Главная / Русский язык и литература / Урок по русской литературе на тему «Встреча с поэмой «Мцыри» продолжается...» М. Ю. Лермонтова в 9 классе.

Урок по русской литературе на тему «Встреча с поэмой «Мцыри» продолжается...» М. Ю. Лермонтова в 9 классе.


Жантлеуова Д.И.


учитель русского языка и литературы

I категории средней школы имени

Мукангазы Сиранова

Индерского района

Атырауской области


Урок по русской литературе

на тему

«Встреча с поэмой «Мцыри» продолжается...» М. Ю. Лермонтова в 9 классе.

Цель:

Образовательная: углубить понимание содержания поэмы; определить

завязку в развитии сюжета; провести анализ образа-персонажа в

контексте идейно-художественного содержания произведения.

Развивающая: работать над развитием логического мышления через

анализ; развивать устную и письменную речь школьников.

Воспитательная: подвести учащихся к осознанию сущности нравственных

понятий и тем самым воздействовать на формирование этих качеств;

воспитывать любовь к чтению произведений поэта.

Наглядность: презентации с портретами М. Ю. Лермонтова, с иллюстрациями к поэме «Мцыри».

Тип урока: урок – анализ

Элементы новой технологий: стратегии критического мышления.

Эпиграф: «Какое разнообразие картин, образов и чувств! Тут и бури духа,

и умиление сердца, и вопли отчаяния, и тихие жалобы, и гордое

ожесточение, и кроткая грусть, и мрак ночи, и торжественное

величие утра, и блеск полудня, и таинственное обаяние вечера»

В.Г.Белинский (слайд 1)

«Что за огненная душа, что за могучий дух, что за

исполинская натура у этого Мцыри!»

В.Г.Белинский

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

    1. Рассказ о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова.

    2. Краткий пересказ поэмы по плану (глав I-XI)


План, составленный на I уроке.

1. Спокойный рассказ о монастыре. (I глава).

2. История Мцыри от момента пленения и до последних дней. (II глава).

3. Встреча Мцыри с чернецом. Исповедь Мцыри. (III глава).

4. Скорбное сознание неосуществленной мечты. (IV-V главы)

5. Три дня жизни Мцыри на воле или бегство из монастыря (VI-XI главы)

3. Наизусть отрывка (по выбору)

4. Ответы на вопросы:

- Понравилась ли вам поэма?

- О чем же поведал Мцыри?

- Что вам особенно запомнилось и почему?

- С каким настроением вы читали поэму?

- Какие чувства переживали?

- Где, в каких местах произведений вы почувствовали Мцыри, восхищались им?

- Где испытывали сострадание, грусть?

5. – Значит, с чего начинается поэма? (с конца)

а) Сколько в ней глав?

б) О чем рассказывает I глава? (Спокойный рассказ о монастыре?)

е) II глава? (Рассказана вся история Мцыри от момента пленения и до последних дней).

6. – Перед нами монастырская келья и юный Мцыри, уже проживший три дня на воле, возвращенный в обитель после неудачного бегства, израненный, обессиленный.

- Зачем понадобилась еще 24 главы? Ведь о жизни юноши все известно. Значит, дело не в событиях, а в переживаниях его.

- Сделайте сопоставительную запись: (2 ученика работают у доски, а остальные рассматривают иллюстрации к поэме)

В монастыре На воле

Однообразие монастырских Великолепие красок;

сводов и келий; тусклое мер- разнообразие картин природы;

цание свечей; постоянный пышные поля; холмы, покрытые

полумрак. венцом дерев, шумящих свежею

толпой; «горные хребты» и «в

снегах, горящих, как алмаз», седой

незыблемый Кавказ.

(ответы учащихся)

Вывод: - Заветная мечта Мцыри? («Хотя на миг когда-нибудь мою пылающую грудь прижать с тоской к груди другой, хоть незнакомой, но родной?»).

III. Объяснение новой темы. «Встреча с поэмой «Мцыри» продолжается» (XII-XXVI гл.)

а) Чтение глав XII-XIV учителем.

б) Вопрос: - Что испытывать Мцыри, наблюдая за девушкой – грузинкой?

(ответы учащихся)

в) Словарная работа (запись на доске)

Терновик – колючий кустарник .

Тщетно – бесполезно, напрасно.

Жребий – участь, доля, судьба.

Мнилось – казалось, думалось.

IV. Закрепление темы.

Переходим к 15 главе. Перед юношей «вечный лес».

1. Чтение 15-16 глав учителем.

2. Вопрос: - Как метафора усиливает страшную картину?

(ответы учащихся)

3. Чтение наизусть 17-18 главной барсом (опережающее задание – 2 ученика)

4. Вопрос: - Подумайте, что значит для Мцыри барс? (ответы учащихся)

5. Чтение 19 главы.

- Бой окончился, и Мцыри, «собрав остаток сил, «побрёл» по лесу.

(обращаем внимание на глагол: Проснулся день. Но какая реакция у героя?

И почему? (ответы учащихся).

6. Чтение 20-23 главы учителем.

7. Чтение наизусть глав 24,25,26 учениками (опережающее задание)

- Почему Мцыри сравнивает себя с бледным цветком, выросшим в

тюрьме и сожженным палящими лучами зари?

Окончен рассказ Мцыри о жизни на воле, и мы снова видим его

монастырское келье. Грустным сознанием неотвратимости конца

проникнуты его последние слова прощания с жизнью.

Работа с учебником.

Выполнение заданий:

5. Используя изобразительные средства языка, расскажите о битве с барсом (пересказ главы 17-18)

6. Чем отличается романтический герой поэмы Лермонтова «Мцыри» от романтического героя поэмы «Цыганы» А.С.Пушкина? А в чем их сходство?

Составление диаграммы Венна.


- Подведение итогов урока.

V. Вывод: -Почему же гибнет Мцыри? Только ли от истощения и ран? (Ответы учащихся).

VI. Домашнее задание.

  1. Написать размышление: Какие страницы исповеди Мцыри вас особенно тронули и почему?

  2. Выучить понравившийся вам отрывок из поэмы наизусть.

  3. Краткий пересказ поэмы.

VII. Комментирование оценок.



Урок по русской литературе на тему «Встреча с поэмой «Мцыри» продолжается...» М. Ю. Лермонтова в 9 классе.
  • Русский язык и литература
Описание:

Цель:

   Образовательная: углубить понимание содержания поэмы; определить 

               завязку в развитии сюжета; провести анализ образа-персонажа в

               контексте идейно-художественного содержания произведения.

   Развивающая: работать над развитием логического мышления через

               анализ; развивать устную и письменную речь школьников.

   Воспитательная: подвести учащихся к осознанию сущности нравственных 

               понятий и тем самым воздействовать на формирование этих качеств;

               воспитывать любовь к чтению произведений поэта.

   Наглядность: презентации с портретамиМ. Ю. Лермонтова, с иллюстрациями к поэме «Мцыри».

   Тип урока: урок – анализ

   Элементы новой технологий: стратегии критического мышления.

   Эпиграф: «Какое разнообразие картин, образов и чувств! Тут и бури духа,

               и умиление сердца, и вопли отчаяния, и тихие жалобы, и гордое

               ожесточение, и кроткая грусть, и мрак ночи, и торжественное

               величие утра, и блеск полудня, и таинственное обаяние вечера»

                                                                                   В.Г.Белинский (слайд 1)

                          «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за   

                исполинская натура у этого Мцыри!»

 

                                                                                   В.Г.Белинский

Автор Жантлеуова Дина Изимбергеновна
Дата добавления 27.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 533
Номер материала 12820
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓