Главная / Русский язык и литература / Урок по русскому языку в 5 классе "Благозвучие русской речи".

Урок по русскому языку в 5 классе "Благозвучие русской речи".

Урок русского языка в 5 классе «Благозвучие русской речи»

учителя русского языка и литературы

МБОУ «Эколого-биологический лицей № 35»

Сергеевой Ирины Николаевныф



Цель: - научиться видеть, уметь выделять на слух созвучия в поэтических текстах;

- познакомиться с благозвучием русской речи как внутреннего свойства самого языка.


Ход урока:


1. Проверка домашнего задания. Чтение 2 -3 получившихся стихотворений. (Сдача тетрадей).

Работа по индивидуальным карточкам:

- фонетический разбор,

- составление четверостиший по заданной рифме (4 человека).


2. Работа по теме урока:


  1. Как вы понимаете слово благозвучие? Словарная работа.

  2. Работа с предложением:

Несу по огороду на утренней заре серебряную воду в серебряном ведре.

- расставьте словесные ударения;

- прочитать предложение по слогам;

- назовите чаще всего повторяющиеся звуки;

- что напоминает вам, звучание этих стихотворных строк?

Вывод: В основе благозвучия и музыкальности русской речи лежит:

- созвучие гласных и согласных;

- большинство открытых слогов;

- подвижность ударения, разнообразность ритмического звучания.

Все это – внутренние свойства самого языка.


3. Упражнения.

Наблюдения за звуковой стороной русской речи.

(раздаточный материал . см. приложение)

В народной речи

Пословицы

Терпение и труд все перетрут.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

- назовите созвучия?

- как они помогают усилить смысл пословиц?

Скороговорки

- прочитаем, назовем звуковые повторы (созвучия)

Эти звуковые повторы позволяют превратить произнесение скороговорок в веселую игру, которая полезна для развития слуха и речевого аппарата. (быстрое чтение ).

Колыбельные

Точность и глубина мысли, живописность и музыка речи – вот те качества народной речи, которые стали достоянием литературной художественной речи.

В художественной речи

В речи, обработанной мастерами слова, мы находим величайшие образцы использования внутренних ресурсов нашего языка

- сравним строки из произведений А. С. Пушкина (см. приложение)

- Что мы слышим, вслушиваясь в музыку этой речи?

Поэты серебряного века желая создать впечатление особой музыкальности, плавности, создавали стихи так, что каждое из них проникнуто созвучием (К. Бальмонт).

Вывод: на доске заранее.

Бестужев-Марлинский писал: «Язык имеет свои краски, то есть звуки. Он ими нашему воображению может весьма часто рисовать или живописать предметы…»

- Предложение с прямой речью (схема на доске)

- обсуждение смысла.


4. Закрепление.


  1. Прослушайте известные вам строки С.Я. Маршака. Что вы слышите? Благодаря каким созвучиям.

  2. Прослушайте отрывок из повести Н. В. Гоголя . Вслушайтесь в музыку речи.

  3. Подготовьтесь к записи отрывка построчно, как это делается при записи стихотворения.

В стихотворении Маршака «Гром в городе» выделите голосом созвучия.


5. Итоги урока: упр. 130 (120) чтение текста


6. Домашнее задание: Упр. 327. Записать предложение построчно.

Подготовить выразительно е чтение.

















Приложение (раздаточный материал)


В народной речи

Скороговорки

Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы три недели карамель на мели ели.

Саша шустро сушит сушки. Саша высушил штук шесть. И спешат к нему старушки сушек Сашиных поесть.

Колыбельная

А баю, баю, баю Уж как я тебе, коту,

Спать укладываю За работу заплачу:

Приговариваю, - Дам кувшин молока

Не ходи ты, коток И кусок пирога,

По чужим дворам; Ушки позолочу,

Не качай ты, коток, Лапки посеребрю.

Малолеточек. Баю, баю, баюшки!

Приходи, котик, ночевать, Люли, люли, люлюшки!

Нашу Машу покачать.

В художественной речи

  1. А) Ты, волна моя, волна, Б) Нева вздувалась и ревела,

Ты гульлива и вольна… Котлом клокоча и клубясь.

А. С. Пушкин


  1. Я вольный ветер, я вечно вею,

Волную волны, ласкаю ивы,

В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,

Лелею травы, лелею нивы.

К. Бальмонт

3. Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной фуражке?

Это он, это он,

Ленинградский почтальон!

С Маршак

  1. Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы воды свои. Ни зашелохнет, ни прогремит. Глядишь и не знаешь – идет или не идет его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьется по зеленому миру.

Н. В. Гоголь

Урок по русскому языку в 5 классе "Благозвучие русской речи".
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок по русскому языку в 5 классе " Благозвучие русской речи"

 Цель: научиться видеть, уметь выделять на слух созвучия в поэтических текстах; познакомиться с благозвучием русской речи как внутреннего свойства самого языка; развитие устной и письменной речи. 

Упражнения: наблюдения за звуковой стороной русской речи (смотрите раздаточный материал-приложение)  в народной речи   ( скороговорках и колыбельных)художественной речи (на примере произведений А.С.Пушкина,             К. Бальмонта, С.Я.Маршака, Н.В.Гоголя)

 

Автор Сергеева Ирина Николаевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 570
Номер материала 38145
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓