Главная / Физика / урок по теме "Электризация" (1 курс), группы ПБ и Агрономия

урок по теме "Электризация" (1 курс), группы ПБ и Агрономия

Специальность

20.02.2004

Пожарная Безопасность




Дисциплина


Физика

 

 

 

 


Преподаватель

Орлова Е.Н.

 

 

 

 






Конспект занятия №_________












Тема:



Электростатика. Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.





Методическая идея:

Организация самостоятельной работы в малых группах; реализация деятельностного подхода к обучению










Цели и задачи:

Создать условия для:








- изучения и обобщения основных понятий по теме «Электростатика», обнаружить пробелы в знаниях и с помощью различных способов устранить эти пробелы.





- развития навыков самостоятельной работы, познавательной активности при помощи работы в микрогруппах при обобщении материала





- развития наблюдательности, умения работать в команде, слушать друг друга и формулировать собственное суждение





- знать применение данного вопроса в выбранной профессии


Место проведения:

 Аудитория

23

 



Время проведения

 1005-1140










Материально - техническое обеспечение занятия:

Приборы по электростатике





 

 

 

 

 


Методическое и дидактическое обеспечение занятия

Учебник «Физика» для средних специальных учебных заведений Л.С. Жданов, Г.Л. Жданов. Конспекты, листы с вопросами и задачами, листы самооценки


Тип занятия:

Изучение новой темы

 


Квалификационные требования:

 Знать и понимать сущность электризации тел, что это явление может привести к несоблюдению правил противопожарной безопасности.


Междисциплинарные связи

 Математика, химия, ( мукомольное, целлюлозное, бумажное, ткацкое) производство, биология, литература, история, рудники, шахты, типографии, работа с оргтехникой.


Литература:

Гладкова Р.А. Сборник вопросов и задач «Наука», М. 2011

Л.С. Жданов, Г.Л.Жданов «Физика»,»Наука», М. 2012

Касьянов В.А. «Физика» 10 класс, «Дрофа», 2013

 

 

 

Этапы деятельности
Время

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Примечание

1. Создание проблемной ситуации

7 мин

 Газета «Известия» 22 марта 1969 года поместила следующий репортаж: «…В Швеции сейчас наблюдается любопытное явление….Здороваешься за руку…, и вдруг тебя бьёт ток, взялся за какой-то металлический предмет, опять удар. В чём дело? В Скандинавии воздух сейчас настолько сух, что статическое электричество не уходит из организма, а накапливается в нём в больших количествах. От сверхмерной наэлектризованности люди становятся более раздражительными и повышенно возбудимыми». Насколько с точки зрения физики обоснованы выводы авторов?

 В каждой микрогруппе начинается обсуждение, строятся предположения, координатор их записывает, а выступающий озвучивает. Называют вероятные причины. Оценивают свою работу, свой вклад в общую копилку группы, кто и как участвовал.

 Учебная группа делится на микрогруппы, внутри которых определяются координатор и выступающий. Эти ребята организуют работу в коллективе и представляют мнение группы.

2. Актуализация

3мин

Записываю тему занятия. «Электростатика. Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона».

Записывают тему занятия и обдумывают те вопросы, которые могут возникнуть по данной теме.

 

3. Постановка учебной цели

10 мин

1. Что же такое электростатика, статическое электричество?

2. Полезно оно или вредно?

3. Какие способы можете предложить для изменения этого явления?

4. Что является причиной статического электричества?

5. О каких зарядах вы имеете представление?

6. Как заряды взаимодействуют?

7. Какие законы описывают взаимодействие зарядов?


 Пытаются отвечать, строят предположения.

Записываю на доске ответы, поступившие от микрогрупп. 

4. Планирование и самостоятельное изучение материала.

25 мин

Для достижения цели необходимо определить план работы, т.е. последовательность вопросов, ответы на которые предстоит найти. Каждая группа формулирует вопросы, которые у вас возникли по предложенной теме.

Обобщаю вопросы обучающихся, структурирую их по значимости, сложности, последовательности изучения.

Используя материал учебника «Физика», главу 14, изучают новый материал.

Самостоятельное изучение материала сопровождается демонстрацией опытов, обсуждением вопросов и записями на доске. Определяю вместе со студентами что сделано и как.



 Работают самостоятельно по учебнику. Называют интересующие их вопросы, определяют их последовательность.

1. Что такое электростатика?

5.Как взаимодействуют заряженные тела?

3.Как можно зарядить тело? Показать на опыте.

2.Что такое электризация, когда она может быть?

4. Что такое электрический заряд?

6. В чём суть закона сохранения электрического заряда?

7. О чём говорится в законе Кулона?


Наблюдают демонстрацию опытов. Обсуждают в ходе беседы вопросы.

Делают записи в тетрадях.

Уточняют, на какие вопросы даны ответы, что сделано и как.

 В случае затруднения в формулировке вопросов, пункты плана могут быть записаны на доске в произвольном порядке и предлагается в процессе обсуждения установить их логическую последовательность.

5. Работа в микрогруппах на закрепление материала, выполнение заданий.

18 мин

 Задание №1

Ответить на вопросы письменно, обсудить их в группе, дополнить, скорректировать, дать грамотный ответ устно, оценить себя и свою работу.

Задание №2

Записать закон сохранения электрического заряда, закон Кулона указать все величины с единицами измерения.

Задание №3

Решить задачи

1. С какой силой взаимодействуют два заряда 0,66·10-7 Кл и

1,1·10-5 Кл в воздухе на расстоянии 3 см друг от друга?

2. Два одинаковых по модулю и знаку точечных заряда, расположенных на расстоянии 3 м друг от друга в вакууме, отталкиваются с силой 0,4 Н. Определить каждый заряд.

3. Зачем при наполнении автомобильной цистерны бензином и цистерну, и опоражниваемую ёмкость соединяют проводом и заземляют?

4. При электростатическом способе окраски, применяемом на автомобильных заводах, окрашиваемые детали проходят под металлической сеткой, соединённой с одним из полюсов источника тока высокого напряжения. Через сетку – электрод подаётся распылённая краска. При каком условии капельки краски будут двигаться только к деталям?


 Каждая микрогруппа выполняет все 3 задания. Студенты отвечают на вопросы. Ответы записываются на листах опроса, здесь же решаются задачи.

В микрогруппах выданы индивидуальные листы опросники. Я консультирую группы, отвечаю на конкретно поставленные вопросы. задаю наводящие вопросы.

6. Презентация продукта коллективной работы микгогрупп и её обсуждение

15 мин

 Объявляю начало презентации работ.

Ставлю задачу для слушателей:

- после выступления задавать вопросы на понимание, уточнение, участвовать в обсуждении;

- формулировать оценочные суждения по работе микрогруппы.

Организую обсуждение полученных результатов.

Каждая группа обсуждает работу другой группы, формулирует выводы по работе и предлагает оценку деятельности.

Отчёт считается более ценным, если будут предложены дополнения или исправления



 

 

 

 

 

 Заслушивают выступающего, задают вопросы, участвуют в обсуждении, дополняют выступающих.

Каждая микрогруппа вносит в свою работу указанные при обсуждении дополнения и исправления.

 

7. Обобщение

7 мин

Как группы поработали?

Какую оценку даёте работе других групп?

В результате общего обсуждения выяснили, что статическое электричество существует и его необходимо учитывать.


Существует Межгосударственный стандарт и Система стандартов безопасности труда ГОСТ12.1.018 – 93

Пожаровзрывобезопасность статического электричества

Общие требования Дата введения 01.01.1995 г.

п.1. Настоящий стандарт устанавливает общие требования электростатической искробезопасности (ЭСИБ) в целях обеспечения пожаровзрывобезопасности производственных процессов, их компонентов (людей – участников процессов, производственного оборудования), веществ и материалов, а также окружающей среды (далее – объектов защиты).

 

 Формулируют оценочные суждения о работе групп.

Группе удалось…

Предлагаем дополнить…

Фиксируют в листе работы

После представления у доски группы вносят корректировку 

8. Подведение итогов урока

4мин

 Какие вопросы и цели мы сегодня ставили в начале занятия?

Какие из них на Ваш взгляд, рассмотрены и достигнуты?

Что нового узнали сегодня?

В чём значимость полученной Вами на уроке информации?

Насколько Вы сегодня успешно поработали?

Продолжите фразу: Я нашёл подтверждение тому, что… .

Насколько Вы удовлетворены собой и совместной работой с товарищами по команде?

Цель, которую мы поставили в начале урока:

изучить и обобщить знания при изучении электростатики.


Электростатика существует как явление, Вредно оно? Чем? Как его уменьшить?


Полезно оно? Чем? Как его усилить?


Познакомились с тем, что существует Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда: пожаровзрывобезопасность статического электричества. 

Обобщаю ответы,

подвожу итоги урока,

выставляю оценки. 

9. Домашнее

Задание

1 мин

Каким должно быть домашнее задание?

У кого не получилось заработать оценку за эти вопросы, отвечают индивидуально

Уточняю, что нужно сделать, чтобы эти вопросы были зачтены












Вопросы к общественному смотру знаний в группе ПБ – 14

16.12.2014 г.


Газета «Известия 22 марта 1969 года поместила следующий репортаж: «… В Швеции сейчас наблюдается любопытное явление... Здороваешься за руку…, и вдруг тебя бьёт ток, взялся за какой – то металлический предмет – опять удар. В чём дело? В Скандинавии воздух сейчас настолько сух, что статическое электричество не уходит из организма, а накапливается в нём в больших количествах. От сверхмерной наэлектризованности люди становятся более раздражительными и более возбудимыми. Насколько с точки зрения физики обоснованы выводы авторов?


Задание №1

Ответить на вопросы письменно, обсудить их в группе, дополнить, скорректировать, дать грамотный ответ.

1.Как взаимодействуют заряженные тела?

2.Каким образом можно получить заряженное тело? Показать

3.Что такое электризация, когда она может быть?

4.В чём суть закона сохранения электрического заряда?

5. О чём говорится в законе Кулона?

6. Что такое электрический заряд?

7. Дать определение электростатики.

Задание №2

Записать формулы: закона сохранения электрического заряда, закона Кулона, указать все величины с единицами измерения.

Задание №3

Решить задачи

1.С какой силой взаимодействуют два заряда 0,66·10-7 Кл и 1,1·10-5 Кл в воздухе на расстоянии 3 см друг от друга?

2.Два одинаковых по модулю и знаку точечных заряда, расположенных на расстоянии 3 м друг от друга в вакууме, отталкиваются

с силой 0,4 Н. Определить каждый заряд.

3.Зачем при наполнении автомобильной цистерны бензином и цистерну, и опоражниваемую ёмкость соединяют проводом и заземляют?

4.При электростатическом способе окраски, применяемом на автомобильных заводах, окрашиваемые детали проходят под металлической сеткой, соединённой с одним из полюсов источника тока высокого напряжения. Через сетку – электрод подаётся распылённая краска. При каком условии капельки краски будут двигаться только к деталям?







Межгосударственный стандарт

Система стандартов безопасности труда ГОСТ 12.1.018 – 93

Пожаровзрывобезопасность статического электричества

Общие требования

Дата введения 01.01.1995

п.1. Настоящий стандарт устанавливает общие требования электростатической искробезопасности (ЭСИБ) в целях обеспечения пожаровзрывобезопасности производственных процессов, их компонентов (людей – участников процессов, производственного оборудования), веществ и материалов, а также окружающей среды (далее – объектов защиты).



Как группы поработали?

Как группы оценили работу других групп?

Как группы оценили результаты обсуждения представленных материалов?


Что выяснили в результате общего обсуждения?


Какие вопросы и цели мы ставили сегодня в начале занятия?

Какие из них на Ваш взгляд, рассмотрены и достигнуты?


Что нового сегодня узнали?

В чём значимость полученной Вами на занятии информации?


Насколько Вы сегодня успешно поработали?

Продолжите фразу: Я нашёл подтверждение тому, что …


Насколько Вы удовлетворены собой и совместной работой с товарищами по команде?

Домашнее задание. Кто не получил оценку по данному вопросу, сдать в индивидуальном порядке.



Ответы к общественному смотру знаний

1.Взаимодействие заряженных тел проявляется в том, что одноимённо заряженные тела отталкиваются, а разноимённо заряженные тела притягиваются.

2.Нейтральное тело можно зарядить при трении, соприкосновении, ударе, через влияние. Например, взяв стеклянную палку и потерев её о шёлк, можно обнаружить с помощью электрометра, что она имеет положительный электрический заряд. Потерев эбонитовую палку о шерсть или мех, обнаруживаем, что она имеет отрицательный заряд, а мех при этом заряжается положительно. Демонстрация.

3.Электризация это явление перераспределения электрических зарядов между телами, при трении, соприкосновении, ударе, через влияние, причём, одно тело получает избыток электронов и заряжается отрицательно, а у другого тела электронов недостаёт и оно заряжается положительно.

4.Закон сохранения электрического заряда состоит в том, что алгебраическая сумма всех тел, составляющих замкнутую систему, остаётся постоянной: hello_html_ma7300ed.gif.

5.В законе Кулона говорится о том, что сила взаимодействия двух точечных электрических зарядов прямо пропорциональна произведению абсолютных величин зарядов и обратно пропорциональна квадрату расстояния между центрами этих зарядов: hello_html_m2aa83c97.gif,

где Fk – сила Кулона, 1Н; k- коэффициент пропорциональности, k=9·109hello_html_319359af.gif, q1 и q2 – это электрические заряды, в законе Кулона взяты их абсолютные величины, 1Кл, r - расстояние между центрами зарядов, 1м; ɛ- (эпсилон) диэлектрическая проницаемость среды.


Задачи.

1.Дано: СИ Решение

q1=0,66·10-7Кл

q2=1,1·10-5 Кл hello_html_m723d860e.gif, hello_html_m4b5245ef.gif=0,726·10 Н=7,26 Н

r = 3 см 0,03 м

F-? Ответ: 7,26 Н.

Ответы к общественному смотру знаний


2.

Дано: Решение

r = 3 м

F = 0,4 Н hello_html_m723d860e.gif, hello_html_m5e1c1ae3.gif, hello_html_e8b05e.gif

q1 = q2

q1 = q2 - ? Ответ: 2·10-5 Кл.


3. Для отведения в Землю накапливающегося статического заряда.

4. Если детали соединить с другим полюсом источника высокого напряжения, образуются заряды противоположных знаков, взаимодействие которых проявляется в их притяжении. Частицы краски будут двигаться к деталям.


Лист самооценки


группы

Ф.И.

студента

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

Итог,

оценка















Как я выполнил это задание?
















14


урок по теме "Электризация" (1 курс), группы ПБ и Агрономия
  • Физика
Описание:

  Разработан урок по теме "Электризация" в группах 1-го курса по специальности "Пожарная безопасность" и "Агрономия" естественнонаучного профиля с учетом компетентностного подхода. Перед занятием ставится проблемный вопрос, связанный с данной темой. Формулируется цель занятия студентами. Обозначаются задачи - планирование работы на занятии.

  Отражены основные вопросы при изучении данной темы, сформулированные студентами и откорректированные преподавателем.

  Изучается новая тема в виде самостоятельной работы в микрогруппах. Каждая микрогруппа защищает свою работу. Студенты других микрогрупп внимательно слушают и уточняют информацию, а также защищают работу своей микрогруппы. Проводится анализ работы групп, ставится самооценка и оценка работы каждого студента и всей микрогруппы.

Автор Орлова Елена Николаевна
Дата добавления 16.02.2015
Раздел Физика
Подраздел Конспекты
Просмотров 343
Номер материала 56415
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓