Главная / Начальные классы / Урок по русскому языку "Третье склонение имен существительных. правописание мягкого знака на конце имен существительных женского рода" (4 класс)

Урок по русскому языку "Третье склонение имен существительных. правописание мягкого знака на конце имен существительных женского рода" (4 класс)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 20 имени Н. З. Бирюкова

городской округ Орехово-Зуево

Московская область
















Третье склонение имен существительных.

Правописание мягкого знака на конце имен существительных женского рода.

открытый урок русского языка в 4 классе «В»

в рамках методической недели начальных классов











Веселая Ирина Михайловна

учителя начальных классов





3 декабря 2013 год



Третье склонение имен существительных. Правописание мягкого знака на конце имен существительных женского рода.

Цели урока: 1. Формировать понятие о том, что правописание падежных окончаний существительных не зависит от типа основы и от того, одушевленное оно или неодушевленное. 2. Привлечь внимание учащихся к совпадению ударных и безударных окончаний существительных 3-го склонения в одном и том же падеже. 3. Развивать мышление воображение. 4. Воспитывать любовь к русскому языку.

I. Орг.момент.


Громко прозвенел звонок

Начинается урок.

Вы за парты тихо сели

Друг на друга посмотрели,

Повернулись, подтянулись

И друг другу улыбнулись


II. Актуализация полученных знаний


  1. Сообщение темы урока


В школе у нас есть чердак

Царит там настоящий кавардак

Вещей там интересных и не счесть.

И сундук там старинный есть.

А в сундуке на дне лежал листок.

- Смотрите ребята, что это? (Карта прилепляется к доске)

- Давайте совершим путешествие по стране склонений. И поможет нам в этом эта карта.


  1. Минутка чистописания

- Но для начала запишем окончания склонений ая, ое

- Назовите буквы, которые обозначают шипящие звуки: ж, ш, щ, ч.

Жч шщ


  1. Словарная работа.

Вот и наша школа

Помашем ей рукой.

Тропинка нас ведёт вперёд.

А вот и лес.

Немного странный он…

Деревья необычные кругом…

- «Соберите» с деревьев словарные слова.

Газета, костёр, земляника, карандаш, календарь, берёза.

- Какой частью речи являются эти слова. Расскажите всё, что вы знаете об ИС? Обозначьте род ИС.

Составьте предложение с одним из словарных слов. Разобрать по членам предложения. Определить падежи ИС.

В лесу созрела вкусная земляника.


III. Введение в тему урока.

  1. Горы существительных.

Мы миновали лес

А впереди нас ждут

Высокие вершины

Подняться может в горы тот.

Кто в спутники себе возьмёт

Слова с шипящим звуком на конце.

- Вы должны выписать имена существительные с шипящим звуком на конце слова в 2 столбика: в первый – слова женского рода, во второй – слова мужского рода.

- Какие звуки мы называем шипящими?

В августе ночь длинна, вода холодна.

Молод – в холод, стар – на печь.

Слово – ключ, которым открываются сердца.

Он речь сквозь зубы цедит.

Шутить шути, а рожь купи.

Слуга барину не товарищ.

Тощий как хвощ.

Это ёж, его руками не возьмёшь.

Грозит мышь кошке, да издалека.

Здоровому врач не нужен.

- К какому склонению относятся имена сущ. первого столбика? Второго столбика?

Как вы догадались, тема нашего урока: «Третье склонение имен существительных. Правописание мягкого знака на конце имен существительных женского рода».

IV . Работа по теме урока.

1. - Посмотрите на выписанные в два столбика слова. Что общего у всех слов? (Заканчиваются на согласный шипящий звук)

- А в чем основное отличие? ( Относятся к разным родам, и имена существительные женского рода имеют на конце после шипящего при написании мягкий знак)

Понаблюдаем за склонением имен существительных женского рода 3 склонения.

1 вариант – рожь, мышь (существительные с твердой основой).

2 вариант – любовь, соль. (существительные с мягкой основой)

Сравните написание окончаний: 1) одушевленных и неодушевленных существительных 3 склонения в одинаковых падежах; 2) существительных с твердой и мягкой основами. Различаются ли они?

Сделаем вывод!

Учебник с. 102.

2. Физминутка.

Пора немного отдохнуть,

Ведь мы вступили на «Тропу здоровья»

Чтобы продолжить наш нелёгкий путь,

Потребуются силы и здоровье.


- Я зачитываю загадки. Вы должны их отгадать. Если это существительное 1скл., вы должны присесть, руки вперёд. Если это существительное 2 скл. - наклон вперёд, руки должны достать носочки. Если 3 скл. - подпрыгнуть.

1. Кто ни в жару, ни в стужу
Не снимает шубу?
(Баран)

2. Кто на ветке шишки грыз,
И бросал объедки вниз?
(Белка)

3. В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.
(Поезд)

4. Закружу, заверчу,
В небеса улечу.
(Вертолёт)

5. Ящик на коленях пляшет -
То поёт, то горько плачет.
(Гармонь)

6. Никого не обижает,
А её все толкают.
(Дверь)

7. Много рук, а нога одна.
(Дерево)

8. Колюч, да не ёж.
(Ёрш)

9. Шесть ног без копыт,
Летит - жужжит,
Упадёт - землю роет.
(Жук)

10. По земле ползёт,
А к себе не подпускает.
(Змея)

11.

Закутан ребёнок в сто пелёнок.
(Капуста)

12.Над домами и дорожками
Висит кусок лепёшки.
(Луна)


  1. Озеро склонений.

Вот новые испытание

Для смелых ребят

Будьте внимательны!


- Сколько типов склонения в русском языке?

- Как определить, что это существительное 1 скл.? 2 скл.? 3 скл.

Тренажер

Даны слова. Образуйте от данного слово, три однокоренных существительных 1, 2, 3 склонения. Разберите их по составу.

СТАРЫЙ ХИТРЫЙ БЕДНЫЙ ПЕЧНОЙ

Старушка хитринка бедняжка печка

Старик хитрец бедняк печник

Старость хитрость бедность печь


V. Подведение итогов.

- Вот и закончилось наше путешествие по сказочной стране склонений.

- Что нового узнали на уроке?

- Какие задания понравилось выполнять?

- Выполнение каких заданий вызвало затруднение?


Домашняя работа

с. 104 упр. 71

Урок по русскому языку "Третье склонение имен существительных. правописание мягкого знака на конце имен существительных женского рода" (4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Урок русского языка в 4 классе "Третье склонение имен существительных. Правописание мягкого знака на конце имен существительных женского рода.

Цели урока:

1. Формировать понятие о том, что правописание падежных окончаний существительных не зависит от типа основы и от того, одушевленное оно или неодушевленное.

2. Привлечь внимание учащихся к совпадению ударных и безударных окончаний существительных 3-го склонения в одном и том же падеже.

3. Развивать мышление воображение.

4.  Воспитывать любовь к русскому языку.

 

Автор Веселая Ирина Михайловна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 841
Номер материала 3820
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓