«КРАСОТА
СПАСЕТ МИР» (Ф.М.Достоевский)
(урок
по сказке О.Уайльда «Мальчик-зввзда» 5 класс).
Но если
так, то что есть красота
И
почему ее обожествляют люди?
Сосуд
она, в котором пустота,
Или
огонь, мерцающий в сосуде?
Н.Заболоцкий.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня нам
предстоит завершить разговор о сказке О.Уайльда "Мальчик-звезда",
ответить на главный вопрос урока: какая красота может спасти мир, сделать ее лучше?
Но начнем мы в хорошо знакомых вам других сказок.
"Сказочная мозаика": разбившись на группы, собрать
иллюстрации к народным и авторским сказкам, разрезанные в виде пазлов - головоломок
(Я часто использую подобные задания, так как это позволяет сразу задать высокие
темп уроку, активизирует учеников, делает урок более живым и
интересным).
Учитель: Назовите сказки, иллюстрации к
которым вы только что собрали. У всех ли сказок можно назвать автора? По
каким признакам мы узнаем сказки? В чем разница между авторскими и народными
сказками?
"Мальчик-звезда"
- сказка? Кто ее автор? Найдите в тексте элементы сказки.
Кто такой
мальчик-звезда? Каким он был? Откуда он взялся в селении лесорубов? Найдите
среди иллюстраций на доске этот эпизод. Как он вел себя по отношению к
односельчанам и почему? Какой из его поступков стал последней каплей в чаше их
терпения? Как его наказали и почему именно так? А был ли он действительно
красив?
(его
лишили внешней красоты, потому что он никогда не был красив внутренне, а
значит, окружающие просто перестанут замечать его красоту, увидев внутреннюю
сущность).
Кого из героев
можно назвать по-настоящему красивым? Почему же мать кажется сыну некрасивой и
он стыдится ее?
Выразительное
чтение сцены "Нищенка и мальчик": подумайте, какие чувства испытывают мать
и мальчик.
Мимические этюды: постарайтесь выразить мимически чувства
матери, мальчика, жителей деревни. Прокомментируйте выражение своего лица. Ребята,
кто, по-вашему, наиболее удачно передал чувства своего героя? Почему вы так считаете?
Работа с
иллюстрациями
(они нарисованы учениками класса в качестве предварительного задания к уроку и
размещены на доске):
Найдите среди
иллюстраций сцену "Нищенка и мальчик. Правильно ли изобразил автор
своих героев? Почему вы так считаете? Докажите, ссылаясь на текст,
свою точку зрения.
В каком эпизоде
мы впервые замечаем, что мальчик-звезда изменился внутренне?
Что с ним
происходит, каким он стал? Докажите примерами. Рассмотрите иллюстрацию к тому эпизоду, когда
сам мальчик-звезда понимает, что к нему вернулась его красота. Какие его
чувства пытается передать автор рисунка?
(он удивлен, поражен, ведь руки его подняты, как будто он
всплеснул ими в сильнейшем удивлении).
Радуется ли он
тому, что к нему вернулась его красота? Важно ли это для него? А для нас?
Выразительное
чтение стихотворения Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка»
Видите, писатели
разных стран, разных веков ищут ответ на вопрос, который стал эпиграфом нашего
урока. А как бы вы ответили на этот вопрос?
Проверка
домашнего задания (сочинение-миниатюра «Какого человека я могу назвать
красивым?")•
Итак, истинная красота
подразумевает многое. Это и гармоничная внешность человека, но прежде всего его
сердце - не каменное, а живое, теплое, страдающее и сострадающее.
мальчик-звезда смог измениться
внутренне, страдание растопило его ледяное сердце, и в конце сказки он стал
красивым не только внешне, но и внутренне. Но прежде всего он красив в своих
поступках. Именно в них проявилось благородство и бескорыстие героя, поэтому
его царствование мы воспринимаем как средство улучшить, украсить тот мир, в
которое мы живем.
Домашнее
задание: Из
задания 7 учебника «Вокруг тебя – мир» выбери один из афоризмов, наиболее для
тебя интересный, и попробуй доказать или опровергнуть его.
Не наружность надо
украшать, но быть красивым в духовных начинаниях. Фалес.
Одним из дурных
последствий жестокого поступка является то, что ожесточаются сердца очевидцев. Ч.
Бакстон.
При красоте тела
невольно веришь в красоту души. При красоте души не замечаешь физического
несовершенства. И.Шмелев.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.