Главная / География / Урок по теме "Черная металлургия"

Урок по теме "Черная металлургия"

Разработка урока.

Тема урока: «Состав и значение металлургического комплекса. Черная

металлургия».

9 класс, 2четверть, декабрь.


Тип урока: урок актуализации знаний и умений .


Цели урока: раскрыть роль и значение комплекса в хозяйстве страны,

познакомить учащихся с составом металлургического комплекса».



Задачи урока:

- познакомить с особенностями производственных процессов, выявить факторы размещения металлургических предприятий;

- развивать познавательный интерес учащихся к предмету;

- совершенствовать коммуникативные навыки и навыки работы с географическими источниками.

Оборудование и материалы к уроку:

-карта «Черная и цветная металлургия России»;

-географические атласы 9 класс;

-мультимедийный проектор и ноутбук;

-презентация «черная металлургия».

Ключевые понятия, термины, закономерности, которые учащиеся должны усвоить на уроке:

-металлургический комплекс, комбинат полного цикла, передельная металлургия, металлургическая база;

-особенности организации производства (концентрация и комбинирование),

факторы размещения отрасли.

Главная проблема урока:

Выявить взаимосвязь между размещением ПР и расположением металлургических комбинатов.

Этапы и виды деятельности урока:

Этапы урока

Виды деятельности

Время (минуты)

1.

Организационный момент

Подготовка учащихся к работе на уроке

1 мин.

2.

Подготовка к основному этапу урока

Акцентрирование главного и взаимосвязей (цели и задачи), актуализация опорных знаний (план характеристики комплекса)

4 мин.

3.

Изучение нового материала

Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания основных понятий и терминов, связей и отношений в объекте изучения через наглядный способ (компьютерная презентация); проблемный способ(анализ слайдов); самостоятельную работу(с атласами, учебниками, слайдами).

30мин.

4.

Закрепление новых знаний

Словесный (вопросы),частично-поисковый (работа с картой).

7мин.

5.

Подведение итогов. Информация о домашнем задании.

- устный анализ


- словесный (объяснение)

3 мин.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Подготовка к основному этапу урока.

Слайд №1


Учитель: Прочитайте тему сегодняшнего урока и сформулируйте цели и задачи урока.


Слайд№2


3.Изучение нового материала.

- Дайте определение понятию «топливно-энергетический комплекс».

- Что такое металлургический комплекс?


Слайд №3


- Какие металлы вы знаете?


Слайд №4


Учитель: Все металлы можно объединить в две группы, поэтому в состав комплекса входят две отрасли промышленности: черная и цветная металлургия. В современном производстве почти 90% используемых материалов составляют черные металлы (железо и его сплавы). Число цветных металлов гораздо больше (их более 70 видов), и они обладают более ценными свойствами.

- Для чего нужен металлургический комплекс стране?

- Где используются черные металлы? Приведите примеры.


Слайд №5


Одним из главных материалов является металл. Из него изготавливаются каркасы высотных зданий, океанские корабли, буровые вышки, турбины, комбайны, автомобили, оружие, инструменты и многое другое. На протяжении длительного времени именно масштабы производства металла свидетельствовали об экономическом, а значит и военном могуществе государства. Металл иногда называют- «хлебом» экономики. В последнее время в большинстве развитых стран темпы роста производства металла стабилизировались, или даже снизились. Металл заменяется более прогрессивными материалами.

- Какое сырье используется в производстве металла?

  • Используя атлас, уточните, где расположены эти полезные ископаемые на территории России.



Слайд № 6


Россия занимает первое место в мире по запасам железной руды. Они оцениваются примерно в 58 млрд. тонн. Это почти в 3 раза больше, чем у занимающей второе место Бразилии (17,6 млрд. тонн). Следует отметить, что 4/5 запасов расположены в Европейской части, включая Урал, и лишь 1/5 в Азиатской части.

Крупнейшее не только в России, но и в мире месторождение железных руд Курская магнитная аномалия. При этом руды КМА отличаются наиболее высоким содержанием металла в руде. Кроме того, они располагаются близко к поверхности и могут добываться карьерным способом, что значительно снижает их себестоимость. КМА обеспечивает 2/5 общего объема добычи железных руд.

На Урале железную руду добывают в общей сложности около 200 лет. За такое время запасы железной руды в значительной степени исчерпаны. На месте знаменитой 614-метровой горы Магнитной уже образовался карьер «Магнитный». Наибольшие запасы сосредоточены в Качканарской группе месторождений.

Восточная Сибирь по запасам руд уступает и Центральной России и Уралу. Запасы руды составляют чуть больше 5 млрд. тонн. Выделяют Коршуновское и Рудногорское месторождения Ангаро-Илимского бассейна, а также Абаканскую группу месторождений.

Европейский Север (Кольско-Карельский район) по запасам руды находится на 4-ом месте. Главные месторождения - Оленегорск, Ковдор, Костомукша. Содержание металла в руде относительно невелико, но часть руды добывается дешевым открытым способом.


Слайд № 7

- Какие основные стадии можно выделить при производстве металла?

Слайд № 8

- Рассмотрим схему основного производственного процесса в черной металлургии.

Слайд № 9-10

В железной руде может содержаться неодинаковое количество металлов -от 20% до 70%. Поэтому перед выплавкой чугуна железную руду обогащают, то есть удаляют пустую породу. В результате содержание металла в руде увеличивается, а продуктом обогащения является железорудный концентрат. Кокс - продукт спекания коксующихся углей. При коксовании из угля удаляются некоторые примеси, в результате чего повышается его теплотворная способность. Кокс, по сравнению с обычным углем, жарче горит, и процесс выжигания металла из руды интенсифицируется. Чугун - сплав железа с углеродом. Доля последнего составляет не менее 2%, Из-за относительно большого количества углерода чугун хрупок. Поэтому из него невозможно производить изделия, подвергающиеся динамическим нагрузкам: оси колес, шестеренки, ножи, бытовой инструмент, болты, гайки, шурупы, и т.д. Большая часть производимого чугуна идет на производство стали.

Сталь, как и чугун, тоже сплав железа с углеродом, но последнего в стали содержится значительно меньше, поэтому сталь - более качественный сплав Переработка чугуна в сталь сводится к удалению излишнего углерода. Добавки различных цветных металлов повышают качество получаемой стали. Так марганец и вольфрам усиливают коррозийную устойчивость, и получается так называемая «нержавейка». Добавление хрома значительно увеличивает прочность и твердость металла. Стальной прокат- конечный продукт черной металлургии. На прокатных станах (блюминг, слябинг) получают различные профили проката: трубы, уголки, швеллера, стальной лист, проволоку, рельсы и т.д.

Слайд № 11

Большинство предприятий металлургии – комбинат, который представляет собой сочетание совместно размещенных предприятий, объединяющихся общностью технологических процессов и единым управлением. На металлургических комбинатах полного цикла осуществляются все стадии производственного процесса от обогащения руды и коксохимии до производства проката. Металлургия отрасль с высоким уровнем концентрации и монополизации производства. В черной металлургии предприятий монополистов – 11 %, но они производят 2/3 всей продукции. Это огромные предприятия как по занимаемым площадям (несколько квадратных километров), так и по числу работающих (около 100 тыс. человек). Единственный (!) в России электрометаллургический завод расположен в городе Старый Оскол. Его мощность - 3,5 млн тонн стали и 1,5 млн тонн проката в год. Здесь используется наиболее передовая технология производства стали. Ее получают прямым восстановлением железа, минуя стадию производства чугуна (руда - сталь). При этом, сначала из руды получают металлизированные окатыши, с содержанием металла до 98%. Выплавка готового металла осуществляется в электропечах посредством электродуговой плавки. Этот процесс оказывает меньшее негативное воздействие на природные условия.

На передельных заводах, сталь выплавляется из металлолома. Его использование позволяет экономить руду, коксующийся уголь, электроэнергию, а также значительно уменьшать неблагоприятное воздействие на природу. В связи с этим, передельные заводы имеются в большинстве крупных городов. Наиболее крупные передельные заводы находятся в городах. Нижнем Новгороде, Москве (завод «Серп и Молот»), Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Красноярске, Комсомольске-на-Амуре (завод «Амурсталь»).

Большую часть стального проката составляют трубы. Наиболее крупные трубопрокатные заводы сосредоточены на Урале (Челябинск, Первоуральск).

- Скажите, как Вы думаете центр передельной металлургии одновременно является центрами производства какой продукции?


Слайд № 12


- Проанализируйте слайд № 12 и назовите основной фактор размещения предприятия черной металлургии.

Для производства 1 тонны металла требуется около 1,5 тонн железной руды и примерно столько же каменного угля. Наиболее удобно располагать

металлургические заводы там, где имеются месторождения этих полезных

ископаемых. Однако такие территориальные сочетания встречаются нечасто

поскольку уголь и руда имеют различное происхождение. Иногда заводы строят вблизи месторождений железных руд. А уголь в этом

случае привозится. Иногда заводы располагаются около месторождений коксующихся углей. А железная руда привозится. В отдельных случаях металлургические заводы могут строится между месторождениями угля и руды. Таким образом, металлургические заводы могут располагаться вблизи

источников сырья и топлива или между ними.


- Какие еще факторы влияют на размещение металлургического комплекса?

Металлургическая база - группа предприятий черной металлургии, использующих общие источники сырья и топлива и обеспечивающие потребности хозяйства страны в металле.

  • Используя карты атласа, настенную карту «Черная цветная металлургия», рис. 36 в учебнике на стр. 132, а так же свои знания полученные на этом уроке, составьте таблицу: «Металлургические базы России»


Слайд № 13


Уральская металлургия первоначально формировалась на базе собственных железных руд. Однако, к настоящему времени большинство месторождений в значительной степени истощены. Сегодня доля привозной руды составляет около 2/3. Сырье привозится из соседнего Казахстана, а также из Центрально-черноземного района (КМА).

На базе железных руд КМА формируется Центральная металлургическая база. Коксующийся уголь предприятия получают из Донецкого бассейна. Главные предприятия: Новолипецкий металлургический комбинат и электрометаллургический завод в г. Старый Оскол. Кроме того, к Центральной металлургической базе относится объединение «Северсталь», головным предприятием которого является Череповецкий металлургический комбинат. Он работает на привозном сырье и топливе, используя железные руды месторождений Кольского полуострова и Карелии и коксующиеся угли Печорского бассейна

Крупный центр черной металлургии сформировался в г. Череповец. Вблизи него нет месторождений ни угля, ни руды. И сырье, и топливо привозится. Однако, город расположен на берегу Рыбинского водохранилища (для производства металла требуется вода). Кроме этого, город находится недалеко от Санкт-Петербурга и Москвы, которые являются и потребителями металла, и поставщиками металлолома.

Формирование Сибирской металлургической базы началось в тридцатые годы, вблизи кузнецких коксующихся углей. Здесь используются железные руды Горной Шории и Ангаро-Илимского бассейна. Главные предприятия -два комбината полного цикла (Западно-Сибирский и Кузнецкий) в г. Новокузнецк. Крупные передельные заводы имеются в Новосибирске и Красноярске в Сибири производится 1/5 часть российской стали.

- Где по вашему в будущем можно создать еще одну металлургическую базу? (докажите это).

- Как вы думаете, какая главная проблема металлургического производства ?




Урок по теме "Черная металлургия"
  • География
Описание:

1.           Методическая разработка по теме учебной программы «Межотраслевые комплексы» в разделе «Общий обзор России» направлена на профессионально-педагогическое совершенствование обучения и повышение качества подготовки учащихся. Методическая разработка связана с изменением материально-технических условий преподавания предмета (в кабинете появилось мультимедийное оборудование). Целью методической разработки является описание методики использования современных технических и информационных средств обучения. В этой разработке содержатся конкретные материалы, которые я использую в своей работе (презентация учителя, учеников, публикации учеников, дидактические материалы к уроку)

Автор Яруничева Елена Юрьевна
Дата добавления 22.12.2014
Раздел География
Подраздел
Просмотров 750
Номер материала 10214
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓