Главная / Русский язык и литература / Урок по теме "Антонимы" (5 класс)

Урок по теме "Антонимы" (5 класс)

Тема урока: «Антонимы».

Цели урока:

обобщить, закрепить и углубить изученный в начальной школе материал по теме «Синонимы. Антонимы»; проверить уровень знаний учащихся по данной теме;

понаблюдать за использованием антонимов в художественных текстах, диалектной речи;

развивать связную речь учащихся, логичес­кое мышление, память, творческие способности;

воспитывать любовь к русскому языку, вни­мательное и бережное отношение к слову.

Методы: словесный, наглядно-иллюстратив­ный, поисковый, интерактивный.

Оборудование:

карточки с заданиями;

презентация;



ХОД У РОКА

  1. Активизирующее начало урока


ЯБЛОКО


У прохожих на виду

Висело яблоко в саду

Ну, кому какое дело?

Просто

Яблоко

Висело.

Только конь сказал,

Что низко,

А мышонок –

Высоко,

Воробей сказал,

Что близко,

А улитка – далеко,

А теленок озабочен

Тем, что яблоко

Мало.

А цыпленок – тем, что очень

Велико и тяжело.

А котенку все равно.

Кислое, зачем оно?

Что вы? –

Шепчет червячок –

Сладкий у него бочок.



У: –Что говорили о яблоке герои стихотворения?

- Совпадают ли их мнения?

- Что вы можете сказать о словах низко – высоко, близко – далеко, мало – велико, кислый – сладкий?

Это слова, противоположные по лексическому значению.

У: - Как бы вы назвали эти слова?


У: - Какими группами слов мы с вами познакомились в разделе «Лексика»? ( Синонимы, омонимы.) Вспомните определение данных слов.


У: - Какая общая часть есть в этих словах? – Что она обозначает?



Анти – против, противоположность, оним – имя.


Вписываем в пропущенную строчку тему урока Антонимы (записываю на доске).


Антонимы (греч. апti'про­тив' + опута - 'имя') - слова, имеющие противо­положные значения: день - ночь, плохой - хо­роший, любить - ненавидеть.


У: Записываем антонимы в тетрадь.

  1. Упражнение «Подберите антонимы»

Тот, кто выполнит задание верно, по первым буквам подобранных слов узнает оценку, которую получит за свой труд.


Широкий - (узкий);

твердый - (мягкий);

старый - (новый);

скучный - (интересный);

бесполезный - (ценный);

неряшливый - (аккуратный).

Исправьте лексические недочёты, взятые из сочинений учащихся

  1. Герасим был хороший, а барыня жесток ая.

  2. Эта речка не широкая, а мелкая.

  3. Царевна была добрая, а царица плохая.


  1. Царевна была добрая, а царица злая.

  2. Герасим был хороший, а барыня плохая.

  3. Эта речка не широкая, а узкая.



  1. Работа в группах:

  1. В отрывке из стихотворения М. Цветаевой пропущены слова антонимы. Допишите нужные слова.


Полюбил богатый - бедную,

Полюбил ученый - глупую,

Полюбил румяный - бледную,

Полюбил хороший - вредную:

Золотой - полушку медную...


2. Антонимы исполь­зуются в сказках. Прочитайте от­рывки из сказок и выпишите антонимы.

Зачем ко мне пожаловал, добрый молодец? Волей или неволей?

* Однажды спорили Правда и Кривда: чем луч­ше жить - кривдой или правдой?

Много ли, мало они купались - Иван-царе­вич подкрался, взял у той девицы, что всех краше, кушачок и спрятал за пазуху.

Не забудьте еще: у моего батюшки есть на дворе два чана воды - одна вода сильная, а другая малосильная; переставь их с места на место и на­пейся сильной воды.

Ответ:

волей — неволей, правда кривда, мириться -драться, много — мало, сильная — малосильная.

  1. Допишите пословицу, используя антонимы:
    - Корень учения горек, а плод его …сладок
    - Ласточка день начинает, а соловей …заканчивает
    - Ученье – свет, а неученье - …тьма
    - Мягко стелет, да жестко … спать
    - Не бойся врага умного, а бойся друга …глупого
    - Знай больше, говори …меньше.
    - Лучшая вещь новая, лучший друг - …старый
    -Легко сказать, да…трудно доказать
    - Правой рукой строит, а левой…разрушает


Теорит. материал: Антонимы издавна используются поэтами и пи­сателями для создания контрастных образов, для резкого противопоставления мыслей.

Такой худо­жественный прием называется антитезой (анти­теза — греч. 'противоположное').


  1. Физминутка:

Послушайте стихотворение «Еще одно эхо?»

И нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь ….НИЗКО
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь ….БЛИЗКО
Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь …ПОЛ.
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты ….НАШЕЛ
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты ….ХРАБРЕЦ
Теперь НАЧАЛО я скажу.
Ну отвечай …КОНЕЦ.




VI. Обобщение и углубление знаний по теме «Антонимы»

1. Комплексная работа с текстом

Спишите текст, вставляя пропущенные бук­вы.

И грус_но, и радос_но.

Странный в с_нтябре лес - в нем рядом в_сна и ос_нь. Желтый лист и з_леная тр_винка. П_блекшие и распускающиеся цветы. Сверкающий иней и бабоч(?)ки. Тепл_е солнце и х_лодная белая радуга.

Ув_дание и расцвет. Тиш_на и песни.

И грус_но, и радос_но.

Самопроверка.

Определите тему, основную мысль.

Что грустного и радостного заметил автор в сентябрьском лесу?

На каком языковом явлении построен текст?

Что такое антонимы?


- Найдите слова, которые проявляют свои противоположные свойства в данном тексте. Подчеркните их одной чертой. Являются ли ан­тонимами эти пары слов вне текста?


Теорит. материал: В индивидуальном творчестве мастеров слова некоторые противопоставляемые образы ощущают­ся контрастными только в тексте. Вне его они могут и не быть антонимами. Такие слова-антонимы назы­ваются контекстуальными, или контекстными.


Не все слова русского языка имеют соотноси­тельные слова с противоположным значением. Антонимов нет, например, у слов Сергей, каран­даш, корова и др.


2 Какие слова называют многозначными? Некоторые слова, если они многозначные, мо­гут иметь несколько антонимов, например: легкая (ноша) — тяжелая; легкая (задача) - трудная; легкая (походка) - грузная; легкий (табак) -крепкий; легкий (мороз)- сильный; легкая (музы­ка) - серьезная; легкий (сон) - глубокий.

Теорит. материал: К одному слову можно подобрать несколько слов с противоположным значением, если это слово многозначное.


Свежий хлеб – черствый хлеб

Свежий журнал – старый журнал

Свежий ветер – теплый ветер

Легкий труд – тяжелый труд

Легкий путь – трудный путь

Легкий ветер – сильный ветер

Лёгкий сон – глубокий сон

Лёгкая походка – грузная походка

Лёгкая музыка – серьёзная музыка


  1. Самостоятельная работа по вариантам: подобрать к следующим словосочетаниям синонимы, затем антонимы. Ответы записать в тетрадь.
    1 вариант: Легкий рюкзак (пустой, полный), легкая задача(простая, сложная), легкий( слабый, сильный ) мороз;
    2 вариант: большие дети ( взрослые, маленькие), большой успех( крупный, незначительный),большой вопрос( важный, неважный, незначительный, маловажный)

.



VI. Тестирование

1. Какое утверждение является верным?

Слова с противоположным лексическим значением называ­ются

1) синонимами

2) многозначными

3) омонимами

4) антонимами


2.Какое утверждение является верным?

Слова, контрастные только в рамках какого-либо текста, называются

  1. контекстные синонимы

  2. контекстные антонимы

  3. омонимы

  4. многозначные слова


3.Какое утверждение является верным?

Слова одной и той же части речи, которые обо­значают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи, называются

1) антонимами

2) омонимами

3) синонимами

4) однозначными

4. Какое из сочетаний слов употреблено в переносном значении?

1) тяжёлый камень

2) холодный ветер

3) сладкий сон

4) острый нож


5. Какая из данных пар слов не является синонимами?

1) гигантский — огромный

2) сиять — сверкать

3) торопиться — спешка

4) метель - вьюга



Взаимопроверка. «5» - 5 правильных ответов

«4» - 4 правильных ответа

«3» - 3 правильных ответа

Ответы: 1. 4); 2. 2); 3. 3); 4. 3); 5. 3).



Домашнее задание:


Перепишите текст, заменяя антонимами все слова, у которых они есть.


Жил – был кролик. Рано утром он вышел из своего домика и отправился в путь. Через час он свернул влево, а ещё через час – вправо. Дело было зимой, и кролику стало холодно. Он шёл всё быстрее и быстрее. Впереди уже можно было разглядеть крышу кроличьего домика, а позади ещё виднелась лесная опушка и какие-то далёкие огоньки.






  1. группа. В отрывке из стихотворения М. Цветаевой пропущены слова антонимы. Допишите нужные слова.


Полюбил богатый - …,

Полюбил ученый - …,

Полюбил румяный - …,

Полюбил хороший - … :

Золотой - полушку медную...


2 группа. Антонимы исполь­зуются в сказках. Прочитайте от­рывки из сказок и выпишите антонимы.

Зачем ко мне пожаловал, добрый молодец? Волей или неволей?

* Однажды спорили Правда и Кривда: чем луч­ше жить - кривдой или правдой?

Много ли, мало они купались - Иван-царе­вич подкрался, взял у той девицы, что всех краше, кушачок и спрятал за пазуху.

Не забудьте еще: у моего батюшки есть на дворе два чана воды - одна вода сильная, а другая малосильная; переставь их с места на место и на­пейся сильной воды.


  1. группа. Допишите пословицу, используя антонимы:


- Корень учения горек, а плод его …
- Ласточка день начинает, а соловей …
- Ученье – свет, а неученье - …
- Мягко стелет, да … спать.
- Не бойся врага умного, а бойся друга …
- Знай больше, говори ….
- Лучшая вещь новая, лучший друг - …
-Легко сказать, да… доказать.
- Правой рукой строит, а левой…







2 задание. Спишите текст, вставляя пропущенные бук­вы.

И грус_но, и радос_но.

Странный в с_нтябре лес - в нем рядом в_сна и ос_нь. Желтый лист и з_леная тр_винка. П_блекшие и распускающиеся цветы. Сверкающий иней и бабоч(?)ки. Тепл_е солнце и х_лодная белая радуга.

Ув_дание и расцвет. Тиш_на и песни.

И грус_но, и радос_но.




3задание. Подберите подходящие по смыслу антонимы к прилагательным:

Свежий хлеб –

Свежий журнал –

Свежий ветер –

Легкий труд –

Легкий путь –

Легкий ветер –

Лёгкий сон –

Лёгкая походка –

Лёгкая музыка –



4 задание:
1 вариант. Подобрать к выделенным прилагательным синонимы, затем антонимы. Ответы записать в тетрадь.


Легкий рюкзак, легкая задача, легкий мороз.


2 вариант. Подобрать к выделенным прилагательным синонимы, затем антонимы. Ответы записать в тетрадь.


Большие дети, большой успех, большой вопрос.











Домашнее задание:


Перепишите текст, заменяя антонимами все слова, у которых они есть.


Жил – был кролик. Рано утром он вышел из своего домика и отправился в путь. Через час он свернул влево, а ещё через час – вправо. Дело было зимой, и кролику стало холодно. Он шёл всё быстрее и быстрее. Впереди уже можно было разглядеть крышу кроличьего домика, а позади ещё виднелась лесная опушка и какие-то далёкие огоньки.


Домашнее задание:


Перепишите текст, заменяя антонимами все слова, у которых они есть.


Жил – был кролик. Рано утром он вышел из своего домика и отправился в путь. Через час он свернул влево, а ещё через час – вправо. Дело было зимой, и кролику стало холодно. Он шёл всё быстрее и быстрее. Впереди уже можно было разглядеть крышу кроличьего домика, а позади ещё виднелась лесная опушка и какие-то далёкие огоньки.


Домашнее задание:


Перепишите текст, заменяя антонимами все слова, у которых они есть.


Жил – был кролик. Рано утром он вышел из своего домика и отправился в путь. Через час он свернул влево, а ещё через час – вправо. Дело было зимой, и кролику стало холодно. Он шёл всё быстрее и быстрее. Впереди уже можно было разглядеть крышу кроличьего домика, а позади ещё виднелась лесная опушка и какие-то далёкие огоньки.


Домашнее задание:


Перепишите текст, заменяя антонимами все слова, у которых они есть.


Жил – был кролик. Рано утром он вышел из своего домика и отправился в путь. Через час он свернул влево, а ещё через час – вправо. Дело было зимой, и кролику стало холодно. Он шёл всё быстрее и быстрее. Впереди уже можно было разглядеть крышу кроличьего домика, а позади ещё виднелась лесная опушка и какие-то далёкие огоньки.








VI. Тестирование Вариант 1

1. Какое утверждение является верным?

Слова с противоположным лексическим значением называ­ются

1) синонимами

2) многозначными

3) омонимами

4) антонимами


2.Какое утверждение является верным?

Слова, контрастные только в рамках какого-либо текста, называются

  1. контекстные синонимы

  2. контекстные антонимы

  3. омонимы

  4. многозначные слова


3.Какое утверждение является верным?

Слова одной и той же части речи, которые обо­значают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи, называются

1) антонимами

2) омонимами

3) синонимами

4) однозначными

4. Какое из сочетаний слов употреблено в переносном значении?

1) тяжёлый камень

2) холодный ветер

3) сладкий сон

4) острый нож


5. Какая из данных пар слов не является синонимами?

1) гигантский — огромный

2) сиять — сверкать

3) торопиться — спешка

4) метель - вьюга









VI. Тестирование Вариант 2

1. Какое утверждение является верным?

Слова с противоположным лексическим значением называ­ются

1) синонимами

2) антонимами

3) многозначными

4) омонимами


2.Какое утверждение является верным?

Слова, контрастные только в рамках какого-либо текста, называются

1) многозначные слова

2) омонимы

3) контекстные антонимы

4) контекстные синонимы


3.Какое утверждение является верным?

Слова одной и той же части речи, которые обо­значают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи, называются

1) антонимами

2) однозначными

3) омонимами

4) синонимами

4. Какое из сочетаний слов употреблено в переносном значении?

1) холодный ветер

2) тяжёлый камень

3) острый нож

4) сладкий сон


5. Какая из данных пар слов не является синонимами?

1) сиять — сверкать

2) торопиться — спешка

3) гигантский — огромный

4) метель - вьюга













11


Урок по теме "Антонимы" (5 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Цели урока "Антонимы":

обобщить, закрепить и углубить изученный в начальной школе материал по теме «Синонимы. Антонимы»; проверить уровень знаний учащихся по данной теме;

• понаблюдать за использованием антонимов в художественных текстах, диалектной речи;

• развивать связную речь учащихся, логичес­кое мышление, память, творческие способности;

• воспитывать любовь к русскому языку, вни­мательное и бережное отношение к слову.

Задания творческого характера позволяют формировать коммуникативную компетенцию, создавать условия для самовыражения каждого ребёнка.

Автор Троян Нина Васильевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1385
Номер материала 25158
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓