Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок по русскому языку в 5-м классе по теме "Фонетика"

Урок по русскому языку в 5-м классе по теме "Фонетика"

Скачать материал

 Урок по русскому языку в 5-м классе по теме "Фонетика"

 

Цели урока:

  1. обобщить полученные знания по теме “Фонетика”,
  2. продолжить отработку навыков внимания,
  3. логического мышления,
  4. коллективной игры

Оборудование:

  • девиз игры: “Быстро, внимательно, правильно”,
  • синие бейджики,
  • красные бейджики,
  • флажок команды (красный, синий),
  • синие, красные квадратики за правильный ответ

Организационный момент: класс делится на две команды (красные, синие), выбирается капитан каждой команды.

Учитель: Итак, команда красных – справа, команда синих – слева.

Сегодня мы проводим урок-игру, вам предстоит нелегкий бой, вы должны помогать своей команде, чтобы красные выиграли у синих, а синие смогли одолеть красных.

А чтобы это произошло, вы должны все знания, полученные по теме “Фонетика”, показать, проявить. Что вы умеете? Какие вы внимательные? Как умеете логически мыслить? Вас ожидает немало интересного, но вы должны соблюдать девиз сегодняшней игры: “Быстро, внимательно, правильно”.

За каждое задание, выполненное верно, команда получает очко. Если команда готова, капитан поднимает флажок своего цвета и называет фамилию отвечающего.

Брейн-ринг

I. Разминка.

Разыгрывается первое очко.

- В каком слове звуков больше, чем букв:

1) братья;

2) приезд;

3) коньки;

4) есть.

(Ответ: приезд)

- В каком слове все согласные звуки мягкие:

1) лишь;

2) плющ;

3) лечу;

4) цель.

(Ответ: лечу)

- В каком слове все согласные звуки твердые:

1) живет;

2) жила;

3) щука;

4) час.

(Ответ: жила)

- В каком слове есть согласный звук [ т] :

1) бедность;

2) отгремел;

3) учится;

4) предположить.

(Ответ: предположить)

- В каком слове есть гласный звук [ о] :

1) родные;

2) радость;

3) отказ;

4) шелковый.

(Ответ: шелковый)

II. Домашнее задание.

Разыгрывается шестое очко.

- Сколько звуков [ ш] в стихотворении В. Приходько:

Пешком шагали мышки по узенькой дорожке
От деревушки Пешки до деревушки Ложки.
А в деревушке Ложки у них устали ножки.
Обратно в Пешки мышки приехали на кошке.
И пели до порожка, и щелкали орешки – 
От деревушки Ложки до деревушки Пешки
Пешком идти не близко, когда идешь обратно,
А на пушистой киске и мягко, и приятно.
То рощица, то поле, то с горки, то на горку
Ах, нужно каждой мышке попасть в родную норку.
И что не говорите, дорогу знают кошки,
От деревушки Пешки до деревушки Ложки.
Если кошке по пути – отчего не подвести?

(Ответ: 30)

Учитель: этот прием называется звукопись.

III. Задание на смекалку.

Кто самый сообразительный? Разыгрываем седьмое очко.

- Ученику дали задачу написать слова, которые читаются одинаково как слева направо, так и справа – налево. Он выполнил задание так:

1) тот;

2) дед;

3) шалаш.

Правильно ли выполнено задание?

(Ответ: нет, так как слово ДЕД читается как [ д’эт] )

- Дополнительный вопрос:

А какие вы знаете слова, которые читаются как слева направо, так и справа – налево?

(Ответ: поп, кок, Анна, мим, шиш)

- Молодцы, получаете еще одно очко.

IV. Домашнее задание.

Что за буква “ять”? (Ученики использовали книгу Л. Успенского “Слово о словах”)

Учитель читает басню П. Матвиенко:

- Не чересчур ли ты добряк? – 
Так знаку Мягкому промолвил
Твердый знак. –
Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься.
Нет! В алфавит ты не годишься!
- Кто б говорил, но ты б уж помолчал! –
Знак Мягкий Твердому на это отвечал. –
Ты тверд и груб, 
Как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву ять,
Тебя из азбуки изъять…
- Друзья! Ваш разговор – никчемные слова, -
Услышав это спор, сказала буква А. –
Вы оба хороши, достойны оба чести,
Когда стоите в нужном месте.

- О каких знаках идет речь?

- Нужны ли эти знаки?

- Где должны они стоять?

- Что за буква ЯТЬ, которую изъяли из алфавита?

- Какой закон фонетики действует в этой басне? (Ответ: оглушение)

Учитель: Правильно ребята. Бесчисленное поколение школьников обливалось слезами, называя букву ЯТЬ буква-пугало, буква-страшилище. Сегодня существуют два знака для буквы Е: Е и Э. Но до 1918 года существовала буква ЯТЬ. И вот в 1918 году ее упростили в русском алфавите.

V. Пятый раунд.

Конкурс капитанов.

Команда выдвигает капитана.

- Задание: решить пропорцию:

VI. Шестой раунд.

Головоломка.

- Задание: Найдите третий лишний:

1) конечно, нарочно, игрушечный;

(Ответ: игрушечный)

2) что, чтобы, нечто;

(Ответ: нечто)

3) чувства, баловство, да здравствует;

(Ответ: да здравствует)

4) безмолвствовать, сочувствие, нравственный;

(Ответ: сочувствие)

VII. Седьмой раунд.

Кто быстрее?

Выигрывает та команда, которая выполнит задание верно и быстро.

- Написать звук на месте буквы С в словах:

1) просьба; (Ответ: [ з’])

2) сшить; (Ответ: [ ш])

3) сжечь; (Ответ: [ ж])

4) слушать; (Ответ: [ с])

5) синий. (Ответ: [ с’])

- Назвать слово, где есть звук [ С] ?

(Ответ: слушать)

VIII. Ребята, а теперь подсчитаем очки.

Сколько очков у красных?

Сколь очков у синих?

Кто победил?

Учитель: Да, победил русский язык!

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по русскому языку в 5-м классе по теме "Фонетика""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор риск-менеджмента

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 Урок по русскому языку в 5-м классе по теме "Фонетика"

 

Цели урока:

1.      обобщить полученные знания по теме “Фонетика”,

2.      продолжить отработку навыков внимания,

3.      логического мышления,

4.      коллективной игры

Оборудование:

·         девиз игры: “Быстро, внимательно, правильно”,

·         синие бейджики,

·         красные бейджики,

·         флажок команды (красный, синий),

·         синие, красные квадратики за правильный ответ

Организационный момент: класс делится на две команды (красные, синие), выбирается капитан каждой команды.

Учитель: Итак, команда красных – справа, команда синих – слева.

Сегодня мы проводим урок-игру, вам предстоит нелегкий бой, вы должны помогать своей команде, чтобы красные выиграли у синих, а синие смогли одолеть красных.

А чтобы это произошло, вы должны все знания, полученные по теме “Фонетика”, показать, проявить. Что вы умеете? Какие вы внимательные? Как умеете логически мыслить? Вас ожидает немало интересного, но вы должны соблюдать девиз сегодняшней игры: “Быстро, внимательно, правильно”.

За каждое задание, выполненное верно, команда получает очко. Если команда готова, капитан поднимает флажок своего цвета и называет фамилию отвечающего.

Брейн-ринг

I. Разминка.

Разыгрывается первое очко.

- В каком слове звуков больше, чем букв:

1) братья;

2) приезд;

3) коньки;

4) есть.

(Ответ: приезд)

- В каком слове все согласные звуки мягкие:

1) лишь;

2) плющ;

3) лечу;

4) цель.

(Ответ: лечу)

- В каком слове все согласные звуки твердые:

1) живет;

2) жила;

3) щука;

4) час.

(Ответ: жила)

- В каком слове есть согласный звук [ т] :

1) бедность;

2) отгремел;

3) учится;

4) предположить.

(Ответ: предположить)

- В каком слове есть гласный звук [ о] :

1) родные;

2) радость;

3) отказ;

4) шелковый.

(Ответ: шелковый)

II. Домашнее задание.

Разыгрывается шестое очко.

- Сколько звуков [ ш] в стихотворении В. Приходько:

Пешком шагали мышки по узенькой дорожке
От деревушки Пешки до деревушки Ложки.
А в деревушке Ложки у них устали ножки.
Обратно в Пешки мышки приехали на кошке.
И пели до порожка, и щелкали орешки – 
От деревушки Ложки до деревушки Пешки
Пешком идти не близко, когда идешь обратно,
А на пушистой киске и мягко, и приятно.
То рощица, то поле, то с горки, то на горку
Ах, нужно каждой мышке попасть в родную норку.
И что не говорите, дорогу знают кошки,
От деревушки Пешки до деревушки Ложки.
Если кошке по пути – отчего не подвести?

(Ответ: 30)

Учитель: этот прием называется звукопись.

III. Задание на смекалку.

Кто самый сообразительный? Разыгрываем седьмое очко.

- Ученику дали задачу написать слова, которые читаются одинаково как слева направо, так и справа – налево. Он выполнил задание так:

1) тот;

2) дед;

3) шалаш.

Правильно ли выполнено задание?

(Ответ: нет, так как слово ДЕД читается как [ д’эт] )

- Дополнительный вопрос:

А какие вы знаете слова, которые читаются как слева направо, так и справа – налево?

(Ответ: поп, кок, Анна, мим, шиш)

- Молодцы, получаете еще одно очко.

IV. Домашнее задание.

Что за буква “ять”? (Ученики использовали книгу Л. Успенского “Слово о словах”)

Учитель читает басню П. Матвиенко:

- Не чересчур ли ты добряк? – 
Так знаку Мягкому промолвил
Твердый знак. –
Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься.
Нет! В алфавит ты не годишься!
- Кто б говорил, но ты б уж помолчал! –
Знак Мягкий Твердому на это отвечал. –
Ты тверд и груб, 
Как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву ять,
Тебя из азбуки изъять…
- Друзья! Ваш разговор – никчемные слова, -
Услышав это спор, сказала буква А. –
Вы оба хороши, достойны оба чести,
Когда стоите в нужном месте.

- О каких знаках идет речь?

- Нужны ли эти знаки?

- Где должны они стоять?

- Что за буква ЯТЬ, которую изъяли из алфавита?

- Какой закон фонетики действует в этой басне? (Ответ: оглушение)

Учитель: Правильно ребята. Бесчисленное поколение школьников обливалось слезами, называя букву ЯТЬ буква-пугало, буква-страшилище. Сегодня существуют два знака для буквы Е: Е и Э. Но до 1918 года существовала буква ЯТЬ. И вот в 1918 году ее упростили в русском алфавите.

V. Пятый раунд.

Конкурс капитанов.

Команда выдвигает капитана.

- Задание: решить пропорцию:

VI. Шестой раунд.

Головоломка.

- Задание: Найдите третий лишний:

1) конечно, нарочно, игрушечный;

(Ответ: игрушечный)

2) что, чтобы, нечто;

(Ответ: нечто)

3) чувства, баловство, да здравствует;

(Ответ: да здравствует)

4) безмолвствовать, сочувствие, нравственный;

(Ответ: сочувствие)

VII. Седьмой раунд.

Кто быстрее?

Выигрывает та команда, которая выполнит задание верно и быстро.

- Написать звук на месте буквы С в словах:

1) просьба; (Ответ: [ з’])

2) сшить; (Ответ: [ ш])

3) сжечь; (Ответ: [ ж])

4) слушать; (Ответ: [ с])

5) синий. (Ответ: [ с’])

- Назвать слово, где есть звук [ С] ?

(Ответ: слушать)

VIII. Ребята, а теперь подсчитаем очки.

Сколько очков у красных?

Сколь очков у синих?

Кто победил?

Учитель: Да, победил русский язык!

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 677 930 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» 10-11 классы
  • Учебник: «Русский язык и литература. Русский язык. Базовый и углублённый уровни», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Курцева З.И., Чиндилова О.В.
  • Тема: Раздел I. Текст как средство коммуникации. Совершенствование текста
  • 03.10.2020
  • 326
  • 0
«Русский язык и литература. Русский язык. Базовый и углублённый уровни», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Курцева З.И., Чиндилова О.В.
Конструкт урока по русскому языку. Тема: Слова однозначные и многозначные.
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. / Под ред. Иванова С.В.
  • Тема: Урок 89. Слова однозначные и многозначные
  • 03.10.2020
  • 615
  • 6
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. / Под ред. Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 397
    • DOCX 42 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мартиросова Светлана Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 10 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2823
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 153 человека из 45 регионов
  • Этот курс уже прошли 223 человека

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Мини-курс

Личностное развитие и отношения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Интеллектуальная собственность: медиа и фотографии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 26 регионов

Мини-курс

Вероятность и статистика: формирование общеучебных умений и навыков

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе