Главная / Русский язык и литература / урок по сказке Уайльда "Соловей и роза"

урок по сказке Уайльда "Соловей и роза"

Великая сила любви в сказке Оскара Уайльда «Соловей и Роза»

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с творчеством О. Уайльда; мотивировать учащихся для последующего знакомства со сказкой О.Уайльда.

  2. Совершенствовать умение выразительно и осознанно читать; активизировать и расширить словарный запас учащихся; развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы.

  3. Содействовать воспитанию нравственных качеств у учащихся;

Место проведения: учебный кабинет №19

Оформление: портрет Уайльда, интерактивная доска, электронная презентация, выставка книг Уайльда, эпиграф, таблица, розы, рисунки учащихся

Тип урока:

Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, интерактивный

Формы: индивидуальная, групповая, коллективная, парная.

Межпредметные связи: география, русский язык, английский язык, казахский язык.

Эпиграф: … Соловьи монастырского сада, как и все на земле соловьи,

Говорят, что одна есть отрада, и что эта отрада – в любви.

И.Северянин

Моя любовь была веков разведка…

Пусть не всегда звенели соловьи,

Пусть розы расцветали слишком редко,

Но о любви писал я, о любви…

(из современной поэзии)

Ход урока

1.Оргмомент. Нацеливание. Психологический настрой. Слово учителя. 2.Фронтальный опрос по разделам «Фольклор и литература», «Народные и литературные сказки»

-Дайте определение сказки. Назовите основной признак этого жанра (вымысел). Чем отличается волшебная сказка? (волшебными событиями, чудесными действиями, а также строением и структурой).

- Вспомните элементы волшебной сказки (завязка, зачин, отлучка, запрет, нарушение запрета, появление героя, встреча с дарителем, испытание и награждение или наказание героя, трудная задача и ее выполнение, волшебные помощники и предметы, бой с противником, победа и возвращение героя, брак и воцарение героя).

- Что называется фольклором? Что общего между фольклором и литературой и в чем различия?

- Сегодня мы познакомимся с литературной сказкой «Соловей и роза». Ее написал Оскар Уайльд. Мы совершим небольшое путешествие на родину Уайльда (просмотр презентации). Беседа по вопросам:

-На сколько графств поделена Ирландия? Что вы знаете из истории об Ирландии? Кто является главой государства? Что вы знаете о населении? На каком языке они говорят?

- Жизнь Оскара Уайльда сложна и противоречива, полная поиска истины и красоты. Как только не называли знаменитого писателя – «лондонский парижанин», «скандалист», «знаменитый парадоксалист».

- Предлагаю вам отправиться в путешествие в «литературное прошлое», «в гости» к писателю. Итак, мы в Англии второй половины 19 века и в доме известного писателя Оскара Уайльда, живущего на Тайт-Стрит. Это довольно большой дом, в котором писатель проживает со своей супругой Контанцией Ллойд. Здесь есть большой кабинет с панелями из красного дерева, вдоль стен расположены полки с огромным количеством книг.

А вот и сам писатель! «Более всего поражает в поэте его рост – несколько дюймов выше шести футов, - а затем темно – каштановые волосы до плеч…. В отличие от большинства англичан лицо у него не румяное, но скорее матовое, глаза не то голубые, не то светло – серые и отнюдь не мечтательные, как воображают некоторые его поклонники, но блестящие и быстрые…»

- Скажите, многоуважаемый мистер Уайльд, что вы понимаете под словом «творчество»?

- Творчество начинается в день твоего появления и кончается в день твоей смерти.

- Вы еще достаточно молодой писатель, но откуда столь сильный интерес общества к вашей личности? Как пришла популярность?

- Видимо, началом моей популярности стала поездка в Америку, где я читал лекции по английской литературе. Каждый шаг поездки подробно комментировался в местных газетах.

- Какую роль в вашей жизни играет сказка?

- У меня двое сыновей, Сирил и Виван, которым я читаю сказки Х.К.Андерсена, моего учителя. Также сыновья частенько слушают сочинения своего отца. Мною создано два сборника сказок «Счастливый принц» и «Гранатовый домик», адресованные всем читателям от «восемнадцати до восьмидесяти лет».

На этом наше виртуальное путешествие закончилось, возвращаемся в реальное время.

-Презентация о жизни и творчестве Уайльда.

-Сегодня мы с вами поговорим об очень важном, серьезном, вечном. Как сделать нашу жизнь чуточку добрей, светлей, лучше? А поможет нам замечательный английский писатель Оскар Уайльд и герои его сказки «Соловей и роза (звучит тема и эпиграф урока)

К этому уроку вы должны были прочитать сказку и сделать иллюстрации.

- Какие ассоциации возникают у вас со словами соловей и роза? Подберите прилагательные к этим словам

- Монолог студента (на фоне «Лунной сонаты» Бетховена)

- Инсценировка фрагмента сказки на английском языке

  1. Выразительное чтение сказки «Соловей и Роза» до слов «Когда на небе засияла луна…» (аудиозапись)

  2. Беседа по содержанию сказки

  1. Почему это произведение называется сказкой?

  2. Какими приемами писатель создает свой сказочный мир?

  3. Почему Соловей решил помочь студенту?

  4. Найдите в тексте песню Соловья о Любви. О каких этапах Любви он пел.

  5. Почему расцвела красная роза?

  6. Найдите отрывок, где Соловей поет о Жизни и Смерти. Что для него дороже – Жизнь или Смерть?

  7. Как оценивает девушка подарок студента? Сравните ее слова со словами Соловья о Любви и драгоценностях.

Девушка

Соловей

«Каменья дороже цветов»

«Любовь – это чудо. Она драгоценнее изумруда и дороже прекраснейшего опала…»



  1. Сравните, что говорят о Любви студент и Соловей. Чье мнение вы разделяете?

    Студент

    Соловей

    «Глупость – эта Любовь. В ней нет пользы. Она ничего не доказывает, всегда обещает несбыточное и заставляет верить в невозможное. Она непрактична».

    «Любовь – это чудо. Она драгоценнее изумруда и дороже прекраснейшего опала. Жемчуга и гранаты не могут купить ее. Ее не приторгуешь в лавке и не выменяешь на золото».

    Эгоизм, лицемерие, предательство

    Бескорыстная дружба, верность, самоотверженность

  2. Подберите определения каждому из них.

  3. Определите позицию автора. Как она выражена в тексте произведения?

  4. Почему автор назвал свою сказку «Соловей и Роза», а не «Соловей и Студент»?

  5. Сформулируйте основную идею сказки.

Высокие идеалы романтики и духовности несовместимы с реальными жизненными обстоятельствами.

- Прослушивание сообщений учащихся (образ розы и соловья в литературе)

-Игра «Паутинка» (вскружить голову, кривить душой, не покладая рук, пасть духом, водить за нос, Элиза, студент, ткачи, девушка, министры)

-Вставьте пропущенное слово в названии книг Уайльда («Соловей и …, «Счастливый…, «Преданный…, «…-эгоист», «…ракета», «Звездный …», «Кентервильское …», «Мальчик и …», «… король», «Настоящий …», «Рыбак и его …», «Мальчик-…», «Необыкновенная история, случившаяся с патроном для …»)

Итог урока.

Уайльд показывает красоту любви, которая обретает совершенство в жертвенности.

Роза символизирует красоту лишь только внешнюю, и обыкновенная роза без соловья словно «бледный и пышный куст». Истинная ее красота проявляется благодаря самопожертвованию маленькой птички, обагрившей розу своей кровью.

Обыкновенный цветок превращается в великолепную алую розу, «подобную утренней заре на востоке»

Домашнее задание:



Подготовьтесь по вопросам и заданиям на стр. 199 – 201 к итоговому уроку по разделу.

урок по сказке Уайльда "Соловей и роза"
  • Русский язык и литература
Описание:

Данная разработка посвящена жизни и творчеству Оскара Уайльда, его великому творению-сказке "Соловей и роза". Она мотивирует учащихся для последующего знакомства со сказкой О.Уайльда. Данная разработка способствует работе над совершенствованием умения выразительно и осознанно читать; активизировать и расширить словарный запас учащихся; развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы. Дает возможность содействовать воспитанию нравственных качеств у учащихся. Данная разработка будет хорошим подспорьем для учителей русского языка и литературы.

Автор Байбатырова Сая Шокимовна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1113
Номер материала 36721
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓