Главная / Русский язык и литература / Урок по теме "Повторение по теме «Морфемика и словообразование». 6 класс

Урок по теме "Повторение по теме «Морфемика и словообразование». 6 класс

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

6 класс

Учитель: Волкова О.И.

МБОУ «СОШ № 1», г. Сосенский

Калужская область

Тема: Повторение по теме «Морфемика и словообразование».

Цели:

  • обобщить и углубить полученные знания о словообразовании;

  • обобщая полученные знания по теме, развивать и совершенствовать орфографическую зоркость;

  • выяснить, с какими разделами русского языка связано «Словообразование».


«Не можешь оторвать глаз от лесенки

слов, на которой покоится жизнь с ее

прошлым, с ее нынешним пульсом,

со взглядом в завтра…»

В. Песков.





Ход урока.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня нам с вами предстоит вспомнить и повторить все , что изучили и чему научились, работая по теме "Словообразование. Состав слова"

А мы с вами изучили большой раздел русского языка.

Давайте вспомним, как этот раздел называется.

2. Сообщение темы и целей урока.

Слово учителя.

Словообразование – один из важнейших разделов русского языка. Словообразование – один из важнейших источников пополнения словарного запаса.

Многие орфографические правила опираются на словообразование. Поэтому, чтобы понять смысл, суть правил, надо хорошо знать состав слова, его строение, находить морфемы и точно определять границы между ними.

Итак, что же такое словообразование? (Слайд)

Ребята, а что же такое морфема?


А теперь, ребята, давайте вспомним способы образования слов. (Слайд)

Какие вы знаете способы образования слов?

Задание. Определите, как образованы следующие слова.

1) 1. приставочный

2. суффиксальный

3. приставочно-суффиксальный

4. сложение (основ или целых слов)

5. сложение сокращенных основ

6. переход одной части речи в другую

летчик

парашютистка

электровоз

приходить

МГУ

приморский

сбербанк

больной

пододеяльник

сотрудник

кресло-кровать

дежурный

птицефабрика

турпоход

ОРТ

2) Морфемный и словообразовательный разбор.

приморский

7. Словообразование и орфография.

Словообразование тесно связано с орфографией. И сейчас мы с вами повторим основные орфографические правила, изученные в этом разделе.

1) Корни с чередованием гласной.

Какие корни с чередующимися гласными мы изучали?

Когда пишется корень -кос-, -кас-?

Когда пишется корень -гар-, -гор-?

Давайте вспомним и другие чередования корней, в которых мы допускаем ошибки.

Задание: Вставьте пропущенные буквы в корни с чередованием. Объясните выбор гласной графически. (Выписать только слова с чередованием в корне).

1. Софья накл…нялась, срывала цветок и легким прик…сновением пальцев гладила дрожащие лепестки.

2. Он знал эту отр…сль производства.

3. Ночь уже л…жилась на горы.

4. Все двери зап…рались на замок.

5. Река протекала в густых зар…слях.

6. Заг…рались и бл…стали стекла, оз…ренные пожаром.

Синтаксический разбор 1-го предложения.

2) Гласные в приставках пре- и при-.

Расскажите о правилах выбора гласной в приставках пре- и при-.

Задание: заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке.

Слова

е

и

пр…образователь



пр…школьный



пр…успевать



пр…лунение



пр…красный



пр…рвать



пр…остановить



пр…одолеть



пр…выкать



пр…поднять




Тест

1) В каком ряду пре-, при- входят в состав корня.

1) привилегия, престижный

2) неприметный, превращение

2) Отметьте правильный вариант, выберите приставки.

Кудесник, ты лживый безумный старик!

Пр…зреть бы твое пр…дсказанье.

1) пре-, пред-

2) при-, прид-

3) Отметьте предожения, в которых есть слово с приставкой при-.

1) Бесшумно пр..чаливали разбойники к плывущему кораблю.

2) Непр…одолимо тянуло их богатство купцов.

3) Пр…шлось покинуть ему волжские берега.

8. Словообразование и культура речи.

1) Подготовленный ученик.

2) Сравним однокоренные слова с различными приставками и суффиксами.

горд-ость горд-ын-я

горяч-к-а горяч-н-ость

об-судить за-судить

о-своить у-своить

гордость – чувство собственного достоинства.

гордыня – непомерная гордость.

горячка (разг.) – сильное возбуждение, азарт.

горячность – вспыльчивость, несдержанность.

обсудить – кого-то, что-то.

Засудить – человека.

освоить – профессию.

усвоить – материал.

Поэтому надо знать правила словообразования. Умение членить слово на морфемы, определять роль и значение морфем, помогут избежать многих ошибок, связанных с грамотностью и культурой речи.

Задание: составить словосочетания (по вариантам).

1-в

надеть - ? нарезать - ?

одеть - ? порезать - ?

9. Итоги урока.

Ребята, что же мы с вами сегодня повторили на уроке?

основные способы словообразования.

морфемный и словообразовательный разбор.

орфографические правила (пре-, при-, чередование корней).

(Таблица).

проследили, как словообразование связано с другими разделами.

Какой можно сделать вывод?


Вывод: Словообразование – важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной.






Урок по теме "Повторение по теме «Морфемика и словообразование». 6 класс
  • Русский язык и литература
Описание:
  • На уроке     пыталась   обобщить и углубить полученные знания о        словообразовании, а    обобщая полученные знания по теме, развивать и совершенствовать орфографическую зоркость, а также  выяснить, с какими разделами русского языка связано «Словообразование»
  • Ведь  словообразование – важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной.Поэтому, чтобы понять смысл, суть правил, надо хорошо знать состав слова, его строение, находить морфемы и точно определять границы между ними
Автор Волкова Ольга Ивановна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2600
Номер материала 42202
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓