Главная / Начальные классы / Урок по технологии на тему: «Экологический опыт. Как сделать бумагу из макулатуры»

Урок по технологии на тему: «Экологический опыт. Как сделать бумагу из макулатуры»

Урок по технологии на тему:

«Экологический опыт. Как сделать бумагу из макулатуры»


Содержание

  1. Разработка урока по технологии на тему: «Экологический опыт. Как сделать бумагу из макулатуры».

  2. Приложение 1. Психолого-педагогические и методические аспекты реализации проектно-исследовательской деятельности на уроке по теме: «Экологический опыт. Как сделать бумагу из макулатуры».

3. Литература.


Тема: Экологический опыт. Как сделать бумагу из макулатуры.

Задачи:

  1. Расширить знания учащихся об истории появлении бумаги на Земле; познакомить с технологическим процессом изготовления бумаги на предприятии; изучить свойства бумаги на основе практической работы (проведение опытов).

  2. Формировать навыки наблюдения в процессе поисково-познавательной деятельности.

  3. Формировать навыки умения действовать самостоятельно и работать сообща в команде.

  4. Совершенствовать познавательные способности, развивая умение реалистически оценивать свою работу.

Оборудование: старые газеты; проволочная сетка; ткань, впитывающая влагу; 2 больших чашки; миксер или деревянная ложечка; порошковый краситель для подкрашивания бумаги; полиэтиленовый пакет; груз (например, тяжелые книги), клей.

Оформление доски: написана тема урока: «Экологический опыт. Как сделать бумагу из макулатуры». Размещены рисунки группы «технологи» на тему: « Технология изготовления бумаги на предприятии». Плакат, изготовленный группой «историки» на тему: «Откуда пришла бумага?”

Рабочий афоризм: Не стыдно не знать, а стыдно не учиться.


«Перспективная начальная школа»

Программа: «Технология: программы начального и основного общего

образования» под редакцией В.Д.Симоненко

М.: Просвещение, 2007г.

Тип урока: урок-исследование.

Форма проведения: деловая игра.


Ход урока.

Вводно-мотивационный этап.

Учитель: Ребята, мы с вами уже неоднократно выполняли работы с использованием бумаги, но никогда не говорили, как изготавливается, откуда она пришла к нам. Наверное, сегодня никто из вас и предположить не мог, что окажется не просто на уроке технологии, а на настоящем заседании ученого совета по проблеме изготовления бумаги.

Скажите, а есть ли у нас опыт в изготовлении бумаги?

Дети: однозначный ответ детей (нет).

Определение темы и целей урока.

Учитель: Вот и настала пора раскрыть все секреты. Сегодня наш урок пройдет в форме деловой игры. При подготовке к сегодняшнему заседанию, я нашла вот такие строки о бумаге: Бумага – крылья, на которых разносятся по миру мысли мудрецов. А. Навои.

Посмотрите на эту фразу. Интересно услышать ваше мнение по данному высказыванию (ответы детей).

Итак, каждый из вас является ученым одного из отделов:

- исторический отдел. Познакомьте, пожалуйста, нас с вашими обязанностями.

Учащиеся: Руководитель отдела (Ф.И.ученика). Мы занимаемся проблемой происхождения и появления бумаги.

- химический отдел. Учащиеся: Руководитель отдела (Ф.И. ученика). Мы занимаемся проблемой свойств, которыми обладает бумага. Проводим опыты.

- технологический отдел. Учащиеся: Руководитель отдела (Ф.И. ученика). Мы ответственные за рассказ технологического процесса изготовления бумаги на предприятии.

Учитель: Все на своих рабочих местах. Заседание ученого совета считаю открытым.

Объяснение нового материала.

Слово предоставляется членам исторического отдела.

Учащиеся: Руководитель отдела (Ф.И. ученика) сотрудники нашего отдела подробно изучают проблему происхождения и появления бумаги на свете.

Сегодня мы готовы ученый совет ознакомить с нашими исследованиями.

1 учащийся исторического отдела:

Бумага была не всегда. В течение многих тысячелетий люди искали материал для письма. Далекими предками бумаги были камень и глина, кора деревьев.

На смену им пришли деревянные дощечки, покрытые воском. Их сменил папирус, его иногда называют «дедушкой» бумаги. Папирус был предшественником бумаги, потому и сама бумага называется: у немцев – папир, у англичан - пейпер, у испанцев – панель, русское слово «бумага» происходит от итальянского – бамбаджио, что означает «хлопок». Первым сырьем для бумаги после папируса были тряпки из хлопчатобумажных тканей. Точную дату, когда появилась бумага, еще не указал ни один историк.

2 учащийся исторического отдела:

Бумага изготавливалась из стеблей бамбука и луба тутового дерева. Сырье обрабатывали гашеной известью. Бумажную массу зачерпывали натянутой шелковой сеткой, прессовали и просушивали.

(рассказ сопровождается показом слайдов).

3 учащийся исторического отдела:

Способ выделки бумаги китайцы хранили в секрете. За его разглашение – смертная казнь. И, тем не менее, секрет был раскрыт: по китайскому способу в шестом веке бумагу стали изготавливать в Корее, в седьмом веке в Японии (японская бумага превзошла по качеству китайскую, и вырабатывали около 300 различных видов бумаги).

4 учащийся исторического отдела:

Бумага постепенно переезжала по земному шару из страны в страну: в восьмом веке – в Багдаде, в тринадцатом веке – в Венеции. Бумага завоевывает Европу примерно в шестнадцатом веке. В восемнадцатом веке большой вклад в производство бумаги вносит Петр первый; по его указу было построено несколько бумагоделательных фабрик.

(рассказ сопровождается работой с политической картой мира).

5 учащийся исторического отдела:

Из нашего исследования видно, что путь бумаги очень извилист (обращение к карте) и труден. Мы предлагаем продолжить тему научного совета химическому отделу.

Руководитель (Ф.И. ученика) химического отдела:

Мы согласны, что пришло время обратиться к опытам, раскрывающих свойства бумаги.

Лабораторная работа.

1 учащийся химического отдела:

Итак, бумага – это искусственный материал, придуманный и сделанный людьми из материалов, которые они находят в окружающей среде.

Мы предлагаем отделам нашего совета вместе проделать опыты и попробовать ответить на следующие вопросы:

1.группа.

Вопрос: Почему намоченная бумага гораздо легче рвется, чем сухая?

2. группа.

Вопрос: Почему со временем газетная бумага из белой превращается в желтую?

3. группа.

Вопрос: Почему белая бумага окрашивается цветными карандашами и что с ней происходит?

Опыт 1. Демонстрация опыта. 2 учащийся химического отдела.

Возьмем полоску бумаги, разрежем пополам, одну часть оставим сухой, а другую смочим водой. К нижней части сухой полоски осторожно подвесим предмет весом 200 грамм, полоска выдержит. Если намочим бумагу - она расползется. Почему? (группа первого отдела проделывают данный опыт и обсуждают полученные результаты).

Опыт 2. 3 учащийся химического отдела.

Второй группе предлагаются образцы газеты белой бумаги и желтой.

Сообщается, что образец желтой бумаги получен вследствие следующей

исследовательской работы: газету из белой бумаги предварительно за5дней до научного заседания положили на подоконник, так, чтобы на нее попадало солнце. За этим опытом наблюдал весь класс в течение 5 дней.

Почему бумага пожелтела?

Опыт3. 3 учащийся химического отдела.

Предлагается группе учащихся окрасить лист белой бумаги цветными карандашами. Почему бумага окрашивается цветными карандашами, что с ней происходит?

Результаты опытов.

1 группа.

Дети: перед нами была поставлена проблема: Почему намоченная бумага гораздо легче рвется, чем сухая? В процессе проведения опыта мы установили, что в составе

наполнителей бумажной массы есть клей. Чем быстрее он растворяется в воде, в которой мы смачиваем бумагу, тем быстрее волокна древесины, из которой сделана бумага, расползаются, так как перестают быть связанными между собой.

2 группа.

Дети: перед нами стояла сложная проблема, выяснить, почему газетная бумага из белой превращается в желтую. Работая с энциклопедиями, в процессе обсуждения нами было установлено, что этот опыт с пожелтением бумаги уникален в том смысле, что в данном случае кислород ведет себя не так, как в других реакциях, а противоположным обратным способом, поскольку обычно кислород высветляет цвета. Для изготовления газетной бумаги используется сырье желтого цвета. В него добавляются химикаты, изымающие кислород, и поэтому бумага теряет желтизну. Когда мы положили газету на подоконник, солнечные лучи нагрели воздух и

заставили кислород соединиться с веществами, содержащимися в бумаге. Из-за добавки кислорода бумага вернулась к исходному желтому цвету. Поэтому, через некоторое время газета становится желтой.

3 группа.

Дети: Раскрашивая бумагу цветными карандашами, мы обратили внимание на то, что вводим в поры листа тонко натертый графит. Наши подтверждения подтвердились статьей в энциклопедии окружающего мира, где написано, что в листах бумаги находятся поры.

Учитель: на все вопросы химического отдела мы с вами нашли верные ответы, первая часть нашей работы завершена.

Физкультминутка.

Учитель: переходим ко второй части заседания не менее важной, чем первая.

Напомнить основную проблему нашего заседания.

Дети: как можно изготовить бумагу в домашних условиях?

Учитель: чтобы перейти к решению проблемного вопроса нашего заседания, ребята, как вы думаете, каких знаний нам не хватает? (Нам необходимо ознакомиться с процессом изготовления бумаги на производстве). Для этого мы приглашаем представителей технологического отдела, которые приготовили для нас презентацию по данной проблеме.

Учащиеся технологического отдела.

1 учащийся.

Начинается бумага в бескрайних лесах. С лесной делянки деревья отправляются в далекий и сложный путь к бумажному комбинату, где деревья переносят на распиловочные столы, и в мгновение ока вековые стволы превращаются в метровые отрезки-чурки и в барабанах очищаются от коры. При помощи 60-тонных жерновых камней они превращаются в древесную массу. Так заканчивается первый этап, который называется механическим.

2 учащийся.

На втором этапе в древесную массу добавляют целлюлозу и наполнители, серу, соду, известь, каолин (белая глина высокого качества). Они придают бумаге белизну, плотность, гладкость и хорошие печатные свойства.

3 учащийся.

На третьем этапе подготовленная бумажная масса разбавляется водой и под давлением через семиметровую щель выливается на сточный конвейер со скоростью 750м\мин., сушится, прокатывается и превращается в бумагу.

4 учащийся.

На четвертом этапе выполняется отделка. Бумажному полотну придают форму готовой продукции (листы, рулоны).

Вот такой длинный путь проходит бумага.

Учитель: спасибо за подробное сообщение.

Каждым отделом была проделана огромная работа при подготовке к сегодняшнему заседанию. Вы все заслужили похвалы. А сейчас давайте вернемся к нашему проблемному вопросу.

Предлагаю вам на время стать работниками предприятия по изготовлению бумаги из макулатуры и провести экологический опыт.

Для этого нам потребуется: старые газеты, проволочная сетка, ткань, впитывающая влагу. Необходимо взять 2 чашки, деревянную ложечку, полиэтиленовый пакет, груз например, тяжелые книги.

Исследовательская работа.

Этапы работы по таблице методической последовательности изготовления бумаги из макулатуры.

  1. Замочить старую газету в мисочке.

  2. Слить воду.

  3. С помощью миксера или деревянной ложечки превратить размокшую бумагу в однородную массу.

  4. Если будем получать цветную бумагу, то необходимо добавить в массу немного краски.

  5. Переложить массу в другую мисочку и добавить воды.

  6. Опустить туда проволочную сетку, на которой и осядет будущая бумага.

  7. Постелить кусок ткани на гладкую плоскую поверхность. Быстро и осторожно необходимо перенести на нее сетку с бумажной массой и положить массой вниз.

  8. Плотно прижать сетку и осторожно снять, бумажная масса должна остаться на ткани.

  9. Накрыть массу вторым куском ткани и плотно прижать.

  10. Накрыть полиэтиленовой пленкой, поверх нее положить груз.

  11. Через несколько часов, когда масса станет уже бумагой, осторожно снять полученные листы и разложить их на газеты для полной просушки.

  12. Высохшей бумагой можно пользоваться.

Выполнение практической работы.

Контрольный момент. Рефлексия.

Назовите проблему нашего ученого заседания. Посмотрите, какой замечательный у нас получился результат. Работу, какого отдела вам хотелось бы особенно отметить? Что на ваш взгляд было особенно интересным на нашем заседании?

Выскажите свое мнение, опираясь на фразы:

  1. «Мне понравилось…»

  2. «Я даже не думал (а), что…»

  3. «Я узнал (а)…».

  4. «Мне бы хотелось сейчас…».

На правах председателя ученого совета позвольте объявить благодарность работникам всех отделов за плодотворную работу.

Уборка рабочего места.

Посуду, миксер необходимо вымыть и убрать. Клеенку необходимо промыть, высушить, свернуть и убрать на место.

Домашнее задание.

Попробуйте дома с родителями изготовить экологическим путем цветные листы бумаги для следующего урока труда.

Литература.


1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока. Практич. Пособие для учителей, классных руководителей, студентов пед. Учеб. Заведений, слушателей ИПК. [Текст] Изд-е 2-е, доп. И переработ. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2006.-224с.


2. Лифинцева, Н.И., Гладилина, М.И. Смыслы и формы организации проектно-исследовательской деятельности в начальных классах [Текст]/ Н.И. Гладилина // Начальная школа.-2009. -№8.-С.66-71.


3. Методические рекомендации Департамента образования г. Москвы от 20.11.2003 № 2-34-20 по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях г. Москвы.


4.Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения в начальных классах [Текст]/ М.: Граф-Пресс; Ставрополь: Сервисшкола, 2001. 304с.


5. Никитина, Л.А. Исследовательские задания в методической подготовке учителя начальных классов [Текст]/ Л.А.Никитина//Начальная школа.-2009.-№4.-С.87-94.


6.Спарджен, Р. Энциклопедия окружающего мира. Экология [Текст]/ Сост. Р.Спарджен. Рекомендовано Министерством образования Р.Ф. в качестве учебного пособия для дополнительного образования. М.: Росмен, 1997.-44с.


7.Ступницкая, М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей и родителей [Текст]/ М.А. Ступницкая; худож. А.А. Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 256с.: ил. – (В помощь учителю).


Урок по технологии на тему: «Экологический опыт. Как сделать бумагу из макулатуры»
  • Начальные классы
Описание:

Психолого–педагогические и методические аспекты реализации проектно – исследовательской деятельности на уроке по теме «Экологический опыт. Как сделать бумагу из макулатуры».

 

Считаем, что начало успеха любого урока – это правильный выбор темы, которая должна соответствовать и возрасту, и интересам, а также давать необходимую «пищу для ума». Поэтому и была предложена данная тема для исследовательской работы на уроке технологии.

Началом любой деятельности первичным является интерес, вызвать его можно лишь в том случае, если вопрос или ситуация становятся проблемной для учащихся, вызывают личную заинтересованность. На предыдущем уроке технологии ребята выполняли аппликацию, используя цветную бумагу желтого и зеленого цвета, бумаги оказалось, недостаточно много и работа некоторыми ребятами  была завершена не в соответствии заданных расцветок. В этот момент и  был озвучен проблемный вопрос. В данном случае заинтересованность была у всех учащихся, так как на проблемный вопрос «Умеем ли мы сами создавать цветную бумагу?» был дан детьми отрицательный ответ «нет», чем вызвал большую заинтересованность у учащихся. Таким образом, считаем необходимым психолого-педагогическим аспектом – стимулирование положительной мотивации.

В-третьих, ученик должен владеть средствами познавательной, исследовательской деятельности, то есть знать, что и как нужно делать, уметь осуществлять эту деятельность. С этой целью была организована совместная деятельность:

1. формирование групп по интересам;

2. составлен совместно план проекта-исследования;

3. поставлена цель, задачи;

4. был намечен план работы каждой группы.

Работая с источниками, ребята учатся анализировать, отбирать главное, основные и наиболее интересные факты, поэтому этот этап считается одним из самых сложных этапов проектно-исследовательской деятельности и осуществляется непосредственно под руководством педагога.

Следующим, аспектом считаем необходимым, отметить: умение описывать факты, найденный материал, а затем публично представлять его перед классом. В нашем случае используются следующие формы представления результатов проекта:

1.     Презентация группой учащихся технологического отдела на тему «Изготовление бумаги на предприятии».

2.     Изготовление плаката учащимися исторического отдела «Откуда пришла бумага?».

3.     Листы цветной бумаги, полученные в процессе выполнения экологического опыта для урока технологии.

                                                                                               

Таким образом, проектно-исследовательская деятельность необходима уже на начальном этапе школьной жизни учащихся, поскольку  сама деятельность захватывает целостную личность ученика, развивает не только умственные и практические умения, но и культурные и духовные способности развивающегося человека. Участвуя в проектно-исследовательской работе, младшие школьники реализуют свои скрытые возможности, раскрываются личностные качества, повышается самооценка, интерес к учебной деятельности, развиваются рефлексивные умения, самостоятельность, самоконтроль.

                                                                                                                                                                                   

По своей сути проектно-исследовательская деятельность близка к проблемному обучению, которое предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, решая которые они под руководством учителя активно усваивают новые знания. Проблемное обучение обеспечивает прочность знаний и творческое их применение в практической деятельности [2].

 

Кроме того, проектно-исследовательская деятельность имеет сходство с развивающим обучением. Развивающее обучение – активно-деятельностный способ обучения, при котором осуществляется целенаправленная учебная деятельность. При этом ученик, являясь полноценным субъектом этой деятельности, сознательно ставит цели и задачи самоизменения и творчески их достигает [2].

Автор Хрякова Марина Александровна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 569
Номер материала 35156
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓