Главная / Русский язык и литература / Урок по русскому языку в 6 классе по теме: " Морфемика. Словообразование."

Урок по русскому языку в 6 классе по теме: " Морфемика. Словообразование."

Тема: "Морфемика. Словообразование". 6-й класс

Хамурзаева Аида Рашидовна, учитель русского языка и литературы

Разделы: Преподавание русского языка



Тип урока: Урок обобщения и применения знаний, умений и навыков.

Цель: обобщить, систематизировать знания по теме “Морфемика. Словообразование”.

Задачи:

образовательная: создать условия для овладения способами решения познавательных задач с целью формирования языковой компетенции через обобщение, систематизацию знаний, умений и навыков через понимание общих закономерностей правописания.

развивающая: формировать навыки контроля и самоконтроля в результате деятельности в группе, развивать способности к анализу и оценке сходных и конкурирующих языковых явлений для их дифференциации.
воспитательная: способствовать развитию коммуникативной компетенции через работу в группах, парах; воспитывать осознанную потребность в знаниях, чуткость и внимательность к слову.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Формулирование учащимися темы и цели урока.

  1. Соберите слово из букв И Л Г Н И В Т С К И А (лингвистика).

  2. Что оно обозначает?

  3. Какие разделы лингвистики мы закончили изучать?

  4. Что изучает морфемика? словообразование?

  5. Какова тема нашего урока? (Обобщение по теме “Морфемика и словообразование”).

  6. Какова, по вашему мнению, цель урока? (Закрепление умений и навыков по теме).

Сегодня на уроке мы будем работать не только в тетради, но и в специальном оценочном листе, а значит, каждый получит за урок оценку.

III. Актуализация опорных знаний.

Сейчас мы сыграем с вами в игру “Верно – неверно”. Если вы согласны со сказанным, то хлопайте 1 раз в ладоши.

  1. Морфема – значимая часть слова. (+)

  2. Словообразование – это образование новых слов при помощи суффиксов (-).

  3. Соединительными гласными бывают О – Е (+).

  4. Правописание приставок пре-/при– зависит от лексического значения (+).

  5. Приставка служит для связи слов в предложении (-).

Фронтальный опрос.

Дайте определение приставки, суффикса, корня, окончания, основы.

Перечислите известные вам способы образования слов.

IV. Работа над темой урока.

  1. Образуйте слова с данными морфемами. Составьте с ними предложения.

  2. http://festival.1september.ru/articles/632989/img1.gif

  3. Работа по группам (парами). Выполните словообразовательный разбор слов (Приложение 1):

развеселый,
– овражек,
– подсвечник,
– бег,
– лесовоз,
– мороженое.

Обменяйтесь тетрадями и проверьте выполнение задания друг у друга.

  1. С разделами “Морфемика” и “Словообразование” тесно связан раздел “Орфография”. А что он изучает?

Пришло время проверить усвоение правил. На доске вы видите 3 столбика слов по одному для каждого ряда. Ваша задача объяснить правописание слов. Выходить к доске вы будете по очереди.

пришкольный
касаться
догорать
заря
вертолет
разыскивать

приехать
сверхинтересный
пешеход
коснуться
выгореть
зарница

преспокойный
зорянка
контригра
касание
сгорать
птицелов

5.Тесты.

В каком ряду слов пре- и при- входят в состав корня?

1)привилегия ,престижный;

2)неприметный, превращение;

Отметьте предложения, в которых есть слово с приставкой при-

1)Бесшумно пр_чаливали разбойники к плывущему кораблю.

2)Непр_одолимо тянуло их богатство купцов.

3)Положили однажды пр_дел волжскому разбойнику.

4) Пр_шлось покинуть ему волжские берега.

V. Работа с текстом.

  1. Восполните пробелы в предложении: “Для того чтобы верно писать букву е или и в приставках пре и при нужно определить лексическое значение”.

Докажите положение.

  1. Вставьте в текст слова с приставками пре– и при– и слова, в которых пре, при входит в состав корня.

На (пришкольном) участке был (прекрасный) сад. В нем росли (премолоденькие) яблоньки и (прелестные) цветы. Ухаживал за ними (престаренький) дедушка. Мы (прибежали) после уроков и (принялись) помогать садоводу с (превеликим) удовольствием.
Справились? Молодцы! Прочитает тот, кто вставил наибольшее количество слов

  1. Рассмотрите опорную схему.

http://festival.1september.ru/articles/632989/img2.gif

Заполните столбики словами, сделав необходимые обозначения: паровоз, пешеход, кашевар, бронежилет, овощерезка, самосвал, водопад.

VI. Тест.

  1. Найди лишнее слово:

А) гора, Б) гористый, В) гореть, Г) пригорок.

  1. Найди слово, соответствующее схеме:

http://festival.1september.ru/articles/632989/img3.gif

А) домик, Б) водный, В) бесстрашный, Г) читал.

  1. Выберите верный ответ:

ешь является окончанием

А) сущ. ж.р., Б) гл. н.ф., В) гл. 2 л. ед.ч. I спр.

  1. Найди слово с буквой ы

А) сверх__дейный, Б) спорт__гра, В) раз__скать, Г) дез__нфекция

  1. Найди слово с приставкой пре-

А) пр__лететь, Б) пр__вязать, В) пр__лечь, Г) пр__милый.

VII. Домашнее задание.

Придумать текст с 15 словами с изученными орфограммами.

VIII. Итоги урока.

  1. Какие разделы мы сегодня повторяли?

  2. Что изучает “морфемика”?

  3. Что изучает “словообразование”?




Урок по русскому языку в 6 классе по теме: " Морфемика. Словообразование."
  • Русский язык и литература
Описание:

Конспект урока по русскому языку в 6 классе.

Цели урока:

Образовательная: создать условия для овладения способами решения познавательных задач с целью формирования языковой компетентности через общение,систематизацию знаний,умений и навыков через понимание общих закономерностей правописания.

Развивающая:формировать навыки контроля и самоконтроля в результате деятельности в группе,развивать способности к анализу и оценке сходных и конкурирующих языковых явлений для их дифференцации.

Воспитательная:способствовать развитию коммуникативной компетенции через работу в группах, парах;воспитывать потребность в знаниях.

Автор Хамурзаева Аида Рашидовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 934
Номер материала 31015
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓