Главная / Русский язык и литература / Урок по русскому языку "Знакомьтесь: причастие"

Урок по русскому языку "Знакомьтесь: причастие"














Урок по русскому языку с использованием ЭОР













Урок русского языка в 7 классе

« Знакомьтесь: причастие»
























Технологическая карта урока


ОБЩАЯ ЧАСТЬ


Предмет

Русский язык

7 класс


Тема урока


Знакомьтесь: причастии


Планируемые образовательные результаты


Предметные

Метапредметные

Личностные


Решаемые учебные проблемы


чем причастие отличается от других частей речи; можно ли, используя причастие, расширить свой словарный запас; какую синтаксическую роль выполняют причастия; каковы возможности причастий.

отработка навыков выполнения электронных заданий, навыков решения логических задач , использование приобретенных знаний при выполнении упражнений, умение работать со справочным материалом, умение строить устное монологическое высказывание


воспитание языковой культуры, уважительного отношения к русскому языку и литературному творчеству.



.


Основные понятия, изучаемые на уроке


Причастие, часть речи, морфологические и синтаксические признаки


Вид используемых на уроке средств ИКТ (ЭОР)


компьютер с выходом в интернет, проектор, экран.



Методическое назначение средств ИКТ (ЭОР)


  • совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения;

  • усиление мотивации к обучению;

  • активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;

  • обеспечение гибкости процесса обучения.


Аппаратное и программное обеспечение


установленное на компьютере пользователя специальное программное обеспечение проигрыватель ресурсов для воспроизведения учебного модуля.


Образовательные Интернет-ресурсы


http://school-collection.edu.ru/

http://prezentacii.com


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала


Формирование конкретного образовательного результата/ группы результатов

Изучение понятия "причастие", развитие умения отличать причастие от других частей речи; отработка навыков применения причастий в устной и письменной речи

Обеспечить мотивацию обучающихся, принятие ими целей урока


Длительность этапа

10 минут


Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Создание проблемной ситуации. Вызов. Чтение текста «Лингвисты о причастии».


Методы обучения

Частично-поисковый, наглядный, эвристический, информационный, объяснительно-иллюстративный


Средства ИКТ (ЭОР) для реализации

данного вида учебной деятельности


Презентация  

http://prezentacii.com/po_russkomu_yaziku/5041-ponyatie-o-prichastii.html

Текст «Лингвисты о причастии» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/10c9f379-6d13-4a27-8ae4-0a874d217b5f/%5BRUS7_132%5D_%5BTD_191%5D.htm


Форма организации деятельности учащихся


Групповая


Функции/роль учителя на данном этапе


Организует ситуацию для определения границ знания и незнания (ситуация практического затруднения).

Организует ситуацию формулирования проблемы, цели и темы для изучения через выяснение, какого знания не хватает для решения проблемы. Создаёт учебные группы.

Фиксирует учебную задачу. Задаёт вопросы: что узнали о причастии, к каким частям речи близко причастие. Контролирует деятельность учащихся. Помогает создать кластер.


Основные виды деятельности учителя


 1.Предлагает обучающимся:

- прочитать слова лингвистов;

- ответить на вопросы;

- рассмотреть рисунки в презентации и выполнить задания;

- составить кластер к слову «причастие».



ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.


Формирование конкретного образовательного результата/группы

результатов


Формирование и развитие системы ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по открытию нового понятия «причастие»

Формирование силы воли, настойчивости.

Длительность этапа


15 минут


Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата


Наблюдение, решение познавательных задач, систематизация знаний; «мозговая атака»; осмысление


Методы обучения

Средства ИКТ (ЭОР) для реализации

данного вида учебной деятельности


Частично-поисковый, словесно-наглядный, практический. Интерактивные таблицы « Глагол и причастие» и «Прилагательное и причастие» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/532b9f7e-dd05-4a3e-b042-51a0c35ca2cb/%5BRUS7_132%5D_%5BIA_192%5D.swf; http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a69da8cf-ab9d-4437-a4c1-7cbec489e692/%5BRUS7_132%5D_%5BIA_193%5D.swf



Форма организации деятельности

учащихся


Обучающиеся решают проблему, обсуждая и выдвигая гипотезы как в совместной (групповой) деятельности, так и в индивидуальной деятельности.



Функции/роль учителя на данном этапе


 Организует ситуацию решения учебной задачи, используя систему вопросов, позволяющих найти нужное правило, понятие. Организует дискуссию по тексту грамматической сказки.

Организует ситуации построения модели понятия. Просит проговорить теоретическую формулировку, используя модель.


Основные виды деятельности учителя


 Предлагает обучающимся:

- прочитать текст (со значками к нему) грамматической сказки «Как причастия появились…»;

- привести примеры из текста того, что знали/не знали, что приняли/не приняли по изучаемой теме;

- выполнить задания интерактивной таблицы



ЭТАП 3. Практикум


Формирование конкретного образовательного результата/группы

результатов


 Формирование и развитие умений выполнять задание по алгоритму, заданной схеме


Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

 Решение познавательных задач, систематизация знаний,  практикум, программируемое обучение


Средства ИКТ (ЭОР) для реализации данного вида учебной деятельности

Электронный тест «Понятие о причастии» (3 варианта) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f3f15860-3405-40ba-923d-3650f732d3fa/index_listing.html




Форма организации деятельности

учащихся


Групповая и индивидуальная


Функции / роль учителя на данном этапе

Основные виды деятельности учителя


Организует ситуацию решения типовых заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма во внешней речи.

Организует выполнение задания по новому алгоритму. Предлагает обучающимся выполнить практические дифференцированные задания по теме.


ЭТАП 4. Проверка полученных результатов. Коррекция


Длительность этапа


15 минут


Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов


Решение творческой проблемной задачи, электронные задания. Обратная связь. Задания на выбор учащихся:

- составление инсерта-таблицы;

- составление синквейна;

- свободное письмо «Что мне даёт знание новой части речи – причастия?»



Средства ИКТ (ЭОР) для реализации видов учебной деятельности

Электронные задания

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2ecc72b6-8eca-44ae-ba70-cbe41a1ad3ee/index_listing.html -итоговый тест



Методы контроля


Самопроверка, взаимопроверка


Способы контроля


Чтение вслух созданных практических творческих заданий, самооценивание


Способы коррекции


Обучающиеся выполняют задания учителя, оценивают результаты, способы их достижения.


Форма организации деятельности

учащихся


Индивидуальная и групповая.


Функции / роль учителя на данном этапе


Организует ситуацию оценки знаний и способов действий.



Основные виды деятельности учителя


 Предлагает выполнить самостоятельную работу, оценить результаты, способы их достижения.


ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание

Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным

результатам


Учитель организует диалог, позволяющий обучающимся осмыслить полученные результаты по изучению темы, способы их достижения, соотнести цели и полученный результат, личный вклад в коллективную работу.

Обучающиеся анализируют, осмысливают и фиксируют свои достижения.












Текстовый материал



  1. Задание в группах:

составьте кластер к слову «причастие», вспомнив признаки глагола и прилагательного.

Например:


Глагол:

вид, спряжение, возвратность, наклонение, время, лицо (род), число




Обозначает действие, признак


hello_html_m47357494.gif


hello_html_3d304536.gif




Причастие




hello_html_m90dc476.gif

hello_html_4a499f33.gif

hello_html_m47357494.gif


Прилагательное:

разряд по значению,

полное/краткое, изменение по родам,

числам, падежам




Отвечает на вопросы: что делать? что сделать? какой?

чей?








В предложении является:

прил. – сказуемое, определение

глаг. – сказуемое, инфинитив – любой член предложения.






  1. Мозговая атака (группы называют признаки, учитель записывает на доске все версии).

Например:

Причастие

  1. Обозначает признак.

  2. Отвечает на вопрос какой?

  3. Имеют суффиксы -вш-, -ущ-, -ющ-.

  4. Изменяется по родам, числам, падежам.

  5. Могут быть I и II спряжения.

  6. Склоняются.

  7. Имеют краткую форму.

  8. Имеют три времени.

  9. Могут быть возвратными.

и т.д.


3) Осмысление: чтение со значками (индивидуальное) текста грамматической сказки «Как причастия появились…»

(Из книги Н.Н. Волгиной «Русский язык в рассказах, сказках, стихах», М., 1996г.)


Как причастия появились...


Отвечает им Глагол:

- Подарю я вам самое дорогое, что у меня есть,- основу.

- Спасибо!- в голос ответили обрадованные суффиксы и немедленно присоединились к основам - получились некрасивые , неоконченные слова. Опять загрустили суффиксы, чего-то им ещё не хватало.

Вот бредут они по дороге со своими основами, и встречается им добрый волшебник-Прилагательное. Выслушало оно их горе и согласилось помочь несчастным суффиксам.

- Возьмите мои окончания, они вам очень помогут.

- Спасибо, доброе Прилагательное!

И суффиксы, взяв подарки, счастливые отправились на лужайку к речке. Они долго веселились, играли, плясали, рисовали составленные слова. Они стали обозначать признак предмета по их действию.

Один из братьев предложил:

- Давайте жить так, как нам хочется, будем веселиться, никого не будем слушаться.

Согласились остальные братья, очень уж захотелось побыть беззаботными, свободными. Забыли они, что в их большой стране Грамматике нельзя быть эгоистом, надо думать и заботиться о других. Но недолго им удалось лентяйничать.

Возмутились части речи, особенно Глагол и Прилагательное. И решили они наказать не причастных ни к чему бездельников.

Глагол сказал:

- Называться теперь вы будете причастиями. А за ваши проказы оставляю вам только два времени: прошедшее и настоящее. И никакого вам будущего. Ну и ещё, так и быть, оставляю вам два вида: совершенный и несовершенный, а также возвратность и невозвратность.

- А я наказываю вас тем, что будете вечно склоняться по падежам, изменяться по родам и числам, – сказало Прилагательное.

С тех пор не забывают причастия о Глаголе и Прилагательном. В предложении они играют роль то определения-полные причастия, то сказуемого-краткие причастия. Погрустили они, погрустили, да делать нечего, надо трудиться. Больше ничего плохого никто за ними не замечал. И части речи простили их. Прощать-то тоже надо уметь.

Как причастия появились...


Жили-были на свете одинокие суффиксы -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -вш-, -ш-. Скучно им было жить на белом свете. И решили они пойти за советом к Глаголу. Рассказали ему о своём житьё-бытье.

Отвечает им Глагол:

- Подарю я вам самое дорогое, что у меня есть,- основу.

- Спасибо!- в голос ответили обрадованные суффиксы и немедленно присоединились к основам - получились некрасивые , неоконченные слова. Опять загрустили суффиксы, чего-то им ещё не хватало.

Вот бредут они по дороге со своими основами, и встречается им добрый волшебник-Прилагательное. Выслушало оно их горе и согласилось помочь несчастным суффиксам.

- Возьмите мои окончания, они вам очень помогут.

- Спасибо, доброе Прилагательное!

И суффиксы, взяв подарки, счастливые отправились на лужайку к речке. Они долго веселились, играли, плясали, рисовали составленные слова. Они стали обозначать признак предмета по их действию.

Один из братьев предложил:

- Давайте жить так, как нам хочется, будем веселиться, никого не будем слушаться.

Согласились остальные братья, очень уж захотелось побыть беззаботными, свободными. Забыли они, что в их большой стране Грамматике нельзя быть эгоистом, надо думать и заботиться о других. Но недолго им удалось лентяйничать.

Возмутились части речи, особенно Глагол и Прилагательное. И решили они наказать не причастных ни к чему бездельников.

Глагол сказал:

- Называться теперь вы будете причастиями. А за ваши проказы оставляю вам только два времени: прошедшее и настоящее. И никакого вам будущего. Ну и ещё, так и быть, оставляю вам два вида: совершенный и несовершенный, а также возвратность и невозвратность.

- А я наказываю вас тем, что будете вечно склоняться по падежам, изменяться по родам и числам, – сказало Прилагательное.

С тех пор не забывают причастия о Глаголе и Прилагательном. В предложении они играют роль то определения-полные причастия, то сказуемого-краткие причастия. Погрустили они, погрустили, да делать нечего, надо трудиться. Больше ничего плохого никто за ними не замечал. И части речи простили их. Прощать-то тоже надо уметь.Отвечает им Глагол: - Подарю я вам самое дорогое, что у меня есть,- основу. - Спасибо!- в голос ответили обрадованные суффиксы и немедленно присоединились к основам - получились некрасивые , неоконченные слова. Опять загрустили суффиксы, чего-то им ещё не хватало.Отвечает им Глагол:

- Подарю я вам самое дорогое, что у меня есть,- основу.

- Спасибо!- в голос ответили обрадованные суффиксы и немедленно присоединились к основам - получились некрасивые , неоконченные слова. Опять загрустили суффиксы, чего-то им ещё не хватало.

Отвечает им Глагол:

- Подарю я вам самое дорогое, что у меня есть,- основу.

- Спасибо!- в голос ответили обрадованные суффиксы и немедленно присоединились к основам - получились некрасивые , неоконченные слова. Опять загрустили суффиксы, чего-то им ещё не хватало.

Вот бредут они по дороге со своими основами, и встречается им добрый волшебник-Прилагательное. Выслушало оно их горе и согласилось помочь несчастным суффиксам.

- Возьмите мои окончания, они вам очень помогут.

- Спасибо, доброе Прилагательное!

И суффиксы, взяв подарки, счастливые отправились на лужайку к речке. Они долго веселились, играли, плясали, рисовали составленные слова. Они стали обозначать признак предмета по их действию.

Один из братьев предложил:

- Давайте жить так, как нам хочется, будем веселиться, никого не будем слушаться.

Согласились остальные братья, очень уж захотелось побыть беззаботными, свободными. Забыли они, что в их большой стране Грамматике нельзя быть эгоистом, надо думать и заботиться о других. Но недолго им удалось лентяйничать.

Возмутились части речи, особенно Глагол и Прилагательное. И решили они наказать не причастных ни к чему бездельников.

Глагол сказал:

- Называться теперь вы будете причастиями. А за ваши проказы оставляю вам только два времени: прошедшее и настоящее. И никакого вам будущего. Ну и ещё, так и быть, оставляю вам два вида: совершенный и несовершенный, а также возвратность и невозвратность.

- А я наказываю вас тем, что будете вечно склоняться по падежам, изменяться по родам и числам, – сказало Прилагательное.

С тех пор не забывают причастия о Глаголе и Прилагательном. В предложении они играют роль то определения-полные причастия, то сказуемого-краткие причастия. Погрустили они, погрустили, да делать нечего, надо трудиться. Больше ничего плохого никто за ними не замечал. И части речи простили их. Прощать-то тоже надо уметь.


- С помощью карандаша на полях поставьте значки:

٧ знал

+ присоединяю, принимаю

не принимаю это

? требуется справка



4) Рефлексия (обратная связь).

Задание (на выбор учащихся):

а) составление инсерта-таблицы,

например:

٧

+

?

1. Признаки глагола и прилагательного.

2.

1. Суффиксы

-вш-, -ш-, -им-,

-ем-.

2.

1. Возвратность/

невозвратность

2.

1. Используется в книжной речи.

2.



б) составление синквейна («пятистишие»),

например:

Причастие

Самостоятельное, объединяющее

Образуется, изменяется, согласуется

«…причастное глаголу в образе прилагательного»

Часть речи



в) свободное письмо «Что мне даёт знание новой части речи – причастия?» (Записывать в тетради быстро, не останавливаясь).


«Распаковка» урока


Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Методы, приёмы

Полученные навыки

Первая фаза «Вызов»

Оформление доски (эпиграф; слова, написанные в три столбца; рисунок). Сообщение темы и цели урока. Беседа с учащимися (ставятся вопросы).

Учитель даёт задание. Записывает на доске версии учащихся. Переспрос.

Отвечают на вопросы; рассматривают рисунок, слова, прогнозируют, делают выводы; вспоминают всё, что знают о глаголе и прилагательном; суммируют свои знания и обсуждают в группе, затем называют вслух, по очереди предполагаемые признаки причастия. Записывают в тетрадь и обдумывают.

Беседа. Прогнозирова-ние. Индивидуаль- ная работа. (составление кластера).

Групповая работа. Фронтальный опрос. «Мозговая атака».

Опора на знания, полученные ранее.

Осмысление. Активность и самостоятельность мышления. Творческий подход. Сотрудничество в группе, классе.

Вторая фаза «Осмысление»

Предлагает прочитать текст сказки и объясняет, как работать с ним. Организует работу учащихся, помогает по мере необходимости.

Читают текст сказки, ставят карандашом значки, названные ранее учителем. Проговаривают фрагменты по значкам. Задают вопросы друг другу и учителю, отстаивают свою точку зрения.

Чтение со значками (инсерт). Индивидуаль-ная работа.

Дискуссия.

Формирование культуры самостоятельной работы с текстом, осмысленного чтения. Анализ информации. Отстаивание своей позиции.

Третья фаза «Рефлексия»

Предлагает несколько заданий для обобщения материала, уточняет выбор учащихся и даёт время на выполнение работы.

В группе решают, какое задание выбрать; повторно обращаются к тексту сказки. Записывают в тетрадь, обсуждая сообща или работая самостоятельно. Читают получившийся синквейн и сочинение – свободное письмо. Оценивают.

Групповая и индивидуальная работа. Инсерт. Синквейн. Свободное письмо. Дискуссия.

Обобщение и систематизация изученного и известного ранее материала. Оценка результата своей деятельности и учащихся класса.


ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название

ресурса

Тип, вид

ресурса

Форма предъявления информации

(иллюстрация

презентация,

видеофрагменты,

тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс,

обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Интерактивные

задания


информационный

презентация

http://prezentacii.com/po_russkomu_yaziku/5041-ponyatie-o-prichastii.html

3

Интерактивные таблицы «Глагол и причастие», «Прилагательное и причастие»

практический

таблица

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/532b9f7e-dd05-4a3e-b042-51a0c35ca2cb/%5BRUS7_132%5D_%5BIA_192%5D.swf ; http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a69da8cf-ab9d-4437-a4c1-7cbec489e692/%5BRUS7_132%5D_%5BIA_193%5D.swf

4

Интерактивный тест «Понятие о причастии» (3 варианта)

практический





тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f3f15860-3405-40ba-923d-3650f732d3fa/index_listing.html

5

Интерактивный текст «Лингвисты о причастии»

информационный, практический

текст


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/10c9f379-6d13-4a27-8ae4-0a874d217b5f/%5BRUS7_132%5D_%5BTD_191%5D.htm


Урок по русскому языку "Знакомьтесь: причастие"
  • Русский язык и литература
Описание:

      Данный урок по русскому языку  является уроком – объяснением новой темы, формированием новых понятий. Основа урока – использование образовательной технологии РКМЧП и технологии ИКТ. Тип урока – комбинированный, с использованием презентации, интерактивных таблиц, электронных тестов и заданий. С первой минуты учащиеся включаются в мыслительную деятельность: вдумываются в тему урока и вчитываются в слова лингвистов.

     В центре урока – формирование ясного представления о новой части речи – причастии, выявление грамматического значения, морфологических признаков и синтаксической роли причастий. В целях реализации поставленных задач необходимо создать особую творческую атмосферу. Для этого на уроке предполагается применение таких методических приемов, как индивидуальное сообщение, творческие задания, эвристическая беседа, работа в группах, обмен мнениями, мини-дискуссия.

     Поставленная цель в начале урока решается совместными усилиями в течение всего урока. Сравнение, обобщение, выводы, исследование позволяют учащимся овладеть не только учебными навыками, но и решают ряд важных воспитательных задач, так как учащиеся вовлечены в активную деятельность и сами являются субъектом обучения.

     Групповая форма работы (составление кластера, чтение текста со значками, работа с интерактивной таблицей) готовит учащихся к обмену мнениями с другими группами, к умению давать оценку суждениям. Постепенно формируется критическое мышление, система взглядов на предмет обсуждения.

      Смена деятельности на уроке создает благоприятную обстановку, помогает раскрыть потенциальные возможности каждого ученика, даже слабые ученики начинают работать. Семиклассники выполняют следующие виды деятельности: сообщение, слушание, письменные работы: кластер, инсерт, синквейн, свободное письмо, электронные задания. Учащиеся обмениваются мнениями о прочитанном и услышанном.

       Электронные образовательные ресурсы, используемые в течение всего урока, решают ряд задач: активизация познавательной деятельности, обеспечение наглядности, формирование мотивации в обучении, возможность быстрой проверки полученных знаний. Использование ЭОР делает урок более эффективным, интересным, помогает переключиться с одного вида деятельности на другой.

     Урок проходит быстро, обучающиеся с интересом решают творческие задачи, самостоятельно и в группах учатся познавать новое.  

 

 

Автор Зайцева Тамара Ефремовна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 623
Номер материала 3534
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓