале урока


Раздражен

Встревожен

Безразличен

Спокоен

Радостно
Восхищен


II. Подготовка к усвоению нового материала.


Дидактическая задача: организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся.


УЧИТЕЛЬ: Тема урока: «Гидролиз солей»


Лежа дома на диване
Про прогулку думал Ваня
Сколько в мире,- думал Ваня,-
Есть кислот и оснований
Например, вода морей-
Это ведь раствор солей.
Где-то я читал когда-то:
Там хлориды и сульфаты…
И соляной там и серной
Кислоты полно наверно:
Ведь пройдем сегодня в школе
Что в воде идет гидролиз!
И зачем себе на горе
Люди в отпуск едут к морю?
Если долго там купаться
Можно без трусов остаться:
Ткань любую кислота
Растворяет кислота
Ванин слушая рассказ,
Целый час смеялся класс
Больше Ваню не дразните,
Ведь сказал ему учитель:
"Зря Иван поддался страху,-
Лучше б шел купаться в море!"


Сейчас мы рассмотрим, что такое гидролиз, и в конце урока скажем, почему Ваня боялся зайти в море.


III. Актуализация знаний учащихся.


Фронтальный опрос в виде беседы:


Какие вещества называются электролитами и неэлектролитами?


Что такое кислоты и основания соли с позиции теории электролитической диссоциации?


Какие соли вы знаете? Учащиеся повторяют соли по таблице растворимости, их названия.


Какие кислоты и основания считаются сильными и слабыми?


Учащиеся составляют таблицу:


Сильные
Кислоты

Слабые
Кислоты

Сильные
Основания

Слабые
основания

Образованные соли

HCI
H2SO4

H2CO3
H2S

NaOH
KOH

NH4OH
и все трудно растворимые ания.

 


Демонстрационный опыт.


Окраска индикаторов в различных средах.


На столе три лабораторных стакана в каждом налиты растворы кислоты, основания и воды. Добавляю каплю индикатора. И вместе определяем соответствие, налитых веществ: кислота, вода, щёлочь.


ΙV. Изучение нового материала .


Рассмотрим название явления “гидролиз”. Данный термин состоит из двух составных частей от греческого “гидро” – вода, “лизис” – разложение. Дословно, гидролиз – разложение водой.


Думаю, к концу занятия нам удастся сформулировать полное определение понятия “гидролиз”.


Процесс гидролиза состоит из двух этапов:


1.       Диссоциация соли в растворе – необратимая реакция


2.       Собственно гидролиз соли – обратимая реакция.


Условия для гидролиза:


А) Наличие воды.
Б) Реакция идет только по первой стадии.
В) Реакция обратима.


Выделяют три типа гидролиза:


1. Соль образованная сильным основанием и сильной кислотой.


Приведите примеры таких солей?


NaCl – соль образованная сильным основанием NaOH, и сильной кислотой – HCl.


Проводится опыт: К раствору соли добавляется индикатор – лакмус. Окрашивание фиолетовое. Учащиеся делают вывод, что реакция среды нейтральная и записывают вывод, что соль образованная сильным основанием и сильной кислотой гидролизу не подвергается и имеет нейтральную реакцию среды.


Хлорид натрия – соль, образованная сильным основанием и сильной кислотой.


 


Хлорид натрия гидролизу не подвергается, так как в составе соли нет иона, который мог бы при взаимодействии с водой образовывать слабый электролит.


 


Сформулируем вывод: Раствор соли, образованной сильным основанием и сильной кислотой, имеет нейтральную реакцию, так как в растворе равное количество катионов водорода и гидроксид-ионов.


Практическое применение поваренной соли.


2. Соль, образованная сильным основанием и слабой кислотой. Гидролиз по аниону.


Приводятся примеры солей.


Na2CO3 - соль образованная сильным основанием NaOH, и слабой кислотой H2CO3.


Проводится опыт: Берем пробирку, в которую наливаем раствор карбоната натрия добавляем фенолфталеин.


Учащиеся наблюдают малиновое окрашивание и делают вывод, что реакция среды щелочная.


Записывается уравнение реакции.


 


Поэтому сода находит большое применение в быту.


Избыток гидроксид-ионов дает соли щелочную реакцию среды, поэтому лакмус синий, а фенолфталеин становится малиновым.


3. Соль, образованная слабым основанием и сильной кислотой, гидролиз по катиону.


Приводятся примеры таких солей.


CuCl2 - соль образованная сильной кислотой HCI и слабым основанием Cu(OH)2


Проводится опыт: Берутся две пробирки в которые наливаются растворы кислоты и хлорида меди. В обе пробирки приливаем индикатор – лакмус, и наблюдаем красное окрашивание. Интенсивность окрашивания приблизительно одинакова.


Записываем уравнение реакции.


 


Избыток ионов водорода дает соли кислую реакцию, поэтому лакмус краснеет.


Случай, когда соль образована слабым основанием и слабой кислотой более сложный и будет рассмотрен в 11 классе. Продукты гидролиза зависят от соотношения констант диссоциации основания и кислоты. Отмечу лишь, что зачастую гидролиз в данном случае идет необратимо, соль полностью разлагается водой. В этом случае в таблице растворимости в ячейке соответствующей соли стоит прочерк.


Думаю, теперь мы сможем сформулировать определение понятия “гидролиз”


Проанализируйте записи молекулярных уравнений рассмотренных процессов:


К какому типу мы отнесем данные реакции?


Какие вещества в них участвуют?


В чем заключается сущность гидролиза? Какие продукты данных взаимодействий с точки зрения теории электролитической диссоциации мы получили?


Вывод: Гидролиз – это взаимодействие солей с водой, в зависимости от типа соли индикаторы окрашиваются в различные цвета.


V. Закрепление изученного материала


Выполнение тестового задания.


1 вариант


1. Гидролиз солей – это:


А) обменная реакция соли с водой;
Б) растворение соли в воде;
В) диссоциация соли в воде.


2. Сущность гидролиза заключается:


А) в диссоциации молекул соли на ионы;
Б) в образовании слабодиссоциирующих веществ;
В) в образовании молекул сильных электролитов.


3. Раствор нитрата магния Mg(NO3)2 имеет


А) кислотную среду;
Б) щелочную среду;
В) нейтральную нейтральную среду.


4. Напишите сокращенное ионное и молекулярное уравнение гидролиза сульфида калия K2S.


Выполнение тестового задания.


2 вариант


1. Гидролиз солей – это:


А) растворение соли в воде;
Б) обменная реакция соли с водой;
В) диссоциация соли в воде.


2. Сущность гидролиза заключается:


А) в диссоциации молекул соли на ионы;
Б) в образовании молекул сильных электролитов;
В) в образовании слабодиссоциирующих веществ.


3. Раствор фосфата калия K3PO4 имеет


А) кислотную среду;
Б) щелочную среду;
В) нейтральную нейтральную среду.


Поведение итогов выполнения задания. Верные ответы, ключ для оценки успешности выполнения теста.


Значение гидролиза. Роль и практическое применение гидролиза Обменные реакции между солями и водой широко распространены в природе.


Явление гидролиза играет огромную роль в химическом преобразовании земной коры. Многие минералы земной коры - это сульфиды металлов, которые хотя и плохо растворимы в воде, постепенно взаимодействуют с ней. Такие процессы идут и на поверхности Земли, и особенно интенсивно в ее глубинах при повышенной температуре. В результате образуется огромное количество сероводорода, который выбрасывается на поверхность при вулканической деятельности. А силикатные породы постепенно переходят в гидроксиды, а затем в оксиды металлов. В результате гидролиза минералов – алюмосиликатов – происходит разрушение горных пород.


Известный нам малахит (Cu2(OH)2CO2) – не что иное, как продукт гидролиза природных карбонатов.


В Мировом океане соли также интенсивно взаимодействуют с водой. Выносимые речной водой гидрокарбонаты кальция и магния придают морской воде слабощелочную реакцию. Именно в такой слабощелочной среде прибрежных вод рН приблизительно равно 9 наиболее интенсивно протекает фотосинтез в морских растениях и наиболее быстро развиваются морские животные. А если вспомнить о составе рН крови млекопитающих, в том числе и человека, то вы сможете не только сделать вывод о единстве животного мира на Земле но и сформулировать и некоторые гипотезы происхождении жизни на планете.


Гидролиз в народном хозяйстве.


Гидролиз доставляет немало хлопот нефтяникам. Как известно, в нефти имеются примеси воды и многих солей, особенно хлоридов кальция и магния. При нагревании нефти в процессе ее переработки до 250 град. С и выше происходит интенсивное взаимодействие указанных хлоридов с водяным паром. Образующийся при этом газообразный хлороводород вступает в реакцию с металлом, из которого сделано оборудование, разрушает его, что резко увеличивает стоимость нефтепродуктов.


Впрочем, на счету гидролиза немало и добрых дел. Например, образующийся при взаимодействии сульфата алюминия с водой мелкодисперсный осадок гидроксида алюминия уже несколько веков используется в качестве протравы при крашении. Оседая на ткань и прочно соединяясь с ней, гидроксид алюминия затем легко адсорбирует красители и образует весьма устойчивые красящие слои, которые выдерживают многократную стирку ткани. Без протравы качественной окраски тканей не получится.


Этот же процесс используют для очистки питьевой воды и промышленных стоков: рыхлый аморфный осадок гидроксида алюминия обволакивает частички грязи и адсорбирует вредные примеси, увлекая все это на дно. Примерно таков же механизм очистки природной воды глинами, которые представляют собой соединения алюминия.


Гидролиз солей Na2CO3 Na3PO4 применяется для очистки воды и уменьшения ее жесткости.


Известкование почв с целью понижения их кислотности также основано на реакции гидролиза


 


Посредством гидролиза в промышленности из непищевого сырья (древесины, хлопковой шелухи, подсолнечной лузги, соломы вырабатывается ряд ценных продуктов: этиловый спирт, белковые дрожжи, глюкоза, сухой лед.


Гидролиз в жизни человека


В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с явлением гидролиза – при стирке белья, мытье посуды, умывании мылом. Даже процессы пищеварения, в частности, расщепление жиров, протекают благодаря гидролизу.


В конце урока мы возвращаемся к стихотворению и отвечаем, почему же Ваня боялся зайти в море.


VΙ. Рефлексия.


Ребята, вспомните какие цели стояли перед нами? Достигли ли мы их? Отметьте свое настроение в конце урока на шкале настроения. Изменилось ли ваше настроение.


Домашнее задание. Параграф в учебнике и записи в тетради.


Спасибо, урок закончен.


 


Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 642 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 01.01.2015 1328
    • PPTX 728 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Килевич Виктория Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 47775
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика реализации образовательного процесса и мониторинг эффективности обучения по дисциплине «Химия» в соответствии с требованиями ФГОС СПО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 87 человек из 34 регионов

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии в обучении химии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 27 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по химии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 29 регионов

Мини-курс

Медиа и коммуникации в современном обществе

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 27 регионов

Мини-курс

Художественная гимнастика: углубленная физическая подготовка

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

ИТ-инструменты в управлении документооборотом

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе