Главная / Русский язык и литература / Урок по русскому языку "Междометие как особая часть речи. Знаки препинания при междометии". (7 класс)

Урок по русскому языку "Междометие как особая часть речи. Знаки препинания при междометии". (7 класс)

hello_html_mdc4b21f.gifhello_html_m3983638e.gifhello_html_2068659b.gifhello_html_5a4c2366.gifhello_html_594afebf.gifhello_html_m3d30c756.gifhello_html_7920ba75.gifhello_html_m1ca78159.gifhello_html_m45f4d2ed.gifhello_html_m7b00b67e.gifhello_html_m594ea7bd.gifГУ «Школа-гимназия № 3 отдела образования акимата города Костаная»






Урок


Тема: «Междометие как особая часть

речи. Знаки препинания при междометии».




Учитель: Битюцкая Л.Д.,

СВУК высшей категории















2015 год

Тема: Междометие как особая часть речи.

Знаки препинания при междометии.


Цель урока: познакомить учащихся с междометием как частью речи, с

различными группами междометий по значению, с правилом

правописания и постановкой знаков препинания при

междометиях;
формировать умения находить в тексте междометия и

выделять их знаками препинания, отличать междометия от

других частей речи, употреблять их в речи ; редактировать

текст, самостоятельно работать с тестами;

воспитывать вежливость, стремление избегать в общении

речевых ошибок, прививать интерес к русской культуре и

языку.

Иметь знания по теме «Междометие как особая часть речи.

Знаки препинания при междометии».

Уметь находить в тексте междометия и выделять их знаками

препинания, определять значение, отличать междометия от

других частей речи, употреблять их в речи ; редактировать

текст, самостоятельно работать с тестами;


Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок-практикум.


Оборудование: интерактивная доска, презентация, раздаточный материал, тесты, стихотворения А.Тетивкина «Междометие» и Ц. Ангелов а «Ах, как трудно жить на свете…», тексты сказок, карточки, эпиграф:

Интересно жить на свете,

Если знаешь междометья!

А. Тетивкин

Ход урока.


  1. Организационный момент.

-    Здравствуйте, ребята. Садитесь.  Сегодня мы с вами приступим к изучению новой темы. А вот как она называется, вы узнаете, разгадав загадку:« Не самостоятельная и не служебная часть речи выражает поощренье, похвалу, упрёк, запрет, благодарность, восхищенье, возмущенье и привет». Так как же называется эта часть речи? Итак, вы правильно отгадали загадку.

Тема нашего урока - «Междометие как особая часть речи.

Знаки препинания при междометии».

Объявляю цель урока.


  1. Повторение.

1.Мозговой штурм.

- Какой раздел русского языка изучает части речи?

- Сколько всего частей речи?

- На какие три группы делятся части речи?

- Сколько самостоятельных частей речи?

- Какие части речи называются самостоятельными?

- Какие самостоятельные части речи вам известны? Перечислите.

- Какие части речи называются служебными?

- Назовите служебные части речи.

- Какая часть речи не относится ни к самостоятельным, ни к служебным

частям речи?

- Ребята, а для чего нам в речи нужны междометия?

  1. Знакомство с новым материалом.

Поэтому сегодня мы с вами поговорим о междометии. Термин “междометие” – исконно русский, обозначает “брошенный между”, т.е. (в данном случае) “не относящийся”. Вошел в употребление в 18 веке. Ранее слова-междометия названия не имели.

В современном русском языке междометие – это особая часть речи, обозначающая чувства, эмоции, но не называющая их.

  1. Анализ материала учебника (§63,64 стр.217-221)

  2. Представьте информацию в виде кластера.

непроизводные

Составление кластера.

по составу

производные

вненациональные

исконно русские








по

Междометие

по происхождению

по значению

заимствованные

для выражения чувств и эмоций

для команды, приказа

для речевого этикета















IV. Закрепление.


1.Выполнение упражнения 501 стр.218


2. Корт « Этимология слова».


Откуда пошло русское «Ура»?

Тюркские народности, поселившиеся некогда на юге России, шли в бой с оглушительным криком «Ур!» — «бей», от глагола «урман» —

С. В. Малютин. «Илья Муромец»

«Бить» - русское «ура» обычно производят от тюркского «ур», но следует иметь в виду, что этот боевой клич был известен на Руси еще в домонгольский период ее истории. Упоминание об этом мы находим в «Слове о полку Игореве». В ХVIII веке, в период войн с Пруссией, русское «ура» проникает в немецкую армию, вытеснив здесь боевой клич «вперед». В эпоху же наполеоновских войн познакомились с нашим «ура» и французы, а также и англичане. Таким образом, русское лихое, могучее «ура» стало международным боевым кличем и призывом к подвигу и беззаветной храбрости у самых различных народов.

(Из энциклопедии «Все обо всем»)


3.Ринг « Знаешь ли ты?»


- Ребята, пожалуйста – это тоже междометие. Интересно его происхождение: оно было образовано от пожалуй, которое возникло из пожалую «отблагодарю, сделаю это для тебя» ( конечное безударное у отпало) с помощью частицы  –ста (сравните: (устар.) спасибоста, здоровоста и т.д.) Частица ста – бывшая форма глагола стать во   2-м – 3-м лице. Пожалуй – окажи милость, « будь милостлив», « будь добр».

- А какие слова речевого этикета вы знаете? (здравствуйте, до свидания, спасибо, благодарю, извините).

- Что обозначают данные слова? Какова их этимология?

(Слово «здравствуйте» - «здравия тебе желаю», «повелеваю тебе здравствовать», сформировалось к концу 17 века.

Слово «прощай» - « сними с меня вину», « отпусти меня свободным».

Слово «до свидания» - « до следующей встречи», появилось в начале прошлого века.

Слово « благодарю» - « вам желаю всех благ», произошло от русского слова « благодарствую», т.е. « приношу благодарение».

Слово «спасибо» образовалось путём сращения слов спаси Богъ

С отпадением двух последних звуков гъ.)

- Как выделяются эти слова на письме?

- Назовите слова речевого этикета на казахском языке?

- А как эти слова звучат на английском языке?



4. Выборочный диктант.

Выпишите междометия.

Междометие

«Мне, - сказало Междометье, -
Интересно жить на свете:
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрек, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет.
Те, кого охватит страх,
Произносят слово «Ах!»
У кого тяжелый вздох,
Произносят слово «Ох!»
Кто встречается с бедой,
Произносят слово «Ой!»
Кто отстанет от друзей,
Произносят слово «Эй!»
У кого захватит дух,
Произносят слово «Ух!»
Интересно жить на свете,
Если знаешь междометья!»
5. Работа по карточкам.
6. Тренинг.

Спишите, расставляя знаки препинания. Определите значение междометий.

1.Ах  яблочко, цвета милого! (С.Есенин.) 2.Увы  Невеста молодая своей печали  неверна. (А.Пушкин.) 3. Эх песня, песня! Есть ли что на свете чудесней! (С.Есенин.) 4. Жизнь увы не вечный дар. (А.Пушкин.) 5. Тсс   Егор Ильич спит… (А.Чехов.) 6. Ой Петр Иванович, наступили на ногу! (Н.Гоголь.) 7. Ах как красиво кругом! (И.Тургенев.) 8. Ура Мы победили! 9.Увы каникулы кончились. 10. Ай   Как больно!

7. Корт "Помоги выпускнику".

А теперь давайте поможем одиннадцатиклассникам. Прошло пробное

тестирование. У ребят было задание – Определите, в каком предложении

выделенное слово является междометием.

А) Меня охватил ужас.

Б) Простите мне эту неудачную шутку.

С) « Караул! Режут!» – закричал он.

Д) У входа в мавзолей стоял почётный караул.

Е) Гости пока не приехали.

Одиннадцатиклассник отмечает вариант Д.

Итак, проблемный вопрос: прав ли одиннадцатиклассник, выбрав вариант м

Д?

8. Игра «4-ое лишнее» .

Задание : Запишите «лишние» слова. Какой частью речи являются

эти слова.

- Какое слово лишнее в каждом ряду?

1) Ах, эх, ой, не;

2) Лишь, ох, даже, ведь;

3) И, а, но, без;

4) Для, эх, под, на.

9. Площадка «Мастерская слова».

Спишите, вставляя на месте пропусков подходящие по смыслу

междометия.

( Ура) Мы победили! (Увы) каникулы кончились. ( Ай)   Как больно! (Эй), садись ко мне дружок! (О,) я совершенно спокоен! “(Ах!)” - воскликнула Соня испугано. Эта песенка, (увы,) не прозвучит. «(Тпррр!)» - сдерживал кучер лошадей.  (Браво!) Ваше новое произведение никого в зале не оставило равнодушным.

10. Тренинг.

Определите, какими членами предложения являются выделенные

слова.

1.Вот раздалось ау вдалеке. (Некрасов)

2.- Что ты… - не сдавалась старуха.

- Молодость-то …ау! (Караваева)

3.Ты всего только – тьфу.(Достоевский)

4.Далече грянуло ура.

11.Татами «По страницам сказок».

Работа в группах.

Найдите междометия в сказке, определите их значение.

12.Корт «Исправь ошибку!»

Расставьте недостающие знаки препинания, исправьте ошибки.

Ах, как трудно жить на свете,

Не усвоив междометий!

Сердце так и гложет страх.

Ах!

Эх, ведь спросят как назло!

Вот бы нынче повезло!

Я по списку дальше всех.

Эх!

Ох, беда уже близка!

Так и ждет меня доска.

Если б кто-нибудь помог!

Ох!

Ух, захватывает дух!

Притворюсь-ка, что я глух!

Хоть бы в классе свет потух.

Ух!

Ах,

Эх,

Ох,

Ух… Не вызвали!

(Ц.Ангелов.)

- Какие чувства помогают выразить поэту междометия. Надеюсь, что сегодня

вы не испытывали таких чувств.

IV. Итог урока.


1. Беседа

- Что такое междометие?

- На какие две группы делятся междометия по составу?

- Назовите производные междометия.

- Приведите примеры непроизводных междометий.

- Какие вы знаете междометия по происхождению?

- Назовите разряды междометий по значению?

- Приведите примеры междометий речевого этикета. В каких случаях в междометиях ставится дефис?

- Как оформляется междометие на письме?


2. Тестирование по теме «Междометие».

1. Укажите вариант, в котором есть междометие.

а) О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной земле,

Когда твоё лицо в простой оправе

Передо мной сияло на столе. (А.А. Блок)


б) Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою. (А.А. Блок)

с) Прилежно говорят экскурсоводы

О зависти, о ссоре роковой,

О творческом пути певца свободы,

Оборванном злодейскою рукой. (А. Коваленков)

д) Их разговор благоразумный

О сенокосе, о вине,

О псарне, о своей родне,

Конечно, не блистал ни чувством.

Ни поэтическим огнём… (А.С. Пушкин)

е) О сердце, сколько ты любило!

О разум, сколько ты пылал! (А.А. Блок)

2.Укажите количество пропущенных запятых в предложении:

О как мне хочется смутить весёлость их

И дерзко бросить им в глаза железный стих

Облитый горечью и злостью!.. ( М.Ю.Лермонтов)

а) Нет запятых.

б) Одна запятая.

с) Две запятых.

д) Три запятых.

е) Четыре запятых.

3.Укажите количество пропущенных запятых в предложении:

Здравствуй город и здравствуй село здравствуй поле и солнечный луг!

(Ф. Фирсов)

а) Две запятых.

б) Три запятых.

с) Четыре запятых.

д) Пять запятых.

е) Шесть запятых.


4.Определите синтаксическую роль междометий в предложении:

На лице провизора изобразилось «тьфу». (А .П .Чехов)

а) Не член предложения.

б) Подлежащее.

с) Сказуемое.

д) Определение.

е) Дополнение.

5. Укажите вариант, в котором междометие является членом предложения:

а) « Браво, браво!..» - говорили в публике. (А .П .Чехов)

б) Извините, но это странно! (А .П .Чехов)

с) Увы! Ни камни ожерелья, ни сарафан, ни перлов ряд, ни песни лести и

веселья её души не веселят. (А.С. Пушкин)

д) Ура! Мы ломим; гнуться шведы. (А.С. Пушкин)

е) Далече грянуло ура: полки увидели Петра. (А.С. Пушкин)


V. Комментирование оценок.

Сегодня вы хорошо потрудились. Хочу поблагодарить вас за активность, для этого использую хорошо знакомое вам междометие – спасибо.


VI. Домашнее задание:

1 уровень. § 63,64упр.516

2уровень. Выписать из художественных произведений 5 примеров

предложений, в которых употреблены междометия.

3уровень. Сочинить сказку о междометии. 
Написать стихи, используя междометие.


Тест по теме «Междометие»

1. Укажите вариант, в котором есть междометие.

а) О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной земле,

Когда твоё лицо в простой оправе

Передо мной сияло на столе. (А.А. Блок)

б) Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою. (А.А. Блок)

с) Прилежно говорят экскурсоводы

О зависти, о ссоре роковой,

О творческом пути певца свободы,

Оборванном злодейскою рукой. (А. Коваленков)

д) Их разговор благоразумный

О сенокосе, о вине,

О псарне, о своей родне,

Конечно, не блистал ни чувством.

Ни поэтическим огнём… (А.С. Пушкин)

е) О сердце, сколько ты любило!

О разум, сколько ты пылал! (А.А. Блок)

2.Укажите количество пропущенных запятых в предложении:

О как мне хочется смутить весёлость их

И дерзко бросить им в глаза железный стих

Облитый горечью и злостью!.. ( М.Ю.Лермонтов)

а) Нет запятых.

б) Одна запятая.

с) Две запятых.

д) Три запятых.

е) Четыре запятых.

3.Укажите количество пропущенных запятых в предложении:

Здравствуй город и здравствуй село здравствуй поле и солнечный луг!

(Ф. Фирсов)

а) Две запятых.

б) Три запятых.

с) Четыре запятых.

д) Пять запятых.

е) Шесть запятых.

4.Определите синтаксическую роль междометий в предложении:

На лице провизора изобразилось «тьфу». (А .П .Чехов)

а) Не член предложения.

б) Подлежащее.

с) Сказуемое.

д) Определение.

е) Дополнение.

5. Укажите вариант, в котором междометие является членом предложения:

а) « Браво, браво!..» - говорили в публике. (А .П .Чехов)

б) Извините, но это странно! (А .П .Чехов)

с) Увы! Ни камни ожерелья, ни сарафан, ни перлов ряд, ни песни лести и

веселья её души не веселят. (А.С. Пушкин)

д) Ура! Мы ломим; гнуться шведы. (А.С. Пушкин)

е) Далече грянуло ура: полки увидели Петра. (А.С. Пушкин)


Карточка № 1 Уровень 1

Выпишите междометия из стихотворения, определите их разряд.

Слово Ох и слово Ах
Заблудились в трех соснах.
Вот сказало Ох со вздохом:
Ох, наверно, дело плохо!

Отвечает слово Ах: 
Ах, как страшно в трех соснах!

И заохали, и заахали, 
И зажмурились, и заплакали:
Ох –ох! Ах – ах!

Что за ужас! Что за страх!
Заблудиться в трех соснах 
Можно только лишь со сна.

Карточка №2 Уровень 1

Спиши, обозначая условия употребления дефиса.

Ой(ой), из(за), еле(еле), ах(ах), из(под), о(о)(о), крепко(накрепко),ай(ай).


Карточка № 3 Уровень

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

1.Ах  яблочко, цвета милого! (С.Есенин.) 2.Увы  Невеста молодая своей печали  неверна. (А.Пушкин.) 3. Эх песня, песня! Есть ли что на свете чудесней! (С.Есенин.) 4. Жизнь увы не вечный дар. (А.Пушкин.) 5. Тсс   Егор Ильич спит… (А.Чехов.)


Карточка № 4 Уровень 2

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

1. Ой Петр Иванович, наступили на ногу! (Н.Гоголь.) 2. Ах как красиво кругом! (И.Тургенев.) 3. Ура Мы победили! 4.Увы каникулы кончились. 5. Ай   Как больно!

Карточка № 5 Уровень 3

Спишите, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания.

Э да ты мазунчик, как я вижу! – говорил Бульба. Ну пойдём дети! У как свежо и хорошо! Эх если бы ты знала Катерина как резались мы тогда с турками! Эге(ге) да это из одного гнезда обе птицы! Ай(ай) какой голос! Ого(го) да это хват!

Карточка № 6 Уровень 3

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

В каком случае междометия являются членами предложения?

Прощай мой друг! Прощай другу его ошибки. Э да ты мастак!

Караул Помогите! В парке мы видели почетный караул.
Ах какой прекрасный город! Ура мы ломим, гнутся шведы.


Урок по русскому языку "Междометие как особая часть речи. Знаки препинания при междометии". (7 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

ГУ «Школа-гимназия № 3 отдела  образования  акимата города  Костаная»

 

 

 

 

        

 

               

                         Урок

 

Тема: «Междометие как особая часть    

         речи. Знаки препинания при междометии».

 

 

 

Учитель: Битюцкая Л.Д.,

СВУК высшей категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              2015 год

                                               

Тема:    Междометие как особая часть речи.

                Знаки препинания при междометии.          

 

Цель урока:  познакомить учащихся с междометием как частью речи, с  

                        различными группами междометий по значению, с правилом   

                        правописания и постановкой  знаков  препинания при  

                        междометиях;
                        формировать  умения находить в тексте междометия и    

                        выделять   их знаками препинания, отличать междометия от   

                        других частей     речи,  употреблять их в речи ; редактировать  

                        текст, самостоятельно работать с  тестами;      

                        воспитывать вежливость, стремление избегать в общении    

                        речевых  ошибок,прививать интерес к русской культуре  и

                        языку.

          Иметь  знания по теме «Междометие как особая часть речи.

                        Знаки препинания при междометии».

         Уметь  находить в тексте междометия и выделять их знаками   

                      препинания,  определять значение, отличать междометия от 

                      других частей речи,  употреблять их в речи ; редактировать    

                      текст,  самостоятельно работать с тестами;      

 

Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока:
урок-практикум.

 

 Оборудование: интерактивная доска, презентация,раздаточный материал, тесты, стихотворения  А.Тетивкина «Междометие» и  Ц. Ангелов а «Ах, как  трудно жить на свете…», тексты  сказок, карточки, эпиграф:

                                                        

                                                        Интересно жить на свете,

                                                           Если знаешь междометья!

                                                                                                А. Тетивкин                                           

Ход     урока.

 

I.                              Организационный  момент.

            -    Здравствуйте, ребята. Садитесь.  Сегодня  мы с вами  приступим к изучению новой  темы.  А вот как она называется,  вы узнаете, разгадав загадку:« Не самостоятельная и не служебная часть речи выражает поощренье, похвалу, упрёк, запрет, благодарность, восхищенье, возмущенье и привет». Так как же называется эта часть речи?  Итак,  вы правильно отгадали загадку.         

     Тема нашего урока - «Междометие как особая часть речи.

      Знаки препинания при междометии».

      Объявляю цель урока.

 

II.                      Повторение.

       1.Мозговой  штурм.

  - Какой раздел русского языка изучает части речи?

  - Сколько всего частей речи?

  - На какие три группы делятся части речи?

  - Сколько самостоятельных частей речи?

  - Какие части речи называются самостоятельными?

  -  Какие самостоятельные части  речи вам известны? Перечислите.

  - Какие части речи называются служебными?

  - Назовите служебные части речи.

  - Какая часть речи не относится ни к самостоятельным,  ни к служебным   

    частям речи?

  - Ребята, а для чего нам в речи нужны междометия?

III.           Знакомство с новым материалом.

Поэтому сегодня мы с вами  поговорим о междометии.                             Термин “междометие” – исконно русский, обозначает “брошенный между”, т.е. (в данном случае) “не относящийся”. Вошел в употребление в 18 веке. Ранее слова-междометия названия не имели.                                                      

  В современном русском языке междометие – это особая часть речи, обозначающая чувства, эмоции, но не называющая их.

1.     Анализ материала учебника (§63,64 стр.217-221)

2.     Представьте информацию в виде кластера.

3.                Составление кластера. 

                         

 

 

 

 

 

     по

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV.  Закрепление.

 

1.Выполнение упражнения 501 стр.218

 

2. Корт  « Этимология слова».

 

Откуда пошло русское «Ура»?

Тюркские народности, поселившиеся некогда на юге России, шли в бой с оглушительным криком «Ур!» — «бей», от глагола «урман» —

С. В. Малютин. «Илья Муромец»

«Бить» - русское «ура» обычно производят от тюркского «ур», но следует иметь в виду, что этот боевой клич был известен на Руси еще в домонгольский период ее истории. Упоминание об этом мы находим в «Слове о полку Игореве». В ХVIII веке, в период войн с Пруссией, русское «ура» проникает в немецкую армию, вытеснив здесь боевой клич «вперед». В эпоху же наполеоновских войн познакомились с нашим «ура» и французы, а также и англичане. Таким образом, русское лихое, могучее «ура» стало международным боевым кличем и призывом к подвигу и беззаветной храбрости у самых различных народов.

(Из энциклопедии «Все обо всем»)

 

3.Ринг « Знаешь ли ты?»

 

 - Ребята, пожалуйста – это тоже междометие. Интересно его происхождение: оно было образовано от пожалуй, которое возникло из пожалую «отблагодарю, сделаю это для тебя» ( конечное безударное у отпало) с помощью частицы  –ста (сравните: (устар.) спасибоста, здоровоста и т.д.) Частица ста – бывшая форма глагола стать во   2-м – 3-м лице. Пожалуй – окажи милость, « будь милостлив», « будь добр».

- А какие слова речевого  этикета вы знаете? (здравствуйте,  до свидания, спасибо, благодарю, извините).

- Что обозначают данные слова? Какова их этимология?

(Слово «здравствуйте» - «здравия тебе желаю», «повелеваю тебе здравствовать», сформировалось к концу 17 века.

Слово «прощай» - « сними с меня вину», « отпусти меня свободным».

Слово «до свидания» - « до следующей встречи», появилось в начале прошлого века.

Слово « благодарю» - « вам желаю всех благ», произошло от  русского слова « благодарствую», т.е. « приношу благодарение».

Слово «спасибо» образовалось путём сращения слов  спаси Богъ

 С отпадением двух последних звуков гъ.)

- Как выделяются эти слова на письме?

- Назовите слова  речевого этикета на казахском языке?

  - А как эти слова звучат на английском языке?

 

 

4. Выборочный  диктант.

 

  Выпишите междометия.

       

            Междометие            

«Мне, - сказало Междометье, -
Интересно жить на свете:
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрек, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет.
Те, кого охватит страх,
Произносят слово «Ах!»
У кого тяжелый вздох,
Произносят слово «Ох!»
Кто встречается с бедой,
Произносят слово «Ой!»
Кто отстанет от друзей,
Произносят слово «Эй!»
У кого захватит дух,
Произносят слово «Ух!»
Интересно жить на свете,
Если знаешь междометья!»
5. Работа по карточкам.
6. Тренинг.

Спишите, расставляя знаки препинания. Определите значение междометий.

1.Ах  яблочко, цвета милого! (С.Есенин.) 2.Увы  Невеста молодая своей печали  неверна. (А.Пушкин.) 3. Эх песня, песня! Есть ли что на свете чудесней! (С.Есенин.) 4. Жизнь увы не вечный дар. (А.Пушкин.) 5. Тсс   Егор Ильич спит… (А.Чехов.) 6. Ой Петр Иванович, наступили на ногу! (Н.Гоголь.) 7. Ах как красиво кругом! (И.Тургенев.) 8. Ура Мы победили! 9.Увы каникулы кончились. 10. Ай   Как больно!

7. Корт "Помоги выпускнику".

  А теперь давайте поможем одиннадцатиклассникам. Прошло пробное  

  тестирование. У ребят было задание – Определите, в каком предложении  

  выделенное слово является междометием.

   А) Меня охватил ужас.

   Б) Простите мне эту неудачную шутку.

   С) « Караул! Режут!» – закричал он.

   Д) У входа в мавзолей стоял почётный караул.

   Е)  Гости пока не приехали.

   Одиннадцатиклассник отмечает вариант Д.

   Итак, проблемный вопрос: прав ли одиннадцатиклассник, выбрав вариант м    

   Д?

8. Игра «4-ое лишнее» .

       Задание :  Запишите «лишние»  слова. Какой частью речи являются  

                        эти  слова.

-     Какое слово лишнее   в каждом ряду?

1)    Ах, эх, ой, не;

2)    Лишь, ох, даже, ведь;

3)    И, а, но, без;

4)    Для, эх, под, на.

9. Площадка «Мастерская слова».

  Спишите, вставляя  на месте пропусков подходящие по смыслу  

  междометия.

( Ура) Мы победили!  (Увы) каникулы кончились. ( Ай)   Как больно!           (Эй), садись ко мне дружок! (О,) я совершенно спокоен! “(Ах!)” - воскликнула Соня испугано. Эта песенка, (увы,) не прозвучит. «(Тпррр!)» - сдерживал кучер лошадей.   (Браво!) Ваше новое произведение никого в зале не оставило равнодушным.

10. Тренинг.

     Определите, какими членами предложения являются выделенные  

     слова. 

1.Вот раздалось ау вдалеке. (Некрасов)

2.- Что ты… - не сдавалась старуха.

  - Молодость-то …ау! (Караваева)

3.Ты всего только – тьфу.(Достоевский)

4.Далече грянуло ура.

11.Татами «По страницам сказок».

     Работа в группах.

     Найдите междометия в сказке, определите их значение.

12.Корт  «Исправь ошибку!»

    Расставьте недостающие знаки препинания, исправьте ошибки.

Ах, как трудно жить на свете,

Не усвоив междометий!

Сердце так и гложет страх.

Ах!

Эх, ведь спросят как назло!

Вот бы нынче повезло!

Я по списку дальше всех.

Эх!

Ох, беда уже близка!

Так и ждет меня доска.

Если б кто-нибудь помог!

Ох!

Ух, захватывает дух!

Притворюсь-ка, что я глух!

Хоть бы в классе свет потух.

Ух!

Ах,

Эх,

Ох,

Ух… Не вызвали!

(Ц.Ангелов.)

 - Какие чувства помогают выразить поэту междометия. Надеюсь, что сегодня  

   вы не испытывали таких чувств.

IV.  Итог урока.

 

1.  Беседа 

-      Что такое  междометие?

- На какие две  группы делятся междометия по составу?

- Назовите производные междометия.

- Приведите примеры непроизводных междометий.

-  Какие вы знаете междометия по происхождению?

- Назовите разряды междометий по значению?

- Приведите примеры междометий речевого этикета. В каких случаях в междометиях ставится дефис?

- Как оформляется междометие на письме?      

 

  2.  Тестирование по теме   «Междометие».

  1. Укажите вариант, в котором есть междометие.

а) О доблестях, о подвигах, о славе

    Я забывал на горестной земле,

    Когда твоё лицо в простой оправе

    Передо мной сияло на столе.  (А.А. Блок)

 

б) Девушка пела в церковном хоре

    О всех усталых в чужом краю,

    О всех кораблях, ушедших в море,

    О всех, забывших радость свою.  (А.А. Блок)

с)  Прилежно говорят экскурсоводы

     О зависти, о ссоре роковой,

     О творческом пути певца свободы,

     Оборванном злодейскою рукой.  (А. Коваленков)

д) Их разговор благоразумный

    О сенокосе, о вине,

    О псарне, о своей родне,

    Конечно, не блистал ни чувством.

    Ни поэтическим огнём…  (А.С. Пушкин)

е) О сердце, сколько ты любило!

   О разум, сколько ты пылал!   (А.А. Блок)

  2.Укажите количество пропущенных запятых в предложении:

          О  как мне хочется смутить весёлость их

          И дерзко бросить им в глаза железный стих

          Облитый горечью и злостью!.. ( М.Ю.Лермонтов)

а)  Нет запятых.

б)  Одна запятая.

с)  Две запятых.

д)  Три запятых.

е)  Четыре запятых.  

3.Укажите количество пропущенных запятых в предложении:

Здравствуй город и здравствуй село здравствуй поле и солнечный луг!

                                                                                              (Ф. Фирсов)

а)  Две запятых.

б)  Три запятых.

с)  Четыре запятых.  

д)  Пять запятых.

е)  Шесть запятых.

 

4.Определите синтаксическую роль междометий в предложении:

На лице провизора изобразилось «тьфу».  (А .П .Чехов)

а) Не член предложения.

б) Подлежащее.

с) Сказуемое.

д) Определение.

е) Дополнение.

5. Укажите  вариант, в котором междометие  является членом предложения:

а) « Браво, браво!..» - говорили в публике. (А .П .Чехов)

б)  Извините, но это странно!      (А .П .Чехов)

с)  Увы! Ни камни ожерелья, ни сарафан, ни перлов ряд, ни песни лести и  

    веселья её души не веселят.   (А.С. Пушкин)

д) Ура! Мы ломим; гнуться шведы.  (А.С. Пушкин)

е) Далече грянуло ура: полки увидели Петра.  (А.С. Пушкин)

 

V.  Комментирование оценок.

Сегодня вы хорошо  потрудились.Хочу поблагодарить вас за активность, для этого использую хорошо знакомое вам междометие – спасибо.

 

VI. Домашнее задание:

1 уровень.  § 63,64упр.516

2уровень.   Выписать из художественных произведений 5 примеров   

                     предложений, в которых употреблены междометия.

3уровень.   Сочинить сказку о междометии. 
                     Написать стихи, используя междометие.

 

                    Тест по теме «Междометие»

1. Укажите вариант, в котором есть междометие.

а) О доблестях, о подвигах, о славе

    Я забывал на горестной земле,

    Когда твоё лицо в простой оправе

    Передо мной сияло на столе.  (А.А. Блок)

     б) Девушка пела в церковном хоре

    О всех усталых в чужом краю,

    О всех кораблях, ушедших в море,

    О всех, забывших радость свою.  (А.А. Блок)

с)  Прилежно говорят экскурсоводы

     О зависти, о ссоре роковой,

     О творческом пути певца свободы,

             Оборванном злодейскою рукой.  (А. Коваленков)

д) Их разговор благоразумный

    О сенокосе, о вине,

    О псарне, о своей родне,

    Конечно, не блистал ни чувством.

    Ни поэтическим огнём…  (А.С. Пушкин)

е) О сердце, сколько ты любило!

   О разум, сколько ты пылал!   (А.А. Блок)

2.Укажите количество пропущенных запятых в предложении:

          О  как мне хочется смутить весёлость их

          И дерзко бросить им в глаза железный стих

          Облитый горечью и злостью!.. ( М.Ю.Лермонтов)

а)  Нет запятых.

б)  Одна запятая.

с)  Две запятых.

д)  Три запятых.

е)  Четыре запятых.  

3.Укажите количество пропущенных запятых в предложении:

Здравствуй город и здравствуй село здравствуй поле и солнечный луг!

                                                                                              (Ф. Фирсов)

а)  Две запятых.

б)  Три запятых.

с)  Четыре запятых.  

д)  Пять запятых.

е)  Шесть запятых.

4.Определите синтаксическую роль междометий в предложении:

На лице провизора изобразилось «тьфу».  (А .П .Чехов)

а) Не член предложения.

б) Подлежащее.

с) Сказуемое.

д) Определение.

е) Дополнение.

5. Укажите  вариант, в котором междометие  является членом предложения:

а) « Браво, браво!..» - говорили в публике. (А .П .Чехов)

б)  Извините, но это странно!      (А .П .Чехов)

с)  Увы! Ни камни ожерелья, ни сарафан, ни перлов ряд, ни песни лести и  

    веселья её души не веселят.   (А.С. Пушкин)

д) Ура! Мы ломим; гнуться шведы.  (А.С. Пушкин)

е) Далече грянуло ура: полки увидели Петра.  (А.С. Пушкин)

 

                                        Карточка № 1                                         Уровень 1

   Выпишите междометия из стихотворения, определите их разряд.

   Слово Ох и слово Ах
   Заблудились в трех соснах.
   Вот сказало Ох со вздохом:
   Ох, наверно, дело плохо!

   Отвечает слово Ах: 
    Ах, как страшно в трех соснах!

    И заохали, и заахали, 
    И зажмурились, и заплакали:
    Ох –ох! Ах – ах!

Что за ужас! Что за страх!
Заблудиться в трех соснах 
Можно только лишь со сна.

                                          Карточка №2                                           Уровень 1

   Спиши, обозначая условия употребления дефиса.

 Ой(ой), из(за), еле(еле), ах(ах), из(под), о(о)(о),  крепко(накрепко),ай(ай).

 

                                          Карточка № 3                                         Уровень

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

1.Ах  яблочко, цвета милого! (С.Есенин.) 2.Увы  Невеста молодая своей печали  неверна. (А.Пушкин.) 3. Эх песня, песня! Есть ли что на свете чудесней! (С.Есенин.) 4. Жизнь увы не вечный дар. (А.Пушкин.) 5. Тсс   Егор Ильич спит… (А.Чехов.)

 

                                           Карточка № 4                                            Уровень 2

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

1. Ой Петр Иванович, наступили на ногу! (Н.Гоголь.) 2. Ах как красиво кругом! (И.Тургенев.) 3. Ура Мы победили! 4.Увы каникулы кончились. 5. Ай   Как больно!

                                                Карточка № 5                                        Уровень 3

     Спишите,  раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания.

Э да ты мазунчик, как я вижу! – говорил Бульба. Ну пойдём дети!                                     У как свежо и хорошо!  Эх если бы ты знала Катерина как резались мы тогда с турками!  Эге(ге) да это из одного гнезда обе птицы! Ай(ай) какой голос! Ого(го) да это хват!

                                             Карточка № 6                                         Уровень 3

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

В каком случае междометия являются членами предложения?

Прощай  мой друг! Прощай другу его ошибки.  Э  да ты мастак!

Караул  Помогите! В парке мы видели почетный караул.
Ах  какой прекрасный город! Ура  мы ломим, гнутся шведы.

 

 

Автор Битюцкая Любовь Дмитриевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 4018
Номер материала 37233
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓