Главная / Химия / Урок по теме "Газообразные вещества"11класс

Урок по теме "Газообразные вещества"11класс

Конспект урока Учитель Гребенёва Р. Н.

11 класс. Тема урока "Газообразные вещества" (базовый уровень )

Цель:

актуализировать знания о некоторых свойствах газообразных веществ;

установить отличие газообразных веществ от твердых и жидких;

повторить закон Авогадро;обобщить и систематизировать знания учащихся о способах получения, собирания и распознаванияводорода, кислорода, уяснить явление парникового эффекта,формировать научное мировоззрение.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Методы и методические приемы: демонстрационный, словесный (беседа по вопросам, рассказ), наглядный (компьютерная презентация).

Видеоопыты

«Получение кислорода»

Оборудование и реактивы:

реактивы разбавленная соляная кислота; цинк

оборудование химический стакан, прибор для получения газов.


Ход урока.

I. Организация.

III. Актуализация, систематизация и обобщение знаний.


Слайд презентации

Деятельность учащихся и учителя


Фрагмент из мультика А.Н. Островского Весенняя сказка Музыка Римского _Корсакова Снегурочка

Слайд № 1.2


Учитель: Что это за чудо ? и какое это имеет отношение к нашему уроку

Ученик Изменение агрегатных свойства вещества в зависимости от условий. вещества могут находиться в разных агрегатных состояниях. Снегурочка зимой при низкой температуре,вода в твердом состоянии вода жидкость при температуре выше нуля и вода пар при высокой температуре.

Ученики: В зависимости от условий вещества могут находиться в жидком, или газообразном состоянии.

Учитель: Тема сегодняшнего урока: «Газообразные вещества». Запишите число и тему урока в тетради.


Постановка цели урока

Слайд № 3



Сегодня на уроке мы вспомним свойствах некоторых газообразных веществ;

установим отличие газообразных веществ от твердых и жидких;

повторим закон Авогадро, решим задачи с применением знаний закона Авогадро

обобщим и систематизируем знания о способах получения, собирания и распознавания водорода, кислорода, уясним явление парникового эффекта.


Работа у доски.

Слайд №4

Готовимся к ЕГЭ. задачи Блока С-5 По нахождению химической формулы органического вещества Источник Единый банк заданий по химии. Задача блока С-5задача №1 Определить формулу предельного альдегида, если известно, что  3.1022молекул этого альдегида весят 4,3 г.Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2013 по химии задача №2.При взаимодействии 25,5 г предельной однооснóвной карбоновой кислоты с избытком раствора гидрокарбоната натрия выделилось 5,6 л (н.у.) газа. Определите молекулярную формулу кислоты.задача №3 Источник: ЕГЭ по химии 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 2. В результате реакции предельного двухатомного спирта массой 30,4 г с избытком металлического натрия получено 8,96 л (н. у.) газа. Определите молекулярную формулу исходного спирта



Повторение

Слайд №5

Вопрос: Какие вам известны газообразные вещества, которые мы изучали и некоторые получали на уроках химии в 9-10 классах ?

Ответ: Водород, аммиак, кислород, этан, углекислый газ и др.

Задание: Рассмотрите рис. 50, с. 67.

Вопросы:

  1. Чем строение газообразных веществ отличается от строения веществ в твердом и жидком состоянии?

Ответ: В газовой фазе расстояние между молекулами во много раз превышают размеры самих частиц.


Изучение нового материала

Слайд №6,7

Задание: Найдите в учебнике на с. 68 описание основных свойств газообразных веществ. Запишите эти свойства в тетради

(один ученик с ряда, первым справившийся с заданием, получает жетончик)

Ответ:

  1. Газы не имеют собственной формы и объема. Поэтому занимают весь объем сосуда, в котором находятся.

  2. Газы легко сжимаются.

  3. Благодаря большому расстоянию между молекулами газы смешиваются друг с другом в любых отношениях.

Учитель: При изучении химии, вы познакомились со свойствами некоторых газов, узнали способы их получения, собирания и распознавания.

На сегодняшнем уроке вам предстоит вспомнить, как в лабораторных условиях получают водород, кислород, как собирают и распознают эти газы.

По ходу изучения материала вы должны заполнить таблицу:

Газ (краткая характеристика)

Получение (уравнение реакции)

Собирание

Распознавание

 

 

 

 




ответы у доски


Слайд №8


Учитель: При атмосферном давлении объем сосуда в сотни раз больше объема молекул газа. Поэтому для газов выполняется закон Авогадро.

Задачи у доски Объясняют учащиеся ,которые планируют сдать химию в форме ЕГЭ Вопрос: Как читается Закон Авогадро?

Ответ: В равных объемах различных газов при одинаковых условиях содержится одинаковое число молекул.

Вопрос: Вспомните, сколько молекул содержит 1 моль любого газа при нормальных условиях?

Ответ: 1 моль любого газа при нормальных условиях содержит 6 * 10 23 молекул.

Вопрос: Как называется это число?

Ответ: Это число называется числом Авогадро.

Вопрос: Какие условия называются нормальными?

Ответ: 760 мм рт. ст. и 00С.

Вопрос: Какой объем занимает 1 моль любого газообразного вещества при нормальных условиях? Как он называется?

Ответ: 1 моль любого газообразного вещества занимает объем 22,4 л. Такой объем называется молярным.

Демонстрация получения водорода

Слайд №9

Учитель: Что мы знаем о водороде Водород – самый легкий газ, бесцветный, не имеет запаха.

Вопросы и ответы:

  1. В каком приборе чаще всего получают водород в лабораторных условиях? (Аппарат Кипа) страница 70

  2. При взаимодействии каких реагентов получают водорода в лабораторных условиях? (вытеснением водорода металлами из растворов кислот)

  3. Вспомните, как собирают и распознают водород? (Собирают в перевернутую вверх пробирку. Распознают: к отверстию сосуда подносят зажженную лучину. Раздается глухой хлопок, если водород чистый или «лающий» звук, если водород содержит примеси)

Задание: Запишите в таблицу уравнение реакции получения водорода, способ его собирания и распознавания.


Демонстрация видеоопыта «Получение кислорода»

Слайд №10

Учитель: Что мы знаем о кислороде Кислород – газ, содержание которого в атмосфере составляет 21%.

Кроме кислорода в верхних слоях атмосферы содержится аллотропное видоизменение – озон О3

Демонстрация видеоопыта «Получение кислорода»

В лаборатории кислород получают разложением перманганата калия или пероксида водорода.

Задание: Запишите в таблицу оба уравнения реакции (два ученика выполняют задание на доске)

Ответ:

  • 2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2 ↑ (при нагревании)

  • 2H2O2 = 2HzO + O2 ↑ (в присутствии катализатора MnO2)

Вопрос: Собирают кислород в сосуд методом вытеснения воздуха или воды. Почему?

Ответ: Методом вытеснения воздуха – он тяжелее воздуха. Методом вытеснения воды – он мало растворим в воде.

Вопрос: Вспомните, как распознают кислород.

Ответ: Распознают кислород по вспыхиванию тлеющей лучины, внесенной в сосуд с этим газом.


Слайд № 11,12





Учитель: Состав атмосферы может изменяться в результате антропогенного загрязнения.

Различные оксиды образуют в атмосфере соответствующие кислоты, выпадающие в виде кислотных дождей. Они наносят большой вред.

Вопросы и ответы:

  1. Назовите оксиды и соответствующие кислоты (оксиды азота и серы, соответственно образуются азотная и серная кислоты)

  2. Какой вред наносят кислотные дожди? (разрушение памятников культуры, металлических конструкция; влияние на здоровье живых организмов)

Слайд № 13.




Ребята нашего класса провели исследовательскую работу по изучению явления парникового эффекта Им слово. Юнные исследователи


  • Что такое «парниковый эффект»? (- нагревание внутренних слоев атмосферы Земли, обусловленное прозрачностью атмосферы для основной части излучения Солнца и поглощением атмосферой части теплового излучения поверхности планеты, нагретой Солнцем)


  • Каковы последствия «парникового эффекта»? (глобальное потепление климата)


Слайд №14.15

Учитель: Подводя итоги урока Подумайте и закончите предложения.

Учитель:

Свойства газообразных вещест

1. Газы не имеют собственной формы и объема..

2.Газы легко сжимаются.

3.Благодаря большому расстоянию между молекулами газы смешиваются друг с другом в любых отношениях.

Закон Авогадро. В равных объемах различных газов при одинаковых условиях содержится одинаковое число молекул. И оно равно NA =6,02* 1023 Это число называется число Авогадро постоянная величина в химии

На следующем уроки мы продолжим изучение получение, собирание газов.углекислого газа ,аммиака и этилена и выполним практическую работу

Слайд №.16

Учитель: 1 . Выучить параграф № 8до слов стр. 67-75

2. Заполнить таблицу: Профи Тесты для выполнения Приложение№2


Слайд №17.



Выставление оценок учащимся за работу на уроке.



Приложение №1 Храктеристика гозов

Газ

(краткая характеристика)

Получение (уравнения реакций)

Собирание

Распознавание

Водород (Н2) – самый

легкий, бесцветный,

не имеет запаха.

Вытеснением водорода металлами из растворов кислот:

Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2 ↑.

В перевернутую вверх дном пробирку.

При поднесении к пламени раздается «хлопок» или «лающий» звук.

Кислород (О2) - без запаха и цвета, тяжелее воздуха, мало растворим в воде.

1.Разложением перманганата калия:

2KMnO4 =K2MnO4+ MnO22

2.Разложением пероксида водорода

2H2O2 = 2Н2О + О2 ↑ .

1.Вытеснением воздуха.

2.Вытеснением воды.

Вспыхивание тлеющей лучинки, внесенной в сосуд с кислородом.


Приложение2 Домашнее задание профи Тренировочные тесты по теме «Газообразные вещества»

Блок А.

1.A 24 № 3832. Водород образует взрывчатую смесь с

1) кислородом
2) метаном
3) сероводородом
4) углекислым газом

Источник: ЕГЭ по химии 24.04.2014. Досрочный экзамен. Вариант 2.

2.A 24 № 2177. Верны ли следующие утверждения о качественных реакциях на неорганические вещества?

 А. Соли натрия и калия окрашивают пламя горелки соответственно в жёлтый и фиолетовый цвета.

Б. Наличие водорода в сосуде можно доказать по изменению окраски влажной лакмусовой бумаги, внесённой в сосуд.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны

Источник: МИОО: Тренировочная работа № 2 по химии 17.01.2013 вариант 1.

3.A 24 № 1888. Для обнаружения кислорода в сосуде необходимо воспользоваться

1) тлеющей лучинкой
2) известковой водой
3) бромной водой
4) горящей лучинкой

Источник: МИОО: Диагностическая работа № 2 по химии 19.04.2013 вариант ХИ1502.

4.Верны ли следующие утверждения о химическом загрязнении окружающей среды?

 А. Кислотные дожди вызваны повышенным содержанием в атмосфере углекислого газа.

Б. Углекислый газ - самый вредный компонент выхлопных газов.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны

Источник: МИОО: Тренировочная работа № 4 по химии 06.05.2013 вариант ХИ1601.

5.A 25 № 3602. Кислород используется в производстве

1) водорода
2) метана
3) аммиака
4) стали

Источник: МИОО: Диагностическая работа № 3 по химии 21.03.2014 вариант ХИ10601

6.A 25 № 3644. Водород используется в производстве

1) чугуна
2) аммиака
3) каучука
4) серной кислоты

7. A 25 № 214. Основной составной частью природного газа является

1) бензол
2) метан
3) этилен
4) бутан

8 .A 25 № 343. Экологически чистым топливом является

1) водород
2) нефть
3) каменный уголь

9. 24 № 3706. Озон в воздухе можно обнаружить с помощью

1) раствора http://reshuege.ru/formula/60/609caf44b732b054dda5860569e7e92e.png с крахмалом
2) лакмуса
3) раствора 
http://reshuege.ru/formula/9b/9b1ae237a991a8ad2817db0fd0e450d8.png
4) хлорной воды

Источник: МИОО: Диагностическая работа № 4 по химии 28.11.2013 вариант ХИ10401.

3адача1. C 5 № 273. При полном сгорании углеводорода образовалось 27 г воды и 33,6 л http://reshuege.ru/formula/ac/acc6579c9f3af7c3ad98bef30c7c3152p.png (н.у.). Относительная плотность углеводорода по аргону равна 1,05. Установите его молекулярную формулу. Ответ http://reshuege.ru/formula/ad/addc9d41a1ff985286926e710b002969.png

Задача 2. C 5 № 359. При сгорании 0,45 г газообразного органического вещества выделилось 0,448 л (н.у.) углекислого газа, 0,63 г воды и 0,112 л (н.у.) азота. Плотность исходного газообразного вещества по азоту 1,607. Установите молекулярную формулу этого вещества

Ответ http://reshuege.ru/formula/36/36644a52e28d2092896a336608da96d4.png


Урок по теме "Газообразные вещества"11класс
  • Химия
Описание:

11 класс. Тема урока "Газообразные вещества" (базовый уровень )

Цель:актуализировать знания о некоторых свойствах газообразных веществ;

установить отличие газообразных веществ от твердых и жидких;

повторить закон Авогадро;обобщить и систематизировать знания учащихся о способах получения, собирания и распознаванияводорода, кислорода, уяснить явление парникового эффекта,формировать научное мировоззрение.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Методы и методические приемы: демонстрационный, словесный (беседа по вопросам, рассказ), наглядный (компьютерная презентация).

Видеоопыты

             «Получение кислорода»

Оборудование и реактивы:

реактивы разбавленная  соляная кислота; цинк

оборудование  химический стакан, прибор для получения газов.

 

 

Автор Гребенёва Раиса Николаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 2414
Номер материала 30963
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓