Главная / Русский язык и литература / урок по теме "Чацкий-выразитель идей"

урок по теме "Чацкий-выразитель идей"

Тема урока: Чацкий –выразитель взглядов автора по комедии «Горе от ума».

Цели: - обучающая: чтение и анализ текста, продолжить осваивать основы сценической речи

                                  (интонация, произношение, мимика, жесты);

                                   выяснить уровень знания текста учениками.

           - развивающая: умение партнерского общения, артистические умения;

                                      развивать мышление, связную речь, внимание, память.

           -воспитывающая: воспитывать доброжелательность к людям.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Беседа по теме. Работа в группах.Группы показывают домашнее задание – отрывок из комедии или чтение монолога. Остальные ученики являются критиками или режиссерами – они должны серьезно и по заслугам оценить работу товарищей: интонацию, жесты, уверенность в себе, костюм, чтение наизусть. Также они могут задать вопросы героям произведения.

Итак, в центре наших взглядов - Чацкий Александр Андреевич – умнейший человек, который должен был стать героем своего времени. Грибоедов первым в русской литературе сумел создать реалистический образ положительного героя, воплотившего в своем мировоззрении реальные черты человека XIX века. Чацкий и еще один молодой человек по фамилии Молчалин являются современниками. И как не им являться опорой и надеждой своей страны. Вот только какие пути они изберут? Что является для них главным?

Выступление подготовленного уч-ся по теме( образ Чацкого, трагедия Чацкого, Чацкий и Софья, Чацкий и Фамусов)


  Учитель до этого урока был консультантом, и в начале урока тоже объясняет, как нужно вести себя «на сцене».

3. Происходит оценка индивидуального вклада в работу группы. Посовещавшись с группой, лидеры объявляют о своих оценках двум остальным группам. Итоги суммируются, в маршрут группы выставляется средний балл.

4. Учитель объявляет, что следующий урок станет заключительным, и просит вовремя отработать пропущенные занятия, принести сочинения, творческие работы по желанию (если ученик видит, что у него получится низкий результат, он может нарисовать героев, придумать кроссворд и т.д.). ученики задают вопросы.

Анализ текста по теме.

Чтение по ролям.


3. Практическая работа (работа в группах).
Раздаются карточки с критическими высказываниями о Чацком. Выслушиваются мнения учащихся. Общий вывод: восприятие образа Чацкого в литературе.
Карточка № 1
Григорьев А. А.: “ Чацкий до сих пор единственное героическое лицо нашей литературы…честная и деятельная натура, притом еще натура борца…”
Карточка № 2
Достоевский Ф.М.: “ Чацкий – декабрист. Вся его идея в отрицании прежнего, недавнего, наивного поклонничества. Европы все нюхнули, и новые манеры понравились. Именно только манеры, потому что сущность поклонничества и раболепия в Европе та же”.
Карточка № 3
Грибоедов А. С.: “…и этот человек разумеется в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих…”
Карточка № 4
Герцен А. И.: “…Это декабрист, это человек, который завершает эпоху Петра I и силится разглядеть, по крайней мере, на горизонте обетованную землю… которой он не увидит”.
Карточка № 5
Белинский В. Г.: “…Это просто крикун, фразер, идеальный шут, на каждом шагу профанирующий все святое, о котором говорит. Неужели войти в общество и начать всех ругать в глаза дураками и скотами, - значит быть глубоким человеком?.. Это новый Дон-Кихот, мальчик на пал...


5. Мини-игра на знание текста. Учитель задает вопросы группам поочередно.

Примерные вопросы.

*Как звали секретаря Фамусова, жившего у него в доме? (Молчалин)

*Сколько лет назад Чацкий покинул Москву? (3 года)

*Сколько лет Софье теперь, во время действия комедии? (17 лет)

*К кому обращены слова Чацкого: «Велите ж мне в огонь: пойду как на обед»? (Софье)

*О каком чине мечтает Скалозуб? («Мне только бы досталось в генералы»)

*От чего Софья потеряла сознание перед приемом гостей? (Молчалин упал с лошади)

*О ком слова: «Лгунишка он, картежник, вор… Да мастер услужить» (Загорецкий)

*О ком слова: «Ах! Этот человек всегда причиной мне ужасного расстройства!» (Чацкий)

*Кто произносит слова: «Да, мочи нет: мильон терзаний груди от дружеских тисков…» (Чацкий)

*Из-за чего происходит размолвка Софьи с Молчалиным?

*Как решил судьбу дочери Фамусов в конце комедии?

*Что волнует Фамусова в этой истории больше всего?

Итоги урока.

6. Итоги, выставление баллов в группах.

 Д/З текст, стр 35-59


урок по теме "Чацкий-выразитель идей"
  • Русский язык и литература
Описание:

Цели: - обучающая: чтение и анализ текста, продолжить осваивать основы сценической речи

                                  (интонация, произношение, мимика, жесты);

                                   выяснить уровень знания текста учениками.

           - развивающая: умение партнерского общения, артистические умения;

                                      развивать мышление, связную речь, внимание, память.

           -воспитывающая: воспитывать доброжелательность к людям. данный конспект урока помолжет молодым специалистам оределять структуру урока, этапы, оределять цели , задачи урока,

Автор Калыкова Ултуган Султанбековна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1204
Номер материала 53071
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓