Главная / Биология / Урок по теме: "Горные породы и минералы " (5 класс)

Урок по теме: "Горные породы и минералы " (5 класс)

hello_html_2c397abf.gifhello_html_2c397abf.gifhello_html_m5129b85e.gifhello_html_m375e5cc3.gifhello_html_7877e95a.gifhello_html_m7a9e469f.gifhello_html_754f2a96.gifhello_html_4bd7073d.gifhello_html_m6b4c7645.gifhello_html_68042ce9.gifhello_html_fc367ea.gifhello_html_m2ff6b22c.gifhello_html_m2ff6b22c.gifhello_html_m2ff6b22c.gifhello_html_m2ff6b22c.gifhello_html_m32daf201.gifhello_html_m32daf201.gifhello_html_m32daf201.gifhello_html_m6925de96.gifhello_html_32ad475e.gifhello_html_32ad475e.gifhello_html_21487f26.gifhello_html_m2bb32712.gifhello_html_788fbff4.gifhello_html_m2bb32712.gifhello_html_m48646c8f.gifhello_html_cf35231.gifhello_html_m2b23e0dc.gifhello_html_m7117747d.gifhello_html_m64c9dc5b.gifhello_html_m5d6809ac.gifhello_html_m52653d96.gifhello_html_m52653d96.gifhello_html_m52653d96.gifhello_html_m2ff6b22c.gifhello_html_68042ce9.gifhello_html_fc367ea.gifhello_html_m32daf201.gifhello_html_m73a0546f.gifhello_html_m356f6de2.gifhello_html_4c6a9a9d.gifhello_html_m728cc948.gifhello_html_7277cc74.gifhello_html_m47aa6500.gifhello_html_m47aa6500.gifhello_html_m47aa6500.gifhello_html_m47aa6500.gifhello_html_m47aa6500.gifhello_html_m4542a1c8.gifhello_html_m2ff6b22c.gifhello_html_m69c7e835.gifhello_html_mac6307.gifhello_html_m5e7e7961.gifhello_html_2f86b96e.gifhello_html_m356f6de2.gifhello_html_m65e035fe.gifhello_html_m516acea.gifhello_html_3be637d9.gifhello_html_754f2a96.gifhello_html_m6925de96.gifhello_html_m17c5ab51.gifhello_html_3cc6f5c4.gifhello_html_6d330979.gifhello_html_6d330979.gifhello_html_m79c9a121.gif

Урок по теме: "Горные породы и минералы ".


Цель урока: Познакомить учащихся с понятиями «горные породы» и

«минералы». Выяснить отличия данных понятий.

Дать классификацию горных пород по происхождению.

Задачи: образовательные:

- познакомить учащихся с понятиями «горные породы» и «минералы»;

- формирование у учащихся умение классифицировать горные породы по

происхождению.

развивающие:

- развивать у учащихся познавательный интерес к предмету;

- развитие наблюдательности;

- умение выделять в тексте главное;

- развить навыки взаимопроверки.

воспитательные:

- вырабатывать ответственность за выполненную работу;

- воспитание устойчивого интереса к предмету;

- воспитание объективности самооценки, самопроверки;

- воспитание культуры общения;

- умение признать свою ошибку и не бояться исправить.


Оборудование: коллекция горных пород и минералов.


Ход урока:


I. Организация учебного процесса. Наличие учебников, тетрадей, запись темы.

Постановка учебных целей.


II. Входная диагностика и актуализация знаний учащихся форме фронтального опроса.

hello_html_m383956b6.png

- Где больше будет вулканов: на дне океанов или на материке?

Вулканов больше на дне океанов, т.к. там тонкая земная кора, которую легче прожечь, а на суше вулканы встречаются в зонах расхождения литосферных плит, т.е. в зонах разломов.


- Назовите продукты вулканических извержений?

- Назовите виды вулканов?



Действующие

Потухшие

Уснувшие

Вулканы, которые извергаются в наши дни или извергались в историческое время. Их насчитывается около 800 (на Камчатке).

Об их деятельности не сохранилось сведений, но иногда они начинают действовать.

Бездействуют много тысяч лет (Крым, Забайкалье).


III. Изучение нового:

Зачитывается отрывок из сказки П.П. Бажов Медной горы хозяйка»:


« Пошли раз двое наших заводских траву смотреть … Парень хотел было слово молвить,

вдруг его как по затылку стукнуло:

- Мать ты моя, да ведь это сама …»

- С кем же встретился Степан Петрович? (с хозяйкой медной горы).

- Какие земные богатства показала хозяйка медной горы Степану,

когда предложила жениться на ней? ( слюда, обманка, малахит).

А слова – то все какие непонятные, но очень красивые: «руда», «рудник». Издавна, оказывается, интересовались русские люди красотой и силой камня. Попробуем сегодня заняться этим и мы с вами. Вначале разберёмся с некоторыми понятиями: горные породы и минералы.


1 группа.

1. Заполнить таблицу.

Охарактеризуйте породы, записать в таблицу.

Учебник с. 62. А.А.Плешаков, Н.И.Сонин


Признаки для сравнения

Горные породы

мел

мрамор

гранит

Цвет




Агрегатное состояние




Тип горной породы





Вывод: Какие горные породы можно использовать для изготовления произведений

искусства?

2. Составить синквейн слово: мел


2 группа.


- Что по вашему означает горные породы?

- Приведите примеры горных пород?

- Как вы думаете, чем отличаются горные породы друг от друга?


Горные породы


по цвету

плотными


t –рой плавления

рыхлыми блеску


- А кто знает, что такое минералы?

А теперь, внимание на экран. 1 или несколько минералов может входит в состав горных пород.

Например, горная порода – гранит состоит из трёх минералов: кварца, слюды и полевого шпата, а горная порода – известняк состоит из одного минерала – кальцита.

- Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые используются человеком.

Учебник стр. 62, приведите примеры типы горных пород.




Типы горных пород





Осадочные

Метаморфические

Магматические











- мрамор,

- кварцит,

- гнейс

- песок,

- мел,

- глина

- гранит,

- базальт











образуются из магматических горных пород под действием

t –ры и давления



образуются из обломков других горных пород или остатков организмов

образованы в результате остывания магмы








Отчёт работы 1 группы о проделанной работы.



2 группа.

Методика «Исключите лишнее». Вам даны понятия – исключите лишнее.


а). Мел – стекло – мрамор – гранит – вода

б). Дерево – глина – песок – известняк – пластмасс





1 группа .

Методика « С использованием кругов Эйлера».

1. Круг с буквой «Гп» означает горная порода

2. Круг с буквой «Г» означает гранит

3. Круг с буквой «Б» означает базальт

4. Круг с буквой «Мг» означает магматическая горная порода

5. Круг с буквой «П» означает песок

6. Круг с буквой «М» означает мел

7. Круг с буквой «Гл» означает глина

8. Круг с буквой «О» означает осадочная горная порода

9. Круг с букой «Мр» означает мрамор

10.Круг с букой «К» означает кварцит

11. Круг с буквой «Мм» означает метаморфическая горная порода


Вопрос: На каком рисунке правильно изображено соотношение

между данными понятиями.


А Б













Мг



Б


Мм

Г






На каком рисунке правильно изображено соотношение между данными понятиями?




Проверка 2 группы

Методика «Исключите лишнее».

Им были даны понятия – надо было исключить лишнее.



III. Закрепление.


- Что нового вы узнали на уроке?

- Что интересного было на уроке?

- С какими типами минералов вы познакомились?

- Приведите примеры?



Методика «Составления граф – схемы понятий»:

Вам даны понятия. Надо расположить их в логическую схему по принципу:

от общего к частному». Вам надо построить «дерево» логических отношений,

обозначив место каждого понятия, а отношение между ними стрелкой.


а) гранит; б) метафизическая; в) глина; г) мрамор; д) магматическая;

е) горные породы; ж) мел; з) осадочная; и) известняк.


Схема такова: Метаморфические

Осадочные

Магматические

Типы горных пород















гранит


мрамор



мел

глина






известняк
















В ответе её надо обозначить:



Е






Д


Б





З





А


Г


В


Ж





И






Составить синквейн

Слова: Песок; Глина; Мел.


Вопросы – разминка:


1. Белый, как сахар. Пока руки им не испачкаешь, ума – разума не наберёшь.

2. Чёрен, как ворон, а греет, как Солнце.

3. Что сперва в воде родится, а потом воды боится?



IV. Д/з.:


- сообщение «Мир минералов»;

- сообщение «Где используются минералы и горные породы человеком?».

учебник стр. 62.; упр. 1,5,6 –устно стр. 63 (2 группа).

1 группа задание «Подумайте» стр. 63 (устно).






Урок по теме: "Горные породы и минералы " (5 класс)
  • Биология
Описание:
  • Цель урока: Познакомить учащихся с понятиями «горные породы» и «минералы». Выяснить отличия данных понятий. Дать классификацию горных пород по происхождению.

Данный урок посредством применения приёмов ТРКМ позволяет ученикам хорошо овладеть набором теоретических знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуациях.
Методика «Составления граф – схемы понятий».

Вам даны понятия. Надо расположить их в логическую схемупо принципу: «от общего к частному». Вам надо построить «дерево» логических отношений, обозначив место каждого понятия, а отношение между ними стрелкой.                

Автор Отставных Евгения Анатольевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 960
Номер материала 45971
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓