Тема: Однокоренные
(родственные) слова. Корень слова
Цель
урока:
образовательная:
знакомство
с родственными словами; формирование умения определять родственные слова в
текстах, образовывать по данному образцу от конкретных слов родственные слова,
выделять в родственных словах общую часть; обогащение словарного запаса
учащихся родственными словами;
развивающая: развитие
представления о слове как системе языковых значений разных морфем; развитие
абстрактного мышления и речи учащихся;
воспитательная:
воспитание
культуры речевого общения, понимание значимости овладения гнездом родственных
слов для успешного овладения русским языком как средством общения.
Тип урока:
урок
получения новых знаний (урок – исследование)
К концу
урока учащиеся будут знать:
·
признаки
однокоренных(родственных) слов;
·
понятие «корень слова».
К концу
урока учащиеся будут уметь:
·
находить
в тексте родственные слова;
·
отличать
родственные слова от слов, близких по значению;
·
определять
общую часть родственных слов (корень).
Оборудование:
учебник
«Русский язык» 2 часть, М. Б. Антиповой и др., Минск,2006; мультимедийная
презентация; карточки для рефлексии.
Ход
урока
Слайд
1.
I. Организационный
этап
Эмоциональный
настрой
- Сегодня на уроке
у нас много гостей.
Мы рады
приветствовать Вас в нашем классе,
Возможно, есть
классы и лучше, и краше,
Но пусть в нашем
классе Вам будет светло.
Пусть будет уютно
и очень легко.
- Будем надеяться,
что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут.
- Итак, у нас урок
русского языка. Улыбнитесь друг другу, ребята, пожелайте удачи. Есть ли у вас
особые пожелания?
- Я присоединяюсь
ко всем пожеланиям, верю в вас и знаю - у вас всё получится!
II. Проверка
домашнего задания
Повторение
знаний о частях речи
- Ребята, сегодня
мы отправляемся в гости к героям мультфильма «Лунтик». Вам нравится этот
мультфильм?
Слайд 2
-Тётя
Мотя задаёт вам вопросы.
1.Что такое имя
существительное?
2. Что такое имя
прилагательное?
3.Что такое
глагол?
4. Что такое
предлог?
Слайд
3.
Повторение
знаний о роли предлогов в предложении
-Мила
просит вас назвать нужные предлоги.
III.
Сообщение темы и целей урока Слайд 4
На
слайде записаны слова: лес, лесной, лесник, лестница, перелесок.
-Помогите
Лунтику и его друзьям найти родственные слова. Обсудите в парах.
(Лишнее
слово «лестница». Все остальные слова родственные)
-
Кузя спрашивает: что значит родственные? Слайд 5 (близкие
по смыслу, имеют общую часть).
-
Как вы думаете, какая сегодня тема урока? Слайд 6
Сообщение
темы и цели урока.
IV.Разминка
для пальцев. Чистописание
Дружно пальчики
сгибаем,
Крепко в кулачки сжимаем.
Раз, два, три,
четыре, пять -
Начинаем
разгибать. (напряжение-расслабление пальцев)
- А сейчас
откройте тетради и запишите:
14 марта
Классная
работа
-
Минутка чистописания. Слайд 7
-
Лунтик напомнит вам как правильно писать.
-
Назовите слова, близкие по значению.
-
Как мы называем такие слова?
- Давайте себя
сверим с правилом в учебнике, стр. 65 – вверху.
- Так какие слова
называются родственными? Расскажите друг другу.
V. Работа
по теме урока
-
Сегодня у нас необычный урок, а урок – исследование.
- Что значит исследовать?
- Заглянем в толковый словарь (показ словаря) Слайд 8
Исследовать - значит подвергнуть научному изучению, выяснению.
-
Мы все сегодня научные сотрудники.
-
За работу, узнаем, что мы будем исследовать. Разгадаем кроссворд из словарных
слов.
Кроссворд
(устно)
Слайд
9
1. Если б не было
его, не сказал бы ничего.
2. В дом чужого
не пущу, без хозяина грущу.
3. Не заботясь о
погоде, в сарафане белом ходит,
а в один из
тёплых дней май серёжки дарит ей .
4. То я в клетку,
то в линейку. Написать по ним сумей-ка.
Можешь и
нарисовать. Что такое? Я-…( тетрадь )
5. Портфель у
меня не велик и не мал; лежат в нём
задачник,
букварь и … ( пенал
).
6. Ребёнок
мужского пола.
- Какое слово
получилось в вертикальном столбике?
- Верно! Эту тему мы и будем исследовать.
- Внимание
на экран
Что такое корень? Какие бывают корни? (слайд 10)
-Ваше мнение?
Слово корень - многозначное. (Корни бывают у растений, у зуба есть корень,
корень слова)
- Как вы думаете, что интересует нас на исследовании? (КОРЕНЬ СЛОВА)
- Что такое корень слова? (корень слова - главная, основная часть слова).
VI.
Двигательная физминутка
- Потанцуем
– отдохнём.
Работа
по теме урока
- Действительно, корень является сердцевиной слова. От него растут
слова. Я вам расскажу одну историю.
Много - много лет
назад появилось слово – САД. Слайд 11
Нашли его люди и стали думать: «Что с ним делать?». Посадили люди слово САД,
стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий, много
появилось ростков от слова САД. Все они похожи на него, но и своё в каждом
есть. Вот какое дерево выросло, посмотрите. (слайд 10 с деревом и
словами)
- Что общего у
всех слов? (общий корень) Щелчок
- Можно ли эти
слова считать родственными?
- Правильно. А ещё
как называются эти слова? (однокоренные.)
- Обратимся к
информации учебника на стр. 67 – внизу.
- Что запомнили? Слайд
12
- Запишите в
тетрадь 3 однокоренных слова от слова САД, выделите корень.
- Вы у меня просто
молодцы, сами вывели это правило. Настоящие учёные!
А теперь нам нужно отдохнуть.
Физминутка для глаз (слайд 13)
VII.Закрепление
изученного материала
Дидактическая
игра. Слайд 14
- Подул сильный ветер, сорвал листочки с
деревьев, помогите Миле. На каком дереве росли упавшие листья?
- Запишите слова с
деревьев в два столбика и выделите корень.
- Дорогие мои
исследователи, я прошу у вас помощи. Подскажите, чтобы выделить корень
слова, что для этого нужно сделать? (Предположения детей)
- Обратимся к
информации учебника на стр. 68.
- Итак, алгоритм
нахождения корня в словах… Первое…Слайд 15
VII. Контрольно-диагностический
этап
Работа в группах.
Игра «Гнёзда? Слайд 16
Игра
«Родственники? Слайд 17
VIII.
Итог урока. Рефлексия
Игровое
задание «Кто прав?» Слайд 18
- Подведём
итог нашего исследования. Найдите правильное определение корня?
Слайд
19 - Наш урок подходит к концу. Лунтик хочет
узнать, что нового вы узнали, что поняли, что ещё хотели бы узнать? -
Закончите фразу: «Чем больше мы знаем, тем …»
-Давайте оценим
наш урок и нашу работу.
- Если вы считаете, что урок прошёл интересно, вы себя проявили, хорошо
работали и всё поняли – отправьте своего героя мультфильма на зелёную поляну.
- Если не всё удалось, что-то ещё не получается - на жёлтую.
- Если вам было сложно на уроке, есть трудности - на синюю.
XI.
Домашнее задание
- Всем большое
спасибо за урок. Домашнее задание упр 107. Слайд 20
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.