Главная / Русский язык и литература / Урок по русскому языку "Экспрессивная лексика" (7 класс)

Урок по русскому языку "Экспрессивная лексика" (7 класс)

ЭКСПРЕССИВНАЯ ЛЕКСИКА


Урок русского языка в 7 классе


Ефимова С.В., учитель русского языка

МОУ «Нижнепенская средняя общеобразовательная школа»



Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.

Материальное обеспечение:презентация; раздаточный материал.

Время проведения урока: 45 минут.

Цели урока:(Называют ученики)

познавательные:а) расширить уже известные ученикам сведения об экспрессивной лексике;  б) расширить знания о речевом этикете и повышении речевой культуры;    в) провести наблюдения над функциями экспрессивных выражений в художественной речи. г) на материале исследовательской работы ученика 7 класса Лифинцева Д. «Экспрессивная лексика нижнепенцев» рассмотреть особенности эмоционально окрашенных слов жителей села.

воспитательные: воспитывать умение учащихся внимательно слушать и слышать друг друга, уважать другое мнение; поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения.

развивающие: развивать критическое мышление через чтение информационного и художественного текстов; развивать логическое мышление; развивать языковое чутьё, способность чувствовать красоту языка; развивать умение работать индивидуально и в группе.

Ход урока

Слайд. Тема сегодняшнего урока «Экспрессивная лексика».

Слайд. Каковы цели нашего урока? (Называют ученики)

Слайд. Работа с текстом. Подготовка к ГИА.

В1. Выпишите из предложений 1-6 слова с суффиксами субъективной оценки.

  1. Сердце мальчика облилось жалостью и болью. (2) Забыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково: (3) - Вот ваши карточки, бабаня… (4) В синем платочке, да? (5) Это ваши, вы обронили, а я поднял. (6) Вот видите, возьмите, - настойчиво повторял он.

Ответ: бабаня, платочек.

- Какие суффиксы придают эмоциональную окрашенность данным словам?

В2. Замените словосочетание «бабушкино дыхание», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: дыхание бабушки

Учитель. Как вы заметили, многие слова не только определяют понятия, но и выражают отношение к ним говорящего. Например, мальчик, обращаясь к своей бабушке, называют её ласково бабаней. Это слово эмоционально окрашено и содержит положительную оценку. Эмоциональная окраска слова может выражать не только положительную оценку, но и отрицательную оценку называемого понятия, например, бабка.

В составе эмоциональной лексики можно выделить три группы.

1. Слова, содержащие оценку фактов, явлений,

2. Многозначные слова

3. Слова с суффиксами субъективной оценки, передающие различные оттенки чувств:

Эмоциональность речи нередко передается особо выразительной экспрессивной лексикой. Экспрессивность (экспрессия) (лат. expressio) - значит выразительность, сила проявления чувств и переживаний.

- А сейчас вашему вниманию предлагается прослушать исследовательскую работу «Экспрессивная лексика нижнепенцев» и ответить на вопросы.

Слайд. Ученик (представляет исследовательскую работу)

- Что же такое экспрессивная лексика? В словаре-справочнике лингвистических терминов Д. И. Розенталя говорится, что это слова, имеющие выраженную языковыми средствами эмоциональную окрашенность, которые обладают яркой эмоциональной окраской.

Несомненно, все экспрессивные слова появились во время особых эмоциональных моментов в жизни человека, поэтому и связаны с определённым объектом, вызывающим эмоции и выражения. Все слова я разделил на две группы:

Лексику, выражающую положительную и отрицательную оценку понятий.

Слайд. Лексика, выражающая положительную оценку понятий

Сюда вошли слова, образованные суффиксальным способом:

1. Дитёнок, причём может употребляться в рассказе и про ребёнка, а также и про взрослого уже человека;

2. Бедола[ɣ]а, бедолажка – чаще с иронией, например: «У ней весь о[ɣ]ород у бурьинах, а она, бедолага, сидить на лавочке – ничего не успевает».

Слайд. Лексика, выражающая отрицательную оценку понятий

Данная группа содержит наибольшее количество слов, связанных с определёнными объектами.

Слайд. Экспрессивная лексика в наши дни

На сегодняшний день люди уже не используют те слова, которыми раньше в разговоре или ссоре могли «наградить» друг друга прабабушки. Из лексики, выражающей отрицательную оценку понятий, осталась в речи часть слов, например, ужака, казюля, ядная, ротозей, а вот змей в диалоге иногда может приобретать и положительное значение: «Ты как зьмей в огороде работаешь» (то есть хорошо, быстро).

Слайд. Заключение

Мне хочется, чтобы вы задумались об обидных, оскорбляющих выражениях, а также и о ненормативной лексике.

Учитель: Какие особенности эмоционально окрашенных слов жителей нашего села вы можете отметить.

Особенности (называют ученики):

  1. Экспрессивные слова с положительной оценкой образовались от существительных при помощи суффиксов – ок,-к, -ик, -ушк; и наречий с помощью суффиксов – очк.

  2. Экспрессивная лексика нижнепенцев состоит из существительных, прилагательных, причастий и наречий. Присутствует прямой порядок слов в предложении с выделением экспрессивного слова.

  3. В диалектную речь нижнепенцев входят экспрессивные выражения, которые содержат положительную и отрицательную оценку понятий. В свою очередь, слов, содержащих отрицательную оценку понятий, в речи оказалось больше.

  4. Экспрессивные слова с негативной окраской эмоциональны и очень обидны по своей сути.

Учитель: В составе эмоциональной лексики можно выделить две группы. Слова с суффиксами субъективной оценки, передающие различные оттенки чувств: 1.положительные эмоции - сыночек, дочурка, бабуля, солнышко, аккуратненько, близехонько.

  1. отрицательные эмоции - бородища, детина, казенщина.

Учитель: (Самостоятельная работа). На слайде представлены задания:

  1. С данными экспрессивными словами составьте предложения. Скажите, какое чувство, какую оценку они выражают.

Злюка, тихоня, лодырь, щедрый.

2. Составьте предложения со словами:

Домишкои домик, старец и старичок;

выделите суффикс в этих словах, попытайтесь объяснить разницу в значениях слов.

3. Выделите суффиксы в словах; проследите, как меняется лексическое значение слова в зависимости от добавочных оттенков значений суффиксов.

Река-речка-речушка-реченька-речонка.

Учитель: (Лингвистическая разминка). Ребята, разделитесь на две команды. Отгадайте, что написано в ребусах. (Приложение 1)

Ученики отвечают.

Учитель: (Работа в группах).Найдите экспрессивные выражения в отрывках художественных текстов (Приложение 2):

1 группа. А.П.Чехов «Хамелеон», И.С.Лесков «Левша».

2 группа. И.С.Тургенев «Хорь и Калиныч», Н.В.Гоголь «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

3 группа. В.М.Шукшин «Микроскоп», Д.И.Фонвизин «Недоросль».

Учитель: Зачитайте ваши ответы. Почему писатели использовали в своих произведениях данные слова?

Ученики отвечают.

Учитель: Таким образом, художественное литературное произведение является семантически, структурно коммуникативно завершенным единством и обладает, как и любой другой текст, связностью, целостностью и коммуникативной завершенностью, имеет ряд особенностей, отличающих его от других, не художественных текстов. Автором определяется слог, манера речи, отбор лексики, сама структура повествования и даже более того, - способы характеристики действующих лиц, изображения пейзажа и т.д.

Эмоционально-экспрессивную лексику обычно подразделяют навысокую и сниженную. Высокая лексика употребляется в патетических текстах, в торжественных актах коммуникации. Сниженная – объединяет слова низкой социальной значимости и, как правило, содержащие элементы резкой оценки. Помимо этой общей характеристики экспрессивно окрашенные слова могут приобретать различные стилистические оттенки, на что указывают пометы в словарях.

Учитель: Какая лексикапреобладает в исследуемых текстах? Высокая или сниженная?

Ученики отвечают.

Учитель: Особое место в системе стилей занимает язык художественной литературы. Поскольку литература отражает все сферы жизни, она может использовать в эстетических целях, для создания художественных образов средства любых стилей литературного языка, а при необходимости – не только их, но и диалекты, и жаргоны, и просторечие. Основная функция художественного стиля – эстетическая. И здесь всё определяется конкретными задачами, чувством меры и художественным вкусом писателя.


Учитель: А теперь напишите письмо другу, используя экспрессивные слова, содержащие положительную оценку понятий.

Ученики читают вслух записанные тексты.

Подведение итогов урока.

Рефлексия.

  1. Как вы оцениваете свою работу на уроке?

  2. Какие задания вызвали затруднения? Какие- показались интересными?

Домашнее задание:

        1. Выписать из пьесы Н. В. Гоголя "Ревизор" предложения с экспрессивными выражениями.

1-вариант из 1,2 действий,

2-вариант из 3,4,5 действий;

        1. Написать сочинение-рассуждение:

«Суффиксы с эмоционально-экспрессивной окраскойв устной и письменной речи».

«Экспрессивная лексика в моей речи».


Список литературы:

  1. Лифинцев Д. Исследовательская работа «Экспрессивная лексика нижнепенцев».

  2. Меркин Г.С. Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия в 2-х частях, Русское слово, 2011

  3. Сенина Н.А. Подготовка к ГИА-2015, Ростов-на-Дону, 2014, 216 с.

  4. Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку, М. 2000

  5. Культура письменной речи: режим доступа http://www.gramma.ru/RUS/?id=6.46

Приложение 2. (Лингвистическая разминка). Ребусы


              1. Обойди кружочки в определённом порядке и только по одному разу так, чтобы удалось прочитать старинную русскую пословицу.


http://lh4.ggpht.com/_npCHGR3NokI/Sm85NEr4G3I/AAAAAAAABv8/l_DyXYtUb0E/gol-02.jpg


( Учись доброму, тогда худое на ум не пойдёт)


              1. Прочитайте, что написано на плакатах.


У АР Н О

К М ГЗ Р

И М Й О О

Т А А Ш Х

КЙ Г А И

Ы И О Н Б

З Ч М Е Ю

Я УШ Т Л















(Любите наш могучий язык!) (Хорошо знай грамматику!)


Приложение 2. Исследовательская работа в группах


1 группа


А) -- Это не наша, -- продолжает Прохор. -- Этогенераловабрата, что намеднись приехал. Наш не охотник до борзых. Брат ихний охоч...

-- Да разве братец ихнийприехали? Владимир Иваныч? -- спрашивает Очумелов, и все лицо его заливается улыбкой умиления. -- Ишь ты, господи! А я и не знал! Погостить приехали?

-- В гости...

-- Ишь ты, господи... Соскучились по братце... А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад... Возьми ее... Собачонка ничего себе... Шустрая такая... Цап этого за палец! Ха-ха-ха... Ну, чего дрожишь? Ррр... Рр... Сердится, шельма... цуцык этакий...

Прохор зовет собаку и идет с ней от дровяного склада... Толпа хохочет над Хрюкиным.

-- Я еще доберусь до тебя! -- грозит ему Очумелов и, запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади.

( А.П.Чехов «Хамелеон»)


Б)Мы,-- говорит,-- к своей родине привержены, и тятенька мой уже старичок, а родительница -- старушка и привыкши в свой приход в церковь ходить, да и мне тут в одиночестве очень скучно будет, потому что я еще в холостом звании.

-- Вы,-- говорят,-- обвыкнете, наш закон примете, и мы вас женим.

-- Этого,-- ответил левша,-- никогда быть не может.

-- Почему так?

-- Потому,-- отвечает,-- что наша русская вера самая правильная, и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и потомцы.

-- Вы,-- говорят англичане,-- нашей веры не знаете: мы того же закона христианского и то же самое Евангелие содержим.

-- Евангелие,-- отвечает левша,-- действительно у всех одно, а только наши книги против ваших толще, и вера у нас полнее.

(Н.С.Лесков «Левша»)


2 группа.


А) - С нами крестная сила! - шепнул Илья.

- Эх вы, вороны! - крикнул Павел. - Чего всполохнулись? Посмотрите-ка, картошки сварились. (Все пододвинулись к котельчику и начали есть дымящийся картофель; один Ваня не шевельнулся.) Что же ты? - сказал Павел.

Но он не вылез из-под своей рогожи. Котельчик скоро весь опорожнился.

- А слыхали вы, ребятки, - начал Ильюша, - что намеднись у нас на Варнавицах приключилось?

- На плотине-то? - спросил Федя.

- Да, да, на плотине, на прорванной. Вот уж нечистое место, так нечистое, и глухое такое. Кругом все такие буераки, овраги, а в оврагах все казюли водятся.


(И.С.Тургенев «Хорь и Калиныч»)


Б)- Я, паночку, из хутора пришла: третий день, как не пила, не ела, выгнали меня собственные дети.

- Бедная головушка, чего ж ты пришла сюда?

- А так, паночку, милостыни просить, не даст ли кто-нибудь хоть на хлеб.

- Гм! что ж, тебе разве хочется хлеба? - обыкновенно спрашивал Иван ванович.

- Как не хотеть! голодна, как собака.

- Гм! - отвечал обыкновенно Иван Иванович. - Так тебе, может, и мяса хочется?

- Да все, что милость ваша даст, всем буду довольна.

- Гм! разве мясо лучше хлеба?

- Где уж голодному разбирать. Все, что пожалуете, все хорошо.

При этом старуха обыкновенно протягивала руку.

- Ну, ступай же с богом, - говорил Иван Иванович. - Чего ж ты стоишь? ведь я тебя не бью! - и, обратившись с такими расспросами к другому, к третьему, наконец возвращается домой или заходит выпить рюмку водки к соседу Ивану Никифоровичу, или к судье, или к городничему.

(Н.В.Гоголь.«Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»)


3 группа.


А) Он бросил подушку, схватился за голову, застонал. Она пытливо смотрела на него: притворяется или правда больно? Решила, что -- правда. Поставила сковородник, села на табуретку и завыла. Да с причетом, с причетом:

-- Ох, да за што же мне долюшка така-ая-а?.. Да копила-то я их, копила!.. Ох, да лишний-то раз кусочка белого не ела-а!.. Ох, да и детушкам своим пряничка сладкого не поку-пала!.. Все берегла-то я, берегла, скважина ты кривоносая-а!.. Ох-х!.. Каждую-то копеечку откладывала да радовалась: будут у моих детушек к зиме шубки теплые да нарядные! И будут-то они ходить в школу не рваные да не холодные!..

-- Где это они у тебя рваные-то ходют? -- не вытерпел он.

-- Замолчи, скважина! Замолчи. Съел ты эти денюжки от своих же детей! Съел и не подавился... Хоть бы ты подавился имя, нам бы маленько легче было.

-- Спасибо на добром слове, -- ядовито прошептал он.

-- М-хх, скважина!.. Где был-то? Может, вспомнишь?.. Может, на работе забыл где-нибудь? Может, под верстак положил да забыл?


(Шукшин В.М. «Микроскоп»)


Б) - Г-жа Простакова (Тришке). А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Дитя, первое, растет, другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения.

- Скажи, болван, чем ты оправдаешься?

- Тришка. Да ведь я, сударыня, учился самоучкой. Я тогда же вам докладывал: ну да извольте отдавать портному.

  • Г-жа Простакова. Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение!

  • Тришка. Да ведь портной-то учился, сударыня, а я нет.

  • Г-жа Простакова. Еще он же и спорит. Портной учился у другого, другой у третьего, да первоет портной у кого же учился? Говори, скот.

  • Тришка. Да первоет портной, может быть, шил хуже и моего.

  • Митрофан (вбегает). Звал батюшку. Изволил сказать: тотчас.

  • Г-жа Простакова. Так поди же вытащи его, коли добром не дозовешься.

  • Митрофан. Да вот и батюшка.

(Фонвизин Д.И. «Недоросль»)

Урок по русскому языку "Экспрессивная лексика" (7 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Эмоциональная окраска слова может выражать не только положительную оценку, но и отрицательную оценку называемого понятия, например, бабка. Поэтому эмоциональную лексику называют еще оценочной (эмоционально-оценочной).   В то же время следует заметить, что понятия эмоциональности и оценочности не тождественны, хотя и тесно связаны. Некоторые эмоциональные слова (например, междометия) не содержат оценки; а есть слова, в которых оценка составляет суть их смысловой структуры, но они не относятся к эмоциональной лексике: хороший, плохой, радость, гнев, любить, страдать.

Автор Ефимова Светлана Вадимовна
Дата добавления 23.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 708
Номер материала 11227
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓