Главная / Русский язык и литература / Урок по русскому языку " «Соединительные гласные о и е в сложных словах».

Урок по русскому языку " «Соединительные гласные о и е в сложных словах».

hello_html_1cd9ce8d.gifГУ «Школа-гимназия № 3 отдела образования акимата города Костаная»







Урок



Тема: «Соединительные гласные

о и е

в сложных словах».







Учитель: Битюцкая Л.Д.,

СВУК высшей категории








2015 год



Тема: «Соединительные гласные о и е в сложных словах».

Цель урока: усвоение орфограммы «Соединительные гласные о и е в сложных словах»; профессиональная ориентация учащихся; развитие памяти, наблюдательности, сообразительности, внимательности.

Иметь: знания по теме «Соединительные гласные о и е в сложных словах».

Уметь: находить сложные и незнакомые слова, фразеологизмы в тексте; образовывать сложные слова, правильно писать соединительные гласные о и е в сложных словах, отгадывать загадки, исправлять ошибки, наблюдать, анализировать, делать вывод.

Воспитывать сообразительность, внимательность, наблюдательность.

Воспитывать любовь к русскому языку как языку межнационального общения.

Оборудование: загадки, карточки, оценочные карты, карточки-билеты, сказка «Как простые слова стали сложными».


Ход урока:

I. Слово учителя.

Среди способов образования слов в русском языке есть такие способы, при которых образуются сложные слова. Назовите их.

Показываю запись на мониторе:

пар, возить → паровоз,

пять, угол → пятиугольник

  1. сложение основ)

школа, интернат → школа-интернат,

Бел, город → Белгород

  1. сложение целых слов)

Слова, образованные такими способами, называются сложными, так как состоят из двух и даже из трех корней:

грязеводолечебница

маслосырозавод

нефтегазопровод

Запишите данные слова и выделите корни.

Чем же связываются корни в сложных словах:

о, е, и, или соединительных гласных нет?

Как говорит поговорка, «на нет и суда нет». С и встретимся, когда займемся числительными, так что остались о и е. Они будут сегодня героями нашего урока. Наша задача: усвоить новую орфограмму и развить в себе качества, которые так необходимы и в учебе, и в жизни. Вы мечтаете о самых романтических профессиях, хотите быть геологами, капитанами, разведчиками, а для всех этих профессий нужны сообразительность, память, наблюдательность, внимание.

Эти качества записаны у вас на карточках, и в течение урока вы сможете сами себя оценить. Оценивать себя будем с помощью знаков «плюс» и «минус»; когда нужно будет делать пометки на карточках, вы услышите.

Итак, первое испытание на сообразительность. Отгадайте две загадки:

1) Он с хоботом резиновым, с желудком парусиновым, а загудит его мотор – глотает он и пыль, и сор. (Пылесос)

2) Хвостом пьет, а клювом отдает. (Водопровод)

Угадали? Все? Тогда отмечайте: «плюс» за сообразительность.

А вот один мальчик написал отгадку так (показываю на доске):

«пылисос», «вадаправод».

Вы наверняка знаете этого «грамотея». Он просил его не выдавать. А я и не собираюсь называть его имя. Вы его узнаете по приметам. Он «носил яркую голубую шляпу, желтые канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком».

Да, это Незнайка – герой Н.Носова, вы узнали его по описанию одежды.

Итак, посоветуем Незнайке учить орфографические правила. А какие правила не знает Незнайка?

Учащиеся исправляют слова и называют орфограммы «Проверяемые безударные гласные в корне слова», «Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на з и с».

Заранее подготовленный ученик объявляет рекламную паузу:

Фирма «Грамматикус» предлагает лучшее средство от орфографических ошибок – учебник русского языка!

Изучайте правила, и ошибок в ваших словах станет в 10 раз меньше!

Орфограмма под номером 30 избавит вас от неприятностей в школе и дома!

Изучайте орфограмму «Соединительные о и е в сложных словах»!!!

– Давайте понаблюдаем: где о, а где е.

II.Знакомство с новым материалом.

  1. Наблюдения по учебнику.

  2. Вывод – правило; обращение к таблице-подсказке.

Очень серьезное правило! Сколько всего надо знать! Надо уметь находить корни в сложных словах, определять мягкость и твердость согласных, знать шипящие. Но нет ничего невозможного.

III.Закрепление.

1.Работа с текстом. Сказка «Как простые слова стали сложными?».

Сейчас вы услышите сказку, которая поможет вам. По ходу чтения сказки выполните задания, которые даны вам на оборотной стороне карточек:

  1. Запиши незнакомое слово.

  2. Назови фразеологизмы.

  3. Назови сложные слова.

Как простые слова стали сложными?

Было это давным-давно,

В тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Возле Грамматической речки

Жили-поживали слова и словечки.

Вместе ели, пили, веселились,

Никогда ничем не гордились,

Не ссорились, не зазнавались:

Простыми словами назывались.

Но однажды у Грамматической речки

Появились странные человечки:

Буквы О да Е – сбежали из алфавита,

Стали словам нашептывать сердито:

«Эх вы, простаки и простушки,

Раскройте глазки, прочистите ушки!

Скажем вам не в обиду,

Уж очень вы простые с виду!

Репутация у вас простофилей.

Это теперь немодно,

Неприлично, неблагородно!».

И у Грамматической речки

Взбунтовались простые словечки

Говорят: «Не хотим быть простыми словами,

Пусть все шапку снимают пред нами

Нас приветствуют издалека

Все поклонники русского языка!

Хотим быть словами сложными!

Такое превращение не возможно ли?»

Только одного желания мало!

Как это сделать? Буква О подсказала:

«Объединяйтесь, разбирайтесь по парам,

Времени не тратьте даром».

Птица полетела к слову ловить,

Луна покатилась к слову ходить,

Вода потекла к слову падать.

Но их ведь чем-то соединять надо!

Распадаются две половинки

Без скрепляющей золотой серединки.

Возмутители спокойствия О да Е

Решили словами помочь в беде:

«Будем мы между согласными

Соединительными гласными!»

Правда, О немного ленивой была,

Не много дела себе взяла:

После твердых согласных становиться решила.

А буква Е, подругу свою любя,

Согласилась остальное взять на себя.

(Вывод на таблице)

После мягких согласных, шипящих и Ц

В сложных словах пусть всегда будет Е!

А после твердых пусть будет О –

Не перепутает их никто!

Итак, проверим задание:

сложные слова (открываю контрольную запись): луноход, водопад, птицелов; отмечайте «+» или «–» за сообразительность и память;

фразеологизмы – за наблюдательность;

незнакомое слово – репутация (прочитать статью в толковом словаре)

– А у вас какая репутация? Очень хочется, чтобы общественное мнение о вас, ребята, было хорошим, чтобы о вас говорили: «У них отличная репутация!»

– Какая репутация у тех, кто имеет рогатки? Правильно, это забияки, задиры, драчуны (слова-синонимы).

  1. Игра «Составь сложное слово!»

Давайте играть. Я бросаю вам два простых слова, вы возвращаете мне одно сложное. Только будьте внимательны, запоминайте возвращенные слова – это проверка памяти:

Лес, рубить → лесоруб

Каша, варить → кашевар

Общий, жить → общежитие

Атом, ходить → атомоход

Буря, ломать → бурелом

Запишите в тетради полученные слова. Оцените свою память. (Открываем контрольную запись на доске).

  1. Выполнение упражнений №№ 272, 273.

  2. Путешествие

А теперь мы отправимся в путешествие, чтобы собрать коллекцию сложных слов.

Поедем на поезде. Вот ваши билеты (карточки со словами, в которых пропущены соединительные гласные). Выполните задание в билетике («вставьте правильно пропущенную букву») и постарайтесь на нужной станции заменить билет на красный квадрат. Тогда можно будет ставить «+» в графу «внимание».

Итак, осторожно, двери закрываются, следующая станция Аппетитная (ведь нам надо подкрепиться перед дорогой).

Ученики сдают карточки со словами: пищеварение, картофелечистка, электромясорубка, кофемолка, соковыжималка, скороварка, овощерезка, хлеборезка.

Следующая станция Природоведческая. (Солнцепек, листопад, снегопад, ледоход, землетрясение).

Следующая станция Географическая. (Мореплавание, путешествие, кораблекрушение).

Осторожно, двери закрываются, следующая станция Историческая. Здесь нас ждет замечательная встреча: Петр Первый. Как много сделал он для Отечества: строил корабли, города, одолел шведов на суше и на море. (Слова кораблестроитель, полководец).

На станции Историческая находим машину времени, переводим стрелки назад, в каменный век… Чем это занимаются первобытные люди? (Земледелие, скотоводство).

Возвращаемся через станцию Литературную.

О, сколько здесь народу! Монах Нестор, автор первой русской летописи; герой «Повести временных лет»; герой сказки «По щучьему велению»; дедушка Крылов… (Летописец, Кожемяка, лежебока, баснописец).

(Если ученики не проспали нужную станцию, они ставят «+» в графе «внимание»).

  1. Корт «Словообразование».

Мы часто слышим, что в мире борются добро и зло. А чего в мире больше – добра или зла? Придумайте сложные слова с корнями добр(о) и зло.

Учащиеся выполняют задание по вариантам и ставят «+» в графу «память», если вспомнили такие слова.

Я помогаю ребятам, работающим со словом добро: нужно, чтобы добро победило зло!

Последнее испытание: повтори правило (пометка в графе «память»).

IV. Итог урока.

Выводы:

– Итак, мы сегодня выучили орфограмму, проверили свои способности, узнали, над чем надо поработать. Ведь память, наблюдательность, внимательность, сообразительность нужны, чтобы добывать знания и получить хорошую профессию!

V. Задание на дом: § 41. Упражнение № 274.

Урок по русскому языку " «Соединительные гласные о и е в сложных словах».
  • Русский язык и литература
Описание:

ГУ «Школа-гимназия № 3 отдела  образования  акимата города  Костаная»

 

 

 

 

 

 

        Урок

 

 

Тема: «Соединительные гласные

о и е

в сложных словах».

 

 

 

 

 

 

Учитель: Битюцкая Л.Д.,

СВУК высшей категории

 

 

 

 

 

 

 

                                              2015 год

                                                

 

 

Тема: «Соединительные гласные о и е в сложных словах».

Цель урока: усвоение орфограммы «Соединительные гласные о и е в сложных словах»; профессиональная ориентация учащихся; развитие памяти, наблюдательности, сообразительности, внимательности.

Иметь:            знания по теме «Соединительные гласные о и е в сложных словах».

Уметь:     находить сложные и незнакомые слова, фразеологизмы в тексте; образовывать сложные слова, правильно писать соединительные гласные о и е в сложных словах, отгадывать загадки, исправлять ошибки, наблюдать, анализировать, делать вывод.

Воспитывать сообразительность, внимательность, наблюдательность.

Воспитывать любовь к русскому языку как языку межнационального общения.

Оборудование: загадки, карточки, оценочные карты, карточки-билеты, сказка «Как простые слова стали сложными».

 

Ход урока:

I. Слово учителя.

– Среди способов образования слов в русском языке есть такие способы, при которых образуются сложные слова. Назовите их.

Показываю запись на мониторе:

пар, возить → паровоз,

пять, угол  →  пятиугольник

(1.    сложение основ)

школа, интернат → школа-интернат,

Бел, город → Белгород

(2.    сложение целых слов)

Слова, образованные такими способами, называются сложными, так как состоят из двух и даже  из трех корней:

         грязеводолечебница

         маслосырозавод

         нефтегазопровод

Запишите данные слова и выделите корни.

– Чем же связываются корни в сложных словах:

– о, е, и, или соединительных гласных нет?

– Как говорит поговорка, «на нет и суда нет». С и встретимся, когда займемся числительными, так что остались о и е. Они будут сегодня героями нашего урока. Наша задача: усвоить новую орфограмму и развить в себе качества, которые так необходимы и в учебе, и в жизни. Вы мечтаете о самых романтических профессиях, хотите быть геологами, капитанами, разведчиками, а для всех этих профессий нужны сообразительность, память, наблюдательность, внимание.

Эти качества записаны у вас на карточках, и в течение урока вы сможете сами себя оценить. Оценивать себя будем с помощью знаков «плюс» и «минус»; когда нужно будет делать пометки на карточках, вы услышите.

Итак, первое испытание на сообразительность. Отгадайте две загадки:

1) Он с хоботом резиновым, с желудком парусиновым, а загудит его мотор – глотает он и пыль, и сор.       (Пылесос)

2) Хвостом пьет, а клювом отдает.     (Водопровод)

– Угадали? Все? Тогда отмечайте: «плюс» за сообразительность.

А вот один мальчик написал отгадку так (показываю на доске):

«пылисос», «вадаправод».

         Вы наверняка знаете этого «грамотея». Он просил его не выдавать. А я и не собираюсь называть его имя. Вы его узнаете по приметам. Он «носил яркую голубую шляпу, желтые канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком».

         Да, это Незнайка – герой Н.Носова, вы узнали его по описанию одежды.

         Итак, посоветуем Незнайке учить орфографические правила. А какие правила не знает  Незнайка?

         Учащиеся исправляют слова и называют орфограммы «Проверяемые безударные гласные в корне слова», «Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на з  и с».

         Заранее подготовленный ученик объявляет рекламную паузу:

         Фирма «Грамматикус» предлагает лучшее средство от орфографических ошибок – учебник русского языка!

         Изучайте правила, и ошибок в ваших словах станет в 10 раз меньше!

         Орфограмма под номером 30 избавит вас от неприятностей в школе и дома!

         Изучайте орфограмму «Соединительные о и е в сложных словах»!!!

         – Давайте понаблюдаем: где о, а где е.

II.Знакомство с новым материалом.

1.     Наблюдения по учебнику.

2.     Вывод – правило; обращение к таблице-подсказке.

– Очень серьезное правило! Сколько всего надо знать! Надо уметь находить корни в сложных словах, определять мягкость и твердость согласных, знать шипящие. Но нет ничего невозможного.

III.Закрепление.

 1.Работа с текстом. Сказка «Как простые слова стали сложными?».

Сейчас вы услышите сказку, которая поможет вам. По ходу чтения сказки выполните задания, которые даны вам на оборотной стороне карточек:

1.     Запиши незнакомое слово.

2.     Назови фразеологизмы.

3.     Назови сложные слова.

Как простые слова стали сложными?

Было это давным-давно,

В тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Возле Грамматической речки

Жили-поживали слова и словечки.

Вместе ели, пили, веселились,

Никогда ничем не гордились,

Не ссорились, не зазнавались:

Простыми словами назывались.

Но однажды у Грамматической речки

Появились странные человечки:

Буквы О да Е – сбежали из алфавита,

Стали словам нашептывать сердито:

«Эх вы, простаки и простушки,

Раскройте глазки, прочистите ушки!

Скажем вам не в обиду,

Уж очень вы простые с виду!

Репутация у вас простофилей.

Это теперь немодно,

Неприлично, неблагородно!».

И у Грамматической речки

Взбунтовались простые словечки

Говорят: «Не хотим быть простыми словами,

Пусть все шапку снимают пред нами

Нас приветствуют издалека

Все поклонники русского языка!

Хотим быть словами сложными!

Такое превращение не возможно ли?»

Только одного желания мало!

Как это сделать? Буква О подсказала:

«Объединяйтесь, разбирайтесь по парам,

Времени не тратьте даром».

Птица полетела к слову ловить,

Луна покатилась к слову ходить,

Вода потекла к слову падать.

Но их ведь чем-то соединять надо!

Распадаются две половинки

Без скрепляющей золотой серединки.

Возмутители спокойствия О да Е

Решили словами помочь в беде:

«Будем мы между согласными

Соединительными гласными!»

Правда, О немного ленивой была,

Не много дела себе взяла:

После твердых согласных становиться решила.

А буква Е, подругу свою любя,

Согласилась остальное взять на себя.

     (Вывод на таблице)

После мягких согласных, шипящих и Ц

В сложных словах пусть всегда будет Е!

А после твердых пусть будет О –

Не перепутает их никто!

– Итак, проверим задание:

сложные слова (открываю контрольную запись): луноход, водопад, птицелов; отмечайте «+» или «–» за сообразительность и память;

фразеологизмы – за наблюдательность;

незнакомое слово – репутация (прочитать статью в толковом словаре)

         – А у вас какая репутация? Очень хочется, чтобы общественное мнение о вас, ребята, было хорошим, чтобы о вас говорили: «У них отличная репутация!»

         – Какая репутация у тех, кто имеет рогатки? Правильно, это забияки, задиры, драчуны (слова-синонимы).

2.     Игра «Составь сложное слово!»

Давайте играть. Я бросаю вам два простых слова, вы возвращаете мне одно сложное. Только будьте внимательны, запоминайте возвращенные слова – это проверка памяти:

Лес, рубить → лесоруб

Каша, варить → кашевар

Общий, жить → общежитие

Атом, ходить → атомоход

Буря, ломать → бурелом

– Запишите в тетради полученные слова. Оцените свою память. (Открываем контрольную запись на доске).

3.     Выполнение упражнений  №№ 272, 273.

4.     Путешествие

А теперь мы отправимся в путешествие, чтобы собрать коллекцию сложных слов.

Поедем на поезде. Вот ваши билеты (карточки со словами, в которых пропущены соединительные гласные). Выполните задание в билетике («вставьте правильно пропущенную букву») и постарайтесь на нужной станции заменить билет на красный квадрат. Тогда можно будет ставить «+» в графу «внимание».

– Итак, осторожно, двери закрываются, следующая станция Аппетитная (ведь нам надо подкрепиться перед дорогой).

Ученики сдают карточки со словами: пищеварение, картофелечистка, электромясорубка, кофемолка, соковыжималка, скороварка, овощерезка, хлеборезка.

– Следующая станция Природоведческая. (Солнцепек, листопад, снегопад, ледоход, землетрясение).

– Следующая станция Географическая. (Мореплавание, путешествие, кораблекрушение).

– Осторожно, двери закрываются, следующая станция Историческая. Здесь нас ждет замечательная встреча: Петр Первый. Как много сделал он для Отечества: строил корабли, города, одолел шведов на суше и на море. (Слова кораблестроитель, полководец).

– На станции Историческая находим машину времени, переводим стрелки назад, в каменный век… Чем это занимаются первобытные люди? (Земледелие, скотоводство).

– Возвращаемся через станцию Литературную.

О, сколько здесь народу! Монах Нестор, автор первой русской летописи; герой «Повести временных лет»; герой сказки «По щучьему велению»; дедушка Крылов…  (Летописец, Кожемяка, лежебока, баснописец).

(Если ученики не проспали нужную станцию, они ставят «+» в графе «внимание»).

5.     Корт «Словообразование».

– Мы часто слышим, что в мире борются добро и зло. А чего в мире больше – добра или зла? Придумайте сложные слова с корнями добр(о) и зло.

         Учащиеся выполняют задание по вариантам и ставят «+» в графу «память», если вспомнили такие слова.

         Я помогаю ребятам, работающим со словом добро: нужно, чтобы добро победило зло!

         Последнее испытание: повтори правило (пометка в графе «память»).

IV. Итог урока.

         Выводы:

         – Итак, мы сегодня выучили орфограмму, проверили свои способности, узнали, над чем надо поработать. Ведь память, наблюдательность, внимательность, сообразительность нужны, чтобы добывать знания и получить хорошую профессию!

 

V. Задание на дом: § 41.  Упражнение № 274.

Автор Битюцкая Любовь Дмитриевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 669
Номер материала 37151
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓