Главная / Информатика / Урок по теме «Программное обеспечение компьютера»

Урок по теме «Программное обеспечение компьютера»

Название документа Викторина.pptx

«Знаешь ли ты российских ученых? » Тест – викторина
1. Кто из отечественных учёных оценил значение кибернетики, внес большой вкла...
2.Академик Лебедев С.А. - главный конструктор первой в СССР и Европе электрон...
3.Этот ученый одним из первых начал эксперименты по преподаванию программиров...
4. Основные труды Алексея Андреевича Ляпунова относятся: а)к созданию МЭСМ – ...
4. В 2008 г. исполнилось 85 лет со дня рождения какого выдающегося ученого- и...
5. Кто из российских ученых-информатиков написал программу AIDSTEST? а) Евген...
6. Работы Ершова заложили основы какого научного направления в нашей стране? ...
7. Кто основал кафедру теоретической кибернетики Новосибирского университета ...
8.Кем был дед Рамеева Б.И.? а)Техник б)Военный в)Классик татарской литературы...
9. Совместно с каким учёным Рамеев Б.И. представил первый в СССР проект « Авт...
10. Кто изображен на данной фотографии? а) Касперский Е.В б) Брук И.С. в) Ер...
Ответы для самопроверки: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 г б в б г а а в а г
1 из 13

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 «Знаешь ли ты российских ученых? » Тест – викторина
Описание слайда:

«Знаешь ли ты российских ученых? » Тест – викторина

№ слайда 2 1. Кто из отечественных учёных оценил значение кибернетики, внес большой вклад в
Описание слайда:

1. Кто из отечественных учёных оценил значение кибернетики, внес большой вклад в ее становление и развитие? а) Сергей Алексеевич Лебедев б)Виктор Михайлович Глушков в) Андрей Петрович Ершов г) Алексей Андреевич Ляпунов

№ слайда 3 2.Академик Лебедев С.А. - главный конструктор первой в СССР и Европе электронной
Описание слайда:

2.Академик Лебедев С.А. - главный конструктор первой в СССР и Европе электронной вычислительной машины: а) Эльбрус б) БЭСМ в) IBM PC/AT г) Pentium III

№ слайда 4 3.Этот ученый одним из первых начал эксперименты по преподаванию программировани
Описание слайда:

3.Этот ученый одним из первых начал эксперименты по преподаванию программирования в средней школе, которые привели к введению курса информатики и вычислительной техники во всех  школах СССР а) Сергей Алексеевич Лебедев б)Виктор Михайлович Глушков в) Андрей Петрович Ершов г) Дмитрий Николаевич Лозинский

№ слайда 5 4. Основные труды Алексея Андреевича Ляпунова относятся: а)к созданию МЭСМ – пер
Описание слайда:

4. Основные труды Алексея Андреевича Ляпунова относятся: а)к созданию МЭСМ – первой российской ЭВМ. б) к теории множеств, теоретическим вопросам программирования, математическим основам кибернетики в) к математическим методам и моделям распространения примесей в температурно – стратифицированной среде

№ слайда 6 4. В 2008 г. исполнилось 85 лет со дня рождения какого выдающегося ученого- инфо
Описание слайда:

4. В 2008 г. исполнилось 85 лет со дня рождения какого выдающегося ученого- информатика? а) Сергей Алексеевич Лебедев б)Виктор Михайлович Глушков в) Андрей Петрович Ершов г) Дмитрий Николаевич Лозинский

№ слайда 7 5. Кто из российских ученых-информатиков написал программу AIDSTEST? а) Евгений
Описание слайда:

5. Кто из российских ученых-информатиков написал программу AIDSTEST? а) Евгений Валентинович Касперский б)Виктор Михайлович Глушков в) Андрей Петрович Ершов г) Дмитрий Николаевич Лозинский

№ слайда 8 6. Работы Ершова заложили основы какого научного направления в нашей стране? а)
Описание слайда:

6. Работы Ершова заложили основы какого научного направления в нашей стране? а) Технология программирования б) Кибернетика в) Машинный перевод и математическая лингвистика г) Прикладная математика

№ слайда 9 7. Кто основал кафедру теоретической кибернетики Новосибирского университета ? а
Описание слайда:

7. Кто основал кафедру теоретической кибернетики Новосибирского университета ? а) Алексей Андреевич Ляпунов б) Башир Искандерович Рамеев в) Михаил Александрович Карцев г) Сергей Алексеевич Лебедев

№ слайда 10 8.Кем был дед Рамеева Б.И.? а)Техник б)Военный в)Классик татарской литературы г)
Описание слайда:

8.Кем был дед Рамеева Б.И.? а)Техник б)Военный в)Классик татарской литературы г) учитель

№ слайда 11 9. Совместно с каким учёным Рамеев Б.И. представил первый в СССР проект « Автома
Описание слайда:

9. Совместно с каким учёным Рамеев Б.И. представил первый в СССР проект « Автоматическая цифровая электронная машина»? а)И.С.Брук б)В.М.Глушков в)М.А.Карцев

№ слайда 12 10. Кто изображен на данной фотографии? а) Касперский Е.В б) Брук И.С. в) Ершов
Описание слайда:

10. Кто изображен на данной фотографии? а) Касперский Е.В б) Брук И.С. в) Ершов А.П г) Ляпунов А. А.

№ слайда 13 Ответы для самопроверки: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 г б в б г а а в а г
Описание слайда:

Ответы для самопроверки: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 г б в б г а а в а г

Название документа Классификация прог обесп.ppt

Классификация программного обеспечения
Программное обеспечение (ПО)- совокупность программ, позволяющая организовать...
Для каждого вида ЭВМ в настоящее время разработано огромное количество програ...
Классификация программного обеспечения: Системные программы Системы программи...
Системные программы- предназначены для эксплуатации и технического обслуживан...
Основные типы системных программ: Операционные системы Оболочки операционных ...
Операционная система (ОС) (примеры: WINDOWS, MS-DOS, LINUX ) Это комплекс сис...
Драйверы устройств Программы, управляющие работой различных устройств компьют...
Драйверы Операционная система даёт только минимальные возможности для управле...
Программы-утилиты Утилиты – это программы вспомогательного назначения. Утилит...
Антивирусные программы По определению доктора Е.В. Касперского – «компьютерны...
Антивирусные программы: Программы-детекторы – обнаруживают файлы, зараженные ...
Антивирусные программы: Программы-фильтры – перехватывают обращения вирусами ...
Обслуживающие программы - программы, с помощью которых тестируют компьютерные...
2.Системы программирования- Это комплексы программ и прочих средств, предназн...
3. Прикладное программное обеспечение это программы, используемые как инструм...
Текстовые процессоры Программы для создания, редактирования и оформления текс...
Табличные процессоры Программы, позволяющие выполнять операции над данными, п...
СУБД - Средства ввода, размещения и выдачи больших массивов данных
Графические редакторы - Программы для создания, редактирования графических из...
Средства создания презентаций- Программы создания и показа наборов слайдов (M...
Обучающие и учебные программы. В настоящее время обучающие программы использу...
Системы автоматизированного проектирования Предназначены для решения прикладн...
Игры Игровые программы создавались уже для самых первых персональных ЭВМ. К н...
Мультимедиа- Это способ использования ЭВМ с применением всех доступных средст...
1 из 25

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Классификация программного обеспечения
Описание слайда:

Классификация программного обеспечения

№ слайда 2 Программное обеспечение (ПО)- совокупность программ, позволяющая организовать ре
Описание слайда:

Программное обеспечение (ПО)- совокупность программ, позволяющая организовать решение задач на ЭВМ.

№ слайда 3 Для каждого вида ЭВМ в настоящее время разработано огромное количество программ.
Описание слайда:

Для каждого вида ЭВМ в настоящее время разработано огромное количество программ. Совокупность этих программ и документации, необходимой для их эксплуатации, называется программным обеспечением. Существуют различные категории программ, существенно различающихся по своему назначению.

№ слайда 4 Классификация программного обеспечения: Системные программы Системы программиров
Описание слайда:

Классификация программного обеспечения: Системные программы Системы программирования (инструментальное ПО) Прикладные программы

№ слайда 5 Системные программы- предназначены для эксплуатации и технического обслуживания
Описание слайда:

Системные программы- предназначены для эксплуатации и технического обслуживания ЭВМ, управления и организации вычислительного процесса при решении любой конкретной задачи. Основные типы системных программ

№ слайда 6 Основные типы системных программ: Операционные системы Оболочки операционных сис
Описание слайда:

Основные типы системных программ: Операционные системы Оболочки операционных систем Драйверы устройств Программы-утилиты Антивирусные программы Обслуживающие программы

№ слайда 7 Операционная система (ОС) (примеры: WINDOWS, MS-DOS, LINUX ) Это комплекс систем
Описание слайда:

Операционная система (ОС) (примеры: WINDOWS, MS-DOS, LINUX ) Это комплекс системных программ, обеспечивающий совместное функционирование всех устройств компьютера и поддерживающий работу всех его программ. Основные функции ОС: -организация согласованного выполнения всех процессов в компьютере; -обеспечение хранения информации во внешней памяти компьютера и обмен с устройствами ввода-вывода; -реакция на ошибки и аварийные ситуации; -осуществление диалога и общения с пользователем.

№ слайда 8 Драйверы устройств Программы, управляющие работой различных устройств компьютера
Описание слайда:

Драйверы устройств Программы, управляющие работой различных устройств компьютера, называются драйверами.

№ слайда 9 Драйверы Операционная система даёт только минимальные возможности для управления
Описание слайда:

Драйверы Операционная система даёт только минимальные возможности для управления различными устройствами. Чтобы расширить эти возможности, для каждого устройства пишется драйвер. Так, программа, управляющая работой мыши, называется драйвером мыши; программа, управляющая работой сканера – драйвером сканера и т.д.

№ слайда 10 Программы-утилиты Утилиты – это программы вспомогательного назначения. Утилиты ч
Описание слайда:

Программы-утилиты Утилиты – это программы вспомогательного назначения. Утилиты часто объединяются в комплексы. Одним из наиболее популярных комплексов является NORTON UTILITIES. Это очень мощный комплекс программ, он включает в себя программы оптимизации дисков, программы для автономной печати, программы для управления памятью и множество других полезных программ. Одной из наиболее важных программ, входящих в пакет NORTON UTILITIES является программа NDD (Norton Disk Doktor). С помощью этой программы можно тестировать диск на правильность его логической системы, выявлять наличие «сбойных» секторов на поверхности диска и производить многие др. операции.

№ слайда 11 Антивирусные программы По определению доктора Е.В. Касперского – «компьютерным в
Описание слайда:

Антивирусные программы По определению доктора Е.В. Касперского – «компьютерным вирусом называется программа, которая может создавать свои копии (не обязательно полностью совпадающие с оригиналом) и внедрять их в файлы, системные области компьютера, вычислительные сети и т.д.При этом копии сохраняют способность дальнейшего распространения». Подобные программы-вирусы создаются программистами – злоумышленниками. Вирус искажает текст программы, в результате чего она может стать совершенно не работоспособной. «Зараженная» программа способна передавать вирус другим программам и ЭВМ. Заражение вирусами ЭВМ часто приводит к выводу из строя большого числа дорогостоящих пакетов программ.

№ слайда 12 Антивирусные программы: Программы-детекторы – обнаруживают файлы, зараженные одн
Описание слайда:

Антивирусные программы: Программы-детекторы – обнаруживают файлы, зараженные одним из нескольких известных вирусов. Программы-доктора или фаги – «лечат» программы, восстанавливая их первоначальный вид и удаляя при этом из них вирус.

№ слайда 13 Антивирусные программы: Программы-фильтры – перехватывают обращения вирусами к о
Описание слайда:

Антивирусные программы: Программы-фильтры – перехватывают обращения вирусами к операционной системе, используемые для размножения и нанесения вреда, и сообщают о них пользователю. Разработка антивирусных программ требует профессиональных знаний и навыков. Наиболее известные антивирусные программы периодически обновляемые и дополняемые: AIDSTEST, DRWEB ( «Доктор ВЕБ»)

№ слайда 14 Обслуживающие программы - программы, с помощью которых тестируют компьютерные си
Описание слайда:

Обслуживающие программы - программы, с помощью которых тестируют компьютерные системы, исправляют обнаруженные дефекты, оптимизируют работу некоторых устройств ЭВМ.

№ слайда 15 2.Системы программирования- Это комплексы программ и прочих средств, предназначе
Описание слайда:

2.Системы программирования- Это комплексы программ и прочих средств, предназначенных каждый для разработки и эксплуатации программ на конкретном языке программирования для конкретного вида ЭВМ. Система программирования обычно включает некоторую версию языка программирования, транслятор программ, представленный на этом языке и т.д. Примеры: QBASIC, PASCAL.

№ слайда 16 3. Прикладное программное обеспечение это программы, используемые как инструмент
Описание слайда:

3. Прикладное программное обеспечение это программы, используемые как инструмент при создании документов в повседневной деятельности: Текстовые процессоры Графические редакторы Табличные процессоры Системы управления базами данных (СУБД) Интегрированные среды

№ слайда 17 Текстовые процессоры Программы для создания, редактирования и оформления текстов
Описание слайда:

Текстовые процессоры Программы для создания, редактирования и оформления текстовых документов

№ слайда 18 Табличные процессоры Программы, позволяющие выполнять операции над данными, пред
Описание слайда:

Табличные процессоры Программы, позволяющие выполнять операции над данными, представленными в табличной форме

№ слайда 19 СУБД - Средства ввода, размещения и выдачи больших массивов данных
Описание слайда:

СУБД - Средства ввода, размещения и выдачи больших массивов данных

№ слайда 20 Графические редакторы - Программы для создания, редактирования графических изобр
Описание слайда:

Графические редакторы - Программы для создания, редактирования графических изображений (Paint, Adobe Photoshop, CorelDraw)

№ слайда 21 Средства создания презентаций- Программы создания и показа наборов слайдов (Micr
Описание слайда:

Средства создания презентаций- Программы создания и показа наборов слайдов (Microsoft Power Point)

№ слайда 22 Обучающие и учебные программы. В настоящее время обучающие программы используютс
Описание слайда:

Обучающие и учебные программы. В настоящее время обучающие программы используются как дополнение к учебному процессу, а также для самообразования. Из класса обучающих и учебных программ надо выделить развивающие программы, которые позволяют развивать творческие способности детей.

№ слайда 23 Системы автоматизированного проектирования Предназначены для решения прикладных
Описание слайда:

Системы автоматизированного проектирования Предназначены для решения прикладных задач какой-либо отрасли науки, техники, медицины, сельского хозяйства и т.д. К ним можно отнести обширный класс программ – программы, предназначенные для автоматизации различных работ. Существуют программы проектирования строительных конструкций и сооружений, автомобилей.

№ слайда 24 Игры Игровые программы создавались уже для самых первых персональных ЭВМ. К наст
Описание слайда:

Игры Игровые программы создавались уже для самых первых персональных ЭВМ. К настоящему времени создано огромное количество игровых программ. Наряду с положительными, существуют отрицательные стороны использования компьютерных игр- долгое сидение за компьютером способствует ухудшению здоровья, умственного и физического развития.

№ слайда 25 Мультимедиа- Это способ использования ЭВМ с применением всех доступных средств:
Описание слайда:

Мультимедиа- Это способ использования ЭВМ с применением всех доступных средств: стереозвука, голосового сопровождения, видеоизображения, мультипликации. Мультимедиа- средство объединения цифровой и текстовой информации ЭВМ со звуковыми сигналами и видеосигналами, которые могут как воспроизводиться, так и обрабатываться под управлением ЭВМ. Мультимедийный компьютер включает в себя звуковую стереоплату, видеоплату, дисковод для работы с оптическими дисками, звуковые стереоколонки, микрофон.

Название документа Российские учёные в области информатики - пример для.ppt

Российские учёные в области информатики – пример для молодого поколения.
C именами этих российских ученых связана целая эпоха в развитии вычислительно...
История развития информатики в России Математика, физика, астрономия и другие...
На протяжении истории информатики в ней неоднократно возникали и исчезали те ...
ученый 	 Ляпунов Алексей Андреевич	 Лебедев Сергей Алексеевич	 Глушков Викто...
Алексей Андреевич Ляпунов - один из первых отечественных ученых, кто оценил з...
Теория алгоритмов — наука, изучающая общие свойства и закономерности алгоритм...
Лебедев Сергей Алексеевич ЛЕБЕДЕВ Сергей Алексеевич (1902, Нижний Новгород — ...
С 1951 года работал в Москве, где возглавлял лабораторию в Институте точной м...
Глушков стал директором Вычислительного центра АН УССР с правами научно-иссле...
Основные труды по теоретической и прикладной кибернетике: теории цифровых авт...
Андрей Петрович Ершов - академик АН СССР, математик, автор 200 книг и стате...
Работы Ершова по технологии программирования заложили основы этого научного н...
Карцев Михаил Александрович М.А. Карцев (1923—1983) принадлежит к той категор...
Рамеев Башир Искандерович Баши́р Исканда́рович Раме́ев (тат. Bəşir Iskəndər u...
Брук Исаак Семёнович Исаак Семенович Брук, замечательный ученый, очень интере...
Александр Андреевич Самарский Александр Андреевич Самарский - ученый с мировы...
Написал программу, назвав ее Aidstest. Вклад Лозинского в борьбу с компьютерн...
Творческое задание: изучив биографии этих российских ученых в области информа...
Выводы, которые сделали ученики в процессе изучения презентации: Харузин Влад...
Живоглядова Алина: Я считаю, что эти великие учёные внесли огромный вклад в р...
1 из 21

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Российские учёные в области информатики – пример для молодого поколения.
Описание слайда:

Российские учёные в области информатики – пример для молодого поколения.

№ слайда 2 C именами этих российских ученых связана целая эпоха в развитии вычислительной т
Описание слайда:

C именами этих российских ученых связана целая эпоха в развитии вычислительной техники. Не в столь далекие 50-60-е годы советская вычислительная техника не только не уступала, но по некоторым параметрам превосходила западную технику. Цель данной работы – познакомить вас с жизнью знаменитых людей, рассказать об их вкладе в развитие отечественной вычислительной техники, информатики, о технических изобретениях. Без преувеличения можно сказать, российские ученые являются примером для молодого поколения в деле развития российской науки, воспитания и обучения подрастающего поколения.

№ слайда 3 История развития информатики в России Математика, физика, астрономия и другие фу
Описание слайда:

История развития информатики в России Математика, физика, астрономия и другие фундаментальные науки уходят своими корнями в древние времена. Информатика – наука совсем молодая. Началом информатики принято считать 1948 год, год издания книги Норберта Винера «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине». Примерно в это же время были созданы первые электронные цифровые вычислительные машины. Итак, возраст информатики – немногим более 50 лет. Тем не менее, эта наука имеет свою неповторимую, необычайно интересную историю. История информатики в нашей стране (сначала в Советском Союзе, а затем в России) насыщена драматическими событиями и резкими изменениями приоритетов. Это ощущается даже в терминологии. Термин "информатика" для обозначения совокупности научных направлений, тесно связанных с появлением компьютеров и их стремительным вхождением в сферу, определяемую жизнедеятельностью людей, у нас относительно новый. Он получил "права гражданства" в начале 80-х годов, а до этого, согласно определению, данному в Большой Советской энциклопедии, информатика рассматривалась как "дисциплина, изучающая структуру и общие свойства научной информации, а также закономерности ее создания, преобразования, передачи и использования в различных сферах человеческой деятельности". Говоря об истории информатики в бывшем СССР и теперешней России, по сути, надо излагать историю отечественной кибернетики и частично прикладной математики и вычислительной техники. Сейчас во всем мире наблюдается повышенный интерес к истории науки. Это закономерно, так как 20-й век был насыщен важнейшими научными открытиями, небывалым техническим прогрессом, творчеством выдающихся ученых и инженеров. Развитие науки определяется немногими ключевыми идеями, развиваемыми конкретными лицами и школами.

№ слайда 4 На протяжении истории информатики в ней неоднократно возникали и исчезали те или
Описание слайда:

На протяжении истории информатики в ней неоднократно возникали и исчезали те или иные направления. В настоящее время ее структура, по-видимому, определилась. История информатики связана с постепенным расширением области ее интересов. Возможность расширения диктовалась развитием компьютеров и накоплением моделей и методов их применения при решении задач различного типа

№ слайда 5 ученый 	 Ляпунов Алексей Андреевич	 Лебедев Сергей Алексеевич	 Глушков Виктор М
Описание слайда:

ученый Ляпунов Алексей Андреевич Лебедев Сергей Алексеевич Глушков Виктор Михайлович Ершов Андрей Петрович Лозинский Дмитрий Николаевич Годы жизни 8.10.1911 – 23.06.1973 1902-1974 1923-1982 19.04.1931 – 8.12. 1988 Родился 27 июня 1939 г образование Физико – математический факультет МГУ электротехнический факультет МВТУ, 1921год Новочеркасский политехнический институт, экстерном физико-математический факультет Ростовского университета МГУ МГУ Область научной деятельности Кибернетика, теория функций вещественного переменного Энергетика, вычислительная техника Кибернетика (теория цифровых автоматов, автоматизация проектирования ЭВМ,) Математика, информатика, программирова - ние Экономическое моделирование, программирова - ние Основные труды, научные разработки, открытия теория множеств, теоретические вопросы программирования, математическая теория управляющих систем, математическая лингвистика, математическая биология, первые учебные курсы программирования, разработал операторный метод(первый язык программирования до появления ЯП АЛГОЛ и др.) Первая советская ЭВМ – МЭСМ (Малая электронная счётная машина),БЭСМ-1, БЭСМ-2, М-20, БЭСМ-3М, БЭСМ-4, М-220, М-222, БЭСМ-6 применение кибернетических методов в народном хозяйстве, ЭВМ КИЕВ, ДНЕПР-2 и машины серии МИР(содержащие основные черты появившихся позднее персональных ЭВМ) Автор 200 книг и статей по программированию, разработка типовой схемы трансляции, пригодной для создания фрагментов оптимизированных транзисторов, разработка ВС «Аист» Одним из первых начал эксперименты по преподаванию программирования в средней школе, которые привели к введению курса информатики и вычислительной техники во всех школах СССР и обогатили нас тезисом "программирование - вторая грамотность". разработал программу AIDSTEST для борьбы с компьютерными вирусами При изучении какой темы курса информатики в школе применяется *Информация. Двоичное кодирование информации. *Управление и алгоритмы. *Основы алгоритмизации и программирования. *История развития ЭВМ техники *Поколения ЭВМ *Устройство компьютера *Устройство компьютера. *Программное обеспечение компьютера. *Поколения ЭВМ. *История развития ВТ. *Управление и алгоритмы. Исполнители и алгоритмы. *Программное обеспечение компьютера *Программное управление работой компьютера. *Защита информации. *Компьютерные вирусы и антивирусные программы. *Программное обеспечение компьютера.

№ слайда 6 Алексей Андреевич Ляпунов - один из первых отечественных ученых, кто оценил знач
Описание слайда:

Алексей Андреевич Ляпунов - один из первых отечественных ученых, кто оценил значение кибернетики, внес большой вклад в ее становление и развитие Общие и математические основы кибернетики, вычислительные машины, программирование и теория алгоритмов, машинный перевод и математическая лингвистика, кибернетические вопросы биологии, философские и методологические аспекты развития современной науки - вот не полный перечень основных направлений науки, получившей интенсивное развитие по инициативе и при участии А.А.Ляпунова.

№ слайда 7 Теория алгоритмов — наука, изучающая общие свойства и закономерности алгоритмов
Описание слайда:

Теория алгоритмов — наука, изучающая общие свойства и закономерности алгоритмов и разнообразные формальные модели их представления. К задачам теории алгоритмов относятся формальное доказательство алгоритмической неразрешимости задач, анализ сложности алгоритмов, классификация алгоритмов в соответствии с классами сложности, разработка критериев сравнительной оценки качества алгоритмов и т. п.

№ слайда 8 Лебедев Сергей Алексеевич ЛЕБЕДЕВ Сергей Алексеевич (1902, Нижний Новгород — 197
Описание слайда:

Лебедев Сергей Алексеевич ЛЕБЕДЕВ Сергей Алексеевич (1902, Нижний Новгород — 1974), российский ученый, действительный член АН СССР (1953) и АН Украины (1945). Основные труды Лебедева посвящены устойчивости энергосистем, вычислительной технике. Ленинская премия (1966) и Государственная премия СССР (1950, 1969). Герой Социалистического Труда (1956). В 1921 году, сдав экстерном экзамены по программе средней школы, Сергей Лебедев поступил в МВТУ на электротехнический факультет. Многие годы посвятил энергетике, занимаясь проблемой устойчивости энергетических систем. В конце 1940-х годов, видя настоятельную потребность народного хозяйства и оборонной промышленности в вычислительной технике, переключился на новое направление. Под его руководством в Институте электротехники АН УССР была создана первая в стране лаборатория по разработке ЭВМ. Здесь была построена первая советская ЭВМ — МЭСМ, или Малая электронная счетная машина.

№ слайда 9 С 1951 года работал в Москве, где возглавлял лабораторию в Институте точной меха
Описание слайда:

С 1951 года работал в Москве, где возглавлял лабораторию в Институте точной механики и вычислительной техники (ИМТ и ВТ), а с 1953 года и до конца жизни был директором этого института. Под руководством Лебедева с начала 1960-х годов в институте было создано несколько поколений больших счетных машин — БЭСМ, в которых применялись оригинальные разработки. БЭСМ-1 была для своего времени самой быстродействующей машиной в Европе (8-10 тысяч операций в секунду). БЭСМ-1 и последовавшие за ней БЭСМ-2 и М-20 были основаны на серийных отечественных электронных лампах. Затем были созданы их полупроводниковые варианты БЭСМ-3М, БЭСМ-4, М-220 и М-222. Модель БЭСМ-6 была спроектирована с использованием предварительного имитационного моделирования работы ее операционной системы, что позволило найти множество оригинальных технических решений. В разработке архитектуры БЭСМ-6 активное участие принимали программисты из созданной по инициативе Лебедева лаборатории математического обеспечения. Долгое время БЭСМ-6 считалась одной из лучших ЭВМ в мире. Лебедев разработал также основы создания многопроцессорных комплексов, вычислительных сетей, структурно-программных операционных систем, алгоритмических языков программирования. Большое внимание он уделял подготовке молодых специалистов. С 1953 возглавлял кафедру «Электронные вычислительные машины» в Московском физико-техническом институте.

№ слайда 10 Глушков стал директором Вычислительного центра АН УССР с правами научно-исследов
Описание слайда:

Глушков стал директором Вычислительного центра АН УССР с правами научно-исследовательской организации. Через пять лет, в декабре 1962 г. на базе ВЦ АН УССР был организован Институт кибернетики АН Украинской ССР. Его директором стал В. М. Глушков. В 2008 г. исполнилось 85 лет со дня рождения Виктора Михайловича Глушкова.  С августа 1956 научная деятельность В.М. Глушкова связана  кибернетикой, вычислительной техникой и прикладной математикой. Он руководил лабораторией вычислительной техники и математики Института математики АН Украины, созданной ранее С. А. Лебедевым

№ слайда 11 Основные труды по теоретической и прикладной кибернетике: теории цифровых автома
Описание слайда:

Основные труды по теоретической и прикладной кибернетике: теории цифровых автоматов, автоматизации проектирования ЭВМ, применению кибернетических методов в народном хозяйстве. На основе разработанных им новых принципов построения ЭВМ были созданы машины КИЕВ, ДНЕПР-2 и машины серии МИР, предвосхитившие многие черты появившихся позднее персональных ЭВМ. Глушков первым выдвинул идею безбумажной технологии, заключающейся в однократном вводе информации в вычислительное устройство с ее последующим сохранением и циркуляцией в базах данных. Это позволило бы прекратить поток подготавливаемых вручную бумажных документов, которые являются источником всевозможных ошибок. Вклад Глушкова в развитие отечественной кибернетики отмечен многими наградами, в том числе Ленинской премией (1964), Государственной премией СССР (1968, 1977). В 1969 ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

№ слайда 12 Андрей Петрович Ершов - академик АН СССР, математик, автор 200 книг и статей п
Описание слайда:

Андрей Петрович Ершов - академик АН СССР, математик, автор 200 книг и статей по программированию, языкам  программирования, информатике. Работы Ершова по технологии программирования заложили основы этого научного направления в нашей стране. В 80-х годах Андрей Петрович очень много времени и сил отдает проблеме подготовки программистов, уделяя  огромное внимание новым методам обучения и отбору тех нужных специалистам фундаментальных основ информатики, которые долго не устаревают. Решающую роль в этом деле он отводил компьютеризации обучения. Ершов А.П. одним из первых начал эксперименты по преподаванию программирования в средней школе, которые привели к введению курса информатики и вычислительной техники во всех  школах СССР и обогатили нас тезисом "программирование - вторая грамотность".

№ слайда 13 Работы Ершова по технологии программирования заложили основы этого научного напр
Описание слайда:

Работы Ершова по технологии программирования заложили основы этого научного направления в нашей стране. В 80-х годах Андрей Петрович очень много времени и сил отдает проблеме подготовки программистов, уделяя огромное внимание новым методам обучения и отбору тех нужных специалистам фундаментальных основ информатики, которые долго не устаревают. Решающую роль в этом деле он отводил компьютеризации обучения. Ершов А.П. одним из первых начал эксперименты по преподаванию программирования в средней школе, которые привели к введению курса информатики и вычислительной техники во всех школах СССР и обогатили нас тезисом "программирование - вторая грамотность".

№ слайда 14 Карцев Михаил Александрович М.А. Карцев (1923—1983) принадлежит к той категории
Описание слайда:

Карцев Михаил Александрович М.А. Карцев (1923—1983) принадлежит к той категории ученых, полное признание огромных заслуг которых приходит лишь после смерти. Академическая элита не удостоила его высоких званий. Лишь десять лет спустя после его ухода из жизни основанный им Научно-исследовательский институт вычислительных комплексов НИИВК (Москва) получил имя своего создателя. Уроженец Киева (перед войной семья переехала в Одессу), он в первые дни войны был призван в армию. После демобилизации М.А. Карцев поступил в Московский энергетический институт (МЭИ) на радиотехнический факультет. На третьем курсе экстерном сдал экзамены за следующий год и в 1950-м, будучи студентом 5-го курса, начал работать в лаборатории электросистем Энергетического института АН СССР (по совместительству). Здесь молодой исследователь принял участие в разработке одной из первых в Советском Союзе вычислительных машин — М-1. В 1952 г. Михаил Александрович направили в Энергетический институт АН СССР, где он был зачислен в лабораторию электросистем младшим научным сотрудником. Разрабатывая ЭВМ М-2, М.А. Карцев проявил незаурядные способности. Машина была создана небольшим коллективом всего за полтора года! (БЭСМ разрабатывалась вдвое дольше и куда более крупным коллективом!). Конечно, ЭВМ М-2 уступала БЭСМ по характеристикам, но это была машина солидная. В 1969 г. вышло постановление правительства СССР о создании электронной вычислительной машины М-10. В декабре 1973 г. были завершены испытания ее промышленного образца, началось серийное изготовление машин М-10. Производство продолжалось свыше 15 лет. Вычислительная машина М-10 представляла собой многопроцессорную систему синхронного типа и относилась к машинам третьего поколения: основными логическими элементами в ней были микросхемы серии 217 ("Посол").

№ слайда 15 Рамеев Башир Искандерович Баши́р Исканда́рович Раме́ев (тат. Bəşir Iskəndər uğlı
Описание слайда:

Рамеев Башир Искандерович Баши́р Исканда́рович Раме́ев (тат. Bəşir Iskəndər uğlı Rəmiev, Бәшир Искәндәр улы Рәмиев; (1 мая 1918, г. Баймак — 16 мая 1994) - разработчик первых советских ЭВМ (Стрела, Урал-1). В 1935 г. Б. И. Рамеев стал членом Всесоюзного общества изобретателей; В 1937 г. поступил в Московский энергетический институт. В 1938 г. после ареста отца Б. И. Рамеев был отчислен из института (и надолго остался без формального диплома о высшем образовании), он долго не мог найти работы. Наконец, в 1940 г. он устроился техником в Центральный научно-исследовательский институт связи . В 1944 г. поступил на работу в ЦНИИ № 108, руководил которым академик А. И. Берг. В начале 1947 г., слушая передачи «Би-Би-Си», Б. И. Рамеев узнал о том, что в США создана ЭВМ ЭНИАК, и почувствовал желание заняться этой новой тогда областью науки и техники. По рекомендации А. И. Берга Б. И. Рамеев обратился к члену-корреспонденту АН СССР И. С. Бруку и в мае 1948 г. был принят инженером-конструктором в Лабораторию электросистем Энергетического института АН СССР. Уже в августе 1948 г. И. С. Брук и Б. И. Рамеев представили первый в СССР проект «Автоматическая цифровая электронная машина». Среди множества его разработок — ЭВМ «Стрела», серия ЭВМ «Урал».

№ слайда 16 Брук Исаак Семёнович Исаак Семенович Брук, замечательный ученый, очень интересны
Описание слайда:

Брук Исаак Семёнович Исаак Семенович Брук, замечательный ученый, очень интересный и своеобразный человек. Как и Лебедев, он начал свою научную деятельность в электроэнергетике. Работая в Энергетическом институте АН СССР (ЭНИН), Брук еще в 1939 году создал механический интегратор для решения дифференциальных уравнений, по сути, представлявший собой аналоговую цифровую вычислительную машину. А в 1948 году совместно с Б.И. Рамеевым разработал проект цифровой вычислительной машины с жестким программным управлением, в котором ученые очень близко подошли к идее хранимой в памяти программы. В 1950-51 годах в лаборатории ЭНИН (фактически в полулегальных условиях) Брук и несколько его талантливых учеников разработали и реализовали первую малогабаритную ламповую электронную вычислительную машину М-1. М-2 была гораздо более мощной и конструктивно совершенной системой по сравнению со своей предшественницей, хотя и ее классифицируют как малогабаритную ЭВМ. Работа над ней была проведена в рекордно короткий срок - с апреля по декабрь 1952 года. М-2 действовала со скоростью 2 тыс. операций в секунду и включала более полутора тысяч радиоламп. Новое детище лаборатории электросистем ЭНИН - М-3 - воплотило в себе окончательно сформулированную Бруком концепцию малогабаритной машины. Идея Брука состояла в том, чтобы расширить спектр применения ЭВМ, сделав их доступными вычислительным лабораториям, научным институтам, конструкторским бюро, которым нужны были цифровые вычислительные машины, но задачи которых не требовали рекордного быстродействия. В 1957 году в лаборатории Брука (ЛУМС) началась разработка ЭВМ для радиолокационной станции - М-4. Следующей ЭВМ из данной серии стала М-5. М-5 задумывалась как мультипрограммная и многотерминальная ЭВМ - также очень передовые для того времени идеи. Мультипрограммность означала, что машина может работать одновременно с несколькими, до восьми, программами, так что когда идет выполнение операций одной из них, внешние устройства ведут обмен информацией для других. В последний период своей жизни ученый заинтересовался проблемами экономики и возможностями применения ЭВМ для управления экономическими процессами.

№ слайда 17 Александр Андреевич Самарский Александр Андреевич Самарский - ученый с мировым и
Описание слайда:

Александр Андреевич Самарский Александр Андреевич Самарский - ученый с мировым именем, основоположник отечественного математического моделирования, создатель операторной теории разностных схем. А.А.Самарский родился 19 февраля 1919 года в селе Донецкой области Украины. Участник Великой Отечественной Войны, тяжело ранен в боях под Москвой. В 1945 г. окончил физический факультет Московского университета. С 60-х годов А.А.Самарский со своими учениками занимался проблемами лазерного термоядерного синтеза, магнитной и радиационной газодинамики, создания мощных лазеров, аэродинамики, атомной энергетики, физики плазмы и многими другими. В этих работах сложилась методология вычислительного эксперимента "модель-алгоритм-программа". Потребность обоснования прикладных расчетов привела А.А.Самарского к созданию операторной теории разностных схем, существенно опередившей мировой уровень. Он и его ученики интенсивно работают в этой области, и создали много высокоэффективных алгоритмов для решения сложнейших актуальных задач науки и техники.

№ слайда 18 Написал программу, назвав ее Aidstest. Вклад Лозинского в борьбу с компьютерными
Описание слайда:

Написал программу, назвав ее Aidstest. Вклад Лозинского в борьбу с компьютерными вирусами трудно переоценить. Благодаря его упорному многолетнему труду по анализу компьютерных вирусов и совершенствованию программы Aidstest, а также других отечественных антивирусов, в нашей стране в последнее время практически не происходили глобальные эпидемии компьютерных вирусов. Дмитрий Николаевич Лозинский родился 27 июня 1939 г. в Москве. В ГВЦ первое время занимался экономическим моделированием. C 1966 г. понемногу изучал программирование, а с 1967 г. пришлось полностью перейти на этот вид деятельности. Осенью 1988 г. обнаружил в Госпланевирус Vienna.

№ слайда 19 Творческое задание: изучив биографии этих российских ученых в области информатик
Описание слайда:

Творческое задание: изучив биографии этих российских ученых в области информатики, оформите полученную информацию в виде аналогичной таблицы: Брук Исаак Семёнович  Карцев Михаил Александрович Рамеев Башир Искандерович Бабаян Борис Арташесович Шура-Бура Михаил Романович Касперский Евгений Валентинович СМАГИН Сергей Иванович ГАВРИЛОВ Михаил Александрович АЙЗЕРМАН Марк Аронович АСЕЕВ Александр Леонидович

№ слайда 20 Выводы, которые сделали ученики в процессе изучения презентации: Харузин Владисл
Описание слайда:

Выводы, которые сделали ученики в процессе изучения презентации: Харузин Владислав: Данные ученые внесли очень большой вклад в развитие информатики и вычислительной техники. Каждый из них сделал очень многое для этой науки. Именно благодаря трудам Алексея Андреевича Ляпунова, мы в курсе информатики изучаем кибернетику, программирование, и теорию алгоритмов. Я думаю, что это очень хороший пример для молодежи, т. к. каждый человек должен добиться уважения в своей жизни. Внести вклад в развитие свое страны. Обдымко Аня: Проанализировав изученную информацию, можно сделать вывод, что в России существовали и существуют умнейшие люди, в данном случае ученые- информатики. Они внесли огромный вклад в становление и развитие такой сложной современной науки, как информатика. Сейчас мы пользуемся Интернетом, компьютерами, используем программы для выполнения сложных задач, и даже не задумываемся, откуда у нас это всё. Мы должны быть благодарны тем людям за их достижения, которыми пользуются абсолютно все. Российские ученые являются примером для молодого поколения, которое хочет внести свой личный вклад в область информатики и вычислительной техники. Работы и достижения ученых - информатиков лишний раз подтверждают слова лингвиста Гюстава Гийома “Дорогу осилит идущий, а информатику – мыслящий”. Шаталова Оля: Я считаю, что российские (советские) учёные, которые многие годы трудились над своими работами, чтобы вывести теории и основные положения, проделали такой весомый и нелёгкий труд не зря, потому что в то время они дали точку опоры, на которую и сейчас опираются многие учёные в области вычислительной техники, информатики и кибернетики. Основной вывод я сделала для себя такой: чтобы достичь поставленной цели, надо упорно трудиться.

№ слайда 21 Живоглядова Алина: Я считаю, что эти великие учёные внесли огромный вклад в разв
Описание слайда:

Живоглядова Алина: Я считаю, что эти великие учёные внесли огромный вклад в развитие информатики и вычислительной техники, и что они являются примером для молодого поколения, примером того, что необходимо всеми своими усилиями повышать информационный уровень нашей страны, ведь по сей день мы используем труды советских учёных, мы благодарны за их неимоверный труд. Россия их никогда не забудет! Шевцов Александр: Полученная мною информация и прослеженная в этой работе научная деятельность ученых полезны для меня, потому что в курсе изучения предмета «Информатика» в школе я пользуюсь теориями, открытиями этих ученых. Очень своевременно было узнать биографии ученых , выяснить , какие трудности им пришлось преодолеть, чтобы достичь таких выдающихся результатов и взойти на Олимп Славы.

Название документа аннотация.doc

Тема «Программное обеспечение компьютера» изучается в составе модуля «Компьютер как универсальное устройство для обработки информации».

Это урок изучения структуры и функций программного обеспечения компьютера. На уроке также подводятся итоги исследовательского проекта «Российские ученые в области информатики – пример для молодого поколения».

Название документа конспект урока.doc

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Погореловская средняя общеобразовательная школа

Корочанского района Белгородской области»


учитель информатики и ИКТ Халанская Светлана Михайловна


урок информатики и ИКТ, 8 класс

тема: Программное обеспечение компьютера




Тема урока: Программное обеспечение компьютера.

Тип урока: комбинированный с применением ИКТ.

Дидактическая задача: обеспечить первичное осмысление содержания нового материала.

Педагогическая задача: привести учащихся к пониманию, что современный компьютер представляет собой систему, состоящую из аппаратной части (технических устройств или hard) и информационной части (программного обеспечения или soft).

Цели урока:

  1. Образовательная:
    – сформировать у учащихся понятие «программное обеспечение» (ПО), дать представление о составе программного обеспечения компьютера:
    - назначение системного ПО, назначение операционной системы (ОС) и программ, которые относятся к системному ПО;
    - назначение программ, которые относятся к прикладному ПО;
    - назначение систем программирования.

  2. Развивающая:
    – развить умения определять, к какому программному обеспечению относится любая программа.

  3. Воспитательная:
    - воспитывать культуру правильного поведения при работе с компьютерными программами, культуру оформления изучаемого материала в виде опорного конспекта;
    - знакомить учащихся с вкладом российских ученых в развитие вычислительной техники;
    - выработать у учащихся интерес к изучению истории развития информатики в России

Требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны знать:
- виды и структуру программного обеспечения;
- назначение основных видов программного обеспечения;
- роль российских ученых в разработке программного обеспечения

Учащиеся должны уметь:
- различать ПО по назначению;
- понимать с помощью каких программных средств, какие информационные задачи можно решать;
- сопоставлять ПО и определённый вид профессиональной деятельности человека.

Программно-дидактическое обеспечение: компьютеры с ОС WINDOWS XP , презентации «Классификация программного обеспечения компьютера», «Российские ученые в области информатики», компьютерный тесты «Программное обеспечение компьютера» в среде редактора тестов JsTestB, викторина «Российские ученые в области информатики» в среде Microsoft Office Power Point.


Ход урока.

ОРГМОМЕНТ. Мотивация познавательной деятельности.

  1. Определение темы, целей урока.

  2. Требования к оформлению опорного конспекта и записи основных определений.

  3. Правила безопасной работы за компьютером.



II. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

  1. Как компьютер обрабатывает информацию?

  2. Язык, на котором «думает» компьютер – какой он?

  3. Как вы думаете: есть ли такая профессия, в которой не используется компьютер?

  4. Какие процессы относятся к информационным?

  5. Как компьютер передаёт и получает информацию?

  6. Как компьютер хранит информацию?

  7. Какое устройство компьютера обрабатывает информацию?


ВЫВОД: сегодня мы начинаем разговор о том, благодаря чему компьютер (процессор) обрабатывает информацию.


III. Изложение нового материала.

  1. Демонстрация слайдов презентации «Классификация ПО» с объяснениями учителя и составление опорного конспекта. Примерный план объяснения.

  2. Сегодня мы изучили тему «Программное обеспечение компьютера». А что мы знаем о людях, внесших вклад в разработку этой проблемы? Этому уроку предшествовала Ваша исследовательская работа по поиску и систематизации информации о российских ученых в области информатики. В ходе выполнения исследовательского проекта мы узнали имена российских ученых, идеями и открытиями которых мы пользуемся практически на каждом уроке информатики? Давайте сейчас познакомимся с одним из Ваших проектов.

Демонстрация слайдов 1 – 4, 7 – 19 презентации «Российские ученые в области информатики – пример для молодого поколения».

  1. После демонстрации презентации задаются вопросы:
    - Кто из российских ученых занимался вопросами разработки программного обеспечения?
    - К какому виду программного обеспечения оно относится?
    - На каких уроках информатики мы уже использовали труды российских ученых?
    - Кто из российских ученых одним из первых начал эксперименты по преподаванию программирования в средней школе, которые привели к введению курса информатики и вычислительной техники во всех  школах СССР и обогатили нас тезисом "программирование - вторая грамотность"?
    - Какой вывод вы могли бы сделать, изучив информацию о деятельности российских – ученых – информатиков? Чему нужно учиться на примере российских ученых?

  2. Чтобы систематизировать эту информацию обратить внимание учащихся на слайд 3 (таблица) презентации «Российские ученые в области информатики – пример для молодого поколения».
    IV. Закрепление нового материала.

  1. Выполнение каждым учащимся теста проверки усвоения полученных знаний тест «Программное обеспечение компьютера»

  2. Викторина «Знаешь ли ты ученых – информатиков?»

V. Итоги урока.

  1. Оценка работы класса и каждого учащихся по этапам урока (составление опорного конспекта, тест, викторина).

  2. Домашнее задание.
    Уровень знания: п.2.4, стр.58 – 63(учебник), конспект урока (
    выучить основные термины и определения урока, виды ПО).
    Уровень понимания: Люди каких профессий работают с символьной, графической и звуковой информацией? Заполнить таблицу примерами.

Профессия

Результат деятельности

Программное обеспечение


Обработка символьной информации



Обработка символьной информации



Обработка графической информации



Обработка графической информации



Обработка звуковой информации


Уровень применения: Какие программы есть на вашем домашнем (или РМУ) компьютере. Составьте схему ПО этого компьютера.
Творческий уровень: 1)Подготовьте примеры обработки информации, произведенной вами с помощью одной из программ ПО вашего компьютера.
2) На основании просмотренных проектов «Российские ученые в области информатики» подготовить таблицу:

Ученый

Годы жизни

Какое учебное заведение окончил

Научные работы, открытия

На каких уроках информатики используются работы

Рамеев Башир Искандерович





Брук Исаак Семёнович





Самарский Александр Андреевич





Бабаян Борис Арташесович













VI. Рефлексия.









  1. Примерный план объяснения.


Программное обеспечение (ПО) - это совокупность всех программ и соответствующей документации, обеспечивающая использование ЭВМ в интересах каждого ее пользователя.

Различают системное и прикладное ПО. Схематически программное обеспечение можно представить так:

hello_html_73a2aad8.png

Системное ПО – это совокупность программ для обеспечения работы компьютера. Системное ПО подразделяется на базовое и сервисное. Системные программы предназначены для управления работой вычислительной системы, выполняют различные вспомогательные функции (копирования, выдачи справок, тестирования, форматирования и т. д).

Базовое ПО включает в себя:

  • операционные системы;

  • оболочки;

  • сетевые операционные системы.

Сервисное ПО включает в себя программы (утилиты):

  • диагностики;

  • антивирусные;

  • обслуживания носителей;

  • архивирования;

  • обслуживания сети.

Прикладное ПО – это комплекс программ для решения задач определённого класса конкретной предметной области. Прикладное ПО работает только при наличии системного ПО.

Прикладные программы называют приложениями. Они включает в себя:

  • текстовые процессоры;

  • табличные процессоры;

  • базы данных;

  • интегрированные пакеты;

  • системы иллюстративной и деловой графики (графические процессоры);

  • экспертные системы;

  • обучающие программы;

  • программы математических расчетов, моделирования и анализа;

  • игры;

  • коммуникационные программы.

Особую группу составляют системы программирования (инструментальные системы), которые являются частью системного ПО, но носят прикладной характер. Системы программирования – это совокупность программ для разработки, отладки и внедрения новых программных продуктов. Системы программирования обычно содержат:

  • трансляторы;

  • среду разработки программ;

  • библиотеки справочных программ (функций, процедур);

  • отладчики;

  • редакторы связей и др.






Название документа описание урока.doc

Описание урока




Длительность этапа (мин)


Урок по теме «Программное обеспечение компьютера» проводился в 8а классе М<ОУ «Погореловская СОШ. Учащиеся классов этой параллели изучают информатику с 5 класса (пропедевтический курс «Информатика и ИКТ» 5 – 7 классы по УМК Л.Л. Босовой). Изучение информатики в текущем году ведется по учебнику Н.Д. Угриновича «Информатика и ИКТ».

Место урока в системе уроков:

Тема «Программное обеспечение компьютера» изучается в составе модуля «Компьютер как универсальное устройство для обработки информации».

Структура урока:

  1. Оргмомент

Учитель обращает внимание учащихся на необходимость соблюдения правил безопасной работы за компьютером. Один из учеников кратко формулирует и сообщает основные правила безопасной работы за компьютером. Учитель сообщает учащимся, что рабочие материалы урока находятся в папке Мои документы\ Уроки\ ПО. Адрес папки записан на доске.

Проводится визуальная проверка необходимых рабочих материалов у каждого обучаемого (терадь для конспектирования изучаемого материала, учебник, канцелярские принадлежности).

  1. Актуализация знаний:

На этом этапе, задавая вопросы «Обработка информации с помощью компьютера» (см. конспект), учитель подводит учащихся к мысли, что кроме компьютера необходимы еще и программы. Без них компьютер не может работать в принципе и остался бы просто набором отдельных аппаратных устройств (процессор, память и др. - hard), как, впрочем, при наличии программ, но отсутствии компьютера, программы тоже бесполезны (soft).

Совместно при помощи учителя учащиеся приходят к выводу о том, что для работы компьютера необходимо наличие аппаратного и программного обеспечения.

Учитель осуществляет постановку проблемы: Какое же программное обеспечение должно быть установлено на компьютере?

  1. Изучение нового материала:

  1. Учащиеся занимают свои рабочие места за компьютерами, открывают рабочую папку урока по указанному адресу, презентацию «Классификация программного обеспечения компьютера» в режиме демонстрации слайдов.

Учитель раскрывает понятие «Программное обеспечение компьютера», рассказывает о каждом виде ПО, пользуясь слайдами презентации.

В процессе изложения нового материала учитель называет имена российских ученых, которые работали(ют)над разработкой ПО (прикладное, системное, системы программирования), подчеркивая их большую роль в развитии информатики и ВТ. Информация об ученых подкрепляется демонстрацией слайдов презентации «Российские ученые в области информатики – пример для молодого поколения» на большом экране с помощью мультимедийного проектора.

  1. Если нет мультимедийного проектора, то возможен второй вариант изложения: после изучения вопроса структуры программного обеспечения, учащиеся открывают вышеназванную презентацию в своей рабочей папке урока, а учитель комментирует слайды презентации.

  2. Далее идет обсуждение роли российских ученых в области информатики. Итогом обсуждения является демонстрация слайда «Итоговая таблица», где показана область научных работ каждого ученого, а также темы уроков из курса школьной информатики, где используются результаты их научных трудов.

  3. Физкультпауза. Комплекс восстанавливающих упражнений, упражнения для глаз проводится дежурным по классу. Распечатанные тексты комплекса физкультпауз, упражнений для глаз находятся на каждом РМУ.

  1. Закрепление изученного материала:

  1. Выполнение учащимися компьютерного теста «Программное обеспечение компьютера» с выбором правильного ответа. Оценка выставляется автоматически, учитель ее фиксирует.

Работа за компьютерами закончена. Учащиеся занимают свои места в классе.

3) Проводится тест – викторина «Знаешь ли ты российских ученых – информатиков?». Лучшие ученики отмечаются учителем.

  1. Домашнее задание:

Для лучшего закрепления изученной темы предлагается разноуровневые задания (см. конспект урока).

  1. Подведение итогов урока, оценка знаний.

Учитель подводит итоги урока, акцентируя внимание учащихся на знаниях и умениях, которые приобрели дети на этом уроке. По итогам этапов урока каждый ученик получает оценку.

Рефлексия:

Учитель просит ответить на вопросы:

  1. Какие новые знания Вы сегодня получили?

  2. Что из изученного сегодня Вы примените для работы на своем домашнем компьютере?

  3. Как Вы измените ПО своего компьютера?

  4. Какое ПО Вы предложили бы заменить на компьютерах в кабинете информатики? Почему?

Что полезного Вы возьмете для себя, для своей учебной деятельности, познакомившись с информацией о российских – ученых в области информатики и ВТ?

Учитель высказывает пожелание, чтобы каждый ученик, овладев знаниями и профессией, так же был полезен своей малой родине, своему Отечеству, как российские ученые с жизнью которых познакомились на уроке.

Урок окончен.

Выводы, которые сделали учащиеся, изучив информацию о российских ученых. (слайды 20 -21 презентации «Российские ученые в области информатики – пример для молодого поколения»)

























2














5
























15

















































2









5








8



3






5





Урок по теме «Программное обеспечение компьютера»
  • Информатика
Описание:

Тема «Программное обеспечение компьютера»  изучается в составе модуля «Компьютер как универсальное устройство для обработки информации». 

Это урок изучения структуры и функций программного обеспечения компьютера. На уроке также подводятся итоги исследовательского проекта «Российские ученые в области информатики – пример для молодого поколения».

Тип урока:      комбинированный с применением ИКТ.

Дидактическая задача: обеспечить первичное осмысление содержания нового материала.

Педагогическая задача: привести учащихся к пониманию, что современный компьютер представляет собой систему, состоящую из аппаратной части (технических устройств или hard) и информационной части (программного обеспечения или soft).

Цели урока:

 

  1. Образовательная:
    – сформировать у учащихся понятие «программное обеспечение» (ПО), дать представление о составе программного обеспечения компьютера:
    - назначение системного ПО, назначение операционной системы (ОС) и программ, которые относятся к системному ПО;
    - назначение программ, которые относятся к прикладному ПО;
    - назначение систем программирования.
  2. Развивающая:
     – развить умения определять, к какому программному обеспечению относится любая программа.
  3. Воспитательная:  
    - воспитывать культуру правильного поведения при работе с компьютерными программами, культуру оформления изучаемого материала в виде опорного конспекта;
    - знакомить учащихся с вкладом российских ученых в развитие вычислительной техники;
    - выработать у учащихся интерес к изучению истории развития информатики в России
Автор Халанская Светлана Михайловна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 861
Номер материала 23133
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓