Главная / Технология / Урок по технологии: Натуральные волокна растительного происхождения (5 класс)

Урок по технологии: Натуральные волокна растительного происхождения (5 класс)

hello_html_58d53235.gifhello_html_m7a3292eb.gifhello_html_m7a147d1f.gifhello_html_m27648980.gifhello_html_m40ef3963.gifhello_html_3076f029.gifТема: Натуральные волокна растительного происхождения 5класс

Хлопчатобумажные и льняные ткани.

Цель: 1) дать учащимся понятие о первичной обработке сырья для хлопчатобумажных и льняных тканей, познакомится со строением волокон хлопка и льна, их свойствами;

2) развивать внимание ,наблюдательность , умение обобщать и делать выводы;

3) воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Оборудование: коллекция «Хлопок» , «Лен» , образцы тканей, таблица «Виды волокон» .

Инструменты и материалы: Образцы тканей (хлопчатобумажные и льняные), ножницы пинцеты, горелки, коробки для отходов , листы черной бархатной бумаги и т.д. для смотра волокон,

Огнеупорная посуда для сбора спичек и пепла спички, линейка и карандаши для подготовки формы диаграмм Эйлера Венна;

Волокна хлопка и льна.

Тип занятия: комбинированный урок.

Структура урока:

IОрганизационный момент

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

III. Изучение нового материала

1) волокна растительного происхождения;

2) свойство волокон хлопка и льна;

3)производство хлопчатобумажных и льняных тканей.

IV. Лабораторная практическая работа.

Изучение свойства хлопчатобумажных и льняных тканей

V. закрепление новых знаний и умений учащихся

VI. Итог занятия

VII. Домашнее задание

Ход занятия:

I Организационный момент: Проверка готовности учащихся к уроку. Выявления слабых учащихся по состоянию здоровья, имеющих аллергию на дым. Проведение инструкции техники безопасности.

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

Па доске написаны слова, с которыми учащиеся будут встречаться в процессе работы: хлопок-сырец, лен-долгунец, семенные волокна, лубяные волокна, извитость, суровая ткань, отбеливание, трепание, чесание, ровницы, гигроскопичность, водопроницаемость, теплозащитность.

Учащиеся делятся на две группы, получают задания.

  1. группа

Карточка:

  1. Расскажите, что вы знаете о хлопке?

  2. Ваши ассоциации

    Хлопок -сырец

  3. Заполните пропуски в логической схеме изготовления волокна: охарактеризуйте ее.

Хлопкопря-

дильные фабрика


  1. группа

Карточка:

  1. Расскажите, что вы знаете о льне?

  2. Ваши ассоциации.



  3. текстильная


    ткань


    фабрика






    Заполните пропуски в логической схеме изготовления ткани, охарактеризуйте ее:

Примечание: третье задание выполняется у доски, заранее схемы выполнены на доске, работают по одному учащемуся от каждой команды.

Остальные учащиеся работают в тетрадях.


III. Изучение нового материала.

Обобщив ответы учащихся, знакомлю их с таблицей «Текстильные волокна»





К текстильным волокнам растительного происхождения относятся волокна хлопка, льна, конопли, джута, и др.

Самой распространенной прядильной культурой является хлопчатник - одно из древнейших технических растений нашей планеты. В Индии, Китае его выделывали уже в III тыс. до нашей эры.

В наше время хлопчатник возделывают в районах с теплым, сухим климатом, в Китае, Бразилии, Израиле, Узбекистане, Азербайджане и т.д.

Хлопчатник — растение высотой 70 — 200 см., с крупными цветами. Плод представляет собой коричневую коробочку, в которой находятся семена покрытые белыми волокнами.

На одном семени развивается от 5 до 15 тысяч волокон длиной до 50 мм. Волокно с неотделимыми семенами называют хлопок-сырец. Ценность хлопка велика — его сравнивают с

Золотом. Отсюда и название «Белое золото». Сейчас выведены сорта с цветными волокнами - коричневыми, зелеными. Собирают хлопок с полей хлопкоробы.

Демонстрирую коллекцию «Хлопок». По ходу рассказываю: Хлопок-сырец поступает на хлопкоочистительные предприятия, где отделяют семена, ветки, посторонние примеси. Прессуют в тюки и отправляют на хлопкопрядильные фабрики. Па фабрике проходят следующие операции;

  1. Чесание - чешут,

  2. Выравнивание - получается ровница,

  3. Прядение - вытягивание и скручивание волокон в непрерывную нить-пряжу.

Нить оправляют на ткацкие фабрики, Здесь путем переплетения нитей на ткацких станках получают суровую ткань, где ее; отбеливают, окрашивают, штампуют рисунки, обрабатывают химическими веществами и т. д. На ткацких станках работают ткачи.

«Лен» — однолетнее растение, является одной из важнейших культур.

Демонстрирую лен.

Существует около 200 видов льна, возделывают, в основном, лен-долгунец, содержащий в стеблях волокно в виде пучков. Это волокно называют лубяным.

Леи - долгунец — очень древняя культура. Считается, что он произошел из вида льна, выращиваемого в далеком прошлом, в горных районах Индии, Китая, Средиземноморья. В Х - ХШ веках, лен долгунец стал основным прядильным растением Руси и получил название «Русское золото».

Возделывают лен в районах с умеренным климатом. Основные посевы расположены в Украине, Белоруссии, странах Балтии (Эстонии, Литве), многих областях России (Вологодской, Муромской и др.).

Из льняной пряжи вырабатывают ткани бытового назначения, технические и тарные. Из ткани бытового назначения шьют постельное и столовое белье, летнюю одежду. Технические ткани - это брезент. Тарные ткани - это различные мешки. Льняные ткани очень прочные. Обработка волокон льна схожи с обработкой волокон хлопка-сырца.

Проводится физкультминутка.







Знакомлю учащихся с свойствами волокон хлопка и льна.

Название

Св Свойства

Цвет

Блеск

Извитость

Длина в мм.

Толщина

Прочность

Мягкость

Х Хлопок

белый

Матовый

Извитое

6 65

Тонкий

Средняя

Мягкое

Лен

Серый

Резкий

Прямое

250-1000

Толстый

В Высокая

Жесткое

В ходе обсуждения составляется таблица на классной доске:

Таблица выполняется также в тетрадях.

IV Мини – практикум

Проводится в лаборатории, куда не приглашаются дети с ослабленным здоровьем, которые страдают, в основном, астмой. Учащимся следует обратить внимание:

а) осмотреть волокна невооруженным глазом, определив их цвет и наличие блеска;

б) положить волокно на темный фон, продолжить осмотр с помощью лупы и рассмотреть извитость волокон, их длину толщину;

в) с помощью препаровальной иглы, глядя на волокно в лупу, расщепить техническое волокно льна на более мелкие - элементарные волокна. Сравнить прочность и сминаемость волокон;

г) произвести сжигание волокон.

Эту работу следует производить особенно организованно и обязательно под наблюдением учителя:

Взять несколько волокон пинцетом и осторожно поместить в пламя горелки. Отметить, как горят хлопковое и льняное волокна, каким запахом сопровождается горение, и что остается после сжигания.

Подчеркиваю, что хлопок и лен состоит из целлюлозных - растительных клеток, также как и бумага, поэтому горят хорошо, горение сопровождается дымом, запах при горении напоминает

запах горящей бумаги, а после сжигания остается легкий серый пепел.

Учащиеся делают выводы:

а) Существует ли связь между свойствами волокон и изготавливаемых из них тканей?

б) Определяют общие свойства для хлопчатобумажных и льняных тканей.

V Закрепление новых знаний и умений учащихся,

Для закрепления полученных знаний предлагаю учащимся у доски выполнить круги Эйлера Венна для того, чтобы выделить их общие свойства

Хлопок Лен



Диаграмма Эйлера Венна

При изучении свойств волокон растительного происхождения

Хлопка и льна

Хлопок Общие свойства Лен

  1. Белый гигроскопичные 1) серый

  2. Матовый термостойкие 2) резкий

  3. Извитое достаточно прочные 3) прямое

  4. 65 мм. Плохо драпируются 4) 250-1000мм.

  5. Тонкие Дают значительную усадку 5) толстые

  6. Средняя прочность 6) высокая прочность

  7. Мягкое 7) жесткое


  1. Цвет

2 Блеск

3Извитость

4.Длина в мм, 5. Толщина 6.Прочность 7. Мягкость

Учащиеся выполняют чертеж двух окружностей, выделяют свойства хлопка и льна. В середине записывают общие свойства.

VI Итоги занятия.

Учащиеся получают оценки выставленные учениками. Отмечают типичные ошибки.

Заключительное слово:

Свойства и качество тканей зависит от свойств волокон.

Чем тоньше и длиннее волокно, тем тоньше и прочнее ткань.

YII. Домашнее задание.

1) Составить коллекцию образцов хлопчатобумажных и льняных тканей.











7


Урок по технологии: Натуральные волокна растительного происхождения (5 класс)
  • Технология
Описание:

 Тема урока: "Натуральные волокна растительного происхождения. Хлопчатобумажные и льняные ткани в 5классе. Цель урока   дать учащимся понятие  о первичной обработке сырья для хлопчатобумажных и льняных  тканей, познакомится со строением волокон хлопка и льна, их свойствами; развивать внимание ,наблюдательность , умение обобщать и делать выводы;                                 

 воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Оборудование: коллекция «Хлопок» , «Лен» , образцы тканей, таблица «Виды волокон» .

Инструменты и материалы: Образцы тканей (хлопчатобумажные и льняные), ножницы пинцеты, горелки, коробки для отходов , листы черной бархатной бумаги и т.д. для смотра волокон,

Огнеупорная посуда для сбора спичек и пепла спички, линейка  и карандаши для подготовки формы диаграмм Эйлера Венна;

Волокна хлопка и льна.

Автор Халилова Сиаре Серверовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 1639
Номер материала 46722
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓