Главная / Русский язык и литература / урок по русскому языку в 5 классе по теме

урок по русскому языку в 5 классе по теме

Название документа ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА.docx

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Автор карты: Орлова Светлана Сергеевна

Предмет: Русский язык

Класс: 5 класс

Автор УМК: под редакцией Н.М. Шанского

Тема урока: Однозначные и многозначные слова

Тип урока: Урок открытия нового знания

Цели: а) содержательные: 1) сформировать у учащихся первоначальное представление о многозначности слова

2) выработать умение находить многозначные слова и использовать их в речи;

б) деятельностные: 1) создание условий для усвоения темы, развития готовности мышления к осознанию и

усвоению новых способов деятельности, обучение индивидуальной рефлексии,

2) продолжать вырабатывать способности к синтезу и анализу.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

2 мин.



Слайд 1 - 2.

Учитель приветствует ребят.



1.Все уроки как люди

и похожи, и разны,

если к ним приглядеться

с различных сторон.

Есть уроки, как светлый и радостный праздник,

Есть другие - как страшный, мучительный сон.

Учитель организует беседу

- Когда уроки являются мучительным сном, а когда праздником?



2. Давайте проверим, какое у вас настроение. (красная полоска –хорошее, зеленая- нормальное, синяя –плохое).

Просит записать в тетради число, классная работа.




Взаимодействуют с учителем.















Отвечают на вопросы.







Работают с полосками.







Записывают число

Регулятивные:

- планировать свое действия в соответствии с задачей.

Личностные:

- смыслообразование (развитие познавательных интересов)

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.




  1. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

5 мин.



Слайд 3.

1. Исправьте ошибки в словах и найдите слова, которые попали в этот ряд не совсем законно:

  1. Жаворонок, самолет, парашут,

  2. Афтобус, транвай, лошадь.

  3. Карабль, колокольчик, байдарка.

2.Определите лексические значения лишних слов. С какой проблемой мы столкнулись? Что вы можете сказать о слове колокольчик?

3.Попробуйте выдвинуть предположение о теме урока.


Исправляют ошибки, находят лишние слова, дают обоснование.











Определяют лексические значения слов. Приходят к выводу о разном количестве лексических значений у слов.





Формулируют тему.

Личностные

- формирование картины мира (ознакомление с миром профессий)

Познавательные

- осознанное построение речевого высказывания в устной форме

- формулирование проблемы

Регулятивные:

- планировать свое действия в соответствии с задачей.

Коммуникативные:

- уметь формулировать собственное мнение и позицию




  1. Этап выявления места и причины затруднения.

4 мин



Слайд 4



























Слайд 5

1.Обратимся к учебнику С.153 и понаблюдаем.



2.Учитель читает стихотворение Г.Демыкиной «Обо всем»

Пять рабочих ставят дом,

Ставит опыт агроном

Ставит счетчики монтер,

Ставит фильмы режиссер,

Мама ставит пироги

(подойди и помоги).

Свой диагноз ставит врач:

«Просто насморк, спи, не плачь!»

Если кончился рассказ,

ставить точку самый раз.

- Какое слово обыгрывается в тексте?

- Сколько лексических значений у слова ставить?



3.Какова же тема нашего урока?

Исходя из темы, какую цель мы поставим перед собой?





Слушают стихотворение, Высказывают свои мнения.























Отвечают на вопросы







Записывают тему в тетрадь, формулируют цель урока.

Познавательные

- умение осуществлять анализ объектов

- осуществление синтеза как составление целого из частей.

- формулирование проблемы



Личностные

- формирование картины мира (ознакомление с миром профессий)

Коммуникативные:

- уметь формулировать собственное мнение и позицию




  1. Этап построения проекта выхода из затруднения.

6 мин



Слайды 6- 7


1.Прочитаем правило. С.154



2.Построим схему. Приложение 1



3.Какой словарь подскажет нам, сколько лексических значений имеет то или иное слово?



4.Чтение статьи с.154.


Читают и запоминают правило



Строят опорную схему.



Отвечают на вопрос







Читают и запоминают правило












Познавательные

- основы смыслового чтения;

- использование знаково- символических средств (схем)



Коммуникативные:

- уметь формулировать собственное мнение и позицию


  1. Этап реализации построенного проекта

8 мин













Слайд 8

1.Учитель организует работу по упр.337. (Найдите в словаре 2-3 многозначных слова. составьте с ними словосочетания, которые показывали бы, в каком ЛЗ употреблено слово.)



2.Вернемся к слову колокольчик, которое, как вы сказали, имеет несколько лексических значений. – Почему же два разных предмета названы одним и тем же словом?

- Что необходимо сделать, чтобы всем стало ясно, о каком колокольчике идет речь?

- Составьте предложения или словосочетания, из которых будет понятно, о каком колокольчике идет речь




Выполняют упр. в тетради. Работают с толковым словарем в парах, приводят свои примеры











Делают предположение о том, что эти предметы между собой чем-то похожи.









Ребята конструируют словосочетания или предложения

И записывают их в тетрадь.

Познавательные

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

- умение осуществлять анализ объектов

Регулятивные:

- учитывать правило в планировании и контроле способа решения.

Коммуникативные:

- уметь приходить к общему решению в совместной деятельности

  1. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

4 мин

Учитель организует работу по упр.339 (устно) Прочитайте словосочетания. В каких выделенных многозначных словах общим в ЛЗ является 1) форма предмета;2) характер действия?

Шляпка гриба; соломенная шляпка.

Барабанить в барабан; барабанить в дверь. Гребень горы; гребень петуха.

Варить сталь; варить обед.

Учащиеся комментируют свои предположения

Коммуникативные:

- уметь формулировать собственное мнение и позицию


  1. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

5мин



Слайд 9

Учитель организует работу по упр.338











Самостоятельная и индивидуальная (у доски) работа.


Познавательные

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

- умение осуществлять анализ объектов

Регулятивные:

- планировать свое действия в соответствии с задачей и условиями ее реализации

Личностные

- смыслообразование (формирование границ собственного знания и незнания)


  1. Этап включения в систему знаний и повторения.

8 мин



музыка для игры

1.Учитель проводит игру «Пантомима» . Класс делится на группы. приложение 2.



2. Учитель диктует слова: ключ, лук, варить, кнопка. Нужно определить все возможные лексические значения и составить с ними предложения.

Работают в группах. Учащиеся пантомимой изображают многозначные слова.



Записывают слова под диктовку.

Составляют с ними предложения

Регулятивные:

- планировать свое действия в соответствии с задачей и условиями ее реализации

Коммуникативные:

- использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач.

Познавательный

- поиск разнообразных способов решения задач

  1. Этап рефлексии учебной деятельности

3 мин



Слайды 10



















Слайд 11













Слайд 12

Учитель подводит итоги.

1.«Закончи предложение»

- Сегодня на уроке я узнал…

- У меня вызвало затруднение…

- Мне понравилось….



2.«Дерево познания» приложение 3.



3. Какое настроение у вас в конце урока?(полоски)



4.Оценивает работу учащихся



5.Задает д/з 1) Записать 3-4 пословицы, в которых встречаются многозначные слова.

2) Составит небольшой юмористический рассказ, используя многозначные слова.

3) Выполнить упражнение 341.



6. Благодарит ребят за урок.

Заканчивают предложения. Работают с деревом познания, работают с полосками

Записывают д/з (по выбору)

Личностные

- самоопределение (формирование адекватной самооценки, самоуважения, самопринятия)

Коммуникативные:

- уметь формулировать собственное мнение и позицию



Регулятивные

- адекватно воспринимать оценку учителя.









Приложение 1. Схема Слово

Имеет одно ЛЗ Имеет несколько ЛЗ

Однозначное Многозначное

Цветок Кисть



Приложение 2. Игра Пантомима. Каждой группе ребят дается карточка, на которой написано многозначное слово , которое они должен изобразить, а остальные ребята должны догадаться о чем идет речь .

Крыло, доска, кран, ручка.



Приложение 3. « Дерево познания» По окончанию урока дети прикрепляют на дереве листья ,цветы и плоды

Плоды – я хорошо понял тему и готов объяснить другому

Цветок - я понял тему

Зелёный листик – ничего не понял, но хочу понять.





Название документа однозначные и многозначные слова..pptx

Здравствуйте! © Ольга Михайловна Носова
Все уроки как люди и похожи, и разны, если к ним приглядеться с различных ст...
Исправьте ошибки и найдите слова, которые попали в этот ряд не совсем законно...
Пять рабочих ставят дом, Ставит опыт агроном, Ставит счетчики монтер, Ставит...
Тема урока: «Однозначные и многозначные слова» Цели урока: научиться отличать...
Построим схему. СЛОВО ВО Имеет одно ЛЗ Имеет несколько ЛЗ Однозначное Многозн...
Толковый словарь Челнок ,-а; м. 1. Небольшая лодка, выдолбленная из одного ку...
колокольчик
Самопроверка Однозначные Многозначные айсберг свирепый изморозь коралловый ре...
Закончите предложения - Сегодня на уроке я узнал… - У меня вызвало затруднени...
Домашнее задание Выполните одно из заданий: 1) Записать 3-4 пословицы, в кото...
Спасибо за урок © Ольга Михайловна Носова
1 из 12

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Здравствуйте! © Ольга Михайловна Носова
Описание слайда:

Здравствуйте! © Ольга Михайловна Носова

№ слайда 2 Все уроки как люди и похожи, и разны, если к ним приглядеться с различных сторо
Описание слайда:

Все уроки как люди и похожи, и разны, если к ним приглядеться с различных сторон. Есть уроки, как светлый и радостный праздник, Есть другие – как страшный, мучительный сон. © Ольга Михайловна Носова

№ слайда 3 Исправьте ошибки и найдите слова, которые попали в этот ряд не совсем законно. Ж
Описание слайда:

Исправьте ошибки и найдите слова, которые попали в этот ряд не совсем законно. Жаворонок, самолет, парашут, Афтобус, транвай, лошадь. Карабль, колокольчик, байдарка. © Ольга Михайловна Носова

№ слайда 4 Пять рабочих ставят дом, Ставит опыт агроном, Ставит счетчики монтер, Ставит фи
Описание слайда:

Пять рабочих ставят дом, Ставит опыт агроном, Ставит счетчики монтер, Ставит фильмы режиссер, Мама ставит пироги (подойди и помоги). Свой диагноз ставит врач: «Просто насморк, спи, не плачь!» Если кончился рассказ, ставить точку самый раз. © Ольга Михайловна Носова

№ слайда 5 Тема урока: «Однозначные и многозначные слова» Цели урока: научиться отличать од
Описание слайда:

Тема урока: «Однозначные и многозначные слова» Цели урока: научиться отличать однозначные слова от многозначных и использовать многозначные слова в своей речи. © Ольга Михайловна Носова

№ слайда 6 Построим схему. СЛОВО ВО Имеет одно ЛЗ Имеет несколько ЛЗ Однозначное Многозначн
Описание слайда:

Построим схему. СЛОВО ВО Имеет одно ЛЗ Имеет несколько ЛЗ Однозначное Многозначное © Ольга Михайловна Носова

№ слайда 7 Толковый словарь Челнок ,-а; м. 1. Небольшая лодка, выдолбленная из одного куска
Описание слайда:

Толковый словарь Челнок ,-а; м. 1. Небольшая лодка, выдолбленная из одного куска дерева. 2. Деталь ткацкого станка. 3.Приспособление в швейной машине.

№ слайда 8 колокольчик
Описание слайда:

колокольчик

№ слайда 9 Самопроверка Однозначные Многозначные айсберг свирепый изморозь коралловый ретив
Описание слайда:

Самопроверка Однозначные Многозначные айсберг свирепый изморозь коралловый ретивый земля шарада кроссворд © Ольга Михайловна Носова

№ слайда 10 Закончите предложения - Сегодня на уроке я узнал… - У меня вызвало затруднение…
Описание слайда:

Закончите предложения - Сегодня на уроке я узнал… - У меня вызвало затруднение… - Мне понравилось….

№ слайда 11 Домашнее задание Выполните одно из заданий: 1) Записать 3-4 пословицы, в которых
Описание слайда:

Домашнее задание Выполните одно из заданий: 1) Записать 3-4 пословицы, в которых встречаются многозначные слова. 2) Составит небольшой юмористический рассказ, используя многозначные слова. 3) Выполнить упражнение 341. © Ольга Михайловна Носова

№ слайда 12 Спасибо за урок © Ольга Михайловна Носова
Описание слайда:

Спасибо за урок © Ольга Михайловна Носова

урок по русскому языку в 5 классе по теме
  • Русский язык и литература
Описание:

Автор УМК: под редакцией Н.М. Шанского

Тема урока: Однозначные и многозначные слова

Тип урока: Урок открытия нового знания

Цели:  а) содержательные: 1) сформировать у учащихся первоначальное представление о многозначности слова  

                                                2) выработать умение находить многозначные слова и использовать их  в речи;

            б) деятельностные: 1) создание условий для усвоения темы, развития готовности мышления к осознанию и  

                                              усвоению новых способов деятельности, обучение индивидуальной рефлексии,

                                              2) продолжать вырабатывать способности к синтезу и анализу.

                                                           

                Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

              УУД

1)      Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

2 мин.

 

Слайд  1 - 2.

Учитель приветствует ребят.

 

1.Все уроки как люди

и похожи, и разны,

если к ним приглядеться

с различных сторон.

Есть уроки, как светлый и радостный праздник,

Есть другие - как страшный, мучительный сон.

Учитель организует беседу

- Когда уроки являются мучительным сном, а когда праздником?

 

2. Давайте проверим, какое у вас настроение. (красная полоска –хорошее, зеленая- нормальное, синяя –плохое).

Просит записать в тетради число, классная работа.

 

 

Взаимодействуют с учителем.

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

Работают с полосками.

 

 

 

Записывают число

 Регулятивные:

- планировать свое действия в соответствии с задачей.

 Личностные:

- смыслообразование (развитие познавательных интересов)

 Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

 

 

Автор Орлова Светлана Сергеевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 664
Номер материала 34898
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓