Инфоурок Русский язык КонспектыУрок по русскому языку в 6 классе на тему: "Не с существительными"

Урок по русскому языку в 6 классе на тему: "Не с существительными"

Скачать материал

Учебный  предметрусский  язык

Класс: 6

Автор  УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова  и др. Русский язык. 5 кл. : учебник для общеобразовательных учреждений : в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2012.

Тема урока: «Не с существительными»

Урок «открытия» нового знания.

Цели урока:

Образовательные:

1. познакомить обучающихся с условиями выбора слитного и раздельного написания не с существительными.

 

Развивающие:

1.развивать познавательный интерес обучающихся;

2.обогащать словарный запас;

3.обучать умению сравнивать, анализировать, систематизировать, объяснять понятия, работе с учебником.

 

Воспитательные:

1.Прививать интерес к русскому языку

 

Ход урока

 

1. Организационный момент

 

2. Сообщение темы и целей урока.

 

- Вашему вниманию представлены названия 3 орфограмм («Не с существительными», «Не с прилагательными», «Не с наречиями»). О какой из них, на ваш взгляд, пойдет речь сегодня на уроке? Обоснуйте свой ответ (не с существительными, т.к. изучаем раздел «Имя существительное).

- А поверите ли вы, что за урок вы сможете овладеть сразу тремя данными орфограммами?

 

- Действительно, сегодня мы познакомимся с новой орфограммой «Не с существительными».

- Предположите, какие задачи мы будем решать сегодня на уроке? Чему должны будем научиться?

 

3. Актуализация знаний

- Знакома ли орфограмма, объясняющая написание не с какой-либо частью речи? (не с глаголами)

- Вспомните и расскажите правило. Вы его хорошо усвоили, молодцы.

- Для существительного тоже есть свое правило, со своими условиями написания.

 

4. Изучение нового материала

 

1.Наблюдение над языковым материалом (работа с учебником и индивидуальными карточками)

Чтобы лучше понять правило, представим его в виде таблицы. Работать будем по группам.

1 группа – работает с правилом учебника. (читают правило, ищет ответ на вопрос)

2 группа – по карточкам («сильные ученики» анализируют написание слов, делают вывод, Приложение № 1)

 

Вопрос № 1 – Сколько граф буде в нашей таблице? Обоснуйте. (2)

Вопрос № 2 – Определите условия, при которых не с существительными пишется слитно? 1.Без не не употребляется – заполняем таблицу. (Приложение № 2)

Чем является не в данном случае? (входит в корень, обучающиеся, работавшие по карточкам, зачитывают примеры).

2. Если сущ. с не можно заменить синонимом без не. -  заполняем таблицу). Чем является не в данном случае? (приставкой, обучающиеся, работавшие по карточкам, зачитывают примеры). Явление языка – синонимия.

Вопрос №3 - Определите условия, при которых не с существительными пишется раздельно?

(есть противопоставление с союзом а. Явление языка – антонимия). ). Чем является не в данном случае? (частицей, обучающиеся, работавшие по карточкам, зачитывают примеры).

-Расскажите правило по таблице.

- Как начнете рассуждать для выбора условия написания не с существительными? С чего начнете?

- Найдите на форзаце эту орфограмму - № 32

- Вернемся к вопросу 3-х орфограмм. (не с суш., не с прилаг., не с нареч.). И у прилаг., и у наречия есть такие же условия написания с не, добавиться только 1 пункт.

 

5. Закреплении полученных знаний.

 

1. Самостоятельная работа (работа по карточкам)

Сейчас вы будете работать самостоятельно. Вы можете пользоваться нашей таблицей, правилом в учебнике.

Карточка включает в себя 3 уровня заданий:

  1. «Выполнить просто»
  2. «Уверенно справлюсь»
  3. «Надо подумать»

Вы можете выбрать любое задание из 3-х, какое вам покажется для выполнения по силам.

Проверка по эталону. (Приложение № 3)

 

6. Подведение итогов

- С какой орфограммой познакомились сегодня на уроке? Выполнили ли задачи, поставленные в начале урока? На все вопросы ответили?

 

7. Рефлексия

Возьмите листочки и прочтите утверждения. Если вы с ними согласны – поставьте   +, если нет - . (Приложение № 4)

 

8. Домашнее задание

Выучить правило в учебнике или таблицу

Упр.242, откройте учебники, прочитайте задание к упражнению, есть ли вопросы по выполнению задания?

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

 

Задание № 1  - Сравни написание не с существительными в 1 и во 2 группах? В 3? Сделай вывод и ответь на вопрос: как могут писаться не с уществительными?

 

Задание № 2 — Попробуй прочитать слова из 1-ой группы без не. Сделай вывод. Попробуй сформулирогвать условие слитного написания не с существительными в 1-ой группе.

 

Задание № 3 — Сравни лексические значения существительных из 2-ой группы — до скобок и в скобках. Сделай вывод.Попробуй сформулирогвать условие слитного написания не с существительными во 2-ой группе.

 

Задание № 4 - Сравни лексические значения существительных из 3-ей группы — до союза а и после него. Сделай вывод.Попробуй сформулирогвать условие раздельного написания не с существительными в 3-ей группе.

 

      1.Негодование, нелепость, неряха, недоумение

 

           2. Неправда (=ложь)

               Недруг  (=враг)

               Непогода (=слякоть)

               Несчастье (=беда)

 

     3.Не правда, а ложь

        Не друг, а враг

        Не счастье, а беда

   

Приложение № 2

Не с существительными

 

Слитно

Раздельно

 

 

 

 

 

Приложение № 3

 

Выполнить просто

 

Объясните, почему существительные написаны с не именно так

 

Нездоровье

неурядица

негодование

не вежливость, а грубость

неудача

не друг, а враг.

 

 

Уверенно справлюсь

 

Раскройте скобки, объясняя условие выбора написания не с с уществительными

 

(не)решительность

(не)брежность

(не)внимательность

(не)серьезность

(не)работа сушит, а забота

(не)ряха

(не)печь кормит, а руки

 

Надо подумать

 

Укажите части речи и объясните условие выбора написания не с разными частями речи

 

(не)был в школе

(не)лепо так думать

(не)вниамние, а рассеянность

(не)широкий, а узкий пруд

(не)большая, но интересная книга

(не)здоровится

(не)быстро, а медленно

 

Приложение № 4

 

 

  1. Я познакомился с новой орфограммой
  2. Я знаю условия слитного и раздельного написания не с существительными
  3. Я не до конца усвоил тему, затрудняюсь ответить на некоторые вопросы.
  4. Я активно работал на уроке, старался разобраться в теме.
  5. Я чувствовал себя на уроке комфортно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по русскому языку в 6 классе на тему: "Не с существительными""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Корреспондент

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Учебный  предмет:  русский  язык

Класс: 6

Автор  УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова  и др. Русский язык. 5 кл. : учебник для общеобразовательных учреждений : в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2012.

Тема урока: «Не с существительными»

Урок «открытия» нового знания.

Цели урока:

Образовательные:

1. познакомить обучающихся с условиями выбора слитного и раздельного написания не с существительными.

 

Развивающие:

1.развивать познавательный интерес обучающихся;

2.обогащать словарный запас;

3.обучать умению сравнивать, анализировать, систематизировать, объяснять понятия, работе с учебником.

 

Воспитательные:

1.Прививать интерес к русскому языку

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 761 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.03.2015 314
    • DOCX 44.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Васильева Юлия Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Васильева Юлия Михайловна
    Васильева Юлия Михайловна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 955
    • Всего материалов: 2

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 13 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 212 человек из 53 регионов

Мини-курс

Стратегии антикризисных коммуникаций и управление репутацией в современном бизнесе

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Фокусировка и лидерство: достижение успеха в условиях стресса и перемен

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективность обучения школьников на уроках литературы

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе