Главная / Технология / Урок по технологии на тему: "Этапы создания изделий из древесины"

Урок по технологии на тему: "Этапы создания изделий из древесины"


МБОУ ООШ р.п. Сосновоборск













Конспект открытого урока

по предмету технология с использованием

кейс – метода на тему:

«ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ»










Выполнил:

учитель технологии

Пивоваров Дмитрий Витальевич








р.п. Сосновоборск

2013 г.


Урок по технологии (мальчики) в 5 классе

проведения занятия по кейс - методу.


Раздел программы: Обработка древесины


  1. ФИО (полностью) Пивоваров Дмитрий Витальевич

  2. Место работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

основная общеобразовательная школа р.п. Сосновоборск

  1. Должность: Учитель технологии, ОБЖ и физической культуры

  2. Предмет: Технология (мальчики)

  3. Класс: 5 (2 урока)

  4. Тема урока: Этапы создания изделий из древесины

  5. Базовый учебник: В.Д. Симоненко. Технология. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений. Москва. Вариант для мальчиков. Издательский центр "Вентана-Граф", 2007 год.

  6. Цель урока:

  • сформировать представление об этапах создания изделий из древесины;

  • развивать умения разрабатывать технологическую карту и выбирать оптимальный вариант изделия;

  • совершенствовать умения работать с текстами.

Методическая цель:

  • использование кейс-метода в обучении для активизации познавательной деятельности учащихся.

  1. Задачи:

Образовательная:

  • формировать у учащихся знания об этапах создания изделия

  • формировать у учащихся знания о рациональной организации рабочего места для проведения проектных работ;

  • формировать практические умения по обработке древесины, соблюдением правил безопасности труда.

Развивающая:

  • развивать мышление (наглядно- образное, наглядно - действенное)

  • развивать творческие способности, инициативу и самостоятельность;

  • развивать внимание, память, логическое мышление, умение обосновывать свои действия, делать выводы, обеспечивать самоконтроль;

  • совершенствовать умения и приемы учебной работы (планировать, организовывать учебную деятельность, воспринимать и перерабатывать информацию – выделять главное).

Воспитательная:

  • воспитывать интерес к предмету, собранность, чувство ответственности за товарища.

  1. Тип урока: урок целевого применения изученного

  2. Формы работы учащихся: урок целевого применения изученного по кейс – методу.

  3. Необходимое техническое оборудование:

  • персональные компьютеры;

  • Кейс - пакет;

  • мультимедийный проектор и экран или интерактивная доска;

  • пакет программ или документации к уроку;


  1. Структура и ход урока:


1. Целевая установка на урок (2 мин)

- Орг. момент

- Постановка темы и целей урока

2. Ознакомительный этап

- Вступительное слово (6 мин)

- Актуализация знаний (3 мин)

3. Аналитический этап

- Индивидуальная работа над кейсом (9 мин)

- Распределение на малые группы и разбор кейса (7 мин)

- Дискуссия и обсуждение результатов работы с кейсом (8 мин)

- Постановка новой учебной задачи (10 мин)

4. Энергосберегающие технологии (2,5 мин)

- Физкультминутка

5. Практический этап

- Работа в малых группах и отработка навыков (25 мин)

- Обсуждение результатов практической работы (5 мин)

6. Итоговый этап

- Дискуссия в общей группе (5 мин)

- Подведение итогов (2 мин)

7. Д/з (2,5 мин)

8. Итог урока (2.5 мин)

9. Рефлексия (0.5 мин)

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Ознакомительный этап

1 мин.

Вступительное слово

Раздает кейсы и проводит инструктаж о порядке работы на уроке.

Сообщает тему, цели и ход урока.

1.Формировать представление об этапах создания изделий из древесины;

2.развивать умения разрабатывать технологическую карту и выбирать оптимальный вариант изделия;

3.совершенствовать умения работать с текстами.

Предлагает познакомиться с критериями оценивания каждого этапа работы на уроке (приложение 1)

отвечает на вопросы учащихся

Получают кейсы, раздаточный материал, задают вопросы о порядке работы, знакомятся с критериями оценивания на уроке

1 мин.

Уточнение знаний по теме

Предлагает ответить на вопросы:

- Какие древесные и искусственно-древесные материалы вы знаете?

- Из какого материала проще сделать подложку?

- Для кого мы будем делать это изделие?

Отвечают (примерные ответы)

- Пиломатериалы, фанера, ДВП


- Из фанеры


- Для мам

2.

Аналитический этап

2 мин.

Работа над кейсом

Отвечает на вопросы по кейсу, регламентирует время на чтение – 2 минут (приложение 2)

Каждый индивидуально читает текст кейса и выделяет проблему

2 мин.

Распределение на малые группы и разбор кейса

Распределяет на 2 группы, время на обсуждение – 2 минут, наблюдает за ходом обсуждения,

просит сформулировать проблему в форме вопросов.

Предлагает оценить данный этап работы (каждый участник оценивает соседа по часовой стрелке) (Приложение 3)

Каждая группа уточняет проблему, обсуждает и формулирует вопросы Возможные варианты вопросов:

- Из чего изготовить?

- Какой формы будет изделие?

- Какие инструменты необходимы?

Выставляют баллы соседу по приложению 1

4 мин.

Дискуссия и обсуждение результатов работы с кейсом

Предлагает каждой группе зачитать вопросы, уточняет вопросы,

записывает вопросы на доске, обсуждают, как правильно формулировать вопросы

Просит выполнить задания после текста

1. Один участник из каждой группы зачитывает вопросы,

2.Выполняют задания и каждый участник группы отвечает на один вопрос.

3 мин.

Постановка новой учебной задачи

Подводит итоги по работе с кейсом и предлагает выбрать вопросы: Как изготовить данное изделие?


Задает вопрос что такое – эскиз (рисунок), технологическая карта.

Из всех вопросов на доске выбирают более точный

Отвечают на вопрос

3.

Энергосберегающие технологии

2 мин.

Физкульт-минутка



4.

Практический этап

8 мин.

Работа в малых группах и отработка необходимых навыков

Просит составить свой вариант эскиза изделия каждому участнику группы и технологическую карту изготовления изделия в течении 10 минут

Составляют этапы работы по изготовлению изделия: эскиза, технологической карты (приложение 4), обсуждают в группы работу каждого участника

2 мин.

Обсуждение результатов практической работы

Предлагает сравнить свою технологическую карту с образцом, выделить этапы, которые не учтены

сравнивают свои технологические карты с образцом, записывают недостающие этапы

приложению 4

5.

Итоговый этап

3 мин.

Дискуссия в общей группе

Предлагает каждой группе выбрать лучшую работу, сравнить с работами других групп и выявить достоинства.

Выясняет, что произойдет, если пропущен какой-то этап

Выбирают в группах лучший вариант, передают другой группе, Читают и выявляют достоинства работ, записывают в тетради, выступают со своим анализом

2 мин.

Подведение итогов

Делает выводы о работе групп:

- дает оценку работы групп и отдельных участников,

- дает оценку практической работе

По критериям оценивания предлагает индивидуально определить, сколько баллов набрали

Слушают комментарии,

Выставляют общий балл за работу







































Анализ открытого урока по теме «Этапы создания изделий из древесины».


Для того чтобы изготовить какое-либо изделие, необходимо выполнить ряд действий, то есть пройти ряд этапов.

Прежде всего надо заранее продумать, из каких, материалов будет состоять изделие, какие инструменты и приспособления нужны для этого, на каком оборудовании и рабочем месте возможно изготовить изделие. Поэтому данный урок в разделе «Изготовление изделий из древесины» занимает важное место и имеет свое практическое применение на всем протяжении изучения предмета «технология».

Цель урока:

  • сформировать представление об этапах создания изделий из древесины;

  • развивать умения разрабатывать технологическую карту и выбирать оптимальный вариант изделия;

  • совершенствовать умения работать с текстами.

Методическая цель:

  • использование кейс-метода в обучении для активизации познавательной деятельности учащихся.

Тип урока: урок целевого применения изученного

Формы работы учащихся: урок целевого применения изученного по кейс – методу.

Учащиеся совершенствовали свои общеучебные навыки, которые применяли во время подготовки к изучению нового материала, высказывали свои мысли, работали в малых группах, ставили вопросы по предложенной проблеме. В ходе урока учащиеся логично выстроили этапы создания изделий из древесины.

Все цели урока были выполнены, применялись современные средства обучения. Что способствовало более глубокому усвоению материала.

Знания по этой теме поможет учащимся в их дальнейшей школьной жизни.


Приложение 2 (текст кейса)

С чего всё начинается (история).

Жили пожилые супруги дружно, друг другу помогали, всю работу по дому и в огороде делали вместе: дед копает, баба садит, дед дрова колет – баба баню топит.

Наступило время заготовки дров. Дед собрался в лес за дровами и говорит бабке:

- Настряпай пельмешек, да проморозь хорошенько, как приеду с дровами, и пообедаем.

- Старый, а листика (подложки) у нас нет. Куда я буду складывать пельмени?

- Придумай что-нибудь сама!

Взяла баба газету, постелила её на стол, стряпала пельмени и выкладывала их на газету. Настряпала довольно много, пора вынести пельмени на мороз. Подняла газету за края, газета прогнулась, и пельмени скатились на середину.

Вновь настряпала бабка пельменей, подняла газету за середину и пельмени оказались на полу.

Тогда взяла бабка под пельмени крышки от кастрюль, выложила на них пельмени и вынесла на мороз. А крышек много, расставить некуда. Расставила крышки от кастрюль с пельменями кое-как около входа на крылечке и стала ждать деда.

Поздно вернулся дед домой, темно в сенях и он не заметил, что кругом пельмени на крышках под ногами. Запнулся за одну крышку, на другую наступил, третью перевернул, смешал пельмени с сором, погубил. Зашел домой злой и голодный.

- Что ты, старая, пельмени под ноги поставила?

- Куда я их поставлю, крышки много места занимают.

Долго они ругались, но словами горю не поможешь. Решили они сделать новые листики под пельмени. Бабка придумала форму, а Дедуля изготовил.


Задания.

1. Как вы думаете, какой формы получились у них листики?

2. Из какого материала можно изготовить листики?

3. На какое количество пельменей вы бы сделали листики?

4. Какое количество листиков им необходимо и как их можно использовать в других целях?

Приложение 3



Алгоритм поискового этапа


Варианты ответа



Обозначение проблемы


Оформление изделия.

______________________________________________

______________________________________________



Выявление потребности



______________________________________________

______________________________________________



Разработка цели


Выполнить эскиз будущего изделия.

Сделать изделие более ….




Постановка задач


1.

2.

3.

4.

5. Составление рисунка или эскиза.


Приложение 1


Критерии оценивания


Параметры оценивания

Максимальное количество баллов

Балл за выполненную работу

(оценка соседа)

1. Составление вопросов по проблеме

4


2. Выполнение эскиза изделия:

- указаны размеры изделия

- указано название изделия

- указан материал

- четко изображена форма изделия


8


2


2

2


2


3.Выполнение технологической карты

- соответствует образцу

- графические изображе-ния выполнены четко и аккуратно


4

2



2


4. Общая оценка

16



Приложение 4

Эскиз изделия









Приложение 4

Технологическая карта

«Изготовление _____________»


п\п

Последовательность выполнения операций

Графическое изображение

Инструменты и приспособления

1

Выбрать заготовку из доски или фанеры и разметить контур изделия по шаблону






Шаблон, карандаш

2

Выпилить контур изделия






Ножовка, столярный верстак



3

Изготовить ручки: взять рейки, измерить длину, выпилить






Ножовка, столярный верстак, карандаш



4.

Зачистить изделие, округлить острые кромки и углы






Верстак, рубанок, напильник, шлифовальная колодка

5.

Соединить детали мелкими гвоздями, проверить качество






Гвозди , молоток
















Приложение 4

Этапы создания изделий из древесины/фанеры.


Для того чтобы изготовить изделие, необходимо выполнить ряд действий, то есть ряд этапов.

Прежде всего, продумать из какого материала будет состоять изделие, какие инструменты и приспособления нужны и на каком оборудовании, можно его изготовить.

Вначале изображают изделие в виде технического рисунка, эскиза или чертежа. Подбирают качественную заготовку из древесины необходимой породы. Составляют план работы по изготовлению изделия – технологическую карту.

Размечают заготовку, проверяя размеры несколько раз. Затем строгают, пилят, зачищают, и отделывают её, превращая в готовую деталь.

Изделие может состоять из одной или нескольких деталей. Каждая деталь изготавливается из одного куска материала.

Если изделие состоит из нескольких деталей, от их после изготовления надо подогнать друг другу и соединить между собой.

Изготовленное изделие необходимо проверить на прочность. Если обнаружатся какие-то недостатки, то надо найти причины их возникновения и устранить.





























hello_html_m650d1089.gifhello_html_327fb1c9.gifhello_html_m3ddd076d.gifhello_html_m3e9269d3.gif

Урок по технологии на тему: "Этапы создания изделий из древесины"
  • Технология
Описание:

Для того чтобы изготовить какое-либо изделие, необходимо выполнить  ряд действий, то есть пройти ряд этапов.

Прежде всего надо заранее продумать, из каких, материалов будет состоять изделие, какие инструменты и приспособления нужны для этого, на каком оборудовании и рабочем месте возможно изготовить изделие. Поэтому данный урок в разделе «Изготовление изделий из древесины» занимает важное место и имеет свое практическое применение на всем протяжении изучения предмета «технология».

Цель урока:      

·        сформировать представление об этапах создания изделий из древесины;

·        развивать умения разрабатывать технологическую карту и выбирать оптимальный вариант изделия;

·        совершенствовать умения работать с текстами.

Методическая цель:

·        использование кейс-метода в обучении для активизации познавательной деятельности учащихся.

Тип урока:                           урок целевого применения изученного

Формы работы учащихся: урок целевого применения изученного по  кейс – методу.

       Учащиеся совершенствовали свои общеучебные навыки, которые применяли во время подготовки к изучению нового материала, высказывали свои мысли, работали в малых группах, ставили вопросы по предложенной проблеме. В ходе урока учащиеся логично выстроили этапы создания изделий из древесины.

      Все цели урока были выполнены, применялись современные средства обучения. Что способствовало более глубокому усвоению материала.

     Знания по этой теме поможет учащимся в их дальнейшей школьной жизни.

Автор Пивоваров Дмитрий Витальевич
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 1228
Номер материала 16647
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓