Главная / Начальные классы / Урок по русскому языку "Однокоренные (родственные) слова. Корень слова". 2 класс

Урок по русскому языку "Однокоренные (родственные) слова. Корень слова". 2 класс

Тема: Однокоренные (родственные) слова. Корень слова


Цель урока:

образовательная: знакомство с родственными словами; формирование умения определять родственные слова в текстах, образовывать по данному образцу от конкретных слов родственные слова, выделять в родственных словах общую часть; обогащение словарного запаса учащихся родственными словами;

развивающая: развитие представления о слове как системе языковых значений разных морфем; развитие абстрактного мышления и речи учащихся;

воспитательная: воспитание культуры речевого общения, понимание значимости овладения гнездом родственных слов для успешного овладения русским языком как средством общения.


Тип урока: урок получения новых знаний (урок – исследование)


К концу урока учащиеся будут знать:

  • признаки однокоренных(родственных) слов;

  • понятие «корень слова».


К концу урока учащиеся будут уметь:

  • находить в тексте родственные слова;

  • отличать родственные слова от слов, близких по значению;

  • определять общую часть родственных слов (корень).


Оборудование: учебник «Русский язык» 2 часть, М. Б. Антиповой и др., Минск,2006; мультимедийная презентация; карточки для рефлексии.


Ход урока

Слайд 1.

I. Организационный этап

Эмоциональный настрой

- Сегодня на уроке у нас много гостей.


Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,

Возможно, есть классы и лучше, и краше,

Но пусть в нашем классе Вам будет светло.

Пусть будет уютно и очень легко.


- Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут.

- Итак, у нас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, ребята, пожелайте удачи. Есть ли у вас особые пожелания?

- Я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю в вас и знаю - у вас всё получится!


II. Проверка домашнего задания

Повторение знаний о частях речи

- Ребята, сегодня мы отправляемся в гости к героям мультфильма «Лунтик». Вам нравится этот мультфильм?


Слайд 2

-Тётя Мотя задаёт вам вопросы.

1.Что такое имя существительное?

2. Что такое имя прилагательное?

3.Что такое глагол?

4. Что такое предлог?


Слайд 3.

Повторение знаний о роли предлогов в предложении

-Мила просит вас назвать нужные предлоги.


III. Сообщение темы и целей урока Слайд 4

На слайде записаны слова: лес, лесной, лесник, лестница, перелесок.

-Помогите Лунтику и его друзьям найти родственные слова. Обсудите в парах.

(Лишнее слово «лестница». Все остальные слова родственные)

- Кузя спрашивает: что значит родственные? Слайд 5 (близкие по смыслу, имеют общую часть).

- Как вы думаете, какая сегодня тема урока? Слайд 6

Сообщение темы и цели урока.

IV.Разминка для пальцев. Чистописание

Дружно пальчики сгибаем,

Крепко в кулачки сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять -

Начинаем разгибать. (напряжение-расслабление пальцев)



- А сейчас откройте тетради и запишите:

14 марта

Классная работа

- Минутка чистописания. Слайд 7

- Лунтик напомнит вам как правильно писать.

- Назовите слова, близкие по значению.

- Как мы называем такие слова?

- Давайте себя сверим с правилом в учебнике, стр. 65 – вверху.

- Так какие слова называются родственными? Расскажите друг другу.

V. Работа по теме урока

- Сегодня у нас необычный урок, а урок – исследование.
- Что значит исследовать?
- Заглянем в толковый словарь (показ словаря)
Слайд 8
Исследовать - значит подвергнуть научному изучению, выяснению.

- Мы все сегодня научные сотрудники.

- За работу, узнаем, что мы будем исследовать. Разгадаем кроссворд из словарных слов.

Кроссворд (устно)

Слайд 9

hello_html_d3d8835.png

1. Если б не было его, не сказал бы ничего.

2. В дом чужого не пущу, без хозяина грущу.

3. Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит,

а в один из тёплых дней май серёжки дарит ей .

4. То я в клетку, то в линейку. Написать по ним сумей-ка.

Можешь и нарисовать. Что такое? Я-…( тетрадь )

5. Портфель у меня не велик и не мал; лежат в нём

задачник, букварь и … ( пенал ).

6. Ребёнок мужского пола.


- Какое слово получилось в вертикальном столбике?
- Верно! Эту тему мы и будем исследовать.

- Внимание на экран
Что такое корень? Какие бывают корни? (слайд 10)

-Ваше мнение? Слово корень - многозначное. (Корни бывают у растений, у зуба есть корень, корень слова)
- Как вы думаете, что интересует нас на исследовании? (КОРЕНЬ СЛОВА)
- Что такое корень слова? (корень слова - главная, основная часть слова).

VI. Двигательная физминутка

- Потанцуем – отдохнём.


Работа по теме урока
- Действительно, корень является сердцевиной слова. От него растут слова. Я вам расскажу одну историю.

Много - много лет назад появилось слово – САД. Слайд 11
Нашли его люди и стали думать: «Что с ним делать?». Посадили люди слово САД, стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий, много появилось ростков от слова САД. Все они похожи на него, но и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло, посмотрите.
(слайд 10 с деревом и словами)

- Что общего у всех слов? (общий корень) Щелчок

- Можно ли эти слова считать родственными?

- Правильно. А ещё как называются эти слова? (однокоренные.)

- Обратимся к информации учебника на стр. 67 – внизу.

- Что запомнили? Слайд 12

- Запишите в тетрадь 3 однокоренных слова от слова САД, выделите корень.

- Вы у меня просто молодцы, сами вывели это правило. Настоящие учёные!
А теперь нам нужно отдохнуть.

Физминутка для глаз (слайд 13)

VII.Закрепление изученного материала

Дидактическая игра. Слайд 14

- Подул сильный ветер, сорвал листочки с деревьев, помогите Миле. На каком дереве росли упавшие листья?

- Запишите слова с деревьев в два столбика и выделите корень.


- Дорогие мои исследователи, я прошу у вас помощи. Подскажите, чтобы выделить корень слова, что для этого нужно сделать? (Предположения детей)

- Обратимся к информации учебника на стр. 68.

- Итак, алгоритм нахождения корня в словах… Первое…Слайд 15



VII. Контрольно-диагностический этап

Работа в группах. Игра «Гнёзда? Слайд 16


Игра «Родственники? Слайд 17


VIII. Итог урока. Рефлексия

Игровое задание «Кто прав?» Слайд 18

- Подведём итог нашего исследования. Найдите правильное определение корня?



Слайд 19 - Наш урок подходит к концу. Лунтик хочет узнать, что нового вы узнали, что поняли, что ещё хотели бы узнать? - Закончите фразу: «Чем больше мы знаем, тем …»


-Давайте оценим наш урок и нашу работу.
- Если вы считаете, что урок прошёл интересно, вы себя проявили, хорошо работали и всё поняли – отправьте своего героя мультфильма на зелёную поляну.
- Если не всё удалось, что-то ещё не получается - на жёлтую.
- Если вам было сложно на уроке, есть трудности - на синюю.


XI. Домашнее задание

- Всем большое спасибо за урок. Домашнее задание упр 107. Слайд 20



Урок по русскому языку "Однокоренные (родственные) слова. Корень слова". 2 класс
  • Начальные классы
Описание:

Цель урока: 

      образовательная: знакомство с родственными словами; формирование умения определять родственные слова в текстах, образовывать по данному образцу от конкретных слов родственные слова, выделять в родственных словах общую часть; обогащение словарного запаса учащихся родственными словами;   

     развивающая: развитие представления о слове как системе языковых значений разных морфем; развитие абстрактного мышления и речи учащихся;

     воспитательная: воспитание культуры речевого общения, понимание значимости овладения гнездом родственных слов для успешного овладения русским языком как средством общения.

 

 

Тип урока: урок получения новых знаний (урок – исследование)

Автор Моньор Лариса Ивановна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 608
Номер материала 24333
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓