Урок по теме:
"Горные породы и минералы ".
Цель урока: Познакомить учащихся с понятиями «горные
породы» и
«минералы». Выяснить отличия данных понятий.
Дать классификацию горных пород по происхождению.
Задачи: образовательные:
- познакомить учащихся с понятиями «горные породы» и
«минералы»;
- формирование у учащихся
умение классифицировать горные
породы по
происхождению.
развивающие:
- развивать у
учащихся познавательный интерес к предмету;
- развитие
наблюдательности;
- умение
выделять в тексте главное;
- развить
навыки взаимопроверки.
воспитательные:
- вырабатывать
ответственность за выполненную работу;
- воспитание
устойчивого интереса к предмету;
- воспитание объективности
самооценки, самопроверки;
- воспитание культуры общения;
- умение признать свою ошибку и
не бояться исправить.
Оборудование: коллекция горных пород и минералов.
Ход урока:
I. Организация учебного процесса. Наличие
учебников, тетрадей, запись темы.
Постановка учебных целей.
II. Входная диагностика и актуализация знаний
учащихся форме фронтального опроса.
- Где больше будет вулканов: на дне океанов
или на материке?
Вулканов больше на дне океанов, т.к. там
тонкая земная кора, которую легче прожечь, а на суше вулканы встречаются в
зонах расхождения литосферных плит, т.е. в зонах разломов.
- Назовите продукты вулканических извержений?
- Назовите виды вулканов?
Действующие
|
Потухшие
|
Уснувшие
|
Вулканы, которые извергаются в наши дни или извергались
в историческое время. Их насчитывается около 800 (на Камчатке).
|
Об их деятельности не сохранилось сведений,
но иногда они начинают действовать.
|
Бездействуют много тысяч лет (Крым,
Забайкалье).
|
III. Изучение нового:
Зачитывается отрывок из сказки П.П.
Бажов Медной горы хозяйка»:
« Пошли раз двое наших заводских траву
смотреть … Парень хотел было слово молвить,
вдруг его как по затылку стукнуло:
- Мать ты моя, да ведь это сама …»
- С кем же встретился Степан Петрович? (с
хозяйкой медной горы).
- Какие земные богатства показала
хозяйка медной горы Степану,
когда предложила жениться на ней? (
слюда, обманка, малахит).
А слова – то все какие непонятные, но очень
красивые: «руда», «рудник». Издавна, оказывается, интересовались русские люди
красотой и силой камня. Попробуем сегодня заняться этим и мы с вами. Вначале
разберёмся с некоторыми понятиями: горные породы и минералы.
1 группа.
1. Заполнить таблицу.
Охарактеризуйте породы, записать в
таблицу.
Учебник с. 62. А.А.Плешаков, Н.И.Сонин
Признаки для сравнения
|
Горные породы
|
мел
|
мрамор
|
гранит
|
Цвет
|
|
|
|
Агрегатное
состояние
|
|
|
|
Тип горной породы
|
|
|
|
Вывод: Какие горные породы можно использовать
для изготовления произведений
искусства?
2. Составить
синквейн слово: мел
2 группа.
- Что по вашему означает горные породы?
- Приведите примеры горных пород?
- Как вы думаете, чем отличаются горные породы
друг от друга?
Горные породы
по
цвету
плотными
t –рой плавления
рыхлыми
блеску
- А кто знает, что такое минералы?
А теперь,
внимание на экран. 1 или несколько минералов может входит в состав горных
пород.
Например, горная порода – гранит состоит из
трёх минералов: кварца, слюды и полевого шпата, а горная порода – известняк
состоит из одного минерала – кальцита.
- Полезные ископаемые – это горные породы и
минералы, которые используются человеком.
Учебник стр. 62, приведите примеры типы
горных пород.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- мрамор,
- кварцит,
- гнейс
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
образуются из
магматических горных пород под действием
t –ры и давления
|
|
|
|
|
образованы в
результате остывания магмы
|
|
|
образуются из обломков
других горных пород или остатков организмов
|
|
|
|
Отчёт работы 1 группы о проделанной работы.
2 группа.
Методика «Исключите лишнее». Вам даны
понятия – исключите лишнее.
а). Мел – стекло – мрамор – гранит – вода
б). Дерево – глина – песок – известняк –
пластмасс
1 группа .
Методика « С
использованием кругов Эйлера».
1. Круг с буквой «Гп»
означает горная порода
2. Круг с буквой «Г»
означает гранит
3. Круг с буквой «Б»
означает базальт
4. Круг с буквой «Мг»
означает магматическая горная порода
5. Круг с буквой «П»
означает песок
6. Круг с буквой «М»
означает мел
7. Круг с буквой «Гл»
означает глина
8. Круг с буквой «О»
означает осадочная горная порода
9. Круг с букой «Мр»
означает мрамор
10.Круг с букой «К»
означает кварцит
11. Круг с буквой
«Мм» означает метаморфическая горная порода
Вопрос: На каком
рисунке правильно изображено соотношение
между данными
понятиями.
А Б
На каком рисунке
правильно изображено соотношение между данными понятиями?
Проверка 2 группы
Методика «Исключите лишнее».
Им были даны понятия – надо было исключить
лишнее.
III. Закрепление.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что интересного было на уроке?
- С какими типами минералов вы познакомились?
- Приведите примеры?
Методика «Составления
граф – схемы понятий»:
Вам даны понятия.
Надо расположить их в логическую схему по принципу:
от общего к
частному». Вам надо построить «дерево» логических отношений,
обозначив место
каждого понятия, а отношение между ними стрелкой.
а) гранит; б) метафизическая;
в) глина; г) мрамор; д) магматическая;
е) горные породы; ж)
мел; з) осадочная; и) известняк.
Схема
такова:
В ответе её надо
обозначить:
Составить
синквейн
Слова: Песок; Глина;
Мел.
Вопросы – разминка:
1. Белый, как сахар. Пока руки им не
испачкаешь, ума – разума не наберёшь.
2. Чёрен, как ворон, а греет, как Солнце.
3. Что сперва в воде родится, а потом воды
боится?
IV. Д/з.:
- сообщение «Мир минералов»;
- сообщение «Где используются минералы и
горные породы человеком?».
учебник стр. 62.; упр. 1,5,6 –устно стр. 63
(2 группа).
1 группа задание «Подумайте» стр. 63 (устно).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.