Конспект
урока Учитель Гребенёва Р. Н.
11 класс. Тема урока "Газообразные
вещества" (базовый уровень )
Цель:
актуализировать знания о некоторых свойствах
газообразных веществ;
установить отличие газообразных веществ от
твердых и жидких;
повторить закон Авогадро;обобщить и
систематизировать знания учащихся о способах получения, собирания и
распознаванияводорода, кислорода, уяснить явление парникового эффекта,формировать
научное мировоззрение.
Тип урока: урок
обобщения и систематизации знаний.
Методы и методические приемы: демонстрационный, словесный (беседа по вопросам, рассказ), наглядный
(компьютерная презентация).
Видеоопыты
«Получение кислорода»
Оборудование и реактивы:
реактивы разбавленная соляная кислота; цинк
оборудование химический стакан, прибор для получения газов.
Ход
урока.
I. Организация.
III. Актуализация, систематизация и
обобщение знаний.
Слайд презентации
|
Деятельность учащихся и учителя
|
Фрагмент из мультика А.Н. Островского
Весенняя сказка Музыка Римского _Корсакова Снегурочка
Слайд № 1.2
|
Учитель: Что это за чудо ? и какое это имеет отношение к нашему уроку
Ученик Изменение агрегатных свойства вещества в зависимости от условий.
вещества могут находиться в разных агрегатных состояниях. Снегурочка зимой
при низкой температуре,вода в твердом состоянии вода жидкость при
температуре выше нуля и вода пар при высокой температуре.
Ученики:
В зависимости от условий вещества могут находиться в жидком, или газообразном
состоянии.
Учитель: Тема сегодняшнего урока: «Газообразные вещества». Запишите
число и тему урока в тетради.
|
Постановка цели урока
Слайд № 3
|
Сегодня на уроке мы вспомним свойствах
некоторых газообразных веществ;
установим отличие газообразных веществ от
твердых и жидких;
повторим закон Авогадро, решим задачи с
применением знаний закона Авогадро
обобщим и систематизируем знания о способах
получения, собирания и распознавания водорода, кислорода, уясним явление
парникового эффекта.
|
Работа у доски.
Слайд №4
|
Готовимся к ЕГЭ. задачи Блока С-5
По нахождению химической формулы органического вещества Источник Единый банк
заданий по химии. Задача блока
С-5задача №1 Определить формулу предельного альдегида, если известно,
что 3.1022молекул этого альдегида весят 4,3 г.Источник:
Демонстрационная версия ЕГЭ—2013 по химии задача №2.При взаимодействии
25,5 г предельной однооснóвной карбоновой кислоты с избытком раствора
гидрокарбоната натрия выделилось 5,6 л (н.у.) газа. Определите молекулярную
формулу кислоты.задача №3 Источник: ЕГЭ по химии 10.06.2013. Основная
волна. Центр. Вариант 2. В результате реакции предельного двухатомного
спирта массой 30,4 г с избытком металлического натрия получено
8,96 л (н. у.) газа. Определите молекулярную формулу исходного
спирта
|
Повторение
Слайд №5
|
Вопрос: Какие вам известны газообразные вещества, которые мы изучали и
некоторые получали на уроках химии в 9-10 классах ?
Ответ: Водород, аммиак,
кислород, этан, углекислый газ и др.
Задание: Рассмотрите рис. 50, с. 67.
Вопросы:
- Чем строение
газообразных веществ отличается от строения веществ в твердом и жидком
состоянии?
Ответ: В газовой фазе расстояние между молекулами во много раз превышают
размеры самих частиц.
|
Изучение нового материала
Слайд №6,7
|
Задание: Найдите в учебнике на с. 68 описание основных свойств
газообразных веществ. Запишите эти свойства в тетради
(один ученик с
ряда, первым справившийся с заданием, получает жетончик)
Ответ:
- Газы не имеют
собственной формы и объема. Поэтому занимают весь объем сосуда, в
котором находятся.
- Газы легко
сжимаются.
- Благодаря
большому расстоянию между молекулами газы смешиваются друг с другом в
любых отношениях.
Учитель: При изучении химии, вы познакомились со свойствами некоторых
газов, узнали способы их получения, собирания и распознавания.
На
сегодняшнем уроке вам предстоит вспомнить, как в лабораторных условиях
получают водород, кислород, как собирают и распознают эти газы.
По ходу изучения материала вы должны
заполнить таблицу:
Газ (краткая характеристика)
|
Получение (уравнение реакции)
|
Собирание
|
Распознавание
|
|
|
|
|
|
ответы у доски
Слайд №8
|
Учитель: При
атмосферном давлении объем сосуда в сотни раз больше объема молекул газа.
Поэтому для газов выполняется закон Авогадро.
Задачи у доски
Объясняют учащиеся ,которые планируют сдать химию в форме ЕГЭ Вопрос:
Как читается Закон Авогадро?
Ответ: В равных объемах различных газов при одинаковых условиях содержится
одинаковое число молекул.
Вопрос: Вспомните, сколько молекул содержит 1 моль любого газа при
нормальных условиях?
Ответ: 1 моль любого газа при нормальных условиях содержит 6 * 10 23
молекул.
Вопрос: Как называется это число?
Ответ: Это число называется числом Авогадро.
Вопрос: Какие условия называются нормальными?
Ответ: 760 мм рт. ст. и 00С.
Вопрос: Какой объем занимает 1 моль любого газообразного вещества при
нормальных условиях? Как он называется?
Ответ: 1 моль любого газообразного вещества занимает объем 22,4
л. Такой объем называется молярным.
|
Демонстрация получения водорода
Слайд №9
|
Учитель: Что мы знаем о водороде Водород – самый легкий газ, бесцветный,
не имеет запаха.
Вопросы и
ответы:
- В каком приборе чаще всего получают водород в
лабораторных условиях? (Аппарат Кипа)
страница 70
- При
взаимодействии каких реагентов получают водорода в лабораторных
условиях? (вытеснением водорода металлами из растворов кислот)
- Вспомните, как
собирают и распознают водород? (Собирают в перевернутую вверх
пробирку. Распознают: к отверстию сосуда подносят зажженную лучину.
Раздается глухой хлопок, если водород чистый или «лающий» звук, если
водород содержит примеси)
Задание: Запишите в таблицу уравнение реакции получения водорода, способ его
собирания и распознавания.
|
Демонстрация
видеоопыта «Получение кислорода»
Слайд №10
|
Учитель: Что мы знаем о кислороде
Кислород – газ, содержание которого в атмосфере составляет 21%.
Кроме
кислорода в верхних слоях атмосферы содержится аллотропное видоизменение –
озон О3
Демонстрация видеоопыта «Получение кислорода»
В лаборатории
кислород получают разложением перманганата калия или пероксида водорода.
Задание: Запишите в таблицу оба уравнения реакции (два ученика
выполняют задание на доске)
Ответ:
- 2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2 ↑ (при нагревании)
- 2H2O2 = 2HzO + O2 ↑ (в присутствии катализатора MnO2)
Вопрос: Собирают кислород в сосуд методом вытеснения воздуха или воды.
Почему?
Ответ: Методом вытеснения
воздуха – он тяжелее воздуха. Методом вытеснения воды – он мало растворим в
воде.
Вопрос: Вспомните, как распознают кислород.
Ответ: Распознают кислород по вспыхиванию
тлеющей лучины, внесенной в сосуд с этим газом.
|
Слайд № 11,12
|
Учитель: Состав атмосферы может изменяться в результате антропогенного
загрязнения.
Различные
оксиды образуют в атмосфере соответствующие кислоты, выпадающие в виде
кислотных дождей. Они наносят большой вред.
Вопросы и
ответы:
- Назовите оксиды
и соответствующие кислоты (оксиды азота и серы, соответственно
образуются азотная и серная кислоты)
- Какой вред
наносят кислотные дожди? (разрушение памятников культуры,
металлических конструкция; влияние на здоровье живых организмов)
|
Слайд № 13.
|
Ребята нашего
класса провели исследовательскую работу по изучению явления парникового
эффекта Им слово. Юнные исследователи
- Что такое
«парниковый эффект»? (- нагревание
внутренних слоев атмосферы Земли, обусловленное прозрачностью атмосферы
для основной части излучения Солнца и поглощением атмосферой части
теплового излучения поверхности планеты, нагретой Солнцем)
- Каковы последствия «парникового эффекта»? (глобальное
потепление климата)
|
Слайд №14.15
|
Учитель:
Подводя итоги урока Подумайте и закончите предложения.
Учитель:
Свойства
газообразных вещест
1. Газы не имеют собственной формы и объема..
2.Газы легко
сжимаются.
3.Благодаря
большому расстоянию между молекулами газы смешиваются друг с другом в любых
отношениях.
Закон
Авогадро. В равных объемах различных газов при одинаковых условиях содержится
одинаковое число молекул. И оно равно NA =6,02* 1023 Это число называется
число Авогадро постоянная величина в химии
На следующем
уроки мы продолжим изучение получение, собирание газов.углекислого газа
,аммиака и этилена и выполним практическую работу
|
Слайд №.16
|
Учитель: 1 .
Выучить параграф № 8до слов стр. 67-75
2. Заполнить
таблицу: Профи Тесты для
выполнения Приложение№2
|
Слайд №17.
|
Выставление оценок учащимся за работу на уроке.
|
Приложение №1 Храктеристика гозов
Газ
(краткая
характеристика)
|
Получение
(уравнения реакций)
|
Собирание
|
Распознавание
|
Водород (Н2) – самый
легкий, бесцветный,
не имеет запаха.
|
Вытеснением водорода металлами из растворов
кислот:
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2
↑.
|
В перевернутую вверх дном пробирку.
|
При поднесении к пламени раздается «хлопок»
или «лающий» звук.
|
Кислород (О2) - без запаха и цвета, тяжелее воздуха, мало растворим в воде.
|
1.Разложением перманганата калия:
2KMnO4 =K2MnO4+
MnO2+О2↑
2.Разложением пероксида водорода
2H2O2 = 2Н2О
+ О2 ↑ .
|
1.Вытеснением воздуха.
2.Вытеснением воды.
|
Вспыхивание тлеющей лучинки, внесенной в
сосуд с кислородом.
|
Приложение2 Домашнее задание профи Тренировочные
тесты по теме «Газообразные вещества»
Блок А.
1.A 24 № 3832. Водород
образует взрывчатую смесь с
1)
кислородом
2) метаном
3) сероводородом
4) углекислым газом
Источник:
ЕГЭ по химии 24.04.2014. Досрочный экзамен. Вариант 2.
2.A 24 № 2177. Верны ли
следующие утверждения о качественных реакциях на неорганические
вещества?
А.
Соли натрия и калия окрашивают пламя горелки соответственно в жёлтый
и фиолетовый цвета.
Б.
Наличие водорода в сосуде можно доказать по изменению окраски влажной
лакмусовой бумаги, внесённой в сосуд.
1)
верно только А
2) верно только Б
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны
Источник:
МИОО: Тренировочная работа № 2 по химии 17.01.2013 вариант 1.
3.A 24 № 1888. Для обнаружения
кислорода в сосуде необходимо воспользоваться
1)
тлеющей лучинкой
2) известковой водой
3) бромной водой
4) горящей лучинкой
Источник:
МИОО: Диагностическая работа № 2 по химии 19.04.2013 вариант ХИ1502.
4.Верны ли следующие утверждения о химическом
загрязнении окружающей среды?
А.
Кислотные дожди вызваны повышенным содержанием в атмосфере углекислого
газа.
Б.
Углекислый газ - самый вредный компонент выхлопных газов.
1)
верно только А
2) верно только Б
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны
Источник:
МИОО: Тренировочная работа № 4 по химии 06.05.2013 вариант ХИ1601.
5.A 25 № 3602. Кислород
используется в производстве
1) водорода
2) метана
3) аммиака
4) стали
Источник: МИОО: Диагностическая работа № 3 по химии
21.03.2014 вариант ХИ10601
|
6.A 25 № 3644. Водород
используется в производстве
1)
чугуна
2) аммиака
3) каучука
4) серной кислоты
7. A 25 № 214. Основной
составной частью природного газа является
1)
бензол
2) метан
3) этилен
4) бутан
8 .A 25 № 343. Экологически
чистым топливом является
1)
водород
2) нефть
3) каменный уголь
9. 24 № 3706. Озон в
воздухе можно обнаружить с помощью
1)
раствора с
крахмалом
2) лакмуса
3) раствора
4) хлорной воды
Источник:
МИОО: Диагностическая работа № 4 по химии 28.11.2013 вариант ХИ10401.
3адача1. C 5 № 273. При полном
сгорании углеводорода образовалось 27 г воды и 33,6 л (н.у.).
Относительная плотность углеводорода по аргону равна 1,05. Установите
его молекулярную формулу. Ответ
Задача 2.
C 5 № 359. При сгорании 0,45 г газообразного органического
вещества выделилось 0,448 л (н.у.) углекислого газа, 0,63 г воды и
0,112 л (н.у.) азота. Плотность исходного газообразного вещества по
азоту 1,607. Установите молекулярную формулу этого вещества
Ответ
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.