Главная / Русский язык и литература / Урок по русскому языку в 6 классе на тему:"Понятие о местоимении"

Урок по русскому языку в 6 классе на тему:"Понятие о местоимении"

Учебный предмет: русский язык

Класс: 6

Автор УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. 5 кл. : учебник для общеобразовательных учреждений : в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2012.

Тема урока: «Понятие о местоимении»

Урок «открытия» нового знания.

Цели урока

Деятельностные: создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников,

развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.

Содержательные: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.



Ход урока


1. Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь. Настройтесь на работу, будьте внимательны.


2.Актуализация знаний


Сейчас я прочитаю отрывок из рассказа К.Паустовского. Прослушайте его и ответьте на вопрос, о ком или о чем идет речь? (текст читается без перового предложения)


Я (Луговский) только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мной увязался лист клена. Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шел быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал ни на шаг, но на телефонную станцию не пошел… Я погладил его по спине, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было.


- О чем или о ком идет речь в тексте? (ученики высказывают свои предположения)

- Мы можем гадать сколько угодно, но точного ответа не дадим. А почему так трудно ответить? (т.к. предмет не назван).

- Верно. Не назван, а только указан. Докажите (он бежал, по его спине и т.д.)

А вам интересно узнать, о ком или о чем идет речь в этом отрывке? Дело в том, что я читала текст без первого предложения, в котором и содержится разгадка. Послушайте.

- Неожиданно?

- А вы предполагали, что речь может идти о неодушевленном предмете? (нет)

- Почему? (т.к. использованы глаголы, которые обозначают действия одушевленного предмета).

- А как называется такое средство выразительности речи? (олицетворение)

-Итак, скажите, какая часть речи способна загадывать такие загадки, указывать, но не называть? (местоимение)


3. Сообщение темы и цели урока.


-Верно. О какой части речи мы будем говорить на уроке? (о местоимении) . Откуда вам знакома эта часть речи? (из начальной школы, 5 класс).

- В 6 классе эта тема тоже изучается, но подробнее, глубже. Но что еще очень важно, в последующих классах (с 7 по 11) программа специально к этой теме не возвращается. То есть вы будете пользоваться знаниями о местоимении, полученными в 6 классе, на протяжении всего курса русского языка. А значит, ваши знания должны быть прочными и основательными. Откройте тетради, запишите дату и тему урока «Местоимение как часть речи».

-Итак, вы верно определили тему урока. Вам хорошо известно, что у любой части речи есть своя визитная карточка, которая содержит 4 важных пункта, по которым она распознается среди других частей речи. Какие это пункты?

1.Общее грамматическое значение, вопросы.

2. Морфологические признаки.

3. Синтаксическая функция.

4. Роль и употребление в речи.


4. Изучение нового материала


1)Создание проблемной ситуации. Работа с предложением.


Такой он пришел несколько дней назад (запись на доске)


- Понятен ли вам смысл этого предложения? Кто или что? Какой - такой? Когда он пришел? (Смысл данного предложения не понятен, т.к. затруднительно ответить на поставленный вопрос).

- Что мы должны сделать, чтобы смысл предложения стал конкретным, понятным? (заменить местоимения конкретными словами - накладываются существительные, прилагательные, числительные на места местоимений)

Предлагают свои варианты ответов…

Привожу свой пример Теплый март пришел шесть дней назад. (исп. олицетворение)

-Вместо каких частей речи употреблялись местоимения такой, он, несколько? ( Вместо прилагательного, существительного, числительного)

- Чем отличаются местоимения от данных частей речи? (местоимение не называет предмет, а лишь замещает его)


2) Заполнение таблицы на соответствие (работа в группах)


-Обобщая сказанное, заполните таблицу соответствия (распечатанные таблицы)




Местоимение

Употребляется вместо частей речи

Указывает на

1


2


3





Местоимение

Употребляется вместо частей речи

Указывает на

Существительное

Предмет

Прилагательное

Признак предмета

Числительное

Количество


-Проверяем (сверка с эталоном) Молодцы.



3) Историческая справка

Итак, мы выяснили, что местоимение только заменяет другие части речи. Поэтому они выделяются в особый класс - заменителей. От лат. Pronomen – вместо имени (сущ., прилаг, числ.).

-Послушайте, как представил местоимения ученый - языковед Александр Александрович Реформатский: «Местоимения удобны… Они как запасные игроки на футбольном поле, или дублеры в театре, выходят на сцену или на поле тогда, когда знаменательные слова вынужденно освобождают игру». И хотя местоимения представляют совсем небольшую группу (всего 70 слов), по употребляемости они стоят на 3 месте после существительного и глагола.


4) Определение морфологических признаков местоимения


-Определите морфологические признаки местоимения в данном предложении

Такой он пришел несколько дней назад

-- Какие морфологические признаки имеет местоимение? (почти не имеют особых морфологических признаков. Их морфологические признаки зависят от того, какую часть речи они замещают)


5) Определение роли в речи, синтаксической роли.

-Возьмите листок с тремя текстами.

-Прочтите про себя текст №1. Какой вывод сделали? (Смысл данного предложения не понятен, можем только догадываться, т.к. не назван предмет).

- Можно ли употреблять в тексте местоимения 3 лица, если мы хотим рассказать о конкретном предмете? (нет). Если только мы не хотим загадать загадку, т.к. в УНТ, в жанре-загадки, это качество местоимения (указывать, а не называть) используется часто.

-Прочитайте про себя текст №2. Отличается ли он по смыслу от текста №1 ? (да) Чем?

- Обратите внимание на грамматическое построение текста. Что не так? (все местоимения заменили на одно существительное).

- Стал ли текст лучше? (снова нет). (он стал однообразным, много повторений)

- И первый текст нас не устроил, и второй. Тогда создадим третий (№3) , учитывая ошибки текста №1 и №2. (работают самостоятельно, сверка с эталоном)

- Сделайте вывод о роли местоимения в речи (для исключения повторов, чтобы речь была разнообразной) – первая функция.

- Продолжаем наши наблюдения.(работа с получившимся текстом №3). Попробуйте связать 1 и 2 предложения, убрав местоимение. Вывод: являются средством связи между предложениями в тексте.

- Определите синтаксическую роль местоимений в нашем изначальном предложении (Такой он пришел несколько дней назад) и в тексет № 3.

- Сделайте вывод (в предложении местоимения могут быть подлежащим, дополнением, обстоятельством, определением)


5. Работа с учебником

Откройте учебники, прочитайте внимательно правило и скажите, все ли пункты визитной карточки местоимения мы обсудили? (да)

6.Подведение итогов

-О какой части речи мы сегодня говорили на уроке?

-Какие задачи, поставленные в начале урока нам удалось решить?


7. Рефлексия

  • Довольны ли вы своей работой на уроке?

  • На каком этапе работы вам было сложно?

  • Перед вами кружки трех цветов: зеленый – тему понял, желтый – есть вопросы по теме, красный – мне трудно, понял плохо.

  • Оставьте на парте тот значок, который соответствует, на ваш взгляд, вашим знаниям по теме.


8. Домашнее задание

Карточки (инструктаж по выполнению д/з)








































Приложение № 1


Текст №1


В доме у нас жил он. Он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушком.





Текст № 2


В доме у нас жил ежик. Ежик был ручной. Когда ежика гладили, ежик прижимал к спине колючки и делалася совсем мягким. За это мы прозвали ежика Пушком.





Текст № 3


В доме у нас жил_________________. ________________был ручной. Когда___________


гладили, ___________прижимал к спине коючки и делался совсем мягким. За это мы


прозвали ______________Пушком.




















Урок по русскому языку в 6 классе на тему:"Понятие о местоимении"
  • Русский язык и литература
Описание:

Учебный  предмет:  русский  язык

Класс: 6

Автор  УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова  и др. Русский язык. 5 кл. : учебник для общеобразовательных учреждений : в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2012.

Тема урока: «Понятие о местоимении»

Урок «открытия» нового знания.

Цели урока

Деятельностные: создание  условий  для  усвоения  темы, развитие  готовности  мышления  к  усвоению  новых  способов  деятельности, развитие  мыслительных  операций  школьников,

развитие  навыков  самоконтроля, схематичного  мышления, развитие  навыков  адекватной  самооценки.

Содержательные: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.

 

Автор Васильева Юлия Михайловна
Дата добавления 07.03.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 801
Номер материала 57653
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓