Учебный предмет:
русский язык
Класс: 6
Автор УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.
Тростенцова и др. Русский язык. 5 кл. : учебник для общеобразовательных
учреждений : в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2012.
Тема урока: «Понятие о местоимении»
Урок «открытия»
нового знания.
Цели урока
Деятельностные:
создание условий для усвоения темы, развитие
готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие
мыслительных операций школьников,
развитие навыков
самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной
самооценки.
Содержательные: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи,
развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и
обрабатывать.
Ход
урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, садитесь. Настройтесь на работу,
будьте внимательны.
2.Актуализация знаний
Сейчас я прочитаю отрывок из рассказа
К.Паустовского. Прослушайте его и ответьте на вопрос, о ком или о чем идет
речь? (текст читается без перового предложения)
Я (Луговский) только что ходил на
телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мной
увязался лист клена. Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался,
он тоже останавливался. Когда я шел быстрее, он тоже бежал быстрее. Он
не отставал ни на шаг, но на телефонную станцию не пошел… Я погладил его
по спине, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его
уже не было.
- О чем или о ком идет речь в тексте? (ученики
высказывают свои предположения)
- Мы можем гадать сколько угодно, но точного
ответа не дадим. А почему так трудно ответить? (т.к. предмет не назван).
- Верно. Не назван, а только указан. Докажите
(он бежал, по его спине и т.д.)
А вам интересно узнать, о ком или о чем идет
речь в этом отрывке? Дело в том, что я читала текст без первого предложения, в
котором и содержится разгадка. Послушайте.
- Неожиданно?
- А вы предполагали, что речь может идти о
неодушевленном предмете? (нет)
- Почему? (т.к. использованы глаголы, которые
обозначают действия одушевленного предмета).
- А как называется такое средство
выразительности речи? (олицетворение)
-Итак, скажите, какая часть речи способна
загадывать такие загадки, указывать, но не называть? (местоимение)
3. Сообщение темы и цели урока.
-Верно. О какой части речи мы будем говорить
на уроке? (о местоимении) . Откуда вам знакома эта часть речи? (из начальной
школы, 5 класс).
- В 6 классе эта тема тоже изучается, но
подробнее, глубже. Но что еще очень важно, в последующих классах (с 7 по 11)
программа специально к этой теме не возвращается. То есть вы будете
пользоваться знаниями о местоимении, полученными в 6 классе, на протяжении
всего курса русского языка. А значит, ваши знания должны быть прочными и
основательными. Откройте тетради, запишите дату и тему урока «Местоимение как
часть речи».
-Итак, вы верно определили тему урока. Вам
хорошо известно, что у любой части речи есть своя визитная карточка, которая
содержит 4 важных пункта, по которым она распознается среди других частей речи.
Какие это пункты?
1.Общее грамматическое значение, вопросы.
2. Морфологические признаки.
3. Синтаксическая функция.
4. Роль и употребление в речи.
4. Изучение нового материала
1)Создание проблемной ситуации. Работа с
предложением.
Такой он пришел несколько дней назад (запись на доске)
- Понятен ли вам смысл этого предложения? Кто
или что? Какой - такой? Когда он пришел? (Смысл данного предложения не понятен,
т.к. затруднительно ответить на поставленный вопрос).
- Что мы должны сделать, чтобы смысл
предложения стал конкретным, понятным? (заменить местоимения конкретными
словами - накладываются существительные, прилагательные, числительные на места
местоимений)
Предлагают свои варианты ответов…
Привожу свой пример Теплый март пришел
шесть дней назад. (исп. олицетворение)
-Вместо каких
частей речи употреблялись местоимения такой, он, несколько? ( Вместо
прилагательного, существительного, числительного)
- Чем отличаются местоимения от данных частей
речи? (местоимение не называет предмет, а лишь замещает его)
2) Заполнение таблицы на соответствие
(работа в группах)
-Обобщая сказанное, заполните таблицу
соответствия (распечатанные таблицы)
Местоимение
|
Употребляется
вместо частей речи
|
Указывает
на
|
1
|
|
2
|
|
3
|
|
Местоимение
|
Употребляется
вместо частей речи
|
Указывает
на
|
Существительное
|
Предмет
|
Прилагательное
|
Признак
предмета
|
Числительное
|
Количество
|
-Проверяем (сверка с эталоном) Молодцы.
3) Историческая справка
Итак, мы выяснили, что местоимение только
заменяет другие части речи. Поэтому они выделяются в особый класс -
заменителей. От лат. Pronomen – вместо имени (сущ.,
прилаг, числ.).
-Послушайте, как представил местоимения
ученый - языковед Александр Александрович Реформатский: «Местоимения удобны…
Они как запасные игроки на футбольном поле, или дублеры в театре, выходят на
сцену или на поле тогда, когда знаменательные слова вынужденно освобождают
игру». И хотя местоимения представляют совсем небольшую группу (всего 70
слов), по употребляемости они стоят на 3 месте после существительного и
глагола.
4) Определение морфологических признаков
местоимения
-Определите морфологические признаки
местоимения в данном предложении
Такой он пришел несколько дней назад
-- Какие
морфологические признаки имеет местоимение? (почти не имеют особых
морфологических признаков. Их морфологические признаки зависят от того, какую
часть речи они замещают)
5) Определение роли в речи, синтаксической
роли.
-Возьмите листок с тремя текстами.
-Прочтите про себя текст №1. Какой вывод
сделали? (Смысл данного предложения не понятен, можем только догадываться, т.к.
не назван предмет).
- Можно ли употреблять в тексте местоимения 3
лица, если мы хотим рассказать о конкретном предмете? (нет). Если только мы не
хотим загадать загадку, т.к. в УНТ, в жанре-загадки, это качество местоимения (указывать,
а не называть) используется часто.
-Прочитайте про себя текст №2. Отличается ли
он по смыслу от текста №1 ? (да) Чем?
- Обратите внимание на грамматическое
построение текста. Что не так? (все местоимения заменили на одно
существительное).
- Стал ли текст лучше? (снова нет). (он стал
однообразным, много повторений)
- И первый текст нас не устроил, и второй.
Тогда создадим третий (№3) , учитывая ошибки текста №1 и №2. (работают
самостоятельно, сверка с эталоном)
- Сделайте вывод о роли местоимения в речи
(для исключения повторов, чтобы речь была разнообразной) – первая функция.
- Продолжаем наши наблюдения.(работа с
получившимся текстом №3). Попробуйте связать 1 и 2 предложения, убрав
местоимение. Вывод: являются средством связи между предложениями в тексте.
- Определите синтаксическую роль местоимений в
нашем изначальном предложении (Такой он пришел несколько дней назад) и
в тексет № 3.
- Сделайте вывод (в предложении местоимения
могут быть подлежащим, дополнением, обстоятельством, определением)
5. Работа с учебником
Откройте учебники, прочитайте внимательно
правило и скажите, все ли пункты визитной карточки местоимения мы обсудили?
(да)
6.Подведение итогов
-О какой части речи мы сегодня говорили на
уроке?
-Какие задачи, поставленные в начале урока
нам удалось решить?
7. Рефлексия
-
Довольны ли вы своей работой на уроке?
-
На каком этапе работы вам было сложно?
-
Перед вами кружки трех цветов: зеленый – тему
понял, желтый – есть вопросы по теме, красный – мне трудно, понял плохо.
-
Оставьте на парте тот значок, который
соответствует, на ваш взгляд, вашим знаниям по теме.
8. Домашнее задание
Карточки (инструктаж по выполнению д/з)
Приложение № 1
Текст №1
В доме у нас жил он.
Он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине
колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушком.
Текст №
2
В доме у нас жил ежик. Ежик был
ручной. Когда ежика гладили, ежик прижимал к спине колючки и
делалася совсем мягким. За это мы прозвали ежика Пушком.
Текст №
3
В доме у нас жил_________________. ________________был
ручной. Когда___________
гладили, ___________прижимал к спине коючки и
делался совсем мягким. За это мы
прозвали ______________Пушком.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.