Главная / Технология / Урок по технологии "Натуральные волокна животного происхождения"

Урок по технологии "Натуральные волокна животного происхождения"

Название документа Натуральные волокна животного происхождения.doc

МКОУ Каргатская средняя общеобразовательная школа №2 им. Горького















Конспект урока

по теме «Натуральные волокна животного происхождения»





Учитель технологии второй квалификационной категории

Лучинина Наталья Николаевна





















Каргат 2012

Аннотация:

Урок построен в виде знакомства с натуральными волокнами животного происхождения с разными типами заданий и практической работой учащихся. Форма урока соответствует возрастным особенностям шестиклассников. Важной его частью является презентация.
Урок позволяет эффективно изучить новый материал, закрепить знания учащихся по изучаемой теме, содействовать формированию следующих образовательных компетенций: ценностно-ориентированной, учебно-познавательной, общекультурной, коммуникативной и компетенции самосовершенствования. Занимательные задания разного типа и разного уровня сложности способствуют развитию интереса учащихся,
осознанию ценности знаний и важности овладения ими.

На уроке используется мультимедийная презентация, которая служит для активизации познавательной деятельности учеников и повышению мотивации и интереса к предмету. Эмоциональность, создаваемая использованием современных средств обучения, является одним из условий для успеха в учебном процессе.

Методы и приёмы обучения, использованные на уроке, проблемно-поисковые, объяснительно - иллюстративные, эвристические, метод самоконтроля.

Использовались следующие формы работы: индивидуальная и групповая,
самостоятельная работа.
Учащиеся в группах распределены следующим образом: эксперты – это учащиеся с повышенными способностями.

Этот урок является вводным при изучении раздела «Материаловедение», может помочь применять полученные знания в жизни.











Предмет: технология
Класс: 6
Раздел: материаловедение
Тема: «Натуральные волокна животного происхождения».
Тип урока: изучение нового материала.

Технологии: ИКТ, личностно - ориентированного обучения.

Цель урока: познакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения, свойствами шерстяных и шелковых тканей.


Задачи:
- Сформировать понятия о волокнах натурального животного происхождения, свойствах шерстяных и шелковых тканей.

-Развивать познавательные умения(выделять главное, наблюдать, делать опыты), общетрудовых умений( операционно-контрольных умений- пользоваться инструментами, оценивать результаты выполненных действий) умений учебного труда (работать в должном темпе, приемов наблюдения), развитие умений работать самостоятельно и в группе).

- Воспитание технологической культуры труда.

Методическое оснащение урока:

  1. Материально-техническая база:

-Инструменты и приспособления: пинцет, сухое горючее, спички, лупа, нити, ножницы, иглы.

-мультимедиа установка, презентация.

  1. Дидактическое обеспечение:

- рабочая тетрадь;
- учебник
- образцы тканей и волокон;

Методы обучения: Словесные (рассказ, объяснение); наглядные (демонстрация презентации, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся); Практические (упражнения по закреплению знаний, практическая работа), самостоятельная работа.

Методы проверки ключевых компетенций учащихся: устный опрос, выполнение и анализ практической работы.


Новые слова: шерсть, руно, шелк-сырец, натуральный шелк.



Ход урока.

  1. Организационный момент (2 мин)

Я рада, что у многих отличное настроение и, мы можем приступить к работе!



  1. Изложение нового материала (13 мин) СЛАЙД 1.

Актуализация знаний.

Для создания одежды

Нужно выбрать ткани.

В магазинах их так много -

Выбирайте сами!

А чтоб верно подобрать,

Надо свойства тканей знать!


- Давайте вспомним, какие волокна вы изучали в пятом классе?

Ответ: Натуральные волокна растительного происхождения – хлопок и лён.

Знаете ли вы ещё какие-либо виды волокон? Из чего изготавливают ткани, нити?

Как вы можете сформировать тему сегодняшнего урока?

СЛАЙД 2.

Натуральные волокна….

Растительные Животные

Сегодня на уроке вы познакомитесь с натуральными волокнами животного происхождения; со свойствами шерстяных и шелковых тканей.

Записать в тетрадь: число, тему.

СЛАЙД 3.
Тема урока. Натуральные волокна животного происхождения. Свойства тканей.

А вы знаете, откуда берется шерсть?



СЛАЙД 4.
Шерсть – это волосяной покров животных: овец, коз, верблюдов. Основную массу шерсти дают овцы (95%).
Шерстяной покров снимают ножницами или машинками. Длина шерстяных волокон от 2 до 4,5 см.
Состригают почти цельной неразрывной массой, которая называется руном.


СЛАЙД 5.
Записать в тетради: Сплошной пласт при стрижке овец (руно).

СЛАЙД 6.

Каких животных вы видите?

Виды шерстяных волокон – это волос и шерсть , они длинные и прямые, и пух – он более мягкий и извитый (демонстрация платков ).

СЛАЙД 7.
Перед отправлением на текстильные фабрики шерсть подвергают первичной обработке: сортируют, то есть подбирают волокна по качеству; треплют – разрыхляют и удаляют засоряющие примеси; промывают горячей водой с мылом и содой; сушат в сушильных машинах. Затем изготавливают пряжу, а из неё ткани, которые красят в различные цвета и наносят различные рисунки

СЛАЙД 8.

ШЕРСТЯНЫЕ ткани

драп сукно габардин кашемир
(Из предложенных названий учащиеся выбирают карточки и прикрепляют на магнитной доске с названиями шерстяных тканей).

СЛАЙД 9. Сообщение ученицы.

Натуральный шёлк – это тонкие нити, которые получают при размотке коконов гусеницы тутового шелкопряда

СЛАЙД 10.
Тутовый шелкопряд относится к ночным бабочкам. Когда гусенице приходит время превратится в куколку, чтобы затем стать бабочкой, она выпускает из себя нить, прикрепляет её к сухой ветке и сплетает из этой нити себе гнездышко, который называется - кокон. Шёлковая нить уложена в коконе в 40-50 слоёв.

СЛАЙДЫ11-12.
Собирают коконы со дня завивки на 8-9 день и отправляют на первичную обработку. Цель первичной обработки – размотать коконную нить, длина которой 600-900 метров соединить нити нескольких коконов одновременно в одну нить.

СЛАЙД 13.
Такую нить называют шёлком – сырцом.
На текстильных фабриках из шёлка – сырца получают ткань.

СЛАЙД 14.
виды шелковых тканей
атлас бархат крепдешин шифон
(Из предложенных названий учащиеся выбирают карточки и прикрепляют на магнитной доске с названиями шелковых тканей).
Опыт: понюхайте образец №1(бумага) – что напоминает запах? (палёная бумага), образец№2 (шелк)? Сможете ли вы определить вид сгоревшей ткани?

Определить шерстяные и шелковые ткани можно по внешнему виду, на ощупь, по характеру горения.
Горят медленно, обугливаясь в колечки.
Иногда горят, только находясь в пламени.
Пахнут как паленые волосы или перья

Какими свойствами обладают ткани из волокон растительного происхождения?
Как высчитаете какими свойствами будут обладать ткани из натуральных волокон животного происхождения?

ФИЗМИНУТКА «Офтольмотренажер» (3 мин) Проследите за перемещением божьей коровки.

СЛАЙД 15.

Рассмотрите образцы шерстяных и шёлковых тканей, которые находятся у вас на столах.

Практическая работа (15 мин)

Вводный инструктаж учителя: hello_html_3688bb37.png

Практическая работа. Определение вида тканей.
Инструменты и принадлежности: образцы шерстяной и шелковой ткани, толстая игла, тетрадь, таблица для определения вида ткани (табл. 1), форма отчета.

Последовательность выполнения работы:

  1. Рассмотрите образцы. Определите блеск (или матовость)
    образцов.

  2. Определите на ощупь гладкость и мягкость образцов.

  3. Определите сминаемость образцов: сомните образец в руке,
    подержите его так 30 секунд, расправьте.

  4. Верхний срез лоскутов соберите на нитку. Рассмотрите образовавшиеся складки.

  5. Выдели из ткани нить, аккуратно подожги её, определи, как она горит, какой выделяет запах

  6. По полученным данным определите по таблице вид ткани и впишите в форму отчета.

  7. По полученным данным сделайте вывод.

Таблица 1. «Свойства тканей и нитей»

Механические свойства-

  • Прочность – устойчивость ткани к трению, стирке, воздействию солнца, света, растяжению. (растянуть ткань)

  • Сминаемость – образование складок, заминов при сидении и носке изделия. (смять ткань)

  • Драпируемость – способность ткани образовывать фалды,складки.( собрать на нить)

    Гигиенические -свойства тканей ,направленные на сохранение здоровья человека

  • Гигроскопичность – способность ткани впитывать влагу. (Намочить)

  • Теплозащитность – способность ткани сохранять тепло.

  • Пылеёмкость – способность ткани удерживать пыль

Технологические - это свойства, которые проявляет ткань в процессе изготовления изделия

  • Скольжение-это подвижность одного слоя ткани относительно другого (демонстация)

  • Осыпаемость- это выпадение нитей по открытым срезам ткани.( демонстация образца)

  • Усадка- это уменьшение размеров под действием влаги.

СЛАЙД 16. Сравните с правильными ответами.

Форма отчёта «Сравнительная характеристика свойств тканей».

Вид волокна

Отличительные признаки

По внешнему виду

На ощупь

Реакция на горение

Шерсть




Шелк




Вывод:

Свойства тканей

Шерсть

Шелк

Физико-механические:
Прочность
Сминаемость
Драпируемость

Меньше, чем у хлоп­чатобумажных тканей
Очень малая
Средняя


Высокая
Очень малая
Высокая

Гигиенические:
Гигроскопичность
Пылеемкость
Теплозащитные свойства


Значительная
Большая
Высокие


Значительная
Малая
Несколько выше, чем у хлопчатобумажных тканей

Технологические:
Усадка
Осыпаемость
Раздвижка нитей в швах


Значительная
Средняя
Средняя


Значительная
Значительная
Значительная



4.Закрепление изученного материала.(6мин)

Работа по карточкам.
- Какие волокна относятся к натуральным? ( шерсть, шелк, хлопок, лен)
- Перечислите животных из шерсти которых можно получить волокно? (верблюд, лама, кролик, овца, козы)
- Как называют сплошной пласт при стрижке овец ? руно
- Что называют натуральным шёлком? (нити, которые получают при размотке коконов гусеницы тутового шелкопряда)
- Назовите четыре стадии развития шелкопряда. (яйцо, гусеница, куколка, бабочка)
- Какие свойства тканей относятся к основным? ( механические, гигиенические, технологические)

Вернемся к нашему стихотворению, которое прозвучало в начале урока.
Для создания одежды

Нужно выбрать ткани.

В магазинах их так много -

Выбирайте сами!

А чтоб верно подобрать,

Надо свойства тканей знать!

Какие виды одежды вы можете сшить из шерстяных и шелковых тканей? Где в жизни вы можете применить полученные знания? ( Ответы учащихся).

5.Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания.(2мин)
Найдите информацию о правилах ухода за изделиями из шерсти и шелка.

6. Подведение итогов урока учителем (4 мин)
Выставление отметок в классный журнал и дневники учащихся;
Молодцы! Вы отлично и дружно сработали сегодня на уроке!
Вы отлично знаете основные свойства натуральных тканей, сможете применить полученные знания и умения в жизни.

Использование ИКТ во время занятий

Цель применения ИКТ на уроке:

          усиление воспитательной функции урока;

          активизация познавательной деятельности учащихся;

          формирование коммуникативной компетенции;

          закрепление практических навыков;

          формирование информационной культуры.



Слайды 1 - использование элементов занимательности, повышающих мотивацию учащихся к обучению.

Слайд ы 2-3 - подводят к формулировке темы урока.



Слайды 4,6,8,9,10,11,12,13,14 - заметно усиливают познавательную активность учащихся, формируют общекультурную компетенцию, информационную культуру, интерес к истории.



Слайды 5,7,15 – формирует основные понятия



Слайды 16-17 – формируют навыки самоконтроля.

















П Р И Л О Ж Е Н И Я

Карточки

Какие волокна относятся к натуральным?

Перечислите животных, из шерсти которых можно получить волокно?

Как называют сплошной пласт при стрижке овец?

Что называют натуральным шёлком?

Назовите четыре стадии развития шелкопряда

Какие свойства тканей относятся к основным?



Форма отчёта «Сравнительная характеристика свойств тканей».

Вид волокна

Отличительные признаки

По внешнему виду

На ощупь

Реакция на горение

Шерсть




Шелк






Таблица 1

Свойства тканей

шерсть

шелк

Физико-механические:
Прочность
Сминаемость
Драпируемость



Гигиенические:
Гигроскопичность
Пылеемкость
Теплозащитные свойства



Технологические:
Усадка
Осыпаемость
Раздвижка нитей в швах









Название документа Презентация1.ppt

Для создания одежды Нужно выбрать ткани. В магазинах их так много – Выбирайте...
Тема урока
Руно – это цельная неразрывная масса шерсти, состриженная с животного.
Этих животных разводят для получения шерсти
Сортировка Трепание Промывание Сушка Руно
Впервые секрет изготовления шёлка был открыт  в Китае пять тысяч лет назад. ...
Шелковая ткань изготовляется из нитей, получаемых из коконов гусениц тутового...
обработку коконов перед транспортировкой и хранением обработку паром обработк...
На этом этапе шелк называется сырцом, он имеет цвет слоновой кости. Для получ...
Основные понятия Драпируемость Теплозащитность Усадка Малосминаемость Осыпае...
Вывод: Поверхность шероховатая, матовая Поверхность гладкая, блестящая Мягкая...
Свойства тканей		Шерсть	Шелк Физико-механические: Прочность Сминаемость Драпи...
Для создания одежды Нужно выбрать ткани. В магазинах их так много – Выбирайте...
1 из 18

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Для создания одежды Нужно выбрать ткани. В магазинах их так много – Выбирайте са
Описание слайда:

Для создания одежды Нужно выбрать ткани. В магазинах их так много – Выбирайте сами! А чтоб верно подобрать, Надо свойства тканей знать!

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3 Тема урока
Описание слайда:

Тема урока

№ слайда 4
Описание слайда:

№ слайда 5 Руно – это цельная неразрывная масса шерсти, состриженная с животного.
Описание слайда:

Руно – это цельная неразрывная масса шерсти, состриженная с животного.

№ слайда 6 Этих животных разводят для получения шерсти
Описание слайда:

Этих животных разводят для получения шерсти

№ слайда 7 Сортировка Трепание Промывание Сушка Руно
Описание слайда:

Сортировка Трепание Промывание Сушка Руно

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9 Впервые секрет изготовления шёлка был открыт  в Китае пять тысяч лет назад. Дре
Описание слайда:

Впервые секрет изготовления шёлка был открыт  в Китае пять тысяч лет назад. Древняя легенда гласит, что однажды Си Линг Чи, жена третьего императора Китая Хуан Ди, которого называли еще «Желтым императором», в саду дворца под кроной  тутового дерева пила чай и в ее чашку с чаем с дерева упал кокон шелкопряда. Юная императрица и ее служанки были крайне удивлены, увидев, как в горячей воде кокон начал разворачиваться, выпустив тонкую шелковую нить. Заинтересовавшись, девушка стала наблюдать, как разворачивался кокон. Си Линг Чи была так поражена красотой и прочностью шелковой нити, что собрала тысячи коконов и из них соткала императору одежду. Так крошечная бабочка-шелкопряд подарила всему человечеству шелк, а императрица в благодарность за столь ценный подарок была возведена в ранг божества.

№ слайда 10 Шелковая ткань изготовляется из нитей, получаемых из коконов гусениц тутового ше
Описание слайда:

Шелковая ткань изготовляется из нитей, получаемых из коконов гусениц тутового шелкопряда. Их разведение требует большого внимания и кропотливого труда.

№ слайда 11
Описание слайда:

№ слайда 12 обработку коконов перед транспортировкой и хранением обработку паром обработку п
Описание слайда:

обработку коконов перед транспортировкой и хранением обработку паром обработку паром с целью размягчения шелкового клея сушку горячим воздухом для удаления влаги сматывание шелковых нитей вместе с нескольких коконов Цель первичной обработки шелка - размотать коконную нить

№ слайда 13 На этом этапе шелк называется сырцом, он имеет цвет слоновой кости. Для получени
Описание слайда:

На этом этапе шелк называется сырцом, он имеет цвет слоновой кости. Для получения одного килограмма сырца требуется около 45 000 коконов. После того как из волокон шелка спряли непрерывные нити, их можно свивать, или скручивать вместе, чтобы получить достаточно прочную шелковую пряжу.

№ слайда 14
Описание слайда:

№ слайда 15 Основные понятия Драпируемость Теплозащитность Усадка Малосминаемость Осыпаемос
Описание слайда:

Основные понятия Драпируемость Теплозащитность Усадка Малосминаемость Осыпаемость Пылеёмксть Гигроскопичность Воздухопроницаемость

№ слайда 16 Вывод: Поверхность шероховатая, матовая Поверхность гладкая, блестящая Мягкая, о
Описание слайда:

Вывод: Поверхность шероховатая, матовая Поверхность гладкая, блестящая Мягкая, ощущение тепла Мягкая, ощущение прохлады При вынесении из пламени, горение прекращается, образуется черный спекшийся шарик, который легко растирается пальцами При вынесении из пламени, горение прекращается, образуется черный спекшийся шарик, который легко растирается между пальцами Вид волокна Отличительные признаки ткани По внешнему виду На ощупь Реакция на горение Шерсть Шелк

№ слайда 17 Свойства тканей		Шерсть	Шелк Физико-механические: Прочность Сминаемость Драпируе
Описание слайда:

Свойства тканей Шерсть Шелк Физико-механические: Прочность Сминаемость Драпируемость Меньше, чем у хлоп­чатобумажных тканей Очень малая Средняя Высокая Очень малая Высокая Гигиенические: Гигроскопичность Пылеемкость Теплозащитные свойства Значительная Большая Высокие Значительная Малая Несколько выше, чем у хлопчатобумажных тканей Технологические: Усадка Осыпаемость Раздвижка нитей в швах Значительная Средняя Средняя Значительная Значительная Значительная

№ слайда 18 Для создания одежды Нужно выбрать ткани. В магазинах их так много – Выбирайте са
Описание слайда:

Для создания одежды Нужно выбрать ткани. В магазинах их так много – Выбирайте сами! А чтоб верно подобрать, Надо свойства тканей знать!

Урок по технологии "Натуральные волокна животного происхождения"
  • Технология
Описание:

   Урок построен в виде знакомства с натуральными волокнами животного происхождения с разными типами заданий и практической работой учащихся. Форма урока соответствует возрастным особенностям шестиклассников. Важной его частью является презентация.
   Урок позволяет эффективно изучить новый  материал, закрепить знания учащихся по изучаемой теме, содействовать формированию следующих образовательных компетенций: ценностно-ориентированной, учебно-познавательной, общекультурной, коммуникативной и компетенции самосовершенствования. Занимательные задания разного типа и разного уровня сложности способствуют развитию интереса учащихся,
осознанию ценности знаний и важности овладения ими.

     На уроке используется мультимедийная презентация, которая служит для активизации познавательной деятельности учеников и повышению мотивации и интереса к предмету.  Эмоциональность, создаваемая использованием современных средств обучения, является одним из условий для успеха в учебном процессе.

      Методы и приёмы обучения, использованные на уроке, проблемно-поисковые, объяснительно - иллюстративные, эвристические, метод самоконтроля.

     Использовались следующие формы работы: индивидуальная и групповая,
самостоятельная работа.
Учащиеся в группах распределены следующим образом: эксперты – это учащиеся с повышенными способностями.

      Этот урок является вводным  при изучении раздела «Материаловедение», может помочь применять полученные знания в жизни.

Автор Лучинина Наталья Николаевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 793
Номер материала 37074
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓