Муниципальное
бюджетное образовательное учреждение
«Рябковская
средняя общеобразовательная школа»
УРОК
по теме
действия
сложения и вычитания чисел с разными знаками
«Космическое
путешествие»
Выполнила:
учитель математики
Логинова Галина Александровна
6-й
класс
Цели:
·
Образовательные:
повторить
и обобщить изучаемый материал; закрепить у обучающихся умение выполнять
действия сложения и вычитания чисел с разными знаками; проверить умения и
навыки ребят в работе с положительными и отрицательными числами;
·
Развивающие:
развитие
памяти, речи, познавательного интереса за счет вовлечения обучающихся в игру;
формирование представлений о математическом языке, его компонентах,
историческом развитии;
·
Воспитательные:
воспитание аккуратности, дисциплины, настойчивости, умению внимательно
выслушивать мнение других, уважительно относиться к ответам одноклассников.
.
Ход
урока
У:
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами необычный урок. Урок, который даст
нам возможность получить новую и интересную информацию и одновременно поможет
повторить все, что вы знаете о числах с разными знаками. Наш урок будет
проходить в форме космического путешествия. И совершим мы этот полет вот на
таком космическом корабле (слайд, Презентация). Девиз урока: “ Дорогу осилит
идущий, а математику мыслящий”(слайд, Презентация).. Вы побываете на разных
планетах: сделайте остановку на планете “Исторической”, посетите бухту
«Проверка знаний», побываете на острове «Неизвестной величины», не останутся
без внимания и другие планеты. (слайд, Презентация).
В
начале нашего путешествия мне бы хотелось обратиться к словам известного
российского математика Александра Мордковича: “Кто с детских лет занимается
математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю,
воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели”. Именно это
потребуется нам на уроке: внимание, настойчивость, упорство, чтобы достичь
поставленных целей.
Первая
планета которую мы посетим будет планета «Таинственная» (слайд,
Презентация). Прикрепите именную звезду к маске настроения с каким вы пришли
на урок
1. Устное
испытание:
Хлопушка - топотушка.(хлопаем, если утверждение верно, топаем -
если неверно)
- Сумма двух чисел с разными знаками
всегда положительна.
- Сумма двух чисел с разными знаками не
всегда положительна.
- Сумма двух чисел с разными знаками
всегда отрицательна.
- Сумма двух чисел с разными знаками не
всегда отрицательна.
- Сумма двух чисел с разными знаками
всегда равна нулю.
- Сумма двух чисел с разными знаками может
быть равна нулю.
- Знак суммы двух чисел с разными знаками
всегда такой же, как у слагаемого с большим модулем.
-Если модули слагаемых с разными знаками
равны, то сумма их равна нулю.
-Модуль суммы двух чисел с разными знаками
равен сумме модулей слагаемых.
-Модуль суммы двух отрицательных чисел
равен сумме модулей слагаемых.
-Сумма отрицательных чисел всегда отрицательна.
2.Сравните
числа:
а)
-58 и 1,45; б) 63,2 и -62,3; в) -8,58 и -8,5; г) -1\2 и -0,5 д) 0 и – 6,3 е)
0,03 и 0 (слайд, Презентация). Отправляемся в море «Вычислений»Решив примеры
назовите единицу длины которой пользуются для измерения межзвездных расстояний.
(слайд, Презентация).
Вычислите:
1.
-22
+ 35
2.
-3,7
+ 2,8
3.
1,5
+ (-6,3)
4.
8,2
+ (-8,2)
5.
22
– 27
6.
19–
(-2)
Для
измерения межзвездных расстояний пользуются световым годом – расстоянием,
которое свет проходит за один год. Так как скорость света равна 300 000 км в
секунду, то световой год равен 9 460 000 000 000 км.
Единицей длины, которой пользуются в астрономии, является парсек, который равен
приблизительно трем световым годам. (слайд, Презентация).
Попасть
на другие планеты, минуя историческую, нельзя. Поэтому мы делаем первую
остановку, здесь мы познакомимся с историей возникновения положительных и
отрицательных чисел (рассказ одного из учеников).
История
возникновения положительных и отрицательных чисел.
Отрицательные
числа появились значительно позже натуральных чисел и обыкновенных дробей.
Первые сведения об отрицательных числах встречаются у китайских математиков во
II в. до н. э. Положительные числа тогда толковались как имущество, а
отрицательные – как долг, недостача. Но ни египтяне, ни вавилоняне, ни древние
греки отрицательных чисел не знали. Лишь в VII в. индийские математики начали
широко использовать отрицательные числа, но относились к ним с некоторым
недоверием.
В
Европе отрицательными числами начали пользоваться с XII–XIII вв., но до XVI в.,
как и в древности, они понимались как долги, большинство ученых считали их
“ложными”, в отличие от положительных чисел – “истинных”.
Признанию
отрицательных чисел способствовали работы французского математика, физика и
философа Ренё Декарта. Он предложил геометрическое истолкование положительных и
отрицательных чисел – ввел координатную прямую.
Складывать
и вычитать отрицательные числа научились древнекитайские ученые еще до нашей
эры.
Индийские
математики представляли себе положительные числа как, “имущества”, а
отрицательные числа как “долги”. Вот как индийский математик Брахмагупта
излагал правила сложения и вычитания: “Сумма двух имуществ есть имущество”,
“сумма двух долгов есть долг”, “сумма имущества и долга равна их разности” и т.
д. Попробуйте перевести эти древнеиндийские правила на современный язык.
У:
Ребята
мы познакомились с историей возникновения положительных и отрицательных чисел и
продолжаем наш путь к острову « Неизвестная величина » (слайд, Презентация).
Задания:
1)
х + 1,2 = -0,17
2) 14 – х = -28
3) х – 9 = – 3,1
4) -2,1 – х = -2
У: На
решение каждого уравнения 2 минуты. Приступайте.
У: Ребята
давайте проверим ваши решения (ответы и решения с комментариями).
Мы
говорим планете до свидания и держим наш курс к « Берегу сообразительности » (слайд,
Презентация).
О: Найти
ошибки в вычислениях и восстановить решение.
1-е
задание: Заполните пропуски
1)
-14 + … = -37
2) -4,8 + … = -8,6
3) -2,13 + … = -17
4) -3,8 + … = -4,08
2-е
задание: Найдите ошибки в вычислениях
1)
25+ (-17) = -8
2) -30,5 – 12,6 = 43,1
3) 15, 73 – 20,5 = 4,77
У: Проверяем
свои решения.
У: Молодцы
ребята, вы справились с испытанием. И так приближаемся к планете «
Любознательность » (слайд, Презентация).
1. Ггеография
Посмотрим на физическую карту мира.
Участки суши на ней раскрашены различными оттенками зеленого и коричневого
цветов, а моря и океаны раскрашены голубым и синим. Каждому цвету соответствует
своя высота (для суши) и своя глубина (для морей и океанов). Если принять
уровень моря за нуль, тогда, если речь идет о высоте – это можно заменить
положительными числами (и говорится выше уровня моря). Если речь идет о глубине
– можно заменить отрицательными числами. Например: самая высокая вершина мира –
гора Джомолунгма, а самое глубокое место – дно Тихого океана.
2.Физика
Проведем опыт: возьмем несколько
кусочков бумаги и сухую пластмассовую расческу. Два, три раза проведем
расческой по волосам. Вы услышите легкое потрёскивание. Затем медленно поднесем
расческу к кусочкам бумаги. Вы увидите, что бумажные кусочки сначала медленно
прилипают, а затем медленно отлипают. В нашем опыте проявляются силы притяжения
и силы отталкивания. Это электрические силы, они связаны с электрическими
зарядами. Заряды бывают положительные и отрицательные. Заряды одного знака
отталкиваются, а заряды разных знаков притягиваются. Исторически сложилось так,
что заряд на расческе называется отрицательным. Подробно с этим познакомимся на
уроках физике.
3. История
Положительные
и отрицательные числа применяются и в истории, когда говорят о времени: до
нашей эры, Рождество Христово, наша эра. На языке положительных и отрицательных
чисел слова “до нашей эры” можно заменить знаком “минус” (отрицательное число),
“Рождество Христово” – “нулем” (начало отсчета). Слово “наша эра” – знаком
“плюс” или положительным числом.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА(слайд,
Презентация).
Мы
отправляемся к планете « Мудрецов » (слайд, Презентация).
1-е
задание: Даны числа: -1, -2, -3, -4, -5, -6, -7, -8, -9, -10
Составьте
из них три верных равенства, используя каждое число по одному разу.
2-е
задание: Замените звездочки знаками “+” или “ – ” так, чтобы получились верные
равенства:
1)
-6,1 * (-2,3 ) * 3,8 = 0
2) 3,9 * 7,4 * (-9,3) = -12,8
У: Ну, что
посмотрим кто у нас самый мудрый.
У:
Мы
покидаем планету “Мудрецов” и держим курс на самую творческую планету « Творчество
». (слайд, Презентация).
У: Ребята,
вашим домашним заданием будет:
1) Составить
математическое лото
2) Написать
реферат на тему: « Возникновение отрицательных чисел »
3) Сочинить
стихи или сказку про рациональные числа
4)Составить
презентацию
5)Решить в
печатной тетради тест
Отправляемся
дальше к Бухте « Проверка знаний »
«
Финальная планета ».(слайд, Презентация).
Задания
финальной планеты:
Найти
значение алгебраической суммы
1.
(-18)
+ 48 – 34 – (– 18) + 35 –28 =
2.
30,5
– 12,4 + (-7,5) – 30,5 + 19,9 =
3.
(-45,56)
+ 66, 53 – (-13,47) + 45,56 =
4.
87
– 54 + 43 – (-55) + 39 – 87 =
У: Наше
путешествие подходит к концу. Сегодня вы хорошо потрудились. И каждый из вас
оценит свой труд сам. У вас на парте звездочки, если тема вами полностью
усвоена прикрепите именную звезду справа, а если есть вопросы по данной теме то
звезду прикрепите слева. Сейчас вы создадите свой звездный небосвод.
У:
Урок
хочется закончить стихами:
Есть,
науки хороши
Для развития души,
Их и сами все вы знаете, конечно.
Для развития ума предназначена она –
Математика.
Это было, это будет, это вечно!
(слайд,
Презентация).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.