Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок по теме: «Категория состояния. Понятие о части речи» 7 класс

Урок по теме: «Категория состояния. Понятие о части речи» 7 класс

Скачать материал

ГБОУ лицей г.Сызрани

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок по теме: «Категория состояния. Понятие о части речи»

7 класс

Технология встречных усилий

 

 

 

 

 

 

Выполнила: учитель русского языка

 и литературы

 Зубкова А. Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014г.

 

 

 

 

Технология встречных усилий

 

Тезисы

 

         Технология встречных усилий предполагает субъект – субъектное взаимодействие учителя и учащихся в процессе учебной деятельности. Без усилий эмоционального, интеллектуального и волевого напряжения  невозможны ни активная познавательная деятельность, ни сознательное участие в учебном процессе. Ученик изначально должен быть поставлен в такие условия, что он должен прикладывать определенные усилия в процессе образования. Педагог, со своей стороны, тоже должен – не только замечать эти усилия, поддерживать ученика, обеспечивать ему условия для дальнейшего продвижения вперед, но и каждый раз, делая «шаг навстречу», подниматься на новую ступеньку в своем методическом опыте, умении строить взаимоотношения со своими учениками.

         На современном этапе развития образования требуют переосмысления права и обязанности всех участников педагогического взаимодействия – и ученика и педагога, от которого новые подходы требуют знания психологических основ общения и обучения, дидактических и методических умений, владения соответствующими приемами организации учебного процесса.

         Урок, построенный в соответствии с технологией встречных усилий, условно разбивается на пять основных этапов. На каждом этапе реализуются свои педагогические приемы, позволяющие активизировать и соединить усилия субъектов учебной деятельности в процессе познания.

 

 

Этап урока

Педагогические приемы

1. Начало урока, введение, «разогрев» учебной группы, включающей эмоциональную и интеллектуальную разминку

«Отсроченная отгадка», «Погружение», «Эпиграф» и т.д.

2. Контрольно-подготовительный этап: опрос по предыдущим темам.

«Лови ошибку», «Опрос-кроссворд», «Согласен-не согласен» и др.

3. Постановка учебной цели, «вызов», обеспечивающий интерес к поставленной цели, мобилизацию сил, знаний.

«Цель и цели», «Вопросы к тексту», «Знаю-не знаю» и др.

4. Этап «сотворчество»: сведение воедино усилий всех участников.

 

Деловые игры, «Театрализация», «Кластер» и др.

5. Рефлексивный этап: осмысление результатов работы, оценивание, участие в разработке домашнего задания.

«Итоги» (общие, выборочные, экспертные), «Возврат к началу», «Три уровня домашнего задания», «Эссе», «Синквейн» и др.

                                                                                                                                                  

Урок по теме: «Категория состояния. Понятие части речи».

 

Цели:

Образовательные: дать понятие категории состояния как самостоятельной части речи, её морфологических и грамматических признаках, семантическом значении, роли в предложении;

Воспитательные:  способствовать формированию навыков культуры общения;

Развивающие: развивать образное пространственно-абстрактное мышление, внимание память, логику, коммуникативные, лингвистические компетенции, анализ и синтез, сопоставлять семантические группы категории состояния, проводить классификацию и обобщение, делать выводы, развивать умения ставить цель, намечать пути её решения.

 

I Разминка.

Ребята, как сегодня на улице?

Как вы настроены на урок?

 

Отсроченная отгадка

Эпиграфом к сегодняшнему уроку будет стихотворение Чеснокова. В конце урока вы попытаетесь ответить на вопрос: «Как эти стихотворные строки связаны с темой урока?»

Спишите их, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

 

Я (ни)кому (не)подчиняюсь (ни)когда,

И в предл…жени… я слово главное всегда.

Я то явление пр…роды называю

То состояние души обозн…чаю.

.

 

II Контрольно-подготовительный этап

Установите, какими частями речи является слово «грустно» в следующих предложениях?

Что для этого вам нужно вспомнить?

(Нужно вспомнить, на какой вопрос отвечает слово, что оно обозначает, как изменяется (морфологические признаки), каким членом предложения является)

 

Его лицо грустно. (краткое прилагательное)

Он грустно улыбнулся. (наречие)

 

Как называются слова, совпадающие по произношению и написанию только в одной грамматической форме? (Омоформы)

Прочитайте ещё одно предложение, данное ниже, и определите частеречную принадлежность слова «грустно».

 

Сегодня ему грустно.

 

Диалог учащихся.

Скорее всего - это наречие.

Согласен, отвечает на вопрос «как»?

Не согласен, так как является сказуемым, значит, это краткое прилагательное.

Согласен, но слово всё же не изменяется, значит, наречие.

 

А что обозначает (выражает) это слово в предложении? (Состояние человека)

Итак, что же это: наречие или краткое прилагательное?

 

III Постановка учебной цели, создание ситуации «вызова».

 

Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам просмотреть теоретический материал на ваших столах и отметить знакомую информацию знаком +, незнакомую знаком -, знаком ? информацию, нуждающуюся в дополнительных разъяснениях.

 

 

Раздатка 1

 

Его лицо грустно.

Он грустно улыбнулся.

Сегодня ему грустно.

 

В последнем предложении слово «грустно» выражает состояние человека и является сказуемым. Это самостоятельная часть речи, которая получила название категории состояния.

Впервые эта часть речи  была выделена академиком Л.В.Щербой в статье «О частях речи в русском языке» в 1928 году, затем она упоминается В.В.Виноградовым в книге «Русский язык (грамматическое учение о слове)» в 1947 году. Ученый описал все свойства данной части речи и отличия   от наречий.

Слова  категории состояния так же, как и наречия, не изменяются. Но в отличие от них категория состояния в предложении синтаксически независима и может сочетаться только с глаголами: быть, становиться, делаться или употребляется без них: Утром холодно. Днем было жарко. Мне стало стыдно. Ему сделалось грустно.

Состояние может быть выражено не только в положительной, но  в сравнительной степени. Например: Вчера ему нездоровилось, а сегодня стало лучше. В комнате становилось всё холоднее.

Слова категории состояния могут образовываться от существительных. К ним обычно примыкают глаголы неопределенной формы:

грех жаловаться, пора вставать, охота спать.

 

  1. Категория состояния – самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние природы, окружающей среды, физическое и душевное состояние человека.
  2. Слова категории состояния не изменяются.
  3. Употребляется в предложении без подлежащего в роли сказуемого. Выступая часто вместе с такими глаголами, как было, будет, станет и т.д.

 

В русском языке выделяют следующие смысловые группы категории состояния:

 

  1. Состояние природы.

Было пасмурно, и облака  застилали горы.

  1. Эмоциональное состояние человека

Глядя на них, ему становилось стыдно за себя.

  1. Интеллектуальное состояние человека

Другим было не так интересно, как ему.

  1. Физическое состояние живых существ.

Ему было прохладно, уютно.

  1. Оценка состояния действия.

В воздухе становилось прозрачно, и народ начинал подниматься.

 

IV Сотворчество

С какой новой частью речи вы познакомились?

Это категория состояния. Слово категория в русском языке имеет несколько значений, это  

      1) Философское понятие, отражающее наиболее общие свойства и связи явлений               материального мира (категория времени)

2)В научной терминологии: родовое понятие, обозначающее ряд предметов или наиболее общий их признак (грамматические категории)

3)Разряд, группа однородных предметов, явлений, лиц (возрастная категория)

 

Какое, на ваш взгляд, значение слова категория применимо к изучаемой нами теме?

 

 

Что в тексте показалось вам понятным?

Что оказалось новым, совсем незнакомым?

Что требует дополнительных разъяснений?

 

 

А теперь всю полученную информацию попробуйте занести в кластер, систематизировать её.

Для этого помещаем изучаемое понятие в центр листа.

С какими частями речи категория состояния имеет общие морфологические признаки?

Какую роль выполняет в предложении?

С какими глаголами употребляется?

Какие смысловые группы категории состояния выделяют в русском языке?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наречие                                       прилагательное                                    глагол

 

 

 

 

 


                                                категория состояния

 


+

было, будет, станет

 

 

 

 

 

 


 

 

состояние
природы

Овал: 4.Оценка состояния действия

Овал: 2.Физическое состояние живых существ

                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с речевым материалом для закрепления полученных знаний.

 

Для закрепления полученных знаний об этой части речи составьте и запишите три простых, распространенных предложения: I вариант со словом  «светло», II вариант со словом «тяжело», так, чтобы эти слова выступили в роли наречий, кратких прилагательных и категории состояния.

 

Раздатка 2

Определите части речи выделенных слов в предложениях и выпишите только предложения, в которых эти слова являются категорией состояния.

 

Отъезжающему казалось тепло, жарко без шубы.

Кругом было темно, безмолвно, уныло.

Ясно, что там, среди гор, потоков, черкешенок и опасностей эти ошибки не могут повторяться.

Она легко может выучить языки, читать произведения французской литературы, понимать их.

Ежели при этом вспоминаются старые унижения, слабости, ошибки, то воспоминание о них только приятно.

Она может петь просто, сильно, страстно.

От Ставрополя зато все пошло уже удовлетворительно: дико и, сверх того, красиво,

воинственно.

С тех пор как стало известно, что Оленин подарил коня в пятьдесят монет Лукашке, хозяева его стали ласковее.

 

 

Определите смысловую группу категории состояния и распределите предложения по группам.

 

А) Ещё на Земле Войска Донского переменили сани на телегу, а за Ставрополем уже стало так тепло, что Оленин ехал без шубы.

Б) Ночью уже не пускали из станиц и вечером говорили, что опасно.

В) Солнце зашло за горы, но было ещё светло.

Г) В степи, за рекой, по дорогам – везде было пусто.

Д) И такие мысли пришли, жалко стало.

Е) И он стал вспоминать свою прошедшую жизнь, и ему стало гадко на самого себя.

Ж) Он, видимо, сказал это только потому, что замечал, что Оленину неловко и что он одинок среди казаков.

Какой смысловой группы слов категории состояния не оказалось в задании? Составьте сами предложения, используя слова категории состояния, обозначающие интеллектуальное состояние человека.

 

А теперь вернемся к эпиграфу нашего урока и ответим на вопрос: «Как эти стихотворные строки связаны с темой урока?»

 

В них говорится о категории состояния.

 

Да, так о ней сказал поэт, а вы попробуйте суть этого языкового понятия отразить в синквейне.

 

V Рефлексия.

По итогам урока составьте синквейн о категории состояния как части речи.

1 строчка – существительное

2 строчка – 2 прилагательных

3 строчка – 3 глагола

4 строчка – фраза, выражающая отношение к предмету

5 строчка – синоним к первому существительному

 

Примерный вариант

Состояния

Такие разные

Характеризуют, обозначают, выражают.

О категория, не изменяешься ты и ни от кого не зависишь.

Ты – основа наших чувств.

 

Предлагаю вам выбрать домашнее задание то, которое вам покажется интересным.

 

Раздатка 3

 

1)      Найти в предложениях слова категории состояния и определить их синтаксическую роль.

Чем дальше уезжал Оленин от центра России, тем дальше казались от него все его воспоминания, и чем ближе подъезжал к Кавказу, тем отраднее становилось ему на душе.

Чем грубее был народ, тем меньше было признаков цивилизации, тем свободнее он чувствовал себя.

Ему было прохладно, уютно, ни о чем он не думал, ничего не желал.

«Как сидеть весело, право, место хорошее», - сказал он.

Но, несмотря на товарищество собаки, вокруг ему все казалось ещё мрачнее.

Досаднее же всего ему было то, что он не мог, решительно не был в силах резко оттолкнуть от себя этого человека.

2)      Проанализируйте частеречную принадлежность слов хорошо и отлично в следующих предложениях.

«Люблю! Очень люблю! Славные! Хорошо!» - твердил он, и ему хотелось плакать.

Вот хорошо-то, дома не поверят.

Оленину было очень хорошо после трехмесячной бивачной жизни.

Улита приняла мои слова хорошо.

Я теперь проживу здесь до похода. Здесь отлично.

                  3) Сочините небольшой рассказ на любую тему с использованием слов категории состояния.

 

 

 

Урок закончен.

Как вы себя чувствуете?

Какое у вас настроение?

Было ли вам интересно на уроке?

Мы с вами общались также с помощью слов категории состояния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по теме: «Категория состояния. Понятие о части речи» 7 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Редактор

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 620 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку русского языка "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 2461
  • 358
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 3165
  • 369
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 541
    • DOCX 77 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Зубкова Александра Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Зубкова Александра Евгеньевна
    Зубкова Александра Евгеньевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 6394
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 1 199 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 237 человек

Мини-курс

Методы анализа и прогнозирования по финансовой отчетности

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы инженерной подготовки

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Теория и практика инвестиций в контексте устойчивого развития

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

Консультация логопеда. Возможно ли продуктивно заниматься с дошкольниками онлайн?

Перейти к трансляции