Жантлеуова
Д.И.
учитель
русского языка и литературы
I категории
средней школы имени
Мукангазы
Сиранова
Индерского
района
Атырауской
области
Урок
по русской литературе
на
тему
«Встреча
с поэмой «Мцыри» продолжается...»
М. Ю. Лермонтова в 9 классе.
Цель:
Образовательная: углубить понимание содержания поэмы;
определить
завязку в развитии сюжета; провести анализ образа-персонажа в
контексте идейно-художественного содержания произведения.
Развивающая:
работать над развитием логического мышления через
анализ; развивать устную и письменную речь школьников.
Воспитательная:
подвести учащихся к осознанию сущности нравственных
понятий и тем самым воздействовать на формирование этих качеств;
воспитывать любовь к чтению произведений поэта.
Наглядность:
презентации с портретами М. Ю.
Лермонтова, с иллюстрациями к поэме «Мцыри».
Тип
урока: урок – анализ
Элементы
новой технологий: стратегии критического мышления.
Эпиграф:
«Какое разнообразие картин, образов и чувств! Тут и бури духа,
и умиление сердца, и вопли отчаяния, и тихие жалобы, и гордое
ожесточение, и кроткая грусть, и мрак ночи, и торжественное
величие утра, и блеск полудня, и таинственное обаяние вечера»
В.Г.Белинский (слайд 1)
«Что за огненная душа, что за
могучий дух, что за
исполинская натура у этого Мцыри!»
В.Г.Белинский
Ход урока:
I.
Организационный момент.
II.
Проверка домашнего задания.
1. Рассказ
о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова.
2. Краткий
пересказ поэмы по плану (глав I-XI)
План, составленный на I уроке.
1.
Спокойный рассказ о монастыре. (I
глава).
2.
История Мцыри от момента пленения и до последних дней. (II
глава).
3.
Встреча Мцыри с чернецом. Исповедь Мцыри. (III
глава).
4.
Скорбное сознание неосуществленной мечты. (IV-V
главы)
5. Три
дня жизни Мцыри на воле или бегство из монастыря (VI-XI
главы)
3. Наизусть отрывка (по выбору)
4. Ответы на вопросы:
- Понравилась
ли вам поэма?
- О
чем же поведал Мцыри?
- Что
вам особенно запомнилось и почему?
- С
каким настроением вы читали поэму?
-
Какие чувства переживали?
- Где,
в каких местах произведений вы почувствовали Мцыри, восхищались им?
- Где испытывали
сострадание, грусть?
5. – Значит, с чего начинается поэма? (с конца)
а) Сколько в ней глав?
б) О чем рассказывает I
глава? (Спокойный рассказ о монастыре?)
е) II глава? (Рассказана вся история Мцыри от
момента пленения и до последних дней).
6. –
Перед нами монастырская келья и юный Мцыри, уже проживший три дня на воле,
возвращенный в обитель после неудачного бегства, израненный, обессиленный.
-
Зачем понадобилась еще 24 главы? Ведь о жизни юноши все известно. Значит, дело
не в событиях, а в переживаниях его.
-
Сделайте сопоставительную запись: (2 ученика работают у доски, а остальные
рассматривают иллюстрации к поэме)
В монастыре На воле
Однообразие монастырских Великолепие красок;
сводов
и келий; тусклое мер- разнообразие картин природы;
цание
свечей; постоянный пышные поля; холмы, покрытые
полумрак.
венцом дерев, шумящих свежею
толпой; «горные хребты» и «в
снегах, горящих, как алмаз», седой
незыблемый Кавказ.
(ответы учащихся)
Вывод: -
Заветная мечта Мцыри? («Хотя на миг когда-нибудь мою пылающую грудь прижать с тоской
к груди другой, хоть незнакомой, но родной?»).
III.
Объяснение новой темы. «Встреча с поэмой «Мцыри» продолжается» (XII-XXVI
гл.)
а) Чтение глав XII-XIV
учителем.
б) Вопрос:
- Что испытывать Мцыри, наблюдая за девушкой – грузинкой?
(ответы
учащихся)
в) Словарная работа (запись на
доске)
Терновик
– колючий кустарник .
Тщетно
– бесполезно, напрасно.
Жребий
– участь, доля, судьба.
Мнилось
– казалось, думалось.
IV.
Закрепление темы.
–
Переходим к 15 главе. Перед юношей «вечный лес».
1.
Чтение 15-16 глав учителем.
2.
Вопрос: - Как метафора усиливает страшную картину?
(ответы учащихся)
3.
Чтение наизусть 17-18 главной барсом (опережающее задание – 2
ученика)
4.
Вопрос: - Подумайте, что значит для Мцыри барс? (ответы учащихся)
5.
Чтение 19 главы.
- Бой окончился, и Мцыри, «собрав остаток сил, «побрёл» по лесу.
(обращаем внимание на глагол: Проснулся день. Но какая реакция у героя?
И
почему? (ответы учащихся).
6.
Чтение 20-23 главы учителем.
7.
Чтение наизусть глав 24,25,26 учениками (опережающее задание)
- Почему Мцыри сравнивает себя с бледным цветком, выросшим в
тюрьме и сожженным палящими лучами зари?
Окончен рассказ Мцыри о жизни на воле, и мы снова видим его
монастырское келье. Грустным сознанием неотвратимости конца
проникнуты его последние слова прощания с жизнью.
Работа с учебником.
Выполнение
заданий:
№5. Используя изобразительные средства языка, расскажите о битве с барсом (пересказ
главы 17-18)
№6. Чем отличается романтический герой поэмы Лермонтова «Мцыри» от
романтического героя поэмы «Цыганы» А.С.Пушкина? А в чем их сходство?
Составление диаграммы Венна.
-
Подведение итогов урока.
V. Вывод:
-Почему же гибнет Мцыри? Только ли от истощения и ран? (Ответы
учащихся).
VI. Домашнее задание.
1. Написать
размышление: Какие страницы исповеди Мцыри вас особенно тронули и почему?
2. Выучить
понравившийся вам отрывок из поэмы наизусть.
3. Краткий
пересказ поэмы.
VII.
Комментирование оценок.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.