Главная / Начальные классы / Урок по русскому языку "Правописание слов с сочетаниями жи-ши". (2 класс)

Урок по русскому языку "Правописание слов с сочетаниями жи-ши". (2 класс)

Школа

МОУ «Мятлевская средняя общеобразовательная школа им. А.Ф.Иванова»

Предмет

Русский язык

Класс

2 класс

Тема

Правописание слов с сочетаниями жи-ши.

Цель

Формирование навыков правописания шипящих твёрдых согласных с гласными в сочетаниях ЖИ – ШИ.

Задачи

1. Вспомнить понятие шипящие согласные звуки.

2. Объяснить, почему написание сочетаний жи-ши носит традиционный характер и является орфограммой.

3. Составить алгоритм написания сочетаний жи-ши.

4. Воспитывать уважительное отношение к языку и его традициям.

Основное термины и понятия

Сочетания ЖИ-ШИ – пиши с И.

Планируемый результат

Формируемые предметные умения

Формирование универсальных учебных действий (УУД)

Выделять в словах твердые согласные звуки, находить шипящие звуки в слове, анализировать звучащие слова с сочетаниями жи-ши, соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи-ши и их обозначение буквами.

Личностные:

формирование мотивации к обучению;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

развитие умения определять и формулировать цель урока с помощью учителя;

выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

планировать последовательность действий на уроке с помощью учителя;

развивать способность к самооценке.

Познавательные:

классификация слов на группы по определенному признаку, нахождение ответов на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные:

развитие умения строить речевые высказывания в устной форме, слушать и понимать речь других; формирование умения взаимодействовать при различных формах организации деятельности – парной : ученик-ученик, фронтальной: ученик-учитель.

Формы работы

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах

Ресурсы

М. Зеленина, Т. Е. Хохлова Русский язык. Учебник для 2 класса начальной школы в 2 частях. Москва. Просвещение. 2011 год. Презентация к уроку. Нетбуки. Доска.

Мультимедийное пособие «Тренажер. Слова с сочетаниями жи-ши».

Карточки для работы в парах. Новогодние шары разного цвета (красные, желтые, зеленые) для рефлексии урока.



Этап урока

Цель

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Форма организации деятельности учащихся

Самоопределение к деятельности

Цель: создание благоприятной эмоциональной обстановки на уроке и развитие умения организовать свое рабочее место.


Сегодня у нас необычная встреча. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости, только такое настроение нам понадобится сегодня для работы.

Подготовка класса к работе.


Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности


Минутка чистописания

Отгадайте загадку:

Какой это мастер на стёкла нанёс

И листья, и травы, и заросли роз.


Посмотрите, какие узоры нанёс мороз на нашей доске. (Слайд 1)

Ш@ Ж@

Какие буквы вы здесь видите?

Какие они? Дайте им характеристику.

Помогите морозу дорисовать эти буквы, пропишите их у себя в тетради.


Пока вы писали в тетрадях, к нам в гости пришёл Дед Мороз, принес с собой ёлочку, но не успел её нарядить. Мы с вами сможем помочь Деду Морозу, выполнив все его задания на уроке правильно. Будьте внимательны и активны. (На доске вывешивается елочка).

Мороз








Ш, Ж

Согласные, шипящие, твёрдые


Выполняют задание, тренирующее отдельные способности, к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.



Фронтальная работа









Индивидуальная работа

Постановка учебной задачи и создание проблемной ситуации.

Цель: подвести учащихся к постановке темы и цели урока; активизация и мотивация учащихся

Первое задание Деда Мороза.

На доске записаны слова, прочитайте их (слайд 2) :

малыши, ужи, очки, моржи

шило, жираф, цифры, шиповник

работа, жизнь, шить, цепь


Найдите лишнее слово. Почему оно лишнее?

О чем сегодня на уроке будем говорить?

Какова тема нашего урока?


Какие же задачи мы поставим сегодня с вами на уроке?

Слайд 3, 4 (На слайде тема урока, задачи)







Лишние слова: очки, цифры, цепь.



О сочетаниях жи-ши.



Вспомнить твердые согласные звуки.

Сформулировать правило написания сочетаний жи-ши.

Составить алгоритм написания жи-ши.

Научиться писать правильно слова с сочетаниями жи-ши.



Фронтальная работа

Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)

Цель: Организовать учащихся по

исследованию проблемной ситуации.


Следующее задание упражнение 161 в учебнике на стр.113.

Прочитайте задание

Послушайте, какой гласный звук произносится в выделенных словах. Как он обозначается на письме?

Спишите строки из стихотворения В.Маяковского, подчеркните сочетания жи в словах.

Подумайте, и ответьте мне на вопрос, совпадает ли произношение гласного звука с его обозначением на письме?


Посмотрите на картинку упр.162

Произнесите название предмета.

Какой слог ударный?

Какой гласный звук слышится в ударном слоге?

А что мы знаем, про ударный звук?




А какая буква пишется в ударном слоге?

Совпадает ли произношение гласного звука с его написанием?


Давайте попробуем вспомнить правило, которое поможет нам правильно писать слова с этими сочетаниями.

Как проверить наши утверждения?

Давайте проверим. Откройте учебник на стр. 115 прочитайте.

Правило вывешивается на доске.


Молодцы! Пожмите друг другу руки.


Исторические сведения.

Звуки [ж], [ш] всегда твёрдые, но в сочетаниях ЖИ – ШИ не пишется буква ы. Когда-то очень давно, звуки [ж], [ш] в нашем языке были мягкими, и с тех пор осталось правило: В СОЧЕТАНИЯХ ЖИ - ШИ ТОЛЬКО И ВСЕГДА ПИШИ!


По какому же алгоритму мы с вами должны действовать при написании слов с сочетаниями жи-ши.

  1. Произнеси слово.

  2. Определи опасное место.

  3. Обозначь орфограмму.

  4. Примени правило!


Я вам сейчас раздам правило написания сочетаний жи-ши, которое вы потом приклеите в нашу тетрадь-помощницу.

Работают по учебнику.



Отвечают на вопросы.



Записывают строки в тетрадь, подчеркивают сочетания жи.



Отвечают на вопрос




Анализируют слово

Ставят ударение.

Звук Ы


Произношение ударного гласного звука и его обозначение на письме не расходятся.

Пишется буква И


Нет, не совпадает


Вспоминают правило



Сверяют сказанное правило с учебником.



Фронтальная

Физкультминутка

Цель: снятие напряжения

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Выполняют действия.



Первичное закрепление во внешней речи



Цели: закрепить и обобщить знания учащихся в правописании сочетаний жи-ши, организация работы в парах на карточках и презентации результата своей деятельности


Следующее задание от Деда Мороза

Он вам предлагает поработать в парах на карточках. Помните, чтобы работа ладилась, нужно договариваться и уметь слушать друг друга. Договоритесь, кто будет первым, а кто вторым.


Надо вставить пропущенные буквы на карточках используя алгоритм.

На карточках слова: уж…, ерш…, друж..ть, этаж…, ландыш…, ош...бка.


Проверьте по образцу на доске. (Слайд 5)








Работа в парах. Выполняют задания на карточках.




Парная


Включение «открытия» в систему знаний

Цель: проверить степень освоения закрепленного материала

Дед Мороз предлагает нам с вами поработать на нетбуках.

Откройте свои нетбуки и выполните каждый по одному столбику заданий вставив нужную букву Ы или И.

Помним правила работы на нетбуках.

Каждый внимательно следит за работой соседа.

Кто выполнил задание без единой ошибки.

У кого одна ошибка.

У кого две ошибки.

У кого больше двух ошибок.

Работа в парах на нетбуках.

Парная

Самостоятельная работа с взаимопроверкой.


Ответьте на мой вопрос одним словом и слова запишите в тетрадь через запятую.

Как называется африканское животное с длинной шеей?

Как называется дикая роза?

Какой инструмент используют, чтобы проколоть отверстие?


Обменяйтесь тетрадями и проверьте, сравнив с образцом на доске. (Слайд 6)


Ребята, подумайте и ответьте, а есть ли у нас в классе фамилии детей, в написании которых мы можем применить правило написания сочетаний жи-ши?

Как мы напишем фамилию Вани?


Давайте вернемся к нашим задачам, поставленным вначале урока (слайд 7):


  • Вспомнить твердые согласные звуки.

  • Сформулировать правило написания сочетаний жи-ши.

  • Составить алгоритм написания жи-ши.

  • Научиться писать правильно слова с сочетаниями жи-ши.


Мы выполнили намеченное?

Самостоятельная работа в тетради


Жираф

Шиповник


Шило


Взаимопроверка



Да, это Шитов Иван.

Индивидуальная









Рефлексия деятельности


Цель: результат и самооценка деятельности

Мы с вами учились правильно писать слова с сочетаниями жи-ши.

А сейчас я бы хотела, чтобы вы оценили свою работу на уроке.

У вас на столе в конверте лежат новогодние шары.

Возьмите себе зеленый шар, если вы справились со всеми заданиями и урок прошел отлично.

Желтый, если у вас возникли небольшие трудности в выполнении заданий.

Красный, если вам было трудно и ничего у вас не получалось.

Прикрепите шары на елку. Поможем Деду Морозу нарядить елочку.

Елка наряжена и очень красива. Она нам напоминает, что скоро будет новый год. Вы должны соблюдать правила безопасного обращения с гирляндами, бенгальскими огнями.

Дед Мороз поздравляет вас с этим праздником! Слайд 8)



Домашнее задание

(дифференцированное)


Я предлагаю вам выбрать творческое задание.

Те, кто выбрал зеленый шар – выбирают задание на снежинках, кто желтый – на фонариках, кто красный – на звездочках.


На снежинках – сложное,

На фонариках - среднее,

На звездочках – легкое.

Спасибо за урок!

Дети выбирают домашнее задание по рекомендации учителя






Урок по русскому языку "Правописание слов с сочетаниями жи-ши". (2 класс)
  • Начальные классы
Описание:

 

Методическое сопровождение к уроку русского языка во 2 классе

 

Урок русского языка во 2 классе (с презентацией).

 

Тема урока: «Правописание слов с сочетаниями жи - ши». УМК «Школа России», авторы Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.

 

Данный урок   по теме «ЗВУКИ И  БУКВЫ».

 

Тип урока:  урок открытия нового знания.

 

Цель урока для учителя:

 

Формирование навыков правописания шипящих твёрдых согласных с гласными в сочетаниях  ЖИ – ШИ.

 

Цель урока для учеников:

 

Научиться правильно писать слова с сочетаниями ЖИ-ШИ.

 

Составить алгоритм написания сочетаний жи-ши.

 

Планируемые результаты обучения:

 

Обучающиеся должны знать:

 

Правило правописания сочетаний ЖИ-ШИ.

 

Алгоритм написания сочетаний ЖИ-ШИ.

 

Обучающиеся должны уметь: работать в паре по предложенному учителем плану; с помощью учителя определять цель деятельности на уроке. 

 

Формирование УУД:

 

Личностные УУД: формирование мотивации к обучению;

 

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 

Познавательные УУД:классификация слов на группы по определенному признаку, нахождение ответов на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 

Коммуникативные УУД:развитие умения строить речевые высказывания в устной форме, слушать и понимать речь других; формирование умения взаимодействовать при различных формах организации деятельности – парной: ученик-ученик, фронтальной: ученик-учитель.

 

Регулятивные УУД: умение определять  и формулировать цель     деятельности на уроке с помощью учителя, учиться работать по ранее составленному плану; проговаривать последовательность действий на уроке; наблюдать, выделять главное.

Предметные УУД: Выделять в словах  твердые  согласные звуки, находить шипящие звуки в слове, анализировать звучащие слова с сочетаниями жи-ши, соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи-ши и их обозначение буквами.

 

Организация деятельности учащихся на уроке: самостоятельно определяют тему урока, ставят цели своей работы на уроке, составляют алгоритм работы с орфограммой жи-ши, высказывают своё мнение по проблеме урока, отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность.

 

Работа на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

 

Организуя работу на уроке,  старалась учитывать  индивидуальные возможности каждого ученика.

 

     Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной задачей являлось создание условий для формирования навыков правильного правописания слов с сочетаниями  ЖИ – ШИ.  Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальные, фронтальные, парные формы организации учебной деятельности школьников, применение словесных, визуальных методов, способствовали достижению образовательных целей урока.

 

      Важным элементом урока является проверка и оценка самостоятельной работы учеников. Для этого мною использовался метод самопроверки, взаимопроверки, самооценки и взаимооценки. Оценку деятельности школьников я делала по ходу урока. В заключение  урока была проведена рефлексия деятельности учащихся.

 

     Домашнее задание было предложено творческое, оно было разное по степени сложности. Для детей, которые по результатам рефлексии отлично усвоили материал, задание было сложное, кто хорошо усвоил – среднее, а у кого были трудности в работе на уроке – легкое.

 

           На уроке было использовано мультимедийное сопровождение (презентация). Она позволяет реализовать принцип наглядности, увеличить плотность урока. Просмотр слайдов презентации осуществляется в течение урока «пунктирно» и чередуется сменой видов деятельности. Презентация на уроке позволяла  учащимся формировать навык самоконтроля. Работа на нетбуках позволила проверить и закрепить изученный материал на уроке. Урок был построен с учётом здоровьесберегающих технологий.

 

     

 

    

 

Автор Рулёва Людмила Анатольевна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 540
Номер материала 18799
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓