Главная / Начальные классы / Урок по русскому языку во 2 классе по теме "Работа над словарными словами"

Урок по русскому языку во 2 классе по теме "Работа над словарными словами"

Предмет: Русский язык.

Тема: " Работа над словарными словами"

Тема

" Работа над словарными словами"

Класс

2

Дата проведения


Тип урока

Комбинированный урок.

Цель

Учить обнаруживать в словах звуки, допускающие неоднозначное обозначение.

Познакомить с правилами работы с орфографическим словарем;

Задачи


Образовательные: Учить обнаруживать в словах звуки, допускающие неоднозначное обозначение, т. е. предвидеть, прогнозировать орфограммы; пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошком») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма; учить пользоваться орфографическим словарём

Развивающие: Содействовать развитию орфографической зоркости через задания на узнавание и сравнение орфограмм,

запоминания правописания словарных слов, через организацию работы с орфографическим словарем.

Воспитательные: Побуждать интерес к предмету через использование игровой технологии; способствовать воспитанию чувства взаимоуважения, взаимовыручки через организацию парной и групповой работы.


Формировать УУД:

- Личностные: ориентация на содержательные моменты школьной действительности; зарождение сознательного отношения к письму, стремления к его правильности, уважения к себе как носителю русского языка; осознание социальных, личностных мотивов изучения русского языка.

- Регулятивные УУД: ставить и сохранять учебную задачу, осуществлять самоконтроль, адекватно воспринимать оценку учителя, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, в совместном решении задач, распределять роли, дополнять и контролировать друг друга. Делиться своими «открытиями» дома, рассказывать о своих достижениях.

- Познавательные УУД: Осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать умозаключение, моделировать выводы, подводить факты языка под понятие, проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Планируемый результат

Предметные . Продолжить освоение понятия “непроверяемая орфограмма”, умение пользоваться орфографическим словарем для решения задач письма; использовать изученные орфографические правила при письме.

Метапредметные

Проверять себя и оценивать собственные достижения.

Личностные

Участвовать в построении обобщений.

Оборудование:

Учебник, тетрадь, перфокарты, мультимедийный проектор, таблицы, сигналы обратной связи, алгоритмы, карточки для парной работы

Образовательные объекты

"опасные при письме места", запомнить правильное написание словарных слов.


Главные проблемы урока

Обнаруживать в словах звуки, допускающие неоднозначное обозначение.


Межпредметные

связи

Русский язык. Окружающий мир.

Ресурсы:- основные- дополнительные

-Соловейчик М.С.,Кузьменко Н.С. Русский язык, 2 класс, с.77-79.

- алгоритм самооценки.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, парная.





Этапы урока

Виды деятельности учащихся

Слайды

Время

1.

Организационный момент

Психологический настрой


1 мин

2.

Актуализация опорных знаний и постановка целей и задач урока.

Работа в парах.

Игра "Слова рассыпались".

Прогнозирование темы и целей урока

Целеполагание.

7 мин

3.

Усвоение новых знаний


1. Знакомство с новыми словарными словами.

2.Работа с орфографическим словарем.


3.Физкультминутка «Солнце»


4. Обобщение правил правописания корня.

ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА

Работа со словарем;

Отгадывают загадку-название предмета посуды.

Делают выбор буквы и сверяют его с написанием в орфографическом словаре.

Работают по алгоритму.

Смена вида деятельности.


Синтез и анализ объектов.

2, 4, 5



6, 7, 8, 9

15 мин


Практическое применение


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕФФЕРИНЦИРОВАННАЯ (по объему) РАБОТА

Упражнение в использовании словарных слов в тексте. Самостоятельное применение правил работы с орфографическим словарем.


Контроль и коррекция.


10 мин

4

Итог урока

Оценка и самооценка своей работы по оценочному листу.

4мин

5

Этап информации о домашнем задании

Осмысление проблемного вопроса.

3мин





Этапы урока

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Организационный момент(1 мин)

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

















Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Вы проверьте-ка, ребятки,
На столе-то все в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?

Ну, тогда начнем урок,
Не теряя время, – в срок

Я желаю, чтобы вы сегодня на уроке были внимательны, активно  участвовали в уроке, полагаясь на свои собственные знания, чем на подсказку товарища.



















Ориентация на содержательные моменты школьной действительности

(Личностные УУД).

Осуществлять самоконтроль

(Регулятивнык УУД)

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

II. Актуализация опорных знаний и постановка целей и задач урока.(7 мин)

Цели:

- мотивация повторения изученного материала об опасностях письма;

- организует выполнение учащимися пробного учебного действия.

Работа в парах



1.Собирают словосочетание тему урока "Словарные слова"

Тема урока – словарные слова.

-Задача на этот урок – повторить "опасные при письме места", учиться писать без ошибок, запомнить правильное написание словарных слов.





- Это слова с непроверяемыми написаниями, их следует запомнить или проверить написание по словарю.

-Потому, что словарных слов в русском языке много и писать их надо правильно.

-Нужно знать русский алфавит.

Работа в парах

-Какая буква стоит перед буквой…, после буквы…, между буквами…?

А.о.е.и.я.







2.Отгадывают загадку, записывают слово-отгадку, указывая орфограммы.





Посуда

-Сегодня мы будем работать со словарными словами по теме «Посуда

Создаёт условия для включения учеников в учебную деятельность.

1.Игра "Слова рассыпались". ( Приложение 1)

Чтобы узнать тему урока, надо правильно собрать слова, слоги которых лежат в конверте.

(Обозначение образовательного объекта урока).



-Какую задачу поставим себе на этот урок?













Какие слова называют словарными?

(Формирование навыков воспроизведения знаний).









Как вы думаете, почему целый урок будет посвящён этой теме?



А какие знания необходимы, чтобы быстро найти нужное слово в словаре?



Задайте друг другу вопросы, чтобы проверить, насколько качественно знают алфавит все ученики класса



- У каких безударных гласных звуков больше опасностей при письме?

Сегодня на уроке вы познакомитесь с новыми словарными словами и ваша задача запомнить их правильное написание.

2. Узнайте, какая тема объединяет словарные слова, с которыми будем работать.

Что поможет без труда

Приготовить нам всегда

И обед, и завтрак, ужин?

Что для этого нам нужно?

- Какая тема объединяет словарные слова нашего урока? » (Слайд 2)

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.



Физкультминутка







Уметь называть изученные буквы, "опасные при письме места" в словах и предложении.



Знать изученные буквы и звуки, опасности письма.






Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).

III. Усвоение новых знаний.(20 мин)

Цели - формировать умение пользоваться орфографическим словарём;

- закрепление знаний основных орфограмм письма;

-обогащение словарного запаса.

1. Отгадывают загадку-название предмета посуды.

2. На презентации слова делают выбор буквы и сверяют его с написанием в орфографическом словаре.

Чтобы это узнать, надо посмотреть в словарь.

-В орфографический словарь в конце учебника

3. Записывают слово и его однокоренные слова в тетрадь и на доске.

Самопроверка с доски.

ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА.

Использует загадки и презентацию для запоминания словарных слов: кастрюля, сковорода, тарелка, стакан, чашка.

Презентация слайды со 2-7.

1) На огне я стою,

Еду вкусную варю. (Кастрюля.) (слайд 3)



Как же правильно пишется это слово?

-В какой словарь будете смотреть сначала?

Проговорите правильное написание этого слова по слогам. Запишите его.

Поставьте в слове знак ударения, найдите орфограммы. Запишите однокоренные слова, выделите корень, проверьте, как работает «секрет» корня.

Аналогичная работа с другими словарными словами

1) Сделаны они все из стекла,
Предназначены для чая,
Сока, молока.
(Стаканы) (слайд 4)

2) Суп, салат, пюре, котлетки,
Подают всегда в -
(Тарелке)
(слайд 5)

3) Мы в шкафу рядком стоим,
Чистотой своей блестим.
Приглашают нас на чай.
Знаешь нас?
Так отвечай! (чашки)
(слайд 6)



4) Печём блины, картошку жарим,
Омлет готовим мы на ней.
На ней нельзя и мы не парим
Настой из трав и отрубей.
(СКОВОРОДА)
(слайд 7)



Физкультминутка для глаз.

Умение пользоваться орфографическим словарем для решения задач письма; использовать изученные орфографические правила при письме.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).



Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

III. Практическое применение

(7мин)

Цели: - закрепление знаний об опасностях письма, формирование умения применять их на практике;

-продолжить формировать умение списывать с печатного текста.

Выполняют упражнение 155, по заданию учебника (вставляют подходящие по смыслу словарные слова, выделяют в них орфограммы).









Работают с оценочными листами.

и цветными сигналами.


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕФФЕРИНЦИРОВАННАЯ (по объему) РАБОТА

Учебник с. 77 упражнение 155.

Упражнение в использовании словарных слов в тексте. Работаем по памятке №4 в конце учебника.

(Приложение2) Для сильных учеников на партах карточки с дополнительным заданием: Продолжи текст, как ты помогаешь маме на кухне?

Часть детей, выполнивших основное задание, работают за компьюторами с тренажером « Учу словарные слова» (Приложение №4 ЭОР №2)

Фронтальная проверка с использованием сигналов. Сильные ученики зачитывают продолжение текста.




Уметь правильно писать изученные словарные слова

Уметь списывать с печатного текста.


Регулировать свои действия при списывании с печатного текста.

(Регулятивные)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).

VI. Итог урока

(4 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

-Это слова с непроверяемыми написаниями, их следует запомнить или проверить написание по словарю.

-Это орфографический словарь.

Делают самооценку своей деятельности.



Работают с оценочными листами.

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Какие же слова в русском языке называются словарными?

(Организация обсуждения. Систематизация полученных знаний).





Какой верный помощник у вас есть, если встретится слово, в котором орфограмму проверить нельзя?

Организует самооценку учебной деятельности.

- Какую задачу ставили?

- Как справились?

Подведём итоги (считают «+»). (Приложение 3)

Обозначение и оценка достигнутых результатов.

В заключение урока послушайте стихотворение, которое подготовил ученик класса.

Есть волшебная страна,

Что распахнута пред вами,

Та, которая словами,

Как людьми населена.



Правит ими государь

По прозванию Словарь

И относится он к ним

Словно к подданным своим.



Утверждать ему не ново,

Как писать какое слово,

Как писать и как читать,

Как с другими сочетать.

Безударные гласные - орфограммы.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценкой. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

V.Домашнее задание.

Учебник с.77, упр 156 ( по заданию учебника), сильным уч-ся составить рассказ «Я в школе» (используя слова из словарика на тему учебные вещи)






ПРЕЗЕНТАЦИЯ





Приложение 1

hello_html_m7845aee6.gif



Приложение 2





hello_html_m595dfb12.jpg









Приложение 3





этап

урока

Выполнил без ошибок

Допустил ошибки

Выполнил неверно

хочу выполнить ещё

что

изменил бы в уроке

1 Знание алфавита


2 определение темы


3 словарная работа

4 самостоятельная работа

5 тренажер (компьютер)

































Приложение 4


Литература


  1. Программа М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко Русский язык Программа 1-4 классы. Поурочно-тематическое планирование 1-2 класс

  2. Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С., «К тайнам нашего языка» для 2 класса. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 частях (под ред. М.С. Соловейчик) Издательство «Ассоциация XXI век» 2012 год.

  3. Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С Рабочая тетрадь. В 3 частях «К тайнам нашего языка» для 2 класса (под ред. М.С. Соловейчик) (обязательное сопровождение учебника)

  4. Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С., «К тайнам нашего языка» для 2 класса» Методические рекомендации.

  5. Д.А. Глазунов Психология .2 класс. Развивающие занятия.-М.: Глобус,2008

  6. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах.- М.: Академия,2011

  7. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Астрель, 2001

  8. Н.Ю. Яшина. Формирование лингвистических понятий у младших школьников.- Н.Новгород, 2011


ЭОР

1 Запоминаю словарные слова | Электронные образовательные ресурсы...

hello_html_0.gif

2 Тренинг «Учу словарные слова». Интерактивное задание http://eor-np.ru/sites/default/files/eor/db/de/ed/c1/85/7f/b3/2e/04/8b/d1/3a/8c/55/9e/9b/html/content/index.html 3 Электронное сопровождение УМК «Гармония» umk-garmoniya.ru



11



Урок по русскому языку во 2 классе по теме "Работа над словарными словами"
  • Начальные классы
Описание:

Методическая разработка по теме "Работа над словарными словами" 2 класс направлена на изучение слов с непроверяемыми орфограммами. Формировать понимание того, что слова с непроверяемыми написаниями нужно запоминать, учить работать со словарём, совершенствовать умение применять на практике правила правописания безударных гласных и парных согласных. 

 Тип урока - комбинированный. Познавательный интерес развивается через новизну, использование игровых компонентов.

Материал предназначен для учителей начальных классов, занимающихся по программе "Гармония"

учебник -Соловейчик М.С.,Кузьменко Н.С. Русский язык, 2 класс, с.77-79.

 Урок построен в соответствии с  тебованиями новых стандартов.

Автор Кузнецова Людмила Викторовна
Дата добавления 11.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 2761
Номер материала 6983
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓