Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок по русскому языку в 6 классе по теме: " Морфемика. Словообразование."

Урок по русскому языку в 6 классе по теме: " Морфемика. Словообразование."

Скачать материал

Тема: "Морфемика. Словообразование". 6-й класс

Хамурзаева Аида Рашидовна, учитель русского языка и литературы

                                                       Разделы: Преподавание русского языка

 

Тип урока: Урок обобщения и применения знаний, умений и навыков.

Цель: обобщить, систематизировать знания по теме “Морфемика. Словообразование”.

Задачи:

образовательная: создать условия для овладения способами решения познавательных задач с целью формирования языковой компетенции через обобщение, систематизацию знаний, умений и навыков через понимание общих закономерностей правописания.

развивающая: формировать навыки контроля и самоконтроля в результате деятельности в группе, развивать способности к анализу и оценке сходных и конкурирующих языковых явлений для их дифференциации.
воспитательная: способствовать развитию коммуникативной компетенции через работу в группах, парах; воспитывать осознанную потребность в знаниях, чуткость и внимательность к слову.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Формулирование учащимися темы и цели урока.

1.       Соберите слово из букв И Л Г Н И В Т С К И А (лингвистика).

2.       Что оно обозначает?

3.       Какие разделы лингвистики мы закончили изучать?

4.       Что изучает морфемика? словообразование?

5.       Какова тема нашего урока? (Обобщение по теме “Морфемика и словообразование”).

6.       Какова, по вашему мнению, цель урока? (Закрепление умений и навыков по теме).

Сегодня на уроке мы будем работать не только в тетради, но и в специальном оценочном листе, а значит, каждый получит за урок оценку.

III. Актуализация опорных знаний.

Сейчас мы сыграем с вами в игру “Верно – неверно”. Если вы согласны со сказанным, то хлопайте 1 раз в ладоши.

1.       Морфема – значимая часть слова. (+)

2.       Словообразование – это образование новых слов при помощи суффиксов (-).

3.       Соединительными гласными бывают О – Е (+).

4.       Правописание приставок пре-/при– зависит от лексического значения (+).

5.       Приставка служит для связи слов в предложении (-).

Фронтальный опрос.

– Дайте определение приставки, суффикса, корня, окончания, основы.

– Перечислите известные вам способы образования слов.

IV. Работа над темой урока.

1.       Образуйте слова с данными морфемами. Составьте с ними предложения.

2.       http://festival.1september.ru/articles/632989/img1.gif

3.       Работа по группам (парами). Выполните словообразовательный разбор слов (Приложение 1):

– развеселый,
– овражек,
– подсвечник,
– бег,
– лесовоз,
– мороженое.

Обменяйтесь тетрадями и проверьте выполнение задания друг у друга.

4.       С разделами “Морфемика” и “Словообразование” тесно связан раздел “Орфография”. А что он изучает?

Пришло время проверить усвоение правил. На доске вы видите 3 столбика слов по одному для каждого ряда. Ваша задача объяснить правописание слов. Выходить к доске вы будете по очереди.

пришкольный
касаться
догорать
заря
вертолет
разыскивать

приехать
сверхинтересный
пешеход
коснуться
выгореть
зарница

преспокойный
зорянка
контригра
касание
сгорать
птицелов

5.Тесты.

В каком ряду слов пре- и при- входят в состав корня?

1)привилегия ,престижный;

2)неприметный, превращение;

Отметьте  предложения, в которых есть слово с приставкой при-

1)Бесшумно пр_чаливали разбойники к плывущему кораблю.

2)Непр_одолимо тянуло их богатство купцов.

3)Положили однажды пр_дел волжскому разбойнику.

4) Пр_шлось покинуть ему волжские берега.

V. Работа с текстом.

1.       Восполните пробелы в предложении: “Для того чтобы верно писать букву е или и в приставках пре и при нужно определить лексическое значение”.

Докажите положение.

2.       Вставьте в текст слова с приставками пре– и при– и слова, в которых пре, при входит в состав корня.

На (пришкольном) участке был (прекрасный) сад. В нем росли (премолоденькие) яблоньки и (прелестные) цветы. Ухаживал за ними (престаренький) дедушка. Мы (прибежали) после уроков и (принялись) помогать садоводу с (превеликим) удовольствием.
Справились? Молодцы! Прочитает тот, кто вставил наибольшее количество слов

3.       Рассмотрите опорную схему.

http://festival.1september.ru/articles/632989/img2.gif

Заполните столбики словами, сделав необходимые обозначения: паровоз, пешеход, кашевар, бронежилет, овощерезка, самосвал, водопад.

VI. Тест.

1.       Найди лишнее слово:

А) гора, Б) гористый, В) гореть, Г) пригорок.

2.       Найди слово, соответствующее схеме:

http://festival.1september.ru/articles/632989/img3.gif

А) домик, Б) водный, В) бесстрашный, Г) читал.

3.       Выберите верный ответ:

– ешь является окончанием

А) сущ. ж.р., Б) гл. н.ф., В) гл. 2 л. ед.ч. I спр.

4.       Найди слово с буквой ы

А) сверх__дейный, Б) спорт__гра, В) раз__скать, Г) дез__нфекция

5.       Найди слово с приставкой пре-

А) пр__лететь, Б) пр__вязать, В) пр__лечь, Г) пр__милый.

VII. Домашнее задание.

Придумать текст с 15 словами с изученными орфограммами.

VIII. Итоги урока.

1.       Какие разделы мы сегодня повторяли?

2.       Что изучает “морфемика”?

3.       Что изучает “словообразование”?



Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по русскому языку в 6 классе по теме: " Морфемика. Словообразование.""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист архива

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект урока по русскому языку в 6 классе.

Цели урока:

Образовательная: создать условия для овладения способами решения познавательных задач с целью формирования языковой компетентности через общение,систематизацию знаний,умений и навыков через понимание общих закономерностей правописания.

Развивающая:формировать навыки контроля и самоконтроля в результате деятельности в группе,развивать способности к анализу и оценке сходных и конкурирующих языковых явлений для их дифференцации.

Воспитательная:способствовать развитию коммуникативной компетенции через работу в группах, парах;воспитывать потребность в знаниях.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 985 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку русского языка "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 2442
  • 357
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 3154
  • 369
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 626
    • DOCX 27.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Хамурзаева Аида Рашидовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Хамурзаева Аида Рашидовна
    Хамурзаева Аида Рашидовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 16624
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 483 человека из 73 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Волонтерство: сущность, мотивация, и воспитание

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Художественная гимнастика: диагностика и технические аспекты

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Фитнес: особенности занятий и специфика питания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 82 человека из 33 регионов