Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок по русскому языку в 7 классе "Образование и правописание действительных причастий".

Урок по русскому языку в 7 классе "Образование и правописание действительных причастий".

Скачать материал

Конспект урока по русскому языку в 7 классе.

 

Тема урока: Образование и правописание

                       действительных причастий.

 

Тип урока: урок закрепления материала.

 

Цель урока: закрепить полученные знания по теме, проверить усвоение

                     темы.

 

Задачи урока: вспомнить способы образования действительных

                         причастий настоящего и прошедшего времени, две

                          основы глагола (основу настоящего времени и основу

                          инфинитива);

                          закрепить умение образовывать названные причастия;

                          отработать навыки написания гласных перед

                          суффиксами причастий;

                          совершенствовать навык постановки знаков препинания

                          при причастном обороте.

 

Оборудование урока: учебник, технологические карты, карточки.

 

Ход урока:

1. Синтаксическая пятиминутка.

Дом, стро…щийся в соседнем квартале, почти готов к сдаче.

- Объясните пропущенную орфограмму. (Стро…щийся – это ДПНВ. Строиться (2 спр.) – строятся – строящийся.)

- Объясните постановку знаков препинания. (Причастный оборот находится после определяемого слова, поэтому выделяется запятыми.)

- Перестройте предложение, чтобы причастный оборот находился перед определяемым словом. Строящийся в соседнем квартале дом почти готов к сдаче.)

- Перестройте предложение, употребив в нем ДППВ. (Дом, строившийся в соседнем квартале, готов к сдаче.)

 

2. Взаимопроверка по вопросам, записанным на доске.

(В случае затруднения учащиеся обращаются к учебнику и записям в тетради.)

1) Для чего нужно знать о существовании двух основ глагола при образовании причастий? (Разные причастия образуются от разных основ. ДПНВ – от основы настоящего времени. ДППВ – от основы инфинитива).

 

2) Как образуются ДПНВ? (От основы настоящего времени глаголов при помощи суффиксов –ущ-  и –ющ- (1 спр.) ; –ащ- и –ящ- (2 спр.).

Видеть(2 спр.) – видят – видящий; читать (1 спр.) – читают – читающий.)

 

3) Как образуются ДППВ? (От основы инфинитива при помощи суффикса –вш- , если основа оканчивается на гласную; суффикса –ш-, если основа оканчивается на согласную. Видеть – видевший; привезти – привезший).

 

4) Какая из изученных форм не образуется от глаголов совершенного вида? (ДПНВ).

 

3. Тренировочные упражнения.

1) Распределительный диктант.

- Распределите в две колонки причастия:

играющий, осунувшийся, надеющийся, расколовший, слышащий,  смотрящий, несущий, несший, замерзший, рокочущий, обидевший.

 

ДПНВ

ДППВ

Играющий

Надеющийся

Слышащий

Смотрящий

Несущий

Рокочущий

Осунувшийся

Расколовший

Несший

Замерзший

Обидевший

 

 

2)Образование причастий.

- Запишите глаголы. Образуйте от них действительные причастия. Вариант 1 – настоящего времени, вариант 2 – прошедшего времени.

Стелить

Дышать

Прочитать

Бороться

Клеить

Стучать

Звать

Позвонить

Грохотать

Вертеться.

 

Стелющийся

Дышащий

Не образ. (сов.вид)

Борющийся

Клеящий

Стучащий

Зовущий

Не образ. (сов.вид)

Грохочущий

Вертящийся

 

Стеливший

Дышавший

Прочитавший

Боровшийся

Клеивший

Стучавший

Звавший

Позвонивший

Грохотавший

Вертевшийся

3) Работа с карточками.

- Замените в предложениях сочетания «который + глагол» действительными причастиями соответствующего времени.

Когда пьешь воду, не забывай о человеке, который вырыл колодец.

Слово, которое идет от сердца, согревает три зимы подряд.

Дерево, которое упало, рубят на дрова.

Слово, которое вылетело, и на коне не догонишь.

Дети, которые клеят гирлянды, учатся в седьмом классе.

 

Сильным ученикам, быстро справившимся с заданием, дополнительное задание.

- Найдите ошибки в замене сочетаний «тот, кто + гл.» словосочетаниями «причастие + сущ»:

1) Тот, кто пишет – писавший почтальон; (Пишущий)

2) Тот, кто играл – играющий ребенок; (Игравший)

3) Тот, кто купил книгу – купивший книгу. (Нет ошибки)

 

4) Работа с технологической картой № 1.

- Рассмотрите, пожалуйста, диагностику 3. Какие вопросы возникают у вас перед выполнением проверочной работы?

 

4. Контроль за усвоением темы.

    Выполнение диагностики № 3 (по вариантам).

 

5. Резерв: упражнение 147

 

Домашнее задание: повторить параграф 136, упражнение 148.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение. Проверочная работа.

 

Технологическая карта № 1

Диагностика 3

 

Вариант 1

1. Выпишите действительное причастие настоящего времени: будущий, несший, заказанный, ведомый.

2. Образуйте действительные причастия настоящего и прошедшего времени от глагола приближать.

3. Объясните выбор гласной в суффиксах действительных причастий настоящего времени: одева…щаяся по моде девушка.

4. Замените сочетание «тот, кто + гл.» словосочетанием «причастие + сущ.»: тот, кто лечил.

 

Вариант 2

1. Выпишите действительное причастие настоящего времени: движимый, движущийся, упавший, наклеенный.

2. Образуйте действительные причастия настоящего и прошедшего времени от глагола петь.

3. Объясните выбор гласной в суффиксах действительных причастий настоящего времени: клее…щая коробочку девочка.

4. Замените сочетание «тот, кто + гл.» словосочетанием «причастие + сущ.»: тот, кто улыбается.

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по русскому языку в 7 классе "Образование и правописание действительных причастий"."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Режиссер-постановщик

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок зарепления изученного материала.

В начале урока проводится актуализация полученных знаний о двух основах глагола (основе настоящего времени и основе инфинитива), способах образования действительных причастий настоящего и прошедшего времени.

В процессе работы на уроке учащиеся закрепляют умение образовывать названные причастия, аргументированно выбирают суффиксы причастий, совершенствуют навык постановки знаков препинания в предложениях с причастным оборотом.

В конце урока проводится контроль усвоения темы (выполнение диагностической работы). После проделанной работы она не вызывает затруднений.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 210 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Статья "Использование метода ассоциативного запоминания на уроках русского языка в 5-8 классах (из опыта работы с учащимися с ОВЗ)
  • Учебник: «Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
  • Тема: Повторение изученного в V-VII классах
  • 01.10.2020
  • 495
  • 1
«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 1226
    • DOCX 43 кбайт
    • 43 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Дасова Рамиля Зинатулловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Дасова Рамиля Зинатулловна
    Дасова Рамиля Зинатулловна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 31209
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка и культуры речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 183 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 482 человека

Мини-курс

Институциональные основы современного инвестирования

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Состав и анализ финансовой отчетности

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инвестиционная деятельность и проектный менеджмен

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе