Главная / Русский язык и литература / Урок по русскому языку в 7 классе "Образование и правописание действительных причастий".

Урок по русскому языку в 7 классе "Образование и правописание действительных причастий".

Конспект урока по русскому языку в 7 классе.


Тема урока: Образование и правописание

действительных причастий.


Тип урока: урок закрепления материала.


Цель урока: закрепить полученные знания по теме, проверить усвоение

темы.


Задачи урока: вспомнить способы образования действительных

причастий настоящего и прошедшего времени, две

основы глагола (основу настоящего времени и основу

инфинитива);

закрепить умение образовывать названные причастия;

отработать навыки написания гласных перед

суффиксами причастий;

совершенствовать навык постановки знаков препинания

при причастном обороте.


Оборудование урока: учебник, технологические карты, карточки.


Ход урока:

1. Синтаксическая пятиминутка.

Дом, стро…щийся в соседнем квартале, почти готов к сдаче.

- Объясните пропущенную орфограмму. (Стро…щийся – это ДПНВ. Строиться (2 спр.) – строятся – строящийся.)

- Объясните постановку знаков препинания. (Причастный оборот находится после определяемого слова, поэтому выделяется запятыми.)

- Перестройте предложение, чтобы причастный оборот находился перед определяемым словом. Строящийся в соседнем квартале дом почти готов к сдаче.)

- Перестройте предложение, употребив в нем ДППВ. (Дом, строившийся в соседнем квартале, готов к сдаче.)


2. Взаимопроверка по вопросам, записанным на доске.

(В случае затруднения учащиеся обращаются к учебнику и записям в тетради.)

1) Для чего нужно знать о существовании двух основ глагола при образовании причастий? (Разные причастия образуются от разных основ. ДПНВ – от основы настоящего времени. ДППВ – от основы инфинитива).


2) Как образуются ДПНВ? (От основы настоящего времени глаголов при помощи суффиксов –ущ- и –ющ- (1 спр.) ; –ащ- и –ящ- (2 спр.).

Видеть(2 спр.) – видят – видящий; читать (1 спр.) – читают – читающий.)


3) Как образуются ДППВ? (От основы инфинитива при помощи суффикса –вш- , если основа оканчивается на гласную; суффикса –ш-, если основа оканчивается на согласную. Видеть – видевший; привезти – привезший).


4) Какая из изученных форм не образуется от глаголов совершенного вида? (ДПНВ).


3. Тренировочные упражнения.

1) Распределительный диктант.

- Распределите в две колонки причастия:

играющий, осунувшийся, надеющийся, расколовший, слышащий, смотрящий, несущий, несший, замерзший, рокочущий, обидевший.


ДПНВ

ДППВ

Играющий

Надеющийся

Слышащий

Смотрящий

Несущий

Рокочущий

Осунувшийся

Расколовший

Несший

Замерзший

Обидевший



2)Образование причастий.

- Запишите глаголы. Образуйте от них действительные причастия. Вариант 1 – настоящего времени, вариант 2 – прошедшего времени.

Стелить

Дышать

Прочитать

Бороться

Клеить

Стучать

Звать

Позвонить

Грохотать

Вертеться.


Стелющийся

Дышащий

Не образ. (сов.вид)

Борющийся

Клеящий

Стучащий

Зовущий

Не образ. (сов.вид)

Грохочущий

Вертящийся


Стеливший

Дышавший

Прочитавший

Боровшийся

Клеивший

Стучавший

Звавший

Позвонивший

Грохотавший

Вертевшийся

3) Работа с карточками.

- Замените в предложениях сочетания «который + глагол» действительными причастиями соответствующего времени.

Когда пьешь воду, не забывай о человеке, который вырыл колодец.

Слово, которое идет от сердца, согревает три зимы подряд.

Дерево, которое упало, рубят на дрова.

Слово, которое вылетело, и на коне не догонишь.

Дети, которые клеят гирлянды, учатся в седьмом классе.


Сильным ученикам, быстро справившимся с заданием, дополнительное задание.

- Найдите ошибки в замене сочетаний «тот, кто + гл.» словосочетаниями «причастие + сущ»:

1) Тот, кто пишет – писавший почтальон; (Пишущий)

2) Тот, кто играл – играющий ребенок; (Игравший)

3) Тот, кто купил книгу – купивший книгу. (Нет ошибки)


4) Работа с технологической картой № 1.

- Рассмотрите, пожалуйста, диагностику 3. Какие вопросы возникают у вас перед выполнением проверочной работы?


4. Контроль за усвоением темы.

Выполнение диагностики № 3 (по вариантам).


5. Резерв: упражнение 147


Домашнее задание: повторить параграф 136, упражнение 148.
















Приложение. Проверочная работа.


Технологическая карта № 1

Диагностика 3


Вариант 1

1. Выпишите действительное причастие настоящего времени: будущий, несший, заказанный, ведомый.

2. Образуйте действительные причастия настоящего и прошедшего времени от глагола приближать.

3. Объясните выбор гласной в суффиксах действительных причастий настоящего времени: одева…щаяся по моде девушка.

4. Замените сочетание «тот, кто + гл.» словосочетанием «причастие + сущ.»: тот, кто лечил.


Вариант 2

1. Выпишите действительное причастие настоящего времени: движимый, движущийся, упавший, наклеенный.

2. Образуйте действительные причастия настоящего и прошедшего времени от глагола петь.

3. Объясните выбор гласной в суффиксах действительных причастий настоящего времени: клее…щая коробочку девочка.

4. Замените сочетание «тот, кто + гл.» словосочетанием «причастие + сущ.»: тот, кто улыбается.






Урок по русскому языку в 7 классе "Образование и правописание действительных причастий".
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок зарепления изученного материала.

В начале урока проводится актуализация полученных знаний о двух основах глагола (основе настоящего времени и основе инфинитива), способах образования действительных причастий настоящего и прошедшего времени.

В процессе работы на уроке учащиеся закрепляют умение образовывать названные причастия, аргументированно выбирают суффиксы причастий, совершенствуют навык постановки знаков препинания в предложениях с причастным оборотом.

В конце урока проводится контроль усвоения темы (выполнение диагностической работы). После проделанной работы она не вызывает затруднений.

Автор Дасова Рамиля Зинатулловна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2230
Номер материала 47494
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓