Сказка. Сказка? Сказка!
(бинарный урок по сказке Е. Л. Шварца
«Сказка о потерянном времени»)
1. Звучит
хор из кантаты Г. Свиридова «Снег идет»
- Назовите произведение и
его авторов.
- Какой образ создал
композитор?
- С чем сравнивается тихо
идущий снег?
- Какая мысль выражена в
этом музыкальном произведении?
- Музыка и Литература
существуют во времени и в развитии.
- Скажите, сколько длится
фраза «Снег идет»?
- Каким же может быть
Время?
(настоящим, прошедшим,
будущим)
- А как оно проходит и
отчего зависит его движение?
(ползти, тянуться,
лететь, бежать, идти, остановиться…)
- Да, разным может быть
время!
- ВРЕМЯ МОЖНО НАЙТИ И
ПОТЕРЯТЬ!!!
2.Звучит лейтмотив волшебника
- И сейчас мы превратимся в волшебников,
которые помогут людям ценить время.
Хором читаем заклинание:
Где играют дружно,
Считают умело,
Там и сказке можно
Появиться смело.
- И вот она - «Сказка о потерянном
времени» Е.Л. Шварца
- Что является главной идеей всех сказок?
- А в этой сказке кто олицетворяет добро,
а кто зло?
- Какое превращение произошло с героями?
(ЗЛО ТОГДА ПОБЕЖДАЕТ, КОГДА ЧЕЛОВЕК ЕМУ НЕ
СОПРОТИВЛЯЕТСЯ)
3. -
«Биографы», расскажите нам о главном герое.
- Скажите, откуда автор
взял сюжет этой истории?
4. – Что явилось причиной
метамарфозы, произошедшей с Петей Зубовым, как вы думаете «Мастера»?
Найдите в тексте.
(Чтение текста на с. 295)
«Ходит Петя, бродит, а молодых стариков,
старых детей, - нет, как нет.
Жизнь кругом так и кипит. Один он, Петя, отстал,
опоздал, не успел, ни на что не годен, никому не нужен» (градация).
(Дети на доску вешают эти слова,
обратить внимание на их расположение)
- Да, никому не нужен.
- Что чувствовал наш герой, найдите
описание в тексте.
С. 291:
«Какой я одинокий, несчастный старик. Ни
мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей… И главное, ничему не успел научиться. Настоящие
старики – те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я
нужен, когда я всего только ученик третьего класса? Мне даже пенсии не дадут –
ведь я всего три года работал – на двойки да на тройки. Что же со мной будет?
Бедный я старик! Несчастный я мальчик! Чем же все это кончится?»
- Какого мнения были злые волшебники о
наших героях?
С. 294. «- Откуда им все это узнать?
- Не придут они сюда к двенадцати часам
ночи. Хоть на минуту, да опоздают.
- Да куда им! Да где им! Эти лентяи и до
семидесяти семи и сосчитать не сумеют, сразу собьются»
5. Теперь мы обращаемся к нашим «Следопытам»:
- Как Петя находил себе подобных, молодых
стариков?
С. 295 «Оглядывается Петя, ищет стариков,
но ни одного подходящего не находит. Бегут по улицам старики, но сразу видно –
настоящие, не третьеклассники…
Вот старик с портфелем. Наверное, учитель.
Вот старик с ведром и кистью – это маляр. Вот мчится красная пожарная машина,
а в машине старик начальник пожарной охраны города. Этот, конечно, никогда не
терял времени понапрасну ».
6. «Художники», а вы над чем
работали?
- Мы создали коллаж «Таинственный лес, в
котором находилась избушка злых волшебников»
7. Обращаясь ко всем:
- Ребята, какая мысль звучит рефреном в
сказке?
«ЧЕЛОВЕК, НАПРАСНО ТЕРЯЮЩИЙ ВРЕМЯ, НЕ
ЗАМЕЧАЕТ, КАК СТАРЕЕТ».
8. «Следопыты», как
разрушить колдовские чары? (ответы)
И так. Петя нашел всех детей – стариков и…
9. Слово вам «Мастера и Художники»
Звучит тема медведя из к/ф «Обыкновенное
чудо», читают
С.296 «Чтобы не терять времени даром… до
слов… подошел трамвай к лесу, соскочили наши старики – и в чащу бегом».
Вступает шумовой оркестр
«А теперь вижу, что иногда лучше потратить
немножко времени, чтобы потом его сберечь».
10.Ребята, что же нужно делать, чтобы
никакие злые волшебники не украли время?
Слова – антонимы:
УСПЕВАТЬ, НЕ ОТСТАВАТЬ, НЕ ОПАЗДЫВАТЬ,
ТРУДИТЬСЯ, ТЫ НЕ ОДИНОК!
- Если вы будете успевать
- Если не будете отставать от своих
сверстников
- Не будете опаздывать
- А будете прилежно трудиться
- Вы не будете одиноки!!!
- Да, только помогая друг другу, дети
смогли разрушить злые чары!
- Чему вас научила эта сказка?
( мечтать, быть честными, добрыми и
смелыми, ценить дружбу и время)
- Быть такими, как в песне Г. Гладкова
11. Все поют «Песню о волшебниках» Г.
Гладкова
-ДА, ОТ ЛЮБОГО НЕСЧАСТЬЯ МОЖЕТ СПАСТИСЬ
ЧЕЛОВЕК, ЕСЛИ ЭТОГО ЗАХОЧЕТ!!! Это главная идея творчества Е. Л. Шварца.
12. «Биографы», расскажите
нам о сказочнике. (рассказывают)
13. Звучит лейтмотив волшебника
- Если у тебя чистая и красивая душа, тебе
не нужно быть волшебником.
- Если ты знаешь множество сказок, ты
можешь отправиться в путь и рассказывать сказки.
- Твои сказки волшебные и удивительные. В
них добро побеждает зло.
- Они будут творить чудеса, пробуждая в
сердцах людей все хорошее.
С ИХ ПОМОЩЬЮ МИР СТАНЕТ ЛУЧШЕ И ДОБРЕЙ!
14. Просмотр финала фильма – сказки
«Золушка»
15. Исполнение «Прощальной песни» Г.
Гладкова из к/ф «Обыкновенное чудо» На фоне финала музыки
- Народная мудрость гласит: «Три вещи
никогда не возвращаются обратно:
ВРЕМЯ, СЛОВО, ВОЗМОЖНОСТЬ».
Как вы владеете словом, покажите при
выполнении домашнего задания.
Как вы сегодня использовали свои
возможности, оценят координаторы и… ВРЕМЯ.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.