Главная / Другое / урок "По страницам произведений Шайхзады Бабича"

урок "По страницам произведений Шайхзады Бабича"

hello_html_1a674bbd.png







hello_html_38128574.gif





































Шерстобитов Владимир Антонович,

учитель истории и культуры Башкортостана,

МБОУ СОШ № 9

город Бирск Республики Башкортостан




Шерстобитов В.А.

учитель истории и культуры Башкортостана

МБОУ СОШ № 9 г. Бирск


Предмет: История и культура Башкортостана

Класс: 8


Перед уроком учащиеся знакомились с произведениями Ш.Бабича, читали рекомендованную учителем литературу.

Урок проводится с элементами игры «Поле чудес».


ТЕМА УРОКА: По страницам произведений Шайхзады Бабича.

ЦЕЛЬ УРОКА:

Изучение в игровой форме литературного творчества поэта, привитие любви к произведениям поэта, использование межпредметной связи с литературой, искусством, историей, музыкой.


ОБОРУДОВАНИЕ:

Выставка книг, альбом-раскладушка о Ш.Бабиче, фотодокументы, аудио, видеомагнитофоны, аудио, видеокассеты, телевизор.


ХОД УРОКА:

Учитель: Поразительна судьба башкирского поэта. Он прожил всего двадцать четыре года, но оставил неизгладимый след в истории. Без него не мыслится башкирская литература. Его имя долгое время замалчивалось. И это не случайно. Яркий талант, истинный патриот России (именно России, а не Башкортостана), гуманист он был убит красными. Тело его было разрублено на мелкие куски и брошено на свалку. Имя его не только всячески поносилось, но и стало заклятьем для целого ряда башкирских писателей, которые были репрессированы как «его сторонники», популяризаторы его творчества. Тут и Даут Юлтый, и Имай Насыри, и Тухват Янаби, и Булат Ишемгулов, и Габдулла Амантай…

О каком башкирском поэте идет речь?








Ответ: Шайхзада БАБИЧ


Ученик: (читает стихотворение «Прожитые годы»)


Только что я жеребенком ярым

На лугу резвился, среди скал.

Только что на берегу Сакмара

Стригунком стремительным скакал.


Только что, сорвав цветок заветный,

Я к луне полночной приколол.

На луну забравшись, как на ветку,

Взором всю вселенную обвел.


Только что омыл лицо лучами

Алого цветка – и заалел.

Не в аду – в раю я беспечально

Должное мне кресло заимел.


Только что беспечно я смеялся,

Горевал, безмолствовал, страдал,

Пел, и тем по-детски забавлялся,

Про народ свой думал и рыдал.


Только что кому-то слал проклятья;

Как прибой, я бился – не унять.

И в бездумье дьяволом мог стать я,

И от спеси – божеством мог стать.


Но при этом я такой, как прежде,

Все такой же я, а не другой!

Безмятежный, яростный и нежный,

Не поверишь – проведи рукой.


Учитель: Что же это за поэт, что за человек такой – Шайхзада Бабич?

В двенадцать лет его голос обретает не только уверенность, но и несвойственную для подобного возраста дерзость: «О мулла, тебя чалмой я поздравляю, лжи ты полон до краёв – я это знаю!» Удивительно, что он не забыл этот найденный в детстве образ и написал в 1917 году свое знаменитое четверостишие:

Эй мулла, клянусь тебе твоим аллахом,

И чалмой твоею белою, как сахар:

Хоть снаружи ты похож на человека,

Ложью всё твое нутро кишит от века.

И это – сын известного муллы! Что за кощунство… Антирелигиозное чувство вообще было присуще тогдашней «мусульманской» молодежи и воспринималось обществом как нечто само собой разумеющееся. О том, как относился Мухаметзакир-мулла к позиции сына, можно судить хотя бы по тому, что после получения вести о его страшной гибели он сказал родным и близким: «Сын не хотел, чтобы я служил муллой, я воспринимаю его слова как завещание». И он покинул духовную службу.

В девятнадцатилетнем возрасте Бабич пишет стихотворение, в котором навсегда присягает своему народу:

Клянусь своей юной порой золотою

И кровью живою, и сердцем клянусь:

Коль в мире крутом я чего-нибудь стою,

Я буду с народом! С ним прахом сольюсь!


Ребята! Как называется это стихотворение?













Ответ: «ДЛЯ НАРОДА»





Ученик: (читает стихотворение «Присяга народу»)


Звенящее золотом слово

Не ради почета пою, -

Пою для народа родного

В родном златоцветном краю.

Не золота ради сверкает

Серебряным словом перо, -

Пусть песня в народ проникает:

Ведь сердце его – серебро.

Не ради богатств садовода

Взрастил я цветник красоты,

А ради родного народа,

Чьи дочери словно цветы.

Не я сочинил свои песни,

Не я их насытил огнем, -

Народ мой горячий и честный

Их складывал в сердце своем!

Не жалуюсь на неудачу,

На холод студеных дорог, -

О доле народа я плачу,

О том, как он слаб и убог.

Пусть жертвой безвременно лягу,

Пусть юности минет пора, -

Народу принес я присягу

Из золота и серебра.


Учитель: Для осуществления этой клятвы судьба отпустила поэту слишком мало времени – всего пять лет. Тем не менее, он сумел доказать искренность и святость своей клятвы и драматической насыщенностью этих своих пяти лет, и своими действиями и поступками, и удивительным по интенсивности творчеством, и, может быть, самым главным – мученической гибелью своей, ставшей достойным венцом его короткой жизни. Да, он не только слился прахом со своим народом, но навсегда остался в его памяти и сердце. Никакие обвинения, поношения и запреты не смогли вытравить его образ, его стихи из души народа, и как всегда бывает, поэт оказался победителем!

Ученик: Последние неполных два года Бабич был активным участником Башкирского национального движения, членом правительства, секретарем предводителя этого движения Заки Валиди, редактором войсковой газеты. К сожалению, об этом периоде его жизни мы знаем довольно мало, всё больше – из воспоминаний старых людей, ветеранов гражданской войны. Даже в своих дневниках, письмах и посланиях он слишком поверхностно касается собственной повседневной жизни. Идею перехода на сторону красных он воспринял не только скептически, но и с трагическим чувством. Вчерашний романтик, восторженно приветствовавший революцию, он уже не мог принять «правду большевиков», ибо за это время навидался столько крови, зверств, предельного ожесточения людских сердец, что уже не верил ни в какую социальную (и тем более, политическую) справедливость.

Учитель: Кто написал о последних днях жизни Шайхзады Бабича следующие строки?

«Наш национальный поэт Шайхзада Бабич тоже находился в составе технических частей. В своих стихах он отразил то, что, по его мнению, ожидало наше войско в будущем, предвидел, что переход станет самой большой трагедией в истории нашего народа. По его мнению, если бы во главе этой эпопеи с переменой фронтов стоял не я, все башкирские воины как один покончили бы жизнь самоубийством. Лишь пять месяцев спустя после того, как Шайхзада Бабич и его друзья были схвачены красными и зверски замучены, я узнал обо всем этом из его стихов. Он написал их так, словно еще до перехода в стан красных предчувствовал свою гибель от их рук. Он просил передать своему товарищу, оставшемуся в Темясове, прощальные стихи, обращенные ко мне, которые он писал со слезами на глазах. В этих своих стихах он не только клянет красных, сколько шлет проклятия Колчаку и Дутову, которые вынудили нас сменить фронт борьбы».








Ответ: Заки ВАЛИДИ


Ученик: Тем не менее, именно Бабич больше других сделал для того, чтобы не только соплеменники, но и представители других народов и национальностей поняли смысл и необходимость перехода на сторону красных. Его «Поэтическое обращение к башкирскому народу» является уникальным политическим и художественным документом той огненной эпохи. Он сумел доступно, чётко и ясно изложить особенность момента, показать, что другого выбора у башкирского шуро не было и нет. В пору, когда на голову Заки Валиди обрушился град обвинений, когда на него шли нападки отовсюду – со стороны Уфимского обкома и Оренбургского ревкома, Военно-мусульманского комитета и шовинистов московского центра, а также со стороны вчерашних союзников – Колчака и Дутова; когда заколебались даже верные соратники вождя народного движения, Шайхзада Бабич непоколебимо встаёт на его защиту и старается объяснить его позицию:

Он верен башкирскому стягу

И вас не предаст никогда;

Целуя Коран, дал присягу

Быть верным народу всегда…

«Обращения» даже на башкирском языке печаталось с огромными купюрами. Были изъяты даже строки, касающиеся трагедии башкирского народа в гражданской войне.

Всей силой на нас навалились –

О, кто наши жертвы сочтёт?!

Земля почернела – мы бились,

Весь ужас познал наш народ.


Учитель: Эти поэмы являются едва ли не самыми загадочными произведениями не только в творчестве самого Бабича, но и всей башкирской поэзии вообще. Обе поэмы написаны в 1916 году, когда поэту был двадцать один год. Именно в этот момент бойня в кровопролитие Первой империалистической войны достигли своего апогея Ш.Бабич создал целый ряд стихотворений о войне, в которых нашел удивительно новые, жуткие в своей тональности образы для воплощения картин великого убиения людей («Не могилы ль разрывая, люд голодный трупы жрет?.. Стынет кровь при виде этих толп по имени «народ»; «Восклицаю: не рождайтесь, дети мира, из утроб! Там во чреве, оставайтесь – вас тут поджидает гроб» и т.д.). Характерное отличие поэм Бабича – необъятная развернутость аллегорической метафоры, живая фантасмагория окружающего мира, где в один узел сведены и правда, и вымысел, и сказка, и миф, и людские суеверия. То , что в начале века, когда шло формирование новой башкирской поэзии, и пишущие стихи больше (и прямым текстам) говорили о муках и страданиях народа, блистательное вторжение юного поэта в их ряды со своей головокружительной условностью, символикой, подтекстом и намёком, бесспорно свидетельствовало о новом направлении национальной поэзии.

О каких поэмах идет речь? Назовите их:










Ответ: ГАЗАЗИЛ







Ответ: КЛОП


Особенно все эти признаки проявляются в поэме «Газазил», где юмор соседствует с едкой сатирой и гротеском, реальные приметы жизни – с немыслимой фантазией; где можно увидеть и пародию на революционный фанатизм, когда толпы экзальтированных девушек с пением «Марсельезы» устремляются на штурм «старого мира»; где подвергается уничтожающей насмешке создание такими фанатичными толпами культа из ничтожных личностей, которые затем начинают помышлять о завоевании всего мира. Богатство художественных красок и смысловых оттенков и ассоциативных парадигм – всё это и поныне ставит в тупик исследователей башкирской литературы и творчества Ш.Бабича.

Поэма «Клоп» («Кандала») по объему значительно уступает «Газазилу». Но в ней мы видим все те же приемы. Да и тут литературоведы не едины во мнениях. И уже одно это говорит о многомерности произведения, как, впрочем, и таланта его автора.

Ученик: Шайхзада Бабич прекрасно чувствовал политическую обстановку, своеобразно воплощал её в своих стихах и поэмах; умел достойно и образно донести до своего читателя сложные, отнюдь не однозначные идеи разных политических течений, владел искусством плакатного творчества и революционного лозунга. И, тем не менее, он запечатлелся в памяти современников и последующих поколений, прежде всего как тонкий и нежный лирик, глубокий живописец, умеющий передавать красоту природы, человеческого чувства, любви… Кто из представителей старшего поколения не знал наизусть такие его стихи, как «Весенняя песнь», «Курай», «Красавицы», «Мой ангел» и др.? Кто не восхищался его «Цветником имен» - циклом четверостиший, имеющих названия женских имен? Кто не упивался музыкой таких его стихов, как «Скрипка» или «Мандолина». Сам поэт был необычайно музыкальным человеком, пел старинные башкирские песни (по воспоминаниям его друга поэта Т.Ченекея). Не потому ли, едва появилась возможность обратится к поэзии Бабича, многие композиторы буквально кинулись писать песни и романсы на его стихи? Немало замечательных вещей создали, к примеру, ведущие композиторы республики Загир Исмагилов и Хусаин Ахметов.


Учитель: Из всего вышесказанного возникает вопрос, каким музыкальным инструментом виртуозно владел сам поэт?











Ответ: МАНДОЛИНА


Лирическим стихам Бабича свойственна тонкая звукопись, чудная аллитерация, и потому их сложно переводить на другой язык. Вот наиболее живописные музыкальные стихотворения поэта: «Красавицы красивый стан и стон в устах, слова звенят, и перстни тают на перстах»; «воспой тальник – как плачет он под ветром в тягучем пенье ручьевых камней; воспой стрекоз меж лоз и отблеск светлый озерных слёз отлётных журавлей…».


Ученик: (читает стихотворение «Красавицы»)

Красавицы: красивый стан и стон в устах,

Слова звенят, и перстни тают на перстах.

Увидев вас, я сник тотчас, обмяк, как шут,

Безумные меня безумным пусть зовут!


Посмотрим, как себя разумный поведет,

Свидетель пусть сюда такого приведет:

Посмотрим, как он устоит противу чар

Червонных стрел в ее лучащихся очах.


Свидетель – бог! Возьмет одна улыбка в плен

Владыку дум. Великий ум сотрется в тлен.

Два божества есть в мире: дева и алла –

Природа право им дотла нас жечь дала.


К красе девичества любовь моя чиста:

В моей душе – красивый стан и стон в устах!


Учитель: Бабич автор и героических стихов, поднимавших дух соплеменников, зовущих к борьбе за свою свободу и независимость. Таких стихов у него немало, и каждое – будто отлито из крепкого железа, звенит и возвышает и дух, и душу: «Башкортостан», «Нежданно», «Салават-батыр», «Раскрой глаза!», «Афарин» и многие другие. Иные из них написаны в форме древнебашкирского поэтического жанра – кубаира. Поэт прекрасно знал и владел фольклором, с отрочества собирал лучшие образцы народного творчества, и не только своего родного народа, но и соседнего – казахского – во время пребывания на казахской земле в пятнадцатилетнем возрасте. Он оставил найденные им тексты исторических песен, легенд, пословиц и поговорок, подробные комментарии к ним. Некоторые стихи Бабича пелись на народные мелодии (например, «Воинский марш» пелся на мелодию старинной песни «Эскадрон»), некоторые обретали мелодию в устах друзей и сослуживцев, пелись везде и всюду. Так, знаменитое стихотворение «Башкортостан» стало своеобразным гимном всего башкирского войска и исполнялось во время походов и перед боями. Вот начало этого стихотворения в переводе: «Львы уральские свой край не дадут топтать врагам. Кровь башкирская, взыграй, силу дай своим сынам! Не раздавит супостат дух башкир! Под каблуком он вовек не будет смят, разгоревшись, раз огнем. Цветоносный дивный стан, светоч наш, Башкортостан! Постигал здесь бренный мир лев по имени башкир».


Ученик: (читает стихотворение «Башкортостан»)

Львы жаждут мщенья, если враг

Их землю топчет и тиранит.

Едва он к ним направит шаг, -

Пылая, кровь башкира прянет,

И если смертный бой с врагом,

Подобно грому, грозно грянет, -

Под грязным вражьим сапогом

Башкира честь лежать не станет!

Башкортостан, страна услад,

Бесценный клад, нетленный сад,

Где лев – по имени башкир –

Родился и увидел мир!

Башкир издавна знаменит

Вольнолюбивою отвагой:

Она в душе его звенит

Раскованной весенней влагой.

Он бился, не считая ран,

И честь была его вожатым,

Он возвышался, как курган,

Противоставший супостатам.

Башкортостан, страна трудов,

Страна цветов, страна плодов,

Где лев – по имени башкир –

Родился и увидел мир!

Один башкир зажечь готов

Сто адских топок для начала,

Сто райских сотворят садов

Богатство одного Урала!

Земля башкир, весенний пир,

Пернатых и растений пир,

И лев – по имени башкир –

Впервые здесь увидел мир?

Земля моя, родной очаг, -

Настало время для работы:

Поднимем на своих плечах

Тебя и все твои заботы!

Мы, гордые твоей судьбой,

Мечтами светлыми твоими,

Готовы жертвовать собой,

Чтобы твое блистало имя!

Да здравствует страна башкир,

Да здравствует и труд, и мир,

И львы, которые росли

Для торжества родной земли!


Учитель: Имело свою мелодию и замечательное стихотворение «Салават-батыр» - о великом национальном герое, который являлся для поэта бессмертным идеалом жизни и борьбы. Последняя строфа этого стихотворения-кубаира тоже звучит подобно клятве:


Салават – наследие живое,

Салават – дыханье молодое,

Кровь его – завет нам, потому

Мы клянемся в верности ему!


Ученик: (читает стихотворение «Салават-батыр»)


Кто он, грозный Салават?

Чем он славен и богат?

Он – родной земли булат,

Он отвагою богат!

Ни во сне, ни наяву

Равных нет такому льву,

В небесах и на земле

Равных нет его стреле.

Наш Урал – его отец.

Он – стремленье всех сердец.

На земле – он свет земной,

В небе светится луной.

Он – отечества глаза,

Он – захватчикам гроза,

Саблей гору он свернет,

Криком озеро вспугнет.

Салават, как наш Урал,

Никогда не умирал.

Кровь его – завет живым,

Мы её не оскверним!


Учитель: Бабич был непревзойденным юмористом и сатириком. По первому приглашению он приехал в Оренбург, чтобы работать в сатирическом журнале, лучшем тогда в тюркском мире. Он оставил сотни метких и едких эпиграмм, пародий, дружеских шаржей, злых и добрых экспромтов, на которые был большой мастер. Многие из них вошли в сатирический цикл «Китабеннас».





Как назывался сатирический журнал, в котором работал Ш.Бабич?









Ответ: КАРМАК


Сразу после трагической гибели поэта его учитель в медресе «Галия», соратник по творчеству, почитатель его могучего дарования Галимджан Ибрагимов, сказал, что «творчество Шайхзады Бабича подобно горному потоку, который несётся среди угрюмых скал, разбиваясь о камни, пробивая себе путь к морю». Верность этих слов подтвердило время.


Обобщение учителя: Ребята, сегодня мы с вами говорили о поэтическом творчестве Шайхзады Бабича. Вы увидели, каким он был патриотом родной земли, был мужественным человеком, талантливым поэтом. Стихи его возвышают дух и душу, учат мудрости. И завершить урок хотелось бы стихотворением Шайхзады Бабича «Книга»:


Открой мне, книга, навсегда сокровища свои,

Из чистых родников меня ты знаньем напои.


Скорей открой мне путь прямой среди кривых дорог,

Пожар невежества залей водой прозрачных строк!


Ты – утешение мое, ты – материнский свет.

Скорблю и мучаюсь, когда тебя со мною нет.


Будь книга, пахарем моим: мне без тебя беда –

Колосьям светлых дум грозят бурьян и лебеда.



Как созвучны эти стихи со словами великих мыслителей:


Любите книгу – источник знаний.

М.Горький


Книги – лучшие друзья.

К ним можно обращаться во все трудные минуты жизни.

Они никогда не изменят.

А. Д о д е


Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

Д. Д и д р о


Читайте книги, познавайте мир, учитесь быть полезными своей стране.

Благодарю всех за активное участие.

Урок окончен.




Примечание: Все стихотворения звучат на фоне башкирских музыкальных инструментов (курая, мандолины, кубыза и др.) и башкирских народных песен в исполнении Газиза Альмухаметова.


урок "По страницам произведений Шайхзады Бабича"
  • Другое
Описание:

Перед уроком учащиеся знакомились с произведениями Ш.Бабича, читали рекомендованную учителем литературу.

Урок проводится с элементами игры «Поле чудес».

Изучение в игровой форме литературного творчества поэта, привитие любви к произведениям поэта, использование межпредметной связи с литературой, искусством, историей, музыкой.

Поразительна судьба башкирского поэта. Он прожил всего двадцать четыре года, но оставил неизгладимый след в истории. Без него не мыслится башкирская литература. Его имя долгое время замалчивалось. И это не случайно. Яркий талант, истинный патриот России (именно России, а не Башкортостана), гуманист он был убит красными. Тело его было разрублено на мелкие куски и брошено на свалку. Имя его не только всячески поносилось, но и стало заклятьем для целого ряда башкирских писателей, которые были репрессированы как «его сторонники», популяризаторы его творчества. Тут и Даут Юлтый, и Имай Насыри, и Тухват Янаби, и Булат Ишемгулов, и Габдулла Амантай…

Автор Шерстобитов Владимир Антонович
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1239
Номер материала 37049
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓