1.Шаврина Наталья Ивановна
2. МКОУ «Журавлёвская СОШ» с. Журавлёво
3. Учитель русского языка и литературы
Урок по русскому языку в 7 классе «Обобщающий
урок по теме "Наречие".
Цели урока:
Обучающая: систематизация знаний о наречии;
формирование умения находить в тексте наречия и объяснять их правописание,
развитие умения работать с текстом, определять роль наречий в данном тексте,
познакомить учащихся с особенностями репортажа как газетного жанра; подготовка
к самостоятельной работе над сочинением-репортажем;
•воспитывать уважение к профессии репортера и
к людям этой профессии;
•учить учащихся слушать друг друга.
Воспитательная: воспитание
положительного отношения к знаниям; доброжелательного отношения и взаимопомощи,
воспитывать уважение к профессии репортера и к людям этой профессии; учить
учащихся слушать друг друга.
Развивающая: развитие инициативы и
самостоятельности, умения работать в заданном темпе.
Оборудование: индивидуальные карточки с
заданиями, интерактивная доска.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Текст на доске.
Наш язык и скромен, и богат,
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово «высоко» произнеси –
И представишь сразу неба синь.
Вспомнится наречие «светло»,
И увидишь – солнышко взошло.
Если скажешь ты: «Темно»,
Сразу вечер постучит в окно.
Если скажешь «ароматно» ты,
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты: «Красиво»,
Пред тобою сразу вся Россия!
Актуализация знаний
- Какие ключевые слова в этом тексте вы бы
выделили?
- К какой части речи они относятся?
- Назовите наречия в тексте.
- Что называется наречием?
Сегодня на уроке мы повторим и обобщим
изученный материал по теме «Наречие».
Наречия придают речи полноту и ясность.
Писатель Максим Горький сказал : "Русский язык необыкновенно богат
наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной»
(высказывание М. Горького на доске).
Ребята, мы совершим с вами путешествие в
страну «Наречие». Сегодня на занятии вы будете не только путешественниками, но
и журналистами. Результатом нашего путешествия станет репортаж на тему
«Путешествие по стране «Наречие».
-Вспомним, что такое репортаж. (Приложение №
1)
Класс делится на группы.
В дорогу мы с собой возьмём «Копилку
впечатлений», в которую будем собирать материал для репортажа. (Приложение № 2)
Первый этап нашего путешествия «Наречие как часть речи».
Ребята, с нами в путь собирается известный
сказочный герой Винни –Пух, послушайте, он поёт свою весёлую песенку. Итак,
отправляемся. С каким настроением отправляемся, просигнальте сигнальными
карточками – смайликами. (Приложение №2)
(понятие о наречии)
На огромной прекрасной
планете РУССКИЙ ЯЗЫК, исследованием и изучением которой занимаются миллионы
людей, от первоклассника до известного ученого, в стране МОРФОЛОГИЯ живут ЧАСТИ
РЕЧИ. Это имена существительные, глаголы, имена прилагательные, местоимения,
имена числительные, предлоги, союзы, частицы, междометия и, конечно, НАРЕЧИЯ.
— А почему они так
называются? — спросишь ты. Логичный вопрос. Ведь известно, что имена
существительные обозначают предметы, которые существуют, имена прилагательные
— «прилагаются к существительным», местоимения встают на место других имен. А
наречия? Они живут «на частях речи»?
Если тебе интересно узнать
о жизни наречий, давай совершим невероятное путешествие на планету РУССКИЙ
ЯЗЫК и отправимся в страну МОРФОЛОГИЮ, в город НАРЕЧИЕ, посмотрим, что там
происходит, и узнаем, как живут и работают наречия и чем они отличаются от
других слов языка.
Итак, мы на месте. Нас
радушно встречает сам хозяин города — господин Наречие, которого мы попросим
подробнее рассказать о себе.
Вот что рассказал господин
Наречие:
Подготовленный ученик выступает в роли
наречия.
— Я еще совсем молод, но
происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень
РЕЧЬ. Он был известен еще в древнерусском языке. Тогда это был глагол со
значением «говорить». От него произошли такие слова, как «изречение»,
«речистый», «наречие» (говор), «нарекать» и другие. Обозначало оно и язык,
слово, спор, решение, способ, предмет. Так же называли и часть речи, которую
теперь мы зовем глаголом.
И, если буквально
перевести мое имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я
называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с
глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я, как могу, помогаю
глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость.
Хотя я родился позже
других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с
ними.
Хочу обратить ваше
внимание на мою главную особенность — неизменяемость. Я всегда уверен в том,
что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания,
да у меня его и нет. В предложениях я чаще всего бываю обстоятельством.
Сейчас я спешу на работу в
предложение, а вас, дорогие мои гости, прошу составить мою краткую
характеристику, закончив предложения в задании.
Задание 1. (Приложение № 3)
1. Наречие –
это____________________________________.
Оно примыкает к;__________________________________.
Наречие_________________________________изменяется.
У наречия никогда не
бывает_________________________.
В предложении оно чаще
всего является_______________.
Винни – Пух предлагает
выполнить нам свои задания. (Презентация, слайды 2 -7)
Поработаем с нашими
Копилками, поделимся своими первыми впечатлениями.
Продолжаем путешествие.
Перед нами 2 этап «Смысловые группы наречий». Заполнить кластер.
Составление кластера.
-Что такое кластер?
(Приложение №2)
Этот кластер вы можете положить в свои
Копилки.
Физкультминутка.
Давайте отдохнём.
Встанем – глубоко
вздохнём,
Руки в стороны,
вперёд,
Влево, вправо
поворот.
Три наклона, прямо
встать.
Руки вниз и вверх
поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки
подарили.
Вот здоровья в чем секрет,
всем друзьям физкультпривет!
Назовите наречия.
Наречие - это самая молодая и непокорная часть
речи, и если вы не соблюдаете законов русского языка, то она может обойтись с
вами коварно, упрямо, хитро, а для кого-то станет другом, и будет вести себя с
ним по-хорошему, по-доброму, по-товарищески. И наша задача сегодня повторить
все орфограммы по теме «Наречие», чтобы в дальнейшем не допускать ошибок.
Следующий этап «Как правильно писать наречия».
Винни – Пух предлагает нам свои задания. (Презентация,
слайды 8 -13)
Работа с карточками. (Приложение № 3) .
Перепишите, вставляя
пропущенные буквы.
1. Потухшие зрачки
двинулись сначал_ справ_ налев_, потом слев_ направ_. 2. Он искос_ взглянул на
жену. 3. Чай был настоян дочерн_.
4. Такой привилегией он
пользуется издавн_, вероятно, как больничный старожил. 5. мы вышли из дому
затемн_. 6. Пурга дочист_ вымыла скалы.
7. Мы решили вернуться
засветл_. 8. Он знал о приезде брата заведом.
Давайте разгадаем ребусы.
(Приложение № 2)
Гимнастика для глаз.
Раз – налево, два – направо.
Три – наверх, четыре – вниз,
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Этап 3. «Морфологический разбор наречий». (Приложение № 3)
ПАСПОРТ НАРЕЧИЯ
(морфологический
разбор наречия)
У людей есть документы. Даже у предметов есть
паспорт, рассказывающий о том, где и когда они сделаны и как с ними обращаться.
И у наречий есть свой особый документ.
Наречие является частью речи, а все части речи
изучает раздел языкознания — морфология. Поэтому самое полное описание наречия
можно получить, сделав его морфологический разбор.
Выполни морфологический разбор наречия
Морфологический
разбор наречия
(Паспорт)
__Рядом__________________________________-
наречие.
I._______________________;
обозначает признак действия (признак
(х вопрос наречие)
признака).
П. Морфологические
признаки 1. Разряд по значению _________________________________________
(наречие места, времени,
причины, цели, образа действия, меры и степени)
2. Неизменяемое.
3. Не имеет степени
сравнения/стоит в__________,________________
__________________________________________
степени сравнения.
(сравнительной/превосходной;
простой/составной)
III. В предложении
является ___________________________________
(обстоятельством, определением, сказуемым)
Этап 4
«Исследовательский». Работа с текстом.
Ребята, мы много говорили
о наречии. Сейчас мы проведём небольшое исследование: сравним два текста. (Приложение
№ 4) .
Текст 1.
Он мчался, как птица, … ударяя о землю
ногами, которые … (с/з)делались крепкими, точн_ две стальные пруж_ны. Рядом с
ним скакал, зал_ваясь радос_ным лаем, Арто. (С)зади … грохотал по песку
дворник, … рычавший какие(то) ругательства.
(С)размаху Сергей наск_чил на ворота, но
… (не)подумал, а ск_рее почу_ствовал, что (з/с)десь дороги нет...
Он спотыкался о корни, падал, (раз/рас)бивая себе
в кровь руки, но … вставал, не замечая даже боли, и опять бежал …, согнувшись
почти (в)двое, не слыша своего крика. Арто кинулся (за)ним.
(А. И. Куприн. «Белый пудель»)
Текст 2.
Он мчался, как птица, крепк_ и част_
ударяя о землю ногами, которые внезапн_ (с/з)делались крепкими, точн_ две
стальные пруж_ны. Рядом с ним скакал, зал_ваясь радос_ным лаем, Арто. (С)зади
т_жело грохотал по песку дворник, ярос_но рычавший какие(то) ругательства.
(С)размаху Сергей наск_чил на ворота, но
мгнове_о (не)подумал, а ск_рее почу_ствовал, что (з/с)десь дороги нет...
Он спотыкался о корни, падал, (раз/рас)бивая
себе в кровь руки, но (тот)час же вставал, не замечая даже боли, и опять бежал
(в)перед, согнувшись почти (в)двое, не слыша своего крика. Арто кинулся
(за)ним.
(А. И. Куприн. «Белый пудель»)
- Тексты одинаковые?
- Чем отличаются?
- Какой текст понравился больше?
- Для чего нам нужны наречия?
Вывод: наречия эмоционально окрашивают
действие, уточняют и конкретизируют описание целой картины. Без них утратилась
бы живописность, эмоциональность авторских характеристик, а также наречие
служит средством связи предложений в тексте.
Работа с Копилкой.
Этап 5 «Игровой».
Разгадай кроссворд. (Приложение
№ 5) .
По горизонтали: 1. Главный морфологический
признак наречия. 2. Группа наречий, которая отвечает на вопросы где? куда?
откуда? 3. Какая форма превосходной степени сравнения отсутствует у наречий?
4. Основное грамматическое значение наречий — признак__________. 5. Форма
простой сравнительной степени от наречия громко. 6. На вопрос когда? отвечают
наречия_______________.
7. Основная синтаксическая роль наречий.
По вертикали: в столбике № 1 получилось
слово_________________________.
Игра «Верно - неверно». (Приложение № 7) .
Верно + неверно -
№
|
Предложения
|
ответ
|
1
|
Я открываю настеж окно.
|
|
2
|
Я лежал навзничь в траве
|
|
3
|
От сильного зноя становилось невтерпеж.
|
|
4
|
Лошади пронеслись вскач.
|
|
5
|
Все побежали прочь.
|
|
6
|
Дочери ее вышли замуж.
|
|
7
|
Матушка-рожь кормит всех сплош.
|
|
Ребята, заканчивается наше
путешествие. Винни – Пух снова с ними.
(Презентация, слайды 14 -16). Понравилось ли путешествие, просигнальте
сигнальными карточками – смайликами.
Итог урока.
-Что мы узнали о наречии. Вспомним слова М.
Горького.
Домашнее задание.
Написать репортаж.
Рефлексия (Приложение № 6)
Подберите наречия к глаголу, указав, как вы сегодня поработали.
Работать -
(может быть хорошо, отлично, замечательно, чудесно и т. д.)
Составьте пожелание гостям с использованием наречий.
1.___________________ не болеть.
2.___________________ выглядеть.
3.___________________ улыбаться.
4.____________________ быть преданными своему делу.
5.Живите _______________.
Слова для справок: всегда, никогда, чаще, счастливо, великолепно.
Приложения.
Приложение №1
Репортаж – жанр публицистического стиля. Сила его воздействия в особой эмоциональности автора, который
прямо обращается к читателю, к его чувствам, разуму, говорит о том,
что его волнует.
Виды репортажа: фоторепортаж, телерепортаж, радиорепортаж, газетный
Репортаж - это сообщение, рассказ о событиях,
свидетелем, очевидцем которых был обязательно сам автор. Он должен сам все
увидеть и услышать, лично встретиться с непосредственными участниками событий,
беседовать с ними - иначе он не сумеет нарисовать зримую картину
действительности, воспроизвести происходящее во всей наглядности. В свое время
в статье с выразительным названием «Газетная пехота» А.И.Куприн отмечал, что
«репортёр прежде всего должен быть здоровым, обладать хорошими нервами и любить
свое дело», он должен «видеть все, знать все, уметь все и писать обо всем».Но
«репортаж - это не просто сообщение о событии, а новость документальная,
известие, поданное через непосредственное восприятие журналиста с места
действия, происшествия, это информационный материал, создающий "эффект
присутствия". Репортаж отличает широкое использование образных средств,
живой эмоциональный язык, динамичный показ событий. Он не столько сообщает о
событии, сколько показывает его через восприятие автора - участника или
свидетеля происходящего», пишет Б.И. Есин.
Итак, главные условия репортажа:
•- передача всего хода события, а не
одного его момента;
•- изложение от автора, а не от
постороннего лица;
•- объективная (но не
равнодушно-бесстрастная!) манера повествования;– Какие события обычно отражаются в репортаже? (Те события, которые
журналист видел сам. В репортаже говорится о динамичных событиях, которые
могут быть интересны зрителям или слушателям)
– Какова цель репортажа? (Познакомить людей с важными
и интересными событиями во всех подробностях, воссоздать полную картину
события. Репортер должен так описать событие, чтобы людям показалось, что они
все видели своими глазами)
– Что такое «эффект присутствия». Какими средствами
он создается? (В репортаже есть описание места действия, характеристика героев,
подробное описание того, что они делают, их диалоги. Репортер говорит о том,
что видел сам, описывает свои чувства – в этом проявляется авторское «Я»)
Вывод: Репортаж
пишется с места события, в нем содержатся точные сведения и детали, интересного
и познавательного события; в нем с документальной точностью передано все
Мы находимся на древней Владимирской земле.
Приглашаю полюбоваться панорамой одиноко белеющего в нерлинской пойме храма
Покрова на Нерли. Если вы пешие, как говорится в старину,- то час пути от
Владимира, если конные – считанные минуты. Современные люди выбирают
автомобиль. И вот наша машина мчится по трассе Владимир – Нижний Новгород.
Несколько минут, и мы в поселке Боголюбово. Дальше пойдем пешком…
Смотрите внимательно –
сейчас вас охватит то состояние души, которое возникает только от одного
словосочетания «русское поле». Редко кто здесь не испытывает душевного порыва,
ведь с русским полем связано столь много, начиная от широты характера россиян и
кончая понятием Русь, Россия.
Мы умышленно привели
вас на противоположную сторону реки. Именно отсюда открывается сказочная
панорама. Сейчас мы поднимемся на холм. Еще мгновение… Вот оно – чудо!
Над простором во всем
своем изяществе вырастает, тянется к небу куполом, словно свеча, храм Покрова
на Нерли. Всмотритесь в голубое небо и белоснежные облака… Кажется, будто
белопенное здание плывет вместе с облаками, взлетает с зеленого холма и
повторяется в зыбком отражении весенних вод.
Здесь необыкновенно
хорошо! «Ле – по – та!» - так сказали бы в старину. Простор. Раздолье. Чудесный
пьянящий воздух. На изумрудной зелени луга рассеяны вестники весны –
одуванчики.
Поражает гармония
храма с окружающим пейзажем. Просто невозможно представить его в каком – то
другом месте. Кажется, что строение родилось вместе с ним, а не создано руками
человека.
При виде древних стен,
изысканных в своей простоте, чувствуешь соприкосновение с веками. Просветляется
душа, рождается волнение, радость, вера в прекрасное – то, ради чего и
создавалось это белокаменное чудо.
На лугу беззаботно
играет маленькая девочка, рядом с ней великолепной панорамой любуется мама. Все
дышит миром и спокойствием. Это замечательно, что ребенок с детства приобщается
к прекрасному. Очень хочется верить, что, научившись понимать и ценить красоту,
девочка будет ощущать ответственность за ее сохранность и передаст это чувство
уже своим детям.
Вот на
противоположном берегу появилась группа людей. Для них, видимо, важно
рассмотреть архитектурные детали храма. С этой целью мы отправляемся к древним
стенам в следующий раз. сегодня нам важно рассказать об идеально гармоничном
слиянии красоты природы с гениальным творением древних зодчих. В этой гармонии
с природой, изяществе, благородстве и простоте выразилось представление наших
предков о прекрасном.
Пора возвращаться. Но
как – то грустно расставаться с этой красотой, с удивительным ощущением
умиротворенности. Красота искусства и природы питает и воспитывает красоту
самого человека. Это было нужно в 1165 году, это нужно сегодня, это будет нужно
всегда!
Слово «кластер» означает пучок, созвездие. В
центре - ключевое слово, и от него стрелки – лучики.
Приложение №2.
Приложение №3.
1. Наречие –
это____________________________________.
Оно примыкает
к;__________________________________.
Наречие_________________________________изменяется.
У наречия никогда не
бывает_________________________.
2. В предложении оно чаще
всего является_______________.
Перепишите, вставляя
пропущенные буквы.
1. Потухшие зрачки
двинулись сначал_ справ_ налев_, потом слев_ направ_. 2. Он искос_ взглянул на
жену. 3. Чай был настоян дочерн_.
4. Такой привилегией он
пользуется издавн_, вероятно, как больничный старожил. 5. мы вышли из дому
затемн_. 6. Пурга дочист_ вымыла скалы.
7. Мы решили вернуться
засветл_. 8. Он знал о приезде брата заведом.
3.Морфологический разбор
наречия
(Паспорт)
__Рядом__________________________________-
наречие.
I._______________________;
обозначает признак действия (признак
(х вопрос наречие)
признака).
П. Морфологические
признаки 1. Разряд по значению _________________________________________
(наречие места, времени,
причины, цели, образа действия, меры и степени)
2. Неизменяемое.
3. Не имеет степени
сравнения/стоит в__________,________________
__________________________________________
степени сравнения.
(сравнительной/превосходной;
простой/составной)
III. В предложении является
___________________________________
(обстоятельством, определением, сказуемым)
Приложение № 4
Текст 1.
Он мчался, как птица, … ударяя о землю
ногами, которые … (с/з)делались крепкими, точн_ две стальные пруж_ны. Рядом с
ним скакал, зал_ваясь радос_ным лаем, Арто. (С)зади … грохотал по песку
дворник, … рычавший какие(то) ругательства.
(С)размаху Сергей наск_чил на ворота, но
… (не)подумал, а ск_рее почу_ствовал, что (з/с)десь дороги нет...
Он спотыкался о корни, падал, (раз/рас)бивая себе
в кровь руки, но … вставал, не замечая даже боли, и опять бежал …, согнувшись
почти (в)двое, не слыша своего крика. Арто кинулся (за)ним.
(А. И. Куприн. «Белый пудель»)
Текст 2.
Он мчался, как птица, крепк_ и част_
ударяя о землю ногами, которые внезапн_ (с/з)делались крепкими, точн_ две
стальные пруж_ны. Рядом с ним скакал, зал_ваясь радос_ным лаем, Арто. (С)зади
т_жело грохотал по песку дворник, ярос_но рычавший какие(то) ругательства.
(С)размаху Сергей наск_чил на ворота, но
мгнове_о (не)подумал, а ск_рее почу_ствовал, что (з/с)десь дороги нет...
Он спотыкался о корни, падал, (раз/рас)бивая
себе в кровь руки, но (тот)час же вставал, не замечая даже боли, и опять бежал
(в)перед, согнувшись почти (в)двое, не слыша своего крика. Арто кинулся
(за)ним.
(А. И. Куприн. «Белый пудель»)
Приложение № 5
По горизонтали: 1. Главный морфологический
признак наречия. 2. Группа наречий, которая отвечает на вопросы где? куда?
откуда? 3. Какая форма превосходной степени сравнения отсутствует у наречий?
4. Основное грамматическое значение наречий — признак__________. 5. Форма
простой сравнительной степени от наречия громко. 6. На вопрос когда? отвечают
наречия_______________.
7. Основная синтаксическая роль наречий.
По вертикали: в столбике № 1 получилось
слово_________________________.
Игра «Верно - неверно». (Приложение № 7) .
Верно + неверно -
№
|
Предложения
|
ответ
|
1
|
Я открываю настеж окно.
|
|
2
|
Я лежал навзничь в траве
|
|
3
|
От сильного зноя становилось невтерпеж.
|
|
4
|
Лошади пронеслись вскач.
|
|
5
|
Все побежали прочь.
|
|
6
|
Дочери ее вышли замуж.
|
|
7
|
Матушка-рожь кормит всех сплош.
|
|
Приложение № 6.
Подберите наречия к глаголу, указав, как вы сегодня поработали.
Работать -
(может быть хорошо, отлично, замечательно, чудесно и т. д.)
Составьте пожелание гостям с использованием наречий.
1.___________________ не болеть.
2.___________________ выглядеть.
3.___________________ улыбаться.
4.____________________ быть преданными своему делу.
5.Живите _______________.
Слова для справок: всегда, никогда, чаще, счастливо, великолепно.
Используемая литература:
Электронное пособие-практикум «НАРЕЧИЕ» (Из опыта работы Черновой З.Г.,
учителя русского языка и литературы МОУ «Комсомольская СОШ №1» Комсомольского
района)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.