Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок по русской литературе.9 класс

урок по русской литературе.9 класс

Скачать материал

Конспект урока "М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики Лермонтова". Презентация к уроку

Эпиграф:

«Он подражал в стихах Пушкину и Байрону и вдруг написал нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему. Но совершенно очевидно, что это невозможно, ибо он владеет тем, что у актера называют«сотой интонацией». Слово слушается его, как змея заклинателя…»


Цели урока:

  • повторить этапы биографии поэта, сообщить новые факты и обобщить информацию о его жизни и творчестве;
  • определить основные мотивы поэзии Лермонтова; 
  • проследить особенности истории и литературы в России в период с 1828 по 1841 гг.  

Оборудование урока:

  • презентация «М.Ю. Лермонтов»
  • рабочая тетрадь по литературе.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение целей урока.
  3. Работа по презентации.

Слайды 1, 2

М. Ю.Лермонтов родился 3 октября 1814 г. в Москве.  Отец – Юрий Петрович Лермонтов носил чин капитана. Он происходил из старинного шотландского рода. Мать – Марья Михайловна происходила из старинного и богатого рода Столыпиных.

Слайды 3, 4, 5

Детство Михаил провёл в имении Тарханы, расположенном в Пензенской губернии.  Принадлежало оно бабушке поэта по матери Елизавете Алексеевне Арсеньевой. Она была умна, образованна, властолюбива, внука своего любила без памяти, и Миша отвечал ей большой искренней любовью.
Елизавета Алексеевна была недовольна выбором дочери, к тому же между родителями Лермонтова стали возникать ссоры. В 1817 году мать Л. умерла.
Юрий Петрович уехал в своё тульское имение, трёхлетний Миша остался с бабушкой. Елизавета Алексеевна сделала всё, чтобы разлучить отца и сына. Она дала Ю.П. деньги и взяла с него обещание не требовать сына к себе. При нарушении условий бабушка грозилась лишить внука наследства.
Лермонтов рос болезненным ребёнком, и Елизавета Алексеевна возила его на кавказские воды, которые совершенно исцелили мальчика.
Бабушка сумела дать внуку прекрасное домашнее образование, он свободно овладел немецким и французским языками и подготовился для поступления

Слайд 6

в Московский университетский благородный пансион, куда и был зачислен 1 сентября 1828г. в 4 класс. Лермонтов учился прилежно. Выйдя из пансиона в 1830г., он сразу же поступает в Московский университет.

Слайд 7

Дом, где жила бабушка во время учебы Михаила в университете.
В 1832 году из-за участия в  « маловской истории» (бунт студентов против бездарного преподавателя Малова) и трений с профессорами Лермонтов  был вынужден покинуть университет и переехать в Петербург.

Слайд 8

где поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

Слайд 9

По окончании Школы в 1834 г. М.Ю.Лермонтов был произведён в корнеты Гусарского полка.

Слайд 10

Адресаты любовной лирики Лермонтова - Екатерина Александровна Сушкова. Ей посвящен цикл стихов: "К С." (" Вблизи тебя до этих пор..."), "Благодарю!", "Весна", "Стансы" ("Взгляни, как мой спокоен взор..."), "Расстались мы, но твой портрет..." и  Варвара Александровна Бахметева (урожденная Лопухина),  сестра товарища по университету Лермонтова.  Чувство к ней отражено в стихах "К Л." ("Подражание Байрону"), "Для чего я не родился..."

Слайд 11

 Зимой 1837г., откликаясь на смерть А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта», мгновенно облетевшее весь Петербург.  Приписанные  к нему вскоре 16 строк (начиная со слов: «А вы, надменные потомки…»)  вызвали неудовольствие царского двора, арест и ссылку поэта на Кавказ, под пули горцев, где пробыл чуть больше года.

Слайд 12

Весной 1838 года благодаря хлопотам бабушки Лермонтова возвратили в гвардию, в тот же Гусарский полк, откуда он отбывал в ссылку.

Слайды 12 - 13

В Петербурге Лермонтов сразу был принят в светском обществе, познакомился с В.А.Жуковским, П.А.Вяземским, П.А.Плетнёвым, В.Ф.Одоевским – писателями пушкинского круга.

Слайд 14

1838 год. Появление в «Отечественных записках» стихотворений и повестей: «Дума», «Русалка», «Узник», «Бэла», «Фаталист».
1839 год. Произведён из корнетов в поручики. Встреча с И.С. Тургеневым и В.Г. Белинским.

Слайд 15

Светская жизнь, насыщенная балами, праздниками и раутами, продолжалась вплоть до 1840г. На балу у графини Лаваль сын французского посла Эрнест де Барант приревновал М.Ю.Лермонтова к красавице княгине М.А.Щербатовой. И Лермонтов, и Э. де Барант увлекались ею, а красавица, по свидетельству современников, отдала «слишком явное предпочтение» Лермонтову.
Состоялась дуэль, окончившаяся полным примирением, однако дело получило огласку. Э. де Барант уехал на Родину. Поэта снова отправляли на Кавказ, в действующую армию.

Слайды 16

Сражаясь в Чечне, Михаил Лермонтов проявил себя как мужественный офицер, за что был представлен к награде.
Зимой 1840 г., вняв беспрестанным просьбам и ходатайствам бабушки, император разрешил ему взять отпуск на два месяца и отбыть в Петербург. 

Слайд 17

В апреле 1841 г. после неудачных попыток выйти в отставку М.Ю.Лермонтов был вынужден вернуться на Кавказ.

13 июля 1841 г. в Пятигорске в доме Верзилиных на обычном балу Михаил в кругу знакомых был в весёлом расположении духа, они острили смешно, но не зло. Тут они увидели Мартынова, одноклассника Лермонтова по Школе гвардейских подпрапорщиков, в горском наряде: в бурке и с большим кинжалом. Лермонтов громко пошутил по этому поводу.Мартынов подошёл к нему и сдержанно сказал: «Сколько раз я просил вас оставить свои шутки при дамах». Завязался спор, закончившийся вызовом на дуэль. Лермонтов принял вызов.

Слайд 18

Дуэль состоялась 15 июля 1841г. у подножия гор Машук и Бештау. Доказательством тому, чтоЛермонтов считал ссору незначительной, а примирение необходимым и возможным, служит тот факт, что он, стрелявший первым, произвёл выстрел в воздух. Мартынов же решил убить Лермонтова. … Поэт был убит.  

Слайд 19

"Новая великая утрата осиротила бедную русскую литературу", - напишет Белинский.

Слайд 20

1842 год, апрель. Бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева обратилась к Николаю 1 с просьбой перевезти тело внука из Пятигорска в Тарханы. Прах поэта был погребён в фамильном склепе Арсеньевых в Тарханах, где и покоится до сих пор.

И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строго, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделённого могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. 
Поэта гениального и так рано погибшего.
Бессмертного и всегда молодого.  

Слайд 21

Периоды творчества М.Ю.Лермонтова

  • 1828 – 1836 - ранний период   
  • 1837 – 1841зрелый период

4. Основные положения лекции:

Лермонтов, по словам Белинского, - "поэт совсем другой эпохи", "его поэзия - совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества". Чтобы понять эти слова, необходимо охарактеризовать историческое развитие России в эпоху Лермонтова, то есть с 1828-го до начала 1850-х годов.  В течение первого десятилетия после декабристского восстания главным в общественной жизни России было подавление свободомыслия. Это было время тяжелейшей политической реакции, утверждения нового цензурного устава, расправы с освободительным движением в Европе. Вместе с тем в 30-40 гг. XIX века в русской общественной мысли разгораются философские, религиозно-исторические и литературные дискуссии, которые отражаются в оживленной журналистике. Религиозные "Философические письма" Чаадаева сказали миру правду о причинах отсутствия свободы и благоденствия в России.

  • В творчестве Лермонтова запечатлены мысли и настроения эпохи 30-х годов, Творчество поэта можно условно разделить на два периода: 1828-1836 гг. и 1837-1841 гг. Граница - 1837 год, год гибели Пушкина. Уже в ранней лирике Лермонтова начинают звучать гражданские мотивы, свободолюбивые настроения ("Жалобы турка", "Желание"). Поражение декабристского восстания обусловило мотивы тоски, подавленности, уныния. Большое влияние на раннего Лермонтова оказали романтические настроения Байрона.
  • В зрелой лирике Лермонтова звучат идеи, связанные с русской общественно-политической мыслью этого периода (Пушкин, Чаадаев, Белинский). Появляются стихи - размышления о судьбе своего поколения, усиливаются мотивы разочарования и одиночества, тема трагической любви, философское осмысление поэтического призвания и высокого предназначения поэзии.
  • Вместе с тем еще более резкой становится критика бездуховности высшего, светского общества, поэт ищет равновесия и гармонии с окружающим миром, находит которые в осмыслении темы народа и Родины.

Таким образом, основные темы и мотивы лирики Лермонтова - это: 
Запись в тетрадь:

  • жажда свободы, вольности, борьбы ("Парус", "Узник", "Пленный рыцарь);
  • разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром ("В минуту жизни трудную...", "И скучно и грустно", "Горные вершины", "Утес", "Листок", "Когда волнуется желтеющая нива...");
  • любовь-страдание ("Нищий", "Нет, не тебя так пылко я люблю...", "Расстались мы, но твой портрет...");
  • критика самодержавия и светского общества ("Прощай, немытая Россия...", "Смерть поэта"); осмысление судьбы своего поколения ("Дума"); положение народа и Родины ("Родина", "Бородино");
  • трудность поэтического призвания и высокое предназначение поэзии ("Я жить хочу! хочу печали...", "Не обвиняй меня, Всесильный...", "Поэт", "Пророк");

5. Итог урока.

В творчестве Лермонтова отразилась общественная ситуация в России 1830-х годов. Основные мотивы его творчества связаны с вечными проблемами бытия и глубокими раздумьями поэта о смысле жизни, одиночестве и жажде душевной свободы, поиске гармонии в отношениях с миром. Ранняя лирика поэта несет в себе черты романтизма, но изображение человеческих переживаний у раннего Лермонтова значительно отличается от поэтов-романтиков.
На протяжении всего творчества свое развитие получает традиционная для русской литературы тема поэта и поэзии, эволюцию которой можно проследить в стихотворениях 1829-1841 годов. Так, пятнадцатилетний поэт просит Бога забрать у него поэтический дар, освободить его "от страшной жажды песнопенья", которая "лавой вдохновенья" клокочет в груди и заставляет отдалиться от божественных молитв. Но позже лирический герой Лермонтова начинает осмысливать свой талант, пытается осознать истоки поэтического творчества, которые видит, прежде всего, в страдании, и подчеркивает отличие своих стихов от творений его поэтических предшественников, например Байрона. После гибели Пушкина Лермонтов видит свое предназначенье в продолжение его начинаний. Поэзию он теперь осознает действенным средством освобождения от мертвящего влияния бездушного светского общества. Слово для него - оружие, необходимое и в храме, и в бою. Однако Лермонтов с горечью отмечает, что поэты стали не нужны миру, променяв "на злато" свой божественный поэтический дар. А тот, кто остался верен своему пророческому предназначенью, презираем обществом, и может жить только в пустыне, находя слушателей среди земных тварей или небесных звезд.

6. Домашнее задание.

1) Сообщение на тему "Молитва как жанр религиозной литературы". В нем должно быть объяснено каноническое построение молитвы, указаны святые, к которым верующие обращаются с молитвами, прокомментирован ритуальный смысл молитв.
2) Рассказать о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова.
3) Индивидуальное задание для сильного ученика. Проследите эволюцию темы поэта и поэзии в ранней и поздней лирике Лермонтова. Подготовьте реферат на эту тему.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по русской литературе.9 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель образовательного подразделения

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект урока "М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики Лермонтова". Презентация к уроку

Эпиграф:

«Он подражал в стихах Пушкину и Байрону и вдруг написал нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему. Но совершенно очевидно, что это невозможно, ибо он владеет тем, что у актера называют«сотой интонацией». Слово слушается его, как змея заклинателя…»


Цели урока:

  • повторить этапы биографии поэта, сообщить новые факты и обобщить информацию о его жизни и творчестве;
  • определить основные мотивы поэзии Лермонтова; 
  • проследить особенности истории и литературы в России в период с 1828 по 1841 гг.  

Оборудование урока:

  • презентация «М.Ю. Лермонтов»
  • рабочая тетрадь по литературе.
Ход урока
  1. Организационный момент.
  2. Сообщение целей урока.
  3. Работа по презентации.

Слайды 1, 2

М. Ю.Лермонтов родился 3 октября 1814 г. в Москве.  Отец – Юрий Петрович Лермонтов носил чин капитана. Он происходил из старинного шотландского рода. Мать – Марья Михайловна происходила из старинного и богатого рода Столыпиных.

Слайды 3, 4, 5

Детство Михаил провёл в имении Тарханы, расположенном в Пензенской губернии.  Принадлежало оно бабушке поэта по матери Елизавете Алексеевне Арсеньевой. Она была умна, образованна, властолюбива, внука своего любила без памяти, и Миша отвечал ей большой искренней любовью.
Елизавета Алексеевна была недовольна выбором дочери, к тому же между родителями Лермонтова стали возникать ссоры. В 1817 году мать Л. умерла.
Юрий Петрович уехал в своё тульское имение, трёхлетний Миша остался с бабушкой. Елизавета Алексеевна сделала всё, чтобы разлучить отца и сына. Она дала Ю.П. деньги и взяла с него обещание не требовать сына к себе. При нарушении условий бабушка грозилась лишить внука наследства.
Лермонтов рос болезненным ребёнком, и Елизавета Алексеевна возила его на кавказские воды, которые совершенно исцелили мальчика.
Бабушка сумела дать внуку прекрасное домашнее образование, он свободно овладел немецким и французским языками и подготовился для поступления

Слайд 6

в Московский университетский благородный пансион, куда и был зачислен 1 сентября 1828г. в 4 класс. Лермонтов учился прилежно. Выйдя из пансиона в 1830г., он сразу же поступает в Московский университет.

Слайд 7

Дом, где жила бабушка во время учебы Михаила в университете.
В 1832 году из-за участия в  « маловской истории» (бунт студентов против бездарного преподавателя Малова) и трений с профессорами Лермонтов  был вынужден покинуть университет и переехать в Петербург.

Слайд 8

где поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

Слайд 9

По окончании Школы в 1834 г. М.Ю.Лермонтов был произведён в корнеты Гусарского полка.

Слайд 10

Адресаты любовной лирики Лермонтова - Екатерина Александровна Сушкова. Ей посвящен цикл стихов: "К С." (" Вблизи тебя до этих пор..."), "Благодарю!", "Весна", "Стансы" ("Взгляни, как мой спокоен взор..."), "Расстались мы, но твой портрет..." и  Варвара Александровна Бахметева (урожденная Лопухина),  сестра товарища по университету Лермонтова.  Чувство к ней отражено в стихах "К Л." ("Подражание Байрону"), "Для чего я не родился..."

Слайд 11

 Зимой 1837г., откликаясь на смерть А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта», мгновенно облетевшее весь Петербург.  Приписанные  к нему вскоре 16 строк (начиная со слов: «А вы, надменные потомки…»)  вызвали неудовольствие царского двора, арест и ссылку поэта на Кавказ, под пули горцев, где пробыл чуть больше года.

Слайд 12

Весной 1838 года благодаря хлопотам бабушки Лермонтова возвратили в гвардию, в тот же Гусарский полк, откуда он отбывал в ссылку.

Слайды 12 - 13

В Петербурге Лермонтов сразу был принят в светском обществе, познакомился с В.А.Жуковским, П.А.Вяземским, П.А.Плетнёвым, В.Ф.Одоевским – писателями пушкинского круга.

Слайд 14

1838 год. Появление в «Отечественных записках» стихотворений и повестей: «Дума», «Русалка», «Узник», «Бэла», «Фаталист».
1839 год. Произведён из корнетов в поручики. Встреча с И.С. Тургеневым и В.Г. Белинским.

Слайд 15

Светская жизнь, насыщенная балами, праздниками и раутами, продолжалась вплоть до 1840г. На балу у графини Лаваль сын французского посла Эрнест де Барант приревновал М.Ю.Лермонтова к красавице княгине М.А.Щербатовой. И Лермонтов, и Э. де Барант увлекались ею, а красавица, по свидетельству современников, отдала «слишком явное предпочтение» Лермонтову.
Состоялась дуэль, окончившаяся полным примирением, однако дело получило огласку. Э. де Барант уехал на Родину. Поэта снова отправляли на Кавказ, в действующую армию.

Слайды 16

Сражаясь в Чечне, Михаил Лермонтов проявил себя как мужественный офицер, за что был представлен к награде.
Зимой 1840 г., вняв беспрестанным просьбам и ходатайствам бабушки, император разрешил ему взять отпуск на два месяца и отбыть в Петербург. 

Слайд 17

В апреле 1841 г. после неудачных попыток выйти в отставку М.Ю.Лермонтов был вынужден вернуться на Кавказ.

13 июля 1841 г. в Пятигорске в доме Верзилиных на обычном балу Михаил в кругу знакомых был в весёлом расположении духа, они острили смешно, но не зло. Тут они увидели Мартынова, одноклассника Лермонтова по Школе гвардейских подпрапорщиков, в горском наряде: в бурке и с большим кинжалом. Лермонтов громко пошутил по этому поводу.Мартынов подошёл к нему и сдержанно сказал: «Сколько раз я просил вас оставить свои шутки при дамах». Завязался спор, закончившийся вызовом на дуэль. Лермонтов принял вызов.

Слайд 18

Дуэль состоялась 15 июля 1841г. у подножия гор Машук и Бештау. Доказательством тому, чтоЛермонтов считал ссору незначительной, а примирение необходимым и возможным, служит тот факт, что он, стрелявший первым, произвёл выстрел в воздух. Мартынов же решил убить Лермонтова. … Поэт был убит.  

Слайд 19

"Новая великая утрата осиротила бедную русскую литературу", - напишет Белинский.

Слайд 20

1842 год, апрель. Бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева обратилась к Николаю 1 с просьбой перевезти тело внука из Пятигорска в Тарханы. Прах поэта был погребён в фамильном склепе Арсеньевых в Тарханах, где и покоится до сих пор.

И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строго, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделённого могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. 
Поэта гениального и так рано погибшего.
Бессмертного и всегда молодого.  

Слайд 21

Периоды творчества М.Ю.Лермонтова

  • 1828 – 1836 - ранний период   
  • 1837 – 1841зрелый период

4. Основные положения лекции:

Лермонтов, по словам Белинского, - "поэт совсем другой эпохи", "его поэзия - совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества". Чтобы понять эти слова, необходимо охарактеризовать историческое развитие России в эпоху Лермонтова, то есть с 1828-го до начала 1850-х годов.  В течение первого десятилетия после декабристского восстания главным в общественной жизни России было подавление свободомыслия. Это было время тяжелейшей политической реакции, утверждения нового цензурного устава, расправы с освободительным движением в Европе. Вместе с тем в 30-40 гг. XIX века в русской общественной мысли разгораются философские, религиозно-исторические и литературные дискуссии, которые отражаются в оживленной журналистике. Религиозные "Философические письма" Чаадаева сказали миру правду о причинах отсутствия свободы и благоденствия в России.

  • В творчестве Лермонтова запечатлены мысли и настроения эпохи 30-х годов, Творчество поэта можно условно разделить на два периода: 1828-1836 гг. и 1837-1841 гг. Граница - 1837 год, год гибели Пушкина. Уже в ранней лирике Лермонтова начинают звучать гражданские мотивы, свободолюбивые настроения ("Жалобы турка", "Желание"). Поражение декабристского восстания обусловило мотивы тоски, подавленности, уныния. Большое влияние на раннего Лермонтова оказали романтические настроения Байрона.
  • В зрелой лирике Лермонтова звучат идеи, связанные с русской общественно-политической мыслью этого периода (Пушкин, Чаадаев, Белинский). Появляются стихи - размышления о судьбе своего поколения, усиливаются мотивы разочарования и одиночества, тема трагической любви, философское осмысление поэтического призвания и высокого предназначения поэзии.
  • Вместе с тем еще более резкой становится критика бездуховности высшего, светского общества, поэт ищет равновесия и гармонии с окружающим миром, находит которые в осмыслении темы народа и Родины.

Таким образом, основные темы и мотивы лирики Лермонтова - это: 
Запись в тетрадь:

  • жажда свободы, вольности, борьбы ("Парус", "Узник", "Пленный рыцарь);
  • разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром ("В минуту жизни трудную...", "И скучно и грустно", "Горные вершины", "Утес", "Листок", "Когда волнуется желтеющая нива...");
  • любовь-страдание ("Нищий", "Нет, не тебя так пылко я люблю...", "Расстались мы, но твой портрет...");
  • критика самодержавия и светского общества ("Прощай, немытая Россия...", "Смерть поэта"); осмысление судьбы своего поколения ("Дума"); положение народа и Родины ("Родина", "Бородино");
  • трудность поэтического призвания и высокое предназначение поэзии ("Я жить хочу! хочу печали...", "Не обвиняй меня, Всесильный...", "Поэт", "Пророк");

5. Итог урока.

В творчестве Лермонтова отразилась общественная ситуация в России 1830-х годов. Основные мотивы его творчества связаны с вечными проблемами бытия и глубокими раздумьями поэта о смысле жизни, одиночестве и жажде душевной свободы, поиске гармонии в отношениях с миром. Ранняя лирика поэта несет в себе черты романтизма, но изображение человеческих переживаний у раннего Лермонтова значительно отличается от поэтов-романтиков.
На протяжении всего творчества свое развитие получает традиционная для русской литературы тема поэта и поэзии, эволюцию которой можно проследить в стихотворениях 1829-1841 годов. Так, пятнадцатилетний поэт просит Бога забрать у него поэтический дар, освободить его "от страшной жажды песнопенья", которая "лавой вдохновенья" клокочет в груди и заставляет отдалиться от божественных молитв. Но позже лирический герой Лермонтова начинает осмысливать свой талант, пытается осознать истоки поэтического творчества, которые видит, прежде всего, в страдании, и подчеркивает отличие своих стихов от творений его поэтических предшественников, например Байрона. После гибели Пушкина Лермонтов видит свое предназначенье в продолжение его начинаний. Поэзию он теперь осознает действенным средством освобождения от мертвящего влияния бездушного светского общества. Слово для него - оружие, необходимое и в храме, и в бою. Однако Лермонтов с горечью отмечает, что поэты стали не нужны миру, променяв "на злато" свой божественный поэтический дар. А тот, кто остался верен своему пророческому предназначенью, презираем обществом, и может жить только в пустыне, находя слушателей среди земных тварей или небесных звезд.

6. Домашнее задание.

1) Сообщение на тему "Молитва как жанр религиозной литературы". В нем должно быть объяснено каноническое построение молитвы, указаны святые, к которым верующие обращаются с молитвами, прокомментирован ритуальный смысл молитв.
2) Рассказать о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова.
3) Индивидуальное задание для сильного ученика. Проследите эволюцию темы поэта и поэзии в ранней и поздней лирике Лермонтова. Подготовьте реферат на эту тему.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 711 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку русского языка "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 2469
  • 358
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 3170
  • 369
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 449
    • DOCX 55 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Самиева Айна Алтаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Самиева Айна Алтаевна
    Самиева Айна Алтаевна
    • На сайте: 8 лет и 11 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 11565
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Основы преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 237 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 1 199 человек

Мини-курс

Сенсорная интеграция: типовые и инновационные методы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 76 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 45 человек

Мини-курс

Этапы развития речи: от первых звуков до полноценной коммуникации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 160 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 145 человек

Мини-курс

Современные направления в архитектуре

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе