Учебный предмет:
русский язык
Класс: 6
Автор УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.
Тростенцова и др. Русский язык. 5 кл. : учебник для общеобразовательных
учреждений : в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2012.
Тема урока: «Не с существительными»
Урок «открытия»
нового знания.
Цели урока:
Образовательные:
1. познакомить обучающихся с условиями выбора
слитного и раздельного написания не с существительными.
Развивающие:
1.развивать познавательный интерес
обучающихся;
2.обогащать словарный запас;
3.обучать умению сравнивать, анализировать,
систематизировать, объяснять понятия, работе с учебником.
Воспитательные:
1.Прививать интерес к русскому языку
Ход
урока
1. Организационный момент
2. Сообщение темы и целей урока.
- Вашему вниманию представлены названия 3
орфограмм («Не с существительными», «Не с прилагательными», «Не с наречиями»).
О какой из них, на ваш взгляд, пойдет речь сегодня на уроке? Обоснуйте свой
ответ (не с существительными, т.к. изучаем раздел «Имя существительное).
- А поверите ли вы, что за урок вы сможете
овладеть сразу тремя данными орфограммами?
- Действительно, сегодня мы познакомимся с
новой орфограммой «Не с существительными».
- Предположите, какие задачи мы будем решать
сегодня на уроке? Чему должны будем научиться?
3. Актуализация знаний
- Знакома ли орфограмма, объясняющая написание
не с какой-либо частью речи? (не с глаголами)
- Вспомните и расскажите правило. Вы его
хорошо усвоили, молодцы.
- Для существительного тоже есть свое правило,
со своими условиями написания.
4. Изучение нового материала
1.Наблюдение над языковым материалом (работа с
учебником и индивидуальными карточками)
Чтобы лучше понять правило, представим его в
виде таблицы. Работать будем по группам.
1 группа – работает с правилом учебника.
(читают правило, ищет ответ на вопрос)
2 группа – по карточкам («сильные ученики»
анализируют написание слов, делают вывод, Приложение № 1)
Вопрос № 1 – Сколько граф буде в нашей
таблице? Обоснуйте. (2)
Вопрос № 2 – Определите условия, при которых
не с существительными пишется слитно? 1.Без не не употребляется – заполняем
таблицу. (Приложение № 2)
Чем является не в данном случае? (входит в
корень, обучающиеся, работавшие по карточкам, зачитывают примеры).
2. Если сущ. с не можно заменить синонимом без
не. - заполняем таблицу). Чем является не в данном случае? (приставкой,
обучающиеся, работавшие по карточкам, зачитывают примеры). Явление языка –
синонимия.
Вопрос №3 - Определите условия, при которых не
с существительными пишется раздельно?
(есть противопоставление с союзом а. Явление
языка – антонимия). ). Чем является не в данном случае? (частицей, обучающиеся,
работавшие по карточкам, зачитывают примеры).
-Расскажите правило по таблице.
-
Как начнете рассуждать для выбора условия написания не с существительными? С
чего начнете?
- Найдите на форзаце эту орфограмму - № 32
- Вернемся к вопросу 3-х орфограмм. (не с
суш., не с прилаг., не с нареч.). И у прилаг., и у наречия есть такие же
условия написания с не, добавиться только 1 пункт.
5. Закреплении полученных знаний.
1. Самостоятельная работа (работа по
карточкам)
Сейчас вы будете работать самостоятельно. Вы
можете пользоваться нашей таблицей, правилом в учебнике.
Карточка включает в себя 3 уровня заданий:
- «Выполнить просто»
- «Уверенно справлюсь»
- «Надо подумать»
Вы можете выбрать любое задание из 3-х, какое
вам покажется для выполнения по силам.
Проверка по эталону. (Приложение № 3)
6. Подведение итогов
- С какой орфограммой познакомились сегодня на
уроке? Выполнили ли задачи, поставленные в начале урока? На все вопросы
ответили?
7. Рефлексия
Возьмите листочки и прочтите утверждения. Если
вы с ними согласны – поставьте +, если нет - . (Приложение № 4)
8. Домашнее задание
Выучить правило в учебнике или таблицу
Упр.242, откройте учебники, прочитайте задание
к упражнению, есть ли вопросы по выполнению задания?
Приложение
№ 1
Задание № 1 -
Сравни написание не с существительными в 1 и во 2 группах? В 3? Сделай вывод и
ответь на вопрос: как могут писаться не с уществительными?
Задание № 2 —
Попробуй прочитать слова из 1-ой группы без не. Сделай вывод. Попробуй
сформулирогвать условие слитного написания не с существительными в 1-ой группе.
Задание № 3 —
Сравни лексические значения существительных из 2-ой группы — до скобок и в
скобках. Сделай вывод.Попробуй сформулирогвать условие слитного написания не с
существительными во 2-ой группе.
Задание № 4 -
Сравни лексические значения существительных из 3-ей группы — до союза а
и после него. Сделай вывод.Попробуй сформулирогвать условие раздельного
написания не с существительными в 3-ей группе.
1.Негодование, нелепость, неряха, недоумение
2. Неправда (=ложь)
Недруг (=враг)
Непогода (=слякоть)
Несчастье (=беда)
3.Не правда, а ложь
Не друг, а враг
Не счастье, а беда
Приложение
№ 2
Не с существительными
Приложение
№ 3
Выполнить
просто
Объясните, почему существительные написаны с не
именно так
Нездоровье
неурядица
негодование
не вежливость, а грубость
неудача
не друг, а враг.
Уверенно
справлюсь
Раскройте скобки, объясняя условие выбора
написания не с с уществительными
(не)решительность
(не)брежность
(не)внимательность
(не)серьезность
(не)работа сушит, а забота
(не)ряха
(не)печь кормит, а руки
Надо
подумать
Укажите части речи и объясните условие выбора
написания не с разными частями речи
(не)был в школе
(не)лепо так думать
(не)вниамние, а рассеянность
(не)широкий, а узкий пруд
(не)большая, но интересная книга
(не)здоровится
(не)быстро, а медленно
Приложение
№ 4
- Я познакомился с новой орфограммой
- Я знаю условия слитного и раздельного
написания не с существительными
- Я не до конца усвоил тему, затрудняюсь
ответить на некоторые вопросы.
- Я активно работал на уроке, старался
разобраться в теме.
- Я чувствовал себя на уроке комфортно
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.