Инфоурок Технология Другие методич. материалыУрок по технологии: Натуральные волокна растительного происхождения (5 класс)

Урок по технологии: Натуральные волокна растительного происхождения (5 класс)

Скачать материал

Тема: Натуральные волокна растительного происхождения    5класс

Хлопчатобумажные и льняные ткани.

Цель: 1)   дать учащимся понятие  о первичной обработке сырья для хлопчатобумажных и льняных  тканей, познакомится со строением волокон хлопка и льна, их свойствами;

           2) развивать внимание ,наблюдательность , умение обобщать и делать выводы;                                 

            3) воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Оборудование: коллекция «Хлопок» , «Лен» , образцы тканей, таблица «Виды волокон» .

Инструменты и материалы: Образцы тканей (хлопчатобумажные и льняные), ножницы пинцеты, горелки, коробки для отходов , листы черной бархатной бумаги и т.д. для смотра волокон,

Огнеупорная посуда для сбора спичек и пепла спички, линейка  и карандаши для подготовки формы диаграмм Эйлера Венна;

Волокна хлопка и льна.

Тип занятия: комбинированный урок.

Структура урока:

IОрганизационный момент

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

III. Изучение нового материала

   1) волокна растительного происхождения;

   2) свойство волокон хлопка и льна;

   3)производство хлопчатобумажных и льняных тканей.

IV. Лабораторная практическая работа.

      Изучение свойства  хлопчатобумажных и льняных тканей

V. закрепление новых знаний и умений учащихся

VI. Итог занятия

VII. Домашнее задание

                                   

                                        Ход занятия:

I Организационный момент: Проверка готовности учащихся к уроку. Выявления слабых учащихся  по состоянию здоровья, имеющих аллергию на дым. Проведение  инструкции техники безопасности.

IIАктуализация  опорных знаний и умений учащихся.

Па доске написаны слова, с которыми учащиеся будут встречаться в процессе работы: хлопок-сырец, лен-долгунец, семенные волокна, лубяные волокна, извитость, суровая ткань, отбеливание, трепание, чесание, ровницы, гигроскопичность, водопроницаемость, теплозащитность.

Учащиеся делятся на две группы, получают задания.

1       группа

Карточка:

1)    Расскажите, что вы знаете о хлопке?

2)    Ваши ассоциации

Хлопок -сырец

3)    Заполните пропуски в логической схеме изготовления волокна:                охарактеризуйте ее.

Хлопкопря-

дильные фабрика

 

      

2       группа

 Карточка:

1)    Расскажите, что вы знаете о льне?

2)    Ваши ассоциации.

 

 

текстильная

 

ткань

 

      

фабрика

 

3)    Заполните пропуски в логической схеме изготовления ткани, охарактеризуйте ее:

Примечание: третье задание выполняется у доски, заранее схемы выполнены на доске, работают по одному учащемуся от каждой команды.

Остальные учащиеся работают в тетрадях.

 

III. Изучение нового материала.

Обобщив ответы учащихся,  знакомлю их с таблицей «Текстильные волокна»

 


К текстильным волокнам растительного происхождения относятся волокна хлопка, льна, конопли, джута, и др.

Самой распространенной прядильной культурой является хлопчатник - одно из древнейших технических растений нашей планеты. В Индии, Китае его выделывали уже в III тыс. до нашей эры.

В наше время хлопчатник возделывают в районах с теплым, сухим климатом, в Китае, Бразилии, Израиле, Узбекистане, Азербайджане и т.д.

Хлопчатник — растение высотой 70 — 200 см., с крупными цветами. Плод представляет собой коричневую коробочку, в которой находятся семена покрытые белыми волокнами.

На одном семени развивается от 5 до 15 тысяч волокон длиной до 50 мм. Волокно с неотделимыми семенами называют хлопок-сырец. Ценность хлопка велика — его сравнивают с

Золотом. Отсюда и название «Белое золото». Сейчас  выведены сорта с цветными волокнами - коричневыми, зелеными. Собирают хлопок с полей хлопкоробы.

Демонстрирую коллекцию «Хлопок». По ходу рассказываю: Хлопок-сырец поступает на хлопкоочистительные предприятия, где отделяют семена, ветки, посторонние примеси. Прессуют в тюки и отправляют на хлопкопрядильные фабрики. Па фабрике проходят следующие операции;

1.        Чесание - чешут,

2.         Выравнивание - получается ровница,

3.         Прядение - вытягивание и скручивание волокон в непрерывную нить-пряжу.

 Нить оправляют на ткацкие фабрики, Здесь путем переплетения нитей на ткацких станках получают суровую ткань, где ее; отбеливают, окрашивают, штампуют рисунки, обрабатывают химическими веществами и т. д. На ткацких станках работают  ткачи.

«Лен» — однолетнее растение, является одной из важнейших культур.

Демонстрирую лен.

Существует около 200 видов льна, возделывают, в основном, лен-долгунец, содержащий в стеблях волокно в виде пучков. Это волокно называют лубяным.

Леи -  долгунец — очень древняя культура. Считается, что он произошел из вида льна, выращиваемого в далеком прошлом, в горных районах Индии, Китая, Средиземноморья. В Х - ХШ веках, лен долгунец стал основным прядильным растением Руси и получил название «Русское золото».

Возделывают лен в районах с умеренным климатом. Основные посевы расположены в Украине, Белоруссии, странах Балтии (Эстонии, Литве), многих областях России (Вологодской, Муромской и др.).

Из льняной пряжи вырабатывают ткани бытового назначения, технические и тарные. Из ткани бытового назначения шьют постельное и столовое белье, летнюю одежду. Технические ткани - это брезент. Тарные ткани - это различные мешки. Льняные ткани очень прочные. Обработка волокон льна схожи с обработкой  волокон хлопка-сырца.

Проводится физкультминутка.

 

 

 

 

 

 

Знакомлю учащихся с свойствами волокон хлопка и льна.

     Название

Св                               Свойства

Цвет

  Блеск       

  Извитость  

Длина   в мм.

    Толщина

     Прочность

     Мягкость

Х   Хлопок

     белый

  Матовый

 Извитое

6 65                     

     Тонкий

     Средняя    

     Мягкое

  Лен            

     Серый

      Резкий

     Прямое

250-1000

     Толстый

В Высокая

      Жесткое

В ходе обсуждения составляется таблица на классной доске:

Таблица выполняется также в тетрадях.

IV Мини – практикум 

Проводится в лаборатории, куда не приглашаются дети с ослабленным здоровьем, которые страдают, в основном, астмой. Учащимся следует обратить внимание:

а) осмотреть волокна невооруженным глазом, определив их цвет и наличие блеска;

б) положить волокно на темный фон, продолжить осмотр с помощью лупы и рассмотреть извитость волокон, их длину толщину;

в) с помощью препаровальной иглы, глядя на волокно в лупу, расщепить техническое волокно льна на более мелкие - элементарные волокна. Сравнить прочность и сминаемость волокон;

г)   произвести сжигание волокон.

Эту работу следует производить особенно организованно и обязательно под наблюдением учителя:

Взять несколько волокон пинцетом и осторожно поместить в пламя горелки. Отметить, как горят хлопковое и льняное волокна, каким запахом сопровождается горение, и что остается после сжигания.

Подчеркиваю, что хлопок и лен состоит из целлюлозных - растительных клеток, также как и бумага, поэтому горят хорошо, горение сопровождается дымом, запах при горении напоминает

запах горящей бумаги, а после сжигания остается легкий серый пепел.

Учащиеся делают выводы:

а)  Существует ли связь между свойствами волокон и изготавливаемых из них тканей?

б)  Определяют общие свойства для хлопчатобумажных и льняных тканей.

V Закрепление новых знаний и умений учащихся,

Для закрепления полученных знаний предлагаю учащимся у доски выполнить круги Эйлера Венна для того, чтобы выделить их общие свойства

Хлопок                                               Лен

   Диаграмма Эйлера Венна

При изучении свойств волокон растительного происхождения

                                      Хлопка и льна

Хлопок                                 Общие свойства                              Лен

1)          Белый                                       гигроскопичные                     1) серый                                                      

2)          Матовый                                 термостойкие                            2) резкий

3)          Извитое                                  достаточно прочные                3) прямое

4)          65 мм.                                     Плохо драпируются                 4) 250-1000мм.

5)          Тонкие                                  Дают значительную усадку     5) толстые

6)          Средняя прочность                                                                   6) высокая прочность

7)          Мягкое                                                                                           7) жесткое

 

1.           Цвет

      2  Блеск

      3Извитость

      4.Длина в мм,     5. Толщина     6.Прочность    7. Мягкость

Учащиеся выполняют чертеж двух окружностей, выделяют свойства хлопка и льна. В середине записывают общие свойства.

VI Итоги занятия.

Учащиеся получают оценки выставленные учениками. Отмечают типичные ошибки.

Заключительное слово:

Свойства и качество тканей зависит от свойств волокон.

 Чем тоньше и длиннее волокно, тем тоньше и прочнее ткань.

YII. Домашнее задание.

1) Составить коллекцию образцов хлопчатобумажных и льняных тканей.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по технологии: Натуральные волокна растительного происхождения (5 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по экологии

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 Тема урока: "Натуральные волокна растительного происхождения. Хлопчатобумажные и льняные ткани в 5классе. Цель урока   дать учащимся понятие  о первичной обработке сырья для хлопчатобумажных и льняных  тканей, познакомится со строением волокон хлопка и льна, их свойствами; развивать внимание ,наблюдательность , умение обобщать и делать выводы;                                 

 воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Оборудование: коллекция «Хлопок» , «Лен» , образцы тканей, таблица «Виды волокон» .

Инструменты и материалы: Образцы тканей (хлопчатобумажные и льняные), ножницы пинцеты, горелки, коробки для отходов , листы черной бархатной бумаги и т.д. для смотра волокон,

Огнеупорная посуда для сбора спичек и пепла спички, линейка  и карандаши для подготовки формы диаграмм Эйлера Венна;

Волокна хлопка и льна.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 650 698 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация по технологии к теме "Профессиональная деятельность"
  • Учебник: «Технология (базовый уровень)», Симоненко В.Д., Очинин О.П., Матяш Н.В., Виноградов Д.В.
  • Тема: § 1. Понятие профессиональной деятельности. Структура и организация производства
  • 30.09.2020
  • 707
  • 13
«Технология (базовый уровень)», Симоненко В.Д., Очинин О.П., Матяш Н.В., Виноградов Д.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 1390
    • DOCX 107.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Халилова Сиаре Серверовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Халилова Сиаре Серверовна
    Халилова Сиаре Серверовна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 22077
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 241 человек из 60 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 065 человек

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания технологии с учетом реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 300 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 080 человек

Курс повышения квалификации

Методика инструктажа и обучения в социальном учреждении по вопросам трудовой деятельности

180 ч.

3300 руб. 1650 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление коммуникациями в кризисных ситуациях

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Неорганическая химия

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 15 регионов

Мини-курс

Педагогические идеи выдающихся педагогов, критиков и общественных деятелей

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе