Главная / Другое / Урок по самопознанию на тему

Урок по самопознанию на тему

Пән бойынша сабақ жоспары

Поурочный план по предмету


«Принципы проектирования содержания занятий по самопознанию»


Оқытушы:

Преподаватель: Чернышева Е.П.

Күні Дата: 27.02.2014

Топ Группа: УС-03

Сабақ түрі: Тип урока: лекция


Тақырыбы Тема: Концепция-Я (2 часа).


Мақсаты Цель:

- обеспечить усвоение студентами основных понятий темы

- воспитывать положительное отношение к учению

- развивать абстрактное мышление – умение выделять общие и существенные признаки различных понятий

- развивать умение работать в должном темпе


Құрал-жабдық Оборудование: лекция, презентация


Сабақтың барысы

Ход урока


1.Оргмомент. Выявление уровня готовности к уроку (внешний вид, наличие тетрадей)


Зима... Холод. Мрак. Но не все так плохо. Все спасает снег. Снег — это замерзшая вода, если кто не в курсе. Но откуда эта вода? Стоит только представить, что в твоем дворе сейчас лежит немного Карибского моря, а на учебу ты идешь через прибрежные воды Филиппинских островов, как сразу становится немного теплее и настроение становится лучше. Всех поздравляю с предпоследним днем зимы!


2.Раскрытие новой темы по плану:


Сегодня у нас с вами очень интересная тема и называется она «Концепция-Я». Пожалуйста, открывайте тетради, запишите тему.


  1. Обсуждение: С чем у вас ассоциируется название нашей сегодняшней темы?

Что ж, вы верно заметили, что в названии темы есть такое личностное и важное слова – Я.

Поэтому я предлагаю вам сделать такое упражнение:


2) Процедура "Образ Я"

Цель упражнения: - более глубокое осознание личностного существования; - соединение вербального и невербального компонентов выразительности самооценочной позиции. 
Каждому участнику предлагается произнести слово "Я" с только ему присущей интонацией, мимикой, жестами. Нужно сделать это так, чтобы одним словом как можно полнее выразить восприятие своего "Я", свою индивидуальность и свое место в мире.



3) Мы немного размялись, предлагаю перейти непосредственно к теме нашего урока. Давайте начнем разбираться, что это за концепция-Я. А начнем с того, что есть очень схожее понятие – САМОСОЗНАНИЕ. Давайте вспомним. 2-5 слайды.



В психологии под самосознанием, или «Я», понимается либо процесс накопления представлений о себе, либо результат этого процесса.

В первом случае исследователя интересуют динамические аспекты самосознания: появление и формирование самосознания, его развитие на протяжении жизни человека, появление и развитие самосознания человека и истории человечества и т. д.

Во втором случае рассматриваются в большей степени: форма этого опыта, его структура и организация, его функции в жизнедеятельности человека.

В вопросе классификации различных сторон самосознания, или «Я»-феномена, важными являются два критерия.

Самосознание личности отражает позиции человека в различных социальных группах: «Я» как представитель определенной профессиональной группы; «Я» как член семьи; «Я» как член определенных общественных организаций и т. д.

Существенным критерием классификации «Я»-феномена является точка зрения, с которой осуществляется анализ и оценка себя.

Временная точка зрения на себя: «прошлое Я» – каким я был раньше; «настоящее Я» – какой я сейчас; «будущее Я» – каким я вижу себя в будущем.

С точки зрения различных ценностей: каким я хотел бы быть сам – личные ценности; каким меня хотели бы видеть друзья – ценности референтной группы.

Различают следующие функции самосознания в жизнедеятельности человека.

1. «Я» является той точкой, той перспективой, из которой человек воспринимает и постигает мир. Причем всякое индивидуальное знание и опыт имеют субъективную окраску в том смысле, что человек соотносит это знание с собственной личностью, с собственным «Я», т. е. это мое знание, мой опыт.

2. Самосознание, «Я», выполняет регулирующую роль в жизнедеятельности человека. Поведение человека, в отличие от поведения животного, обусловлено не только ситуацией, но и тем, как человек себя воспринимает и оценивает.



4) Разобрались, и теперь вам 1,5 минутки в парах составьте, пожалуйста, кластер по термину САМОСОЗНАНИЕ.



Время вышло, пожалуйста, предъявите свои кластеры. (вывешиваем на доску)



Слайд 6 – кластер по самосознанию. Стыкуется с 8 слайдом.



5) Я-концепция – это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности.

9-10 слайд, определение на 10 слайде записываем.



6) Понятие я-концепции – видео – 2 мин



7) Составляющие я-концепции – 11 слайд



8) Работа по карточкам - Методика "Какой Я?"


Эта методика предназначается для определения самооценки ребёнка-дошкольника. Экспериментатор, пользуясь представ­ленным далее протоколом, спрашивает у ребёнка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным по­ложительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребён­ком самому себе, проставляются экспериментатором в соответ­ствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.


Оценка результатов

Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и также ответы типа «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребёнка оп­ределяется по общей сумме баллов, набранной им по всем каче­ствам личности.



Протокол к методике «Какой Я?»



п/п

Оцениваемые качества личности

Оценки по вербальной шкале

да

нет

иногда

не знаю

1

2

3

Хороший

Добрый

Умный

 

 

 

 

 

 

 

 

4

5

6

Аккуратный

Послушный

Внимательный

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Вежливый

 

 

 

 

8


9

10

Умелый (способный)

Трудолюбивый

Честный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Выводы об уровне самооценки

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.



ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ



9) Я часто задаю себе вопрос: почему я живу так, почему другие живут так. Это зависит от многих факторов? От воспитания, от среды, где они росли и от множества других факторов, которые от нас не зависят. Но есть один фактор, который наиболее важен, который мы можем изменить и от которого зависит наша жизнь.

Итак, три уровня – 1 – как оценивают нас другие, 2 – самооценка, 3 – достаток, удача, успех, результат, счастье.

Итак, как нас оценивают другие люди? Например, я школе была отличнице – меня в школе высоко оценивали другие люди: учителя, родители. Здесь все в порядке. Но если смотреть на 2 уровень – наблюдается проблема – чаще всего самооценка у таких людей довольно сильно занижена. Внешне все выглядит благополучно – все тебя оценивают высоко, но в глубине души самооценка занижена, но он усиленно грызет науку – он меньше общается со сверстниками – и он себя низко оценивает – не может постоять за себя, плохо кидает мячик и т.д.

Рассмотрим обратную ситуацию: двоечник, его плохо оценивают учителя, другие люди. Но эти люди – почему-то более уверенны в себе – могут постоять за себя, за друзей, преуспевают в играх, списывании, могут привлекать других людей для достижения своих целей – и отличников, кстати. У таких людей самооценка довольно высокая.

Бывают люди средние.

Жизнь показывает, что уровень оценки другими людьми не сильно важен.

Рассмотрим 3 уровень – как правило, 2 и третий уровень связаны параллельно. К чему разговор? То, что думают о вас другие люди – не важно. Значение в жизни имеет только уровень самооценки. Если самооценка низкая, то человек не может быть в достатке. Самооценка влияет на уровень счастья, достатка.

Конечно, самооценка – настоящая, не мнимая.

К сожалению, большинство учителей и родителей заставляют думать наших детей – что важно, что о тебе думают другие. Много времени человек вынужден думать о том, как его оценивают другие.



10) Какие бывают ошибки при выработке самооценки? Давайте посмотрим мультфильм с 20 секунды.



11) Итак, какие бывают самые распространенные ошибки?

- завышенные ожидания – например, вы прочитали книжку или посмотрели видеокурс – и ждем суперэффекта. Все внимание тратится на ожидание, а надо направлять энергию на действия.

- чувство собственной важности (путают с самооценкой. Но – демострация собственной важности – это как раз заниженная самооценка – это компенсация недостатков внутреннего размера самооценки). Хочешь повысить самооценку – поменьше пиара.



И наконец – главное – полюби себя – и люди к тебе потянутся.



12) Песня Гришковца – я хороший



Профессиональная деятельность является одной из основных форм жизнедеятельности человека. От того, как человек воспринимает и оценивает свою работу, свои достижения в определенной деятельности и себя в профессиональной ситуации, зависит и его общее самочувствие, и эффективность его деятельности. Профессиональное самосознание личности является и основным источником и механизмом профессионального развития и усовершенствования.

Для педагогической деятельности проблема профессионального самосознания приобретает особую актуальность потому, что результаты деятельности учителя выражаются прежде всего в результате учебной деятельности учащихся, и способность учителя анализировать и оценивать свою деятельность и ее результаты, свои профессионально значимые качества непосредственно связана с эффективностью педагогического воздействия. Кроме того, профессиональное самосознание является личностным регулятором профессионального саморазвития и самовоспитания учителя.

Структура профессионального самосознания учителя: «актуальное Я» – то, каким себя видит и оценивает учитель в настоящее время; «ретроспективное Я» – то, каким себя видит и оценивает учитель по отношению к начальным этапам работы; «идеальное Я» – то, каким хотел бы быть или стать учитель; «рефлексивное Я» – то, как, с точки зрения учителя, его рассматривают и оценивают другие в его профессиональной сфере.



3. Практическое задание.

Для рефлексии и проверки усвоения темы я предлагаю вам в группах по 4 человека выработать все 4 позиции



4. Домашнее задание. Вспомнить и описать в эссе причины, которые помогли вам повысить собственную самооценку.


5. Выставление оценок за урок


Урок по самопознанию на тему
  • Другое
Описание:

Урок по теме "Я-концепция" для предмета "Самопознание".

Может быть использован в старших классах или в колледжах.

есть очень схожее понятие – САМОСОЗНАНИЕ

В психологии под самосознанием, или «Я», понимается либо процесс накопления представлений о себе, либо результат этого процесса.

Существенным критерием классификации «Я»-феномена является точка зрения, с которой осуществляется анализ и оценка себя.

 

Самосознание, «Я», выполняет регулирующую роль в жизнедеятельности человека. Поведение человека, в отличие от поведения животного, обусловлено не только ситуацией, но и тем, как человек себя воспринимает и оценивает.

Автор Чернышева Елена Петровна
Дата добавления 28.12.2014
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 559
Номер материала 13702
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓