Главная / Технология / Урок по технологии для 9 класса Тема урока: «Правила составления суточного меню. Виды меню. Расчет стоимости блюд обеденного казахского дастархана»

Урок по технологии для 9 класса Тема урока: «Правила составления суточного меню. Виды меню. Расчет стоимости блюд обеденного казахского дастархана»

Урок по технологии для 9 класса

Тема урока: «Правила составления суточного меню.

Виды меню.

Расчет стоимости блюд обеденного казахского дастархана»


Давлетова Б.Е., учитель технологии СОШ№9, Казахстан, г.Уральск.


Бинарный урок.

Цели:

а) образовательная:

  1. Научить составлять суточное меню и рассчитывать стоимость. приготовленных блюд

б) воспитательная:

  1. Воспитывать доброжелательные отношения в коллективе.

  2. Воспитывать интерес к национальной культуре и традициям.

  3. Прививать чувство меры, красоты.

в) развивающая:

  1. Развивать у учащихся творческое мышление.

  2. Развивать исследовательские навыки.

  3. Умение выдвигать идеи.

  4. Умение планировать, организовывать и выполнять работу в группах.

Ожидаемые учебные результаты

Учащиеся должны:

1. Анализировать, сравнивать, уметь выполнять математические

расчеты, участвовать в эвристической беседе, дискуссии;

2. Работать с документами, выполнять проблемные задания;

3. Вырабатывать навыки работы в группе;

4. Составлять меню казахского дастархана и рассчитывать

стоимость блюд.

Оснащение:

  1. Таблицы физиологических норм потребности организма человека в питательных веществах и энергии.

  2. Таблицы «Источники питательных веществ».

  3. Презентация на тему: «Правила составления суточного меню»

  4. Компьютер, видеопроектор, экран.

  5. Раздаточный материал: инструкционные карты, карточки- задания: «Суточная потребность человека в питательных веществах», «Калорийность отдельных продуктов и блюд».

Методы проведения занятия: работа в группах, беседа, инструктаж.

Межпредметные связи: биология, казахский язык.

ХОД УРОКА

Организационная часть.

Сообщение теоретических сведений

Учитель технологии:

Кто из нас не хочет быть и оставаться здоровым, стройным и красивым?

С древнейших времен пища играет огромное значение в жизни человека. В правильном питании люди видели источник здоровья, силы, бодрости и красоты.

«Правильное питание – улучшает умственные способности, развивает память, облегчает процесс обучения.»

(Поль Брэгг)

С 5 по 9 класс мы с вами изучали раздел «Культура питания». Мне хотелось бы спросить, каким должно быть питание по вашему мнению?

1-ученица: Разнообразным, полноценным, рациональным, соблюдать режим питания.

Учитель технологии:

Что такое рациональное питание?

2-ученица:

Рациональное питание заключается в полноценном питании людей с учётом их возраста, характера труда, пола. В переводе с латинского языка термин «рацион» означает суточную порцию пищи, а слово «рациональный» - разумный, целесообразный. Питание считается рациональным, если оно восполняет энергетические затраты организма и обеспечивает его потребность в пластических веществах, а также всех необходимых для жизнедеятельности витаминов, макро-, микроэлементов.

Учитель технологии:

А сейчас подробнее девочки расскажут вам каких правил нужно придерживаться для организации рационального питания

3-ученица:

Правило первое: питание должно быть разнообразным.

Оптимальным для здорового человека признан такой рацион, при котором соотношение белков, жиров и углеводов находится в соотношении 1: 1: 5, т. е дневные нормы потребления белков и жиров одинаковы, а потребление углеводов в 5 раз больше. Кроме того, с пищей должны поступать необходимое количество витаминов и минералов.

Учитель технологии:

Перед вами таблица «Суточная потребность организма человека в питательных веществах и энергии». Для девушек вашего возраста необходимая суточная потребность составляет следующее соотношение белков, жиров и углеводов.


Суточная потребность организма человека в питательных веществах и энергии


Потребители

Белки, г.

Жиры, г.

Угле

воды,

г.

Энергия,

ккал.

всего

в т. ч.

животные

всего

в т. ч. расти

тельные

Дети 11…13 лет

96

58

96

15

300

2860

Юноши 14…17 лет

106

64

106

20

423

3160

Девушки 14…17 лет

93

56

93

20

366

2760

муж.

113

68

106

32

451

3300

жен.

96

58

90

27

383

2800

Спортсмены муж.

154

77

145

44

616

4500

Спортсмены жен.

120

60

113

34

478

3500

Мужчины, занятые тяжёлым физ. трудом

132

66

145

43

637

4500


4-ученица:

Правило второе: надо быть умеренным в еде.

При организации рационального питания необходимо учитывать калорийность блюд.

Калорийностью называется количество энергии, которое выделяется организмом при усвоении пищи.

Количество энергии поступающей с пищей, должно примерно соответствовать количеству расходуемой энергии. Избыток пищевой энергии переходит в жир, что вызывает ряд серьезных осложнений в организме..

Суточные энерготраты человека измеряются килокалориями или килоджоулями.

Калория - это количество теплоты, которое необходимо передать 1 г. воды для нагревания ее на 1 С.

Потребность человека в энергии, зависит от возраста, пола, характера работы и приближённо равна 2700-2900 ккал в сутки.

Один грамм различных питательных веществ даёт организму определённое количество тепла:

1г. жировых веществ– 9 ккал или 37,7 кДж

1г. белковых веществ– 4 ккал или 16,7 кДж

1г. углеводов– 3,75 ккал или 15,7 к Дж.

5-ученица:

Правило третье: надо соблюдать режим питания.

Прием пищи в одни и те же часы способствует ее наиболее полному перевариванию. Наиболее рациональным является четырех- и трехразовый режим питания. Если общую калорийность пищи принять за 100%, то при трех- разовом питании на долю завтрака должно приходиться 30%, обеда — 50%, ужина — 20% общей калорийности.

Наиболее правильным считается четырехразовое питание : создается равномерная нагрузка на пищеварительную систему и происходит наиболее полное усвоение пищи.

При четырех – разовом питании пища должна распределяться следующим образом:

завтрак – 30%

обед – 40%

полдник – 10%

ужин – 20%

Последний прием пищи – за 2 часа до сна.

Учитель технологии:

На экране представлено рекомендуемое время суточного приема пищи, но индивидуальное время у каждого может быть свое. При этом необходимо, чтобы интервал между едой не превышал 4-4,5 ч, а минимальный перерыв был не менее 3 ч. Кроме того, интервал между ужином и сном должен быть не меньше 2 ч.

Часы приема пищи

Прием пищи

Индивидуальное время

Рекомендуемое время

Завтрак


7.30-8.00

Обед


12.30-13.30

Полдник


15.30-16.30

Ужин


18.30-19.30


Учитель технологии:

Пища – это энергетический и строительный материал для нашего тела, чтобы человек был здоровым, на многие годы сохранил активность, творческую работоспособность, он должен получать достаточное количество необходимых веществ и к тому же в определённых, благоприятных для организма пропорциях.

Известно, что в теле взрослого человека, массой около 70 кг, содержится примерно 40 кг воды, 15 кг белка, 7 кг жира, 3 кг минеральных солей, 0,7 кг углеводов.

В организме человека постоянно происходят процессы обмена, одни вещества сгорают, окисляются, выводятся, и взамен их должны поступать новые.

Учитель биологии:

Роль пищи в процессе непрерывного обновления человеческого тела может быть охарактеризована следующими цифрами: подсчитано, что в среднем за 70 лет жизни человек выпивает 50 т воды, съедает 2,5 т белка, 2,3 т жира, свыше 10 т углеводов, почти 300 кг поваренной соли.

Белки, жиры, углеводы, минеральные соли и витамины — вот те основные вещества, которые участвуют в обмене веществ и необходимы для жизни.

Белки - играют главную роль в питании. Они служат основным материалом при построении тканей живого организма. К полноценному белку относится белок продуктов животного происхождения – мяса, рыбы, молока, яиц.

Белки растительного происхождения несколоько уступают по своему качеству, но также играют важную роль для организма человека.

Недостаток белка в организме у детей вызывает отставание в физичесском развитии; они более подвержены инфекционным заболеваниям. Избыток белка приводит к нарушению обмена веществ.

Жиры – служат источником энергии человека, обеспечивают устойчивость организма к инфекциооным заболеваниям, неблагоприятным факторам окружающей среды. Лучше всего усваиваются жиры с низкой температурой плавления – сливки, сметана, сливочное, растительное масло.

Углеводы – являются источником энергии, способствуют поддержанию постоянной температуры тела. Избыток их приводит к отложению жира. В организм углеводы поступают с овощами, фруктами, крупой, хлебом.

Минеральные вещества регулируют процессы, происходящие в организме.

Микроэлемнеты участвуют в обменых процессахв организме, влияют на рост костей, входят в состав гормонов.

Витамины - способствуют обмену веществ,нормальному росту.

Обмен веществ представляет собой сложный процесс превращения химических элементов в организме, обеспечивающий его рост, развитие, деятельность и жизнь в целом.

Обмен веществ – основной признак жизни. Если обмен веществ прекращается – прекращается жизнь.

В процессе обмена веществ в организме образуется необходимая для жизнедеятельности энергия, происходит синтез различных химических соединений, идущих на построение нашего тела.

Длительное нарушение равновесия между поступлением отдельных пищевых веществ и их распадом приводит к нарушению обмена веществ.

Современные представления о качественных и количественных потребностях человека в пищевых веществах получили отражение в концепции сбалансированного питания. Согласно этой концепции, для осуществления нормальной жизнедеятельности организм человека нуждается не в конкретных продуктах питания, а в необходимом количестве энергии и определенных комплексах питательных веществ, входящих в эти продукты.

Исследования И.П.Павлова в области пищеварения послужили основанием для разработки принципов рационального питания.

Учитель технологии:

В зависимости от калорийности все продукты все продукты питания подразделяются на четыре группы:

Первая группа – калоригены (400-900 ккал на 100 г.продукта). К ним относятся жир свиной, сахар, шоколад, печенье, сухари, сырокапченые колбасы.

Вторая группа – включает высококалорийные продукты (250-400 ккал на 100 г.продукта)- это хлебобулочные изделия, крупы, макаронные изделия, жирный творог, сметана, сыры.

Третья группа – включает калорийные продукты (100-250 ккал на 100 г.продукта) – нежирное мясо, рыба, сливки.

Четвертая группа - включает малокалорийные продукты (менее 100 ккал на 100 г.продукта) – овощи, фрукты, ягоды, молоко и др.

Для того чтобы правильно, рационально питаться и с большей пользой, экономно расходовать продукты и время, желательно заранее составлять меню.

Так, что же такое меню и какие виды меню вы знаете?

6-ученица:

Слово «меню» происходит от французского «menu» и обозначает расписание блюд и напитков на завтрак, обед и ужин.

Это помогает разнообразить и правильно регулировать состав пищевых веществ.

Задача всякого хорошего меню — создать такой гармоничный стол, в котором максимум разнообразия сочетался бы с легкостью усвоения блюд.

При составлении меню учитывают возраст людей (детское питание), состояние здоровья (диетическое питание), род занятий людей, климатические условия, время года и др.

Меню бывает нескольких видов:

1.Меню обедов.

2.Меню дневного рациона.

3.Меню комплексного обеда

4.Меню ужина.

5.Меню дежурных блюд.

6.Меню банкета.

7-ученица:

При составлении меню следует учитывать, что при трехразовом питании:

1.Общая калорийность завтрака должна быть примерно 700-800 ккалорий.

2.Объем завтрака 600-775 грамм.

3.Общая калорийность обеда 1100-1380 ккалорий.

4.Объем обеда 1100-1300 грамм.

5.Общая калорийность ужина 500-600 ккалорий.

6.Объем 550-600 грамм.

Для восполнения энергозатрат в сутки 14-17 летние юноши должны получить с пищей в среднем 2900-3150 ккалорий девушки-2600-2750 ккалорий, а общий объем пищи в сутки должен составлять 2500-3000 грамм.

Учитель технологии:

Расходы на питание – одна из составляющих статей расходов в семье, поэтому необходимо сделать это питание рациональным с точки зрения не только биологии, но и экономики.

Переедание вредит организму, так же как и недоедание, поэтому каждая хозяйка старается найти «золотую середину», позволяющую обеспечить семью всем необходимым с наименьшими денежными затратами.

Как сократить расходы на питание?

8-ученица:

Расходы на питание во многом зависят от того, предпочитают члены семьи готовить сами или пользоваться более дорогими полуфабрикатами. Умелая хозяйка без ущерба всегда найдет возможность сократить расходы на питание.

Кроме того, надо помнить, что натуральные продукты более полезны. Следует отдавать предпочтение мясу, а не колбасе; натуральным, а не консервированным продуктам.

Учитель технологии:

Стоит помнить, что не всегда самые дорогие продукты являются и полезными. К тому же финансовые ресурсы семьи достаточно ограничены, и питание должно быть подвергнуто экономическому расчету. Поэтому мы с вами должны уметь не только составить сбалансированное меню, но и рассчитать стоимость блюда. Чему и будет посвящена наша практическая работа. Сегодня мы с вами будем составлять меню казахского дастархана.

Учитель казахского языка расскажет о традициях и обычаях казахского народа связанных с национальной кухней.

Сабақтың тақырыбы:

ҚАЗАҚТЫҢ ҰЛТТЫҚ ТАҒАМДАРЫ

Мақсаты: 1. Оқушылардың қазақ халқының ұлттық тағамдары мен салт-дәстүрлері туралы білімдерін пысықтау.

2. Ауызекі сөйлеу, ойлау қабілеттерін дамыту, білім деңгейлерін арттыру, өз ойын қазақ тілінде жеткізе білулерін жетілдіру.

3. Қазақ халқының ұлттық тағамдарына деген қызығушылық танытуға баулу.

Әдіс: әңгімелеу, сұрақ-жауап, ойын.

Пайдаланған материал: интерактивті тақта (слайдтар).

САБАҚТЫҢ БАРЫСЫ:

I. Ұйымдастыру бөлімі.

II. Сабақтың мақсатын айту.

III. Кіріспе сөз.

Әр халықтың ұлттық тағамдары бар. Қазақ халқы да ұлттық тағамдарға бай. Ет тағамдарына қазы, қарта, шұжық, жал, жая жатады. Еттен бесбармақ, қуырдақ жасайды. Сүттен құрт, ірімшік, қымыз, шұбат, айран, т.б. әр түрлі тағам әзірлейді. Ұннан бауырсақ, шелпек, таба нан жасайды.

Қазақ халқының ең басты асы – нан, нансыз өмір жоқ, сондықтан дастарханға алдымен нан қойылады.

IV. <<Ұлттық тағамдар>> тақырыбына сұрақ-жауап.

Белгілі бір ұяшықты таңдап, берілген сұраққа жауап беру.


10

10

20

20

30

30


Қазақ халқының салт-дәстүрлерінен шілдехана, тұсау кесу, бесікке салу, қырқынан шығару, үйлену тойында дастарханнан орын алатын осы ұлттық тағамдар.

V. Салт-дәстүрлер туралы <<Асық таңдау>> ойыны (салт-дәстүр туралы айту)

1 асық. Шілдехана туралы.

2 асық. Бесікке салу туралы.

3 асық. Тұсау кесу туралы.

4 асық. Қырқынан шығару туралы.

5 асық. Үйлену тойы туралы.

VI. Қорытынды. Сұрақ-жауап.

  1. Сыйлы қонақтың, үлкен кісінің отыратын орны (төр).

  2. Қысқы соғымнан қонаққа сақталатын ет (сыбаға).

  3. Ұн тағамы (бауырсақ).

  4. Қышқыл айранға су қосып жасалған сусын (шалап).

  5. <<Бес саусақ>> дегенді білдіретін тағам (бесбармақ).

  6. Наурыз мейрамы күні пісірілетін тағам (көже).

  7. Түйе сүтінен дайындылатын сусын (шұбат).

  8. Бие сүтінен дайындылатын сусын (қымыз).

Сабақты Төле бидің сөзімен аяқтайан:

Адамның басшысы – ақыл, шолушысы – ой, жетекшісі – талап, қорғаушысы – сабыр, сынаушысы – халық, таусылмайтыны – арман. Ең қымбаттысы - әр сақтау, бәрінен ардақтысы - өмір, соның ішінде ең тәттісі – сыйластық. Сондықтан елімізде тұратын әр ұлттың салт-дәстүріне, ұлттық тағамдарына, тіліне сыйластықпен қарайық.

Учитель технологии:

А сейчас мы с вами приступим к практической роботе.

Для этого вам понадобятся калькуляторы, таблицы: «Расчет веса тела», «Затраты тепловой энергии на различные виды деятельности», «Часы приема пищи», «Энергетическая ценность некоторых продуктов и блюд»

Проведение практической работы

«Составлению суточного пищевого рациона. Расчет

себестоимости блюда обеденного казахского дастархана»

Практическая работа выполняется в минигруппах, каждая группа выполняет следующие пять заданий:

Задание № 1.

Расчет веса тела.

Задание № 2.

Рассчитать затраты тепловой энергии в ККАЛОРИЯХ

Задание № 3.

Определение оптимального времени приема пищи

Задание № 4.

Составить суточное меню

Задание № 5.

Рассчитать стоимость блюда казахского дастархана

Задание № 1.

Дать задание учащимся измерить свой рост и вес.

Рассчитайте нормальный вес тела, соответствующую вашему росту и возрасту по формуле:

Вес тела (в кг) = Р * К – А, где Р – рост в см.; К - коэффициент; А - постоянное число для данного возраста, пользуясь данными таблицы № 1

Сравнивая фактический вес тела и расчетный можно сделать следующий вывод:

1. Если фактический вес близок к норме (расчетной), то режим питания у вас в отношении жиров и углеводов является оптимальным.

2. Если фактический вес ниже нормы, то существующий режим питания недостаточен в отношении жиров, углеводов и белков. Практически это означает, что надо больше есть.

3. Если фактический вес больше нормы, то это свидетельствует об избытке жиров и углеводов и недостаточной физической активности.

Таблица № 1

Расчет веса тела

Возраст, лет

девушки

К

А

14

0,95

100,1

15

0,76

66,8

16

0,61

42,2

Пример расчета: Рост-160см, возраст 15 лет.

Вес тела (в кг) = Р * К – А, где Р – рост в см.; К - коэффициент; А - постоянное число для данного возраста

Вес тела (в кг)=(160*0,76)-66,8=54,8кг-рассчетный

1.Вес тела (в кг) на весах=55кг-фактический

2.Вес тела (в кг) на весах=52кг-фактический

3.Вес тела (в кг) на весах=60,5кг-фактический

Задание № 2.

Рассчитать затраты тепловой энергии (за сутки) в ККАЛОРИЯХ по формуле: ЗТЭ = В*К*Т, где В - вес тела фактический в кг; К – коэффициент показывающий количество килокалорий затраченных на 1 кг. веса тела за 1 час; Т – время деятельности в часах, пользуясь данными таблицы №2 «Затраты тепловой энергии на различные виды деятельности» представленной на экране. (время можно округлять до получаса). Известно, что для восполнения энергозатрат в сутки 14—17-летние юноши должны получить с пищей в среднем 2900 ккал, девушки — 2600 ккал.

Например: вид деятельности – сон и отдых лежа

ЗТЭ составят В(55кг)* К(0,93)*Т(8часов) = 409 ккалорий организм затрачивает на сон и отдых лежа

Таблица №2

Затраты тепловой энергии на различные виды деятельности

Вид деятельности

К

Т,ч

В,кг

факт

ЗТЭ,

ккал.

Сон и отдых лежа

0,93

8

55

409

Уборка постели, умывание

2,05

0,5

55

56,375

Чтение, просмотр телевизионных телепередач

1,4


3


55

231

Мытье посуды, глаженье белья

2,05

1,5

55

169,125

Вытирание пыли, подметание полов

2,57

1,5

55

212,025

Стирка белья, мытье полов

3,57

1,5

55

294,525

Чтение учебника

1,57

2

55

172,7

Объяснение учителя, ответ на уроке, контрольная работа

1,71

2

55

188,1

Выполнение лабораторной работы

2,14

1

55

117,7

Занятие спортом

7,15

2

55

786,5

Езда в транспорте

1,4

1

55

77,0

Итого


24

55

2714,05 ккал.

2714,05 ккалорий организм израсходовал за сутки, которые необходимо восполнить питанием

Задание № 3.

Определите оптимальное для вас время приема пищи, учитывая, что физиологи советуют, чтобы интервал между едой не превышал 4-4,5 ч, а минимальный перерыв был не менее 3 ч. Кроме того, учтите, что интервал между ужином и отходом ко сну не должен быть меньше 2 ч. Данные запишите в табл. № 3

Таблица 3

Часы приема пищи

Прием пищи

Индивидуальное время

Рекомендуемое время

Завтрак

7.00

7.30-8.00

Обед

14.00

12.30-13.30

Полдник


15.30-16.30

Ужин

19.00

18.30-19.30

Задание №4

Составить суточное меню, исходя из собственной потребности в килокалориях используя таблицу №4 «Энергетическая ценность некоторых продуктов и блюд»

Наиболее оптимален четырехразовый прием пищи. Помните, что калорийность завтрака и ужина должна составлять 25% от общего количества килокалорий в сутки, обед — 35%, полдник —15%. При трех- разовом питании на долю завтрака должно приходиться 30%, обеда — 50%, ужина — 20% общей калорийности.

Для составления меню используйте данные табл. 4. Суточный объем пищи (вместе с выпиваемой жидкостью) должен быть в пределах 2.5—3 кг.

1.Общая калорийность завтрака должна быть примерно 700-800 ккалорий.

2.Объем завтрака 600-775 грамм.

3.Общая калорийность обеда 1100-1380 ккалорий.

4.Объем обеда 1100-1300 грамм.

5.Общая калорийность ужина 500-600 ккалорий.

6.Объем 550-600 грамм.

При составлении меню помните, что на завтрак полезно съедать молочную кашу или другой молочный продукт; обед по возможности должен включать салат из свежих овощей, первое блюдо (любой суп), второе (мясо или рыба с гарниром) и третье (сок, компот или напиток): в течение дня обязательно съедать несколько свежих фруктов.

Используя перечень блюд (таблица №4) с указанием их калорийности и массы, составить суточное меню, рассчитав его калорийность и общую массу.

Таблица 4

Энергетическая ценность некоторых продуктов и блюд

Наименование продукта, блюда

Масса,

г

Калорийность, ккал

Наименование продукта, блюда

Масса, г

Калорийность, ккал

Баурсаки

50

125

Говядина отварная

90

134

Хлеб пшеничный

50

123

Конина

отварная

100

162

Масло

20

76

Котлета говяжья паровая

100

168

Яйцо

1 шт.

133

Казы

100

170

Чай с молоком и сахаром

200

120

Картофель отварной с маслом

250

280

Кофе с молоком и сахаром

200

139

Зеленый горошек

100

40

Какао с сахаром и молоком

200

218

Кытырлак

50

130

Сыр российский

50

104

Бесбармак

200

520

Колбаса вареная из конины

50

110

Орехи грецкие

100

565

Каша гречневая

200

102

Мороженое пломбир

100

226

Каша геркулесовая молочная с маслом

200

200

Шоколад молочный

50

307

Айран

200

100

Печенье

100

298

Иримшик

100

174

Огурец свежий

100

11

Молоко

180

111

Салат из свежей капусты с растительным маслом

155

100


Коже

180

110

Курага

50

40

Сорпа

200

260

Яблоко, груша Апельсин

100

100

42

24

Кеспе


300

250

Сок фруктовый

200

90

Каймак 20% жирн

50

104

Кумыз

100

72

Язык говяжий

100

176

Шубат

100

88

Ашшы сорпа

400

870

Куырдак

440

895

Манты

350

670

Чай с лимоном и сахаром

200

60

Каша гречневая

200

329

Каша рисовая

200

323


После выполнения расчётов, необходимо записать в таблицу №5 составленный суточный рацион.

Таблица 5 (учащиеся составляют меню завтрака, обеда и ужина)

Суточный рацион питания

(суточное меню)

Прием пищи

Наименование блюд

Общая масса,

г

Общая калорийность

Завтрак

Каша геркулесовая молочная с маслом Баурсаки

Чай с молоком и сахаром

Масло

Сыр российский Колбаса вареная из конины

Хлеб пшеничный

200


50

200


20

50


50

50

200


125

120


76

104


110

123 858

Обед

Бесбармак

Сорпа

Салат из свежей капусты с растительным маслом

Чай с молоком и сахаром

Шоколад молочный

Яблоко

200

200




155


200

50

50

520

260




100

120

307

27 1334

Полдник




Ужин

Каша гречневая

Айран

Иримшик

Каймак 20% жирн Хлеб пшеничный

Огурец

Апельсин

200

200

100

25

25

100

100

102

100

174

52

60

11

24 523

Итого 2715 ккал.



Задание № 5

Расчет стоимости блюда (бесбармак, плов, манты, куырдак)

обеденного казахского дастархана»

(на одну порцию)

Таблица №6 (бесбармак)

Наименование продукта

Стоимость 1000грамм,

тенге

Количество в блюде,

грамм

Стоимость продукта в блюде,

тенге

Стоимость блюда,

тенге

Мясо конина

1300

50

65






203

Казы

2000

50

100

Мука

120

100

12

Яйцо

10 шт-200

1шт

20

Лук

75

20

2

Картофель

80

50

4


Обсуждение результатов практической работы и формулировка принципов рационального питания.

Девочки, что сегодня вам понравилось на уроке?

9-ученица:

1.Составляя меню, мы поняли, как важно следить за своим питанием, чтобы быть здоровым.

10-ученица:

2.Сегодня мы научились рассчитывать необходимое количество калорий в зависимости от нашего веса в сутки.

11-ученица:

3.Было очень интересно рассчитывать стоимость национального казахского блюда бесбармак. Ведь очень важно в наше время при составлении семейного бюджета знать сколько средств необходимо запланировать для питания.

Учитель технологии:

Девочки проведя практическую работу можно сделать вывод: для рационального питания необходимо:

(каждая девочка читает с экрана)

  1. следить всегда за своим весом;

  2. соотносить калорийность пищи и истраченные калории;

  3. обязательно завтракать (каша или кисломолочные продукты);

  4. обязательно за обедом съедать первое блюдо;

  5. принимать пищу в установленные часы, ничего не есть в промежутках между основными приемами пищи;

  6. необходимо употреблять в пишу свежие овощи и фрукты;

  7. не переедать перед сном;

  8. не есть до явного пресыщения, когда в подложечной области возникает ощущение тяжести, а вид пищи и воспоминание о ней вызывают отвращение;

  9. не торопиться во время еды, так как плохо прожеванная пища хуже усваивается, раздражает стенки пищевода, желудка, кишечника;

  10. не есть очень холодную или очень горячую пищу; частое охлаждение или обжигание слизистой оболочки пищевода и желудка способствуют возникновению воспалительных процессов

Домашнее задание.

1.Подобрать пословицы и поговорки о правильном питании и продуктах;

2.Найти изречения великих людей, в которых обобщён народный опыт о здоровом питании.




Урок по технологии для 9 класса Тема урока: «Правила составления суточного меню. Виды меню. Расчет стоимости блюд обеденного казахского дастархана»
  • Технология
Описание:

Бинарный урок.

Цели:

а) образовательная:

1.    Научить составлять суточное меню и рассчитывать стоимость. приготовленных блюд

б) воспитательная:

1.    Воспитывать доброжелательные отношения в коллективе.

2.    Воспитывать интерес к национальной культуре и традициям.

3.    Прививать чувство меры, красоты.

 в) развивающая:

1.    Развивать у учащихся творческое мышление.

2.    Развивать исследовательские навыки.

3.    Умение выдвигать идеи.

4.    Умение планировать, организовывать и выполнять работу в группах.

Ожидаемые учебные результаты

Учащиеся должны:

      1. Анализировать, сравнивать, уметь выполнять математические  

           расчеты, участвовать в эвристической беседе, дискуссии;

       2. Работать с документами, выполнять проблемные задания;

       3. Вырабатывать навыки работы в группе;

       4. Составлять меню казахского дастархана и рассчитывать           

 

           стоимость блюд.

Автор Давлетова Бакиза Елтаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Технология
Подраздел Конспекты
Просмотров 3330
Номер материала 26959
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓