Тема: "Морфемика.
Словообразование". 6-й класс
Хамурзаева Аида Рашидовна, учитель русского языка и литературы
Разделы: Преподавание русского языка
Тип урока: Урок обобщения и применения знаний, умений и
навыков.
Цель: обобщить, систематизировать знания по теме “Морфемика.
Словообразование”.
Задачи:
образовательная: создать условия для овладения способами решения
познавательных задач с целью формирования языковой компетенции через обобщение,
систематизацию знаний, умений и навыков через понимание общих закономерностей
правописания.
развивающая: формировать навыки контроля и самоконтроля в
результате деятельности в группе, развивать способности к анализу и оценке
сходных и конкурирующих языковых явлений для их дифференциации.
воспитательная: способствовать развитию коммуникативной компетенции
через работу в группах, парах; воспитывать осознанную потребность в знаниях,
чуткость и внимательность к слову.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Формулирование учащимися темы и цели урока.
1. Соберите слово из букв И
Л Г Н И В Т С К И А (лингвистика).
2.
Что оно обозначает?
3.
Какие разделы лингвистики мы закончили изучать?
4.
Что изучает морфемика? словообразование?
5.
Какова тема нашего урока? (Обобщение по теме
“Морфемика и словообразование”).
6.
Какова, по вашему мнению, цель урока? (Закрепление
умений и навыков по теме).
Сегодня на уроке мы будем работать не только в
тетради, но и в специальном оценочном листе, а значит, каждый получит за урок
оценку.
III. Актуализация опорных знаний.
Сейчас мы сыграем с вами в игру “Верно – неверно”. Если вы
согласны со сказанным, то хлопайте 1 раз в ладоши.
1.
Морфема – значимая часть слова. (+)
2.
Словообразование – это образование новых слов при
помощи суффиксов (-).
3.
Соединительными гласными бывают О – Е (+).
4.
Правописание приставок пре-/при– зависит от
лексического значения (+).
5.
Приставка служит для связи слов в предложении (-).
Фронтальный опрос.
– Дайте определение приставки, суффикса, корня,
окончания, основы.
– Перечислите известные вам способы образования слов.
IV. Работа над темой урока.
1. Образуйте слова с данными морфемами. Составьте с ними предложения.
2.
3.
Работа по группам (парами). Выполните
словообразовательный разбор слов (Приложение 1):
– развеселый,
– овражек,
– подсвечник,
– бег,
– лесовоз,
– мороженое.
Обменяйтесь тетрадями и проверьте выполнение
задания друг у друга.
4.
С разделами “Морфемика” и “Словообразование” тесно
связан раздел “Орфография”. А что он изучает?
Пришло время проверить усвоение правил. На
доске вы видите 3 столбика слов по одному для каждого ряда. Ваша задача
объяснить правописание слов. Выходить к доске вы будете по очереди.
пришкольный
касаться
догорать
заря
вертолет
разыскивать
|
приехать
сверхинтересный
пешеход
коснуться
выгореть
зарница
|
преспокойный
зорянка
контригра
касание
сгорать
птицелов
|
5.Тесты.
В каком ряду слов пре- и при- входят в состав
корня?
1)привилегия ,престижный;
2)неприметный, превращение;
Отметьте предложения, в которых есть слово с
приставкой при-
1)Бесшумно пр_чаливали разбойники к плывущему
кораблю.
2)Непр_одолимо тянуло их богатство купцов.
3)Положили однажды пр_дел волжскому
разбойнику.
4) Пр_шлось покинуть ему волжские берега.
V. Работа с текстом.
1. Восполните пробелы в предложении: “Для того чтобы верно писать букву е или и в приставках пре и при нужно определить лексическое значение”.
Докажите положение.
2.
Вставьте в текст слова с приставками пре– и при– и
слова, в которых пре, при входит в состав корня.
На (пришкольном) участке был (прекрасный) сад.
В нем росли (премолоденькие) яблоньки и (прелестные) цветы. Ухаживал за ними
(престаренький) дедушка. Мы (прибежали) после уроков и (принялись) помогать
садоводу с (превеликим) удовольствием.
Справились? Молодцы! Прочитает тот, кто вставил наибольшее количество слов
3.
Рассмотрите опорную схему.
Заполните столбики словами, сделав необходимые
обозначения: паровоз, пешеход,
кашевар, бронежилет, овощерезка, самосвал, водопад.
VI. Тест.
1. Найди лишнее слово:
А) гора, Б) гористый, В) гореть, Г) пригорок.
2.
Найди слово, соответствующее схеме:
А) домик, Б) водный,
В) бесстрашный, Г) читал.
3.
Выберите верный ответ:
– ешь является окончанием
А) сущ. ж.р., Б) гл. н.ф., В) гл. 2 л. ед.ч. I
спр.
4.
Найди слово с буквой ы
А) сверх__дейный, Б) спорт__гра, В)
раз__скать, Г) дез__нфекция
5.
Найди слово с приставкой пре-
А) пр__лететь, Б)
пр__вязать, В) пр__лечь, Г) пр__милый.
VII. Домашнее задание.
Придумать текст с 15 словами с изученными
орфограммами.
VIII. Итоги урока.
1. Какие разделы мы сегодня повторяли?
2.
Что изучает “морфемика”?
3.
Что изучает “словообразование”?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.