Главная / Русский язык и литература / Урок по русскому языку в 9 классе по теме:"Основные группы СПП. СПП с придаточными определительными."

Урок по русскому языку в 9 классе по теме:"Основные группы СПП. СПП с придаточными определительными."

Урок русского языка в 9-м классе по теме: "Основные группы СПП . СПП с придаточными определительными".

Учитель русского языка и литературы Хамурзаева Аида Рашидовна.

Цель: 
дать общее представление о группах СПП по их значению;
- сформировать понятие о придаточных определительных, особенностях их структуры; 
- совершенствование пунктуационных навыков.

Оформление: на доске – знать: 
- основные группы СПП по их значению.
- признаки СПП с придаточными определительными.

уметь: 
- находить главное и придаточное предложения.
- определять вид придаточного.
- определять средства связи придаточного с главным.
- расставлять знаки препинания.
- составлять схемы СПП с придаточными определительными.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и целей урока.

  3. Понятие об основных группах СПП.

1. Запишем предложения и определим в них второстепенные члены, поставив соответствующие вопросы:

а) Сердце почувствовало (что?) недоброе. (дополнение)
б) (чей?) Мой дом находится в новом районе. (определение)
в) Мы добрались до дома (когда?) вечером. (обстоятельство)

2. Подберём синтаксические синонимы: перестроим предложения так, чтобы они стали СПП.

а) Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе.
б) Дом, в котором я живу, находится в новом районе.
в) Мы добрались до дома, когда наступил вечер.

3. Поставим вопросы к придаточным:

а) предчувствовало (что?)
б) дом (какой?)
в) добрались (когда?)

4. Сравним предложения и сделаем выводы:

С чем сходны по смыслу придаточные предложения?
( Со второстепенными членами предложения)

Вывод: три основные группы придаточных соответствуют второстепенным членам предложения: дополнению, определению, обстоятельству.

Учащиеся получают листы с напечатанной на них таблицей “Виды придаточных предложений”. Она заполняется по мере изучения придаточных.

Виды придаточных предложений

Вид придаточного

Вопросы придаточного

К чему относится

Место придаточного

Средство связи

1. Определитель-ное

 

 

 

 

2.Местоименно-определительное

 

 

 

 

3. Изъяснительное

 

 

 

 

Обстоятельственные:

 

 

 

 

4.Степени

 

 

 

 

5. Образа действия

 

 

 

 

6. Места

 

 

 

 

7. Времени

 

 

 

 

8. Условия

 

 

 

 

9. Причины

 

 

 

 

10. Цели

 

 

 

 

11. Сравнительные

 

 

 

 

12. Уступительные

 

 

 

 

13. Следствия

 

 

 

 

14.Присоединительные

 

 

 

 

IV. Слово учителя.

Основные группы СПП носят названия, сходные с названиями второстепенных членов предложения: определительные, изъяснительные и обстоятельственные (делятся на подгруппы).

Как мы определяем, какой второстепенный член перед нами? (Ставим вопрос)

Главное!!! Правильно задать вопрос!

Начнём с придаточных определительных.

1. Анализ предложений, данных в настенной таблице.

2. Чтение учебника на стр.44 (заполнение таблицы.)

V. Работа с упр.

Из упр.109 выписать предложения с придоточными определительными. Составить горизонтальную схему. Дополнительный вопрос: «Почему текст насыщен определениями разных видов, повторами, осложненными конструкциями.

1. Работа с карточками

1. Комната ( ) куда меня привели была похожа на сарай. 
2. Грош цена человеку ( ) который не может сломить дурной привычки.
3. И боль ( ) что скворчонком стучала в виске стихает.
4. И нищий наездник таится в ущелье ( ) где Терек играет в свирепом веселье.

Задание: найти главное и придаточное, поставить вопрос, определить вид придаточного.

Схематический диктант ( читается предложение, не записывается, составляется только схема)

а) Над нами чистое и удивительно прозрачное небо, какое бывает после первого снегопада.
[ сущ.], (какое).

б) Я взбежал по маленькой лестнице, которая вела в светлицу, и первый раз отроду вошёл в комнату Марьи Ивановны. 
[ сущ. , (которая), ].

в) Я ушёл в ту комнату, где уже все спали.
[ ту+ сущ.], (где).

г) В июльский день, когда уже нивами полной и жёлтой ржи покрыты холмы и долы России, я ехал на мельницу ловить рыбу.
[ сущ. , (когда), ].

д) В росистых лугах течёт речонка, что мне так мила.
[ сущ.], (что).

VI. Подведение итогов урока.

1. Назовите основные группы СПП по значению.
2. Назовите основные признаки СПП с придаточными определительными.

VII. Домашнее задание.



Урок по русскому языку в 9 классе по теме:"Основные группы СПП. СПП с придаточными определительными."
  • Русский язык и литература
Описание:

Конспект урока по русскому языку по теме " Основные группы СПП. СПП с придаточными определительными."

Цели урока:

Образовательная.

Актуализировать опорные знания и умения,сформировать при изучении спп предложения с придаточным определительным.

Развивающая.

Совершенствовать пунктуационные навыки и умения  конструировать сложноподчиненные предложения с придаточным определительным, определять средства связи между главным и придаточным предложением, выделять предикативные основы.Развивать коммуникативную компетентность(письменная и устная).Продолжить работу по подготовке ГИА.

Автор Хамурзаева Аида Рашидовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1339
Номер материала 30735
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓