Главная / Русский язык и литература / урок по русскому языку в 6 классе

урок по русскому языку в 6 классе

Урок по теме «Относительные прилагательные»

по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской

Русский язык в 6 классе



Цели урока:

  • учащиеся должны знать определение относительных прилагательных,

их значения, грамматические признаки;

  • различать качественные и относительные прилагательные;

  • развивать культуру речи учащихся, критическое и логическое мышление.

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма урока: на основе ИКТ, с элементами технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Приложение: презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент. (слайд 1)

  2. Языковая разминка (слайд 2)

- Прочитайте предложения. Какая тема их объединяет? Актуальна ли эта тема для нас сейчас и почему?

1) Выписать грамматические основы предложений

2) Объяснить знаки препинания во 2-ом и 3-ем предложениях.

3). Из предложений выписать словосочетания «существительное + прилагательное»

Учитель:

1)Найдите в предложениях качественные прилагательные, определите их синтаксическую роль.

- Докажем, что это качественные прилагательные. Как это можно сделать? (образовать краткую форму, степени сравнения, сочетаются со словами «очень», «самый» и т.д., образуют сложные слова, употребляются с приставкой не-).

2) Образуйте от данных прилагательных возможные формы сравнительной и превосходной степени.

Огромный – огромнее, огромнейший; тяжёлый – тяжелее, тяжелейший; увлекательный – увлекательнее, увлекательнейший; красивый – красивее, красивейший.

? От какого прилагательного нельзя образовать степени сравнения?

(лыжный)

- Значит, оно не качественное.



  1. Знакомство с теоретическим материалом – с.122 учебника (слайд 3).

- Опознавательные признаки относительных прилагательных (слайд 4): оформляем теоретические тетради

- Так почему же слово «лыжный» - не качественное прилагательное? (назначение)

Физкультминута

Как живёшь? Вот так!up
Как плывёшь? Вот так!

Как идёшь? Вот так!

Как бежишь? Вот так!
Вдаль глядишь? Вот так!
Машешь вслед? Вот так!
Утром спишь? Вот так!
Как шалишь? Вот так!

Как сидишь? Вот так!

  1. Практическая работа: упр.294.

  2. Самостоятельные наблюдения (игра).

Учитель: а сейчас я вам предлагаю прослушать стихотворение об относительных прилагательных (Чтение учеником стихотворения)



Мой знакомый старый дед

Знатный был языковед.

Самых разных слов немало

Дед в коробочках хранил.

Прилагательных - навалом!

Очень их старик любил.

Раз коробочки упали.

Мы ужасно растерялись,

Потому что увидали,

Как слова перемешались.

Куча слов зашевелилась,

Зафырчала, закричала:

«Я вот к месту относилось!»-

«Ну а я – к материалу!»-


«Я ко времени имело

Отношение прямое!»-

«А теперь всё вперемешку

Мы лежим между собою!»-

«К действию мы отношенье имеем!

Спрячьте в коробку нас!

Мы заболеем!»

И рыдают. Бьют на жалость!

Что мне делать оставалось?

Я коробочки поднял,

Как умел, слова собрал.

Просто выбился из сил:

Их на место относил.




Учитель: Ребята, из материала учебника, из текста стихотворения вы узнали, что относительные прилагательные характеризуют предмет по материалу, по месту, по времени, по действию. Я предлагаю вам игру «Рассыпанные слова» и, наконец-то, выполнить их просьбу – разложить по коробочкам.

(Такое задание развивает внимание, наблюдательность).

ИГРА «Рассыпанные слова» (на фоне мелодии «Чем учат в школе»)

Материал: фарфоровый (сервиз), золотое (кольцо), лисья (шуба), бумажный (конверт)

Вес, длина и другие единицы измерения: килограммовый (шар), двухэтажный (дом)

Время: утренний (сон), летний (отдых), предрассветный (час), пятилетний (план), декабрьский (мороз)

Место нахождения: приморский (край), городской (житель), школьный (коридор), подземная (дорога)

Назначение предмета: кухонный (нож), часовой (механизм), грузовой (транспорт)

  1. Рефлексия учащихся.

- Пока жюри подводит итоги, вспомним, о чем говорили на сегодняшнем уроке.

- Я вспомнил, что…

- Я понял…

- Было интересно…

- Особенно понравилось…

- Вызвало затруднение…

- Было сложно…

- Нужно выучить…



  1. Домашнее задание

п. 52, упр. 295 или 296 (по выбору)

VIII. Итоги урока.

Подведение итогов игры













Мой знакомый старый дед

Знатный был языковед.

Самых разных слов немало

Дед в коробочках хранил.

Прилагательных - навалом!

Очень их старик любил.

Раз коробочки упали.

Мы ужасно растерялись,

Потому что увидали,

Как слова перемешались.

Куча слов зашевелилась,

Зафырчала, закричала:

«Я вот к месту относилось!»-

«Ну а я – к материалу!»-


«Я ко времени имело

Отношение прямое!»-

«А теперь всё вперемешку

Мы лежим между собою!»-

«К действию мы отношенье имеем!

Спрячьте в коробку нас!

Мы заболеем!»

И рыдают. Бьют на жалость!

Что мне делать оставалось?

Я коробочки поднял,

Как умел, слова собрал.

Просто выбился из сил:

Их на место относил.










урок по русскому языку в 6 классе
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок русского языка для 6 класса на тему «Относительные прилагательные» подробно раскрывает значение термина «Относительные прилагательные», разъясняет смысловое значение данного разряда прилагательных.

На уроке школьники учатся находить относительные прилагательные в тексте, развивают навык группировки относительных прилагательных по смысловым значениям, отрабатывают умение отличать относительные прилагательные от качественных.

Относительные прилагательное описывает свойства предмета через его отношение к другому предмету, признаку или действию. Они могут обозначать отношение к предмету (книжный шкаф, апельсиновый сок), лицу (человеческие слабости, детские забавы), к действию (съедобный гриб, разрушительная сила), ко времени и месту (утренний час, мексиканский кактус, домашний обед), к числу (тройное сальто), к отвлеченному понятию (религиозные воззрения) и т.д. Одно и то же относительное прилагательное может выражать различные отношения, сравните: автомобильный завод, пробег, кузов, гудок, дорога.

Общее лексическое значение относительных прилагательных может быть определено как «относящийся к данному предмету», «характерный для данного предмета».

Относительные прилагательные не образуют степеней сравнения (не может быть что-то более железным, более деревянным и т.п.), кратких форм и форм субъективной оценки, не имеют антонимов и синонимов, не образуют наречий на -о, -е и т.д.

В отличие от качественных прилагательных, относительные прилагательные в подавляющем большинстве имеют производную основу. Как правило, они образуются суффиксальным способом от имени существительного (море — морской), наречия (дома — домашний) или глагола (съедать — съедобный). Для относительных прилагательных характерны особые словообразовательные суффиксы (например, -ан-/-ян-, -ск-, -ов-, -ев- и др.: песчаный, серебряный, заводской, лавровый, ситцевый).

Если относительное прилагательное образовано от существительного, часто бывает возможна замена прилагательного сочетанием существительное+существительное с предлогом или без предлога. Например: серебряная чаша — чаша из серебра; овощное рагу — рагу из овощей и т.д. Существуют языки, не имеющие относительных прилагательных: те же значения выражаются не одним словом (прилагательным), а словосочетаниями.

Автор Ходарина Анна Сергеевна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 573
Номер материала 18317
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓