2. Актуализация опорных знаний
|
А сейчас давайте вспомним, что такое
лингвистика?
Будут ли слова лингвистика и языкознание
синонимами?
Какие разделы науки о языке вы знаете?
Что такое орфография?
Что такое орфограмма?
Какие орфографические правила вы знаете?
|
Лингвистика – это наука о языке.
Да.
Фонетика, орфоэпия, графика, лексика,
фразеология, морфология, морфемика, синтаксис, пунктуация, орфография.
Орфография – это система правил,
определяющих единообразие способов передачи речи (слов, их форм и значимых
частей) на письме.
Орфограмма - система правил, определяющих
единообразие способов передачи речи (слов, их форм и значимых частей) на
письме.
Правописания безударной проверяемой гласной
корня, корней с чередующейся гласной, словарных и заимствованных слов,
суффиксов существительных и прилагательных и т. д.
|
Эвристический диалог
|
Слайд 2
Слайд 2
Слайд 2
|
5 мин
|
3. Комплексный анализ текста
|
Сейчас мы проведём комплексный анализ
текста. Для вас это задание не новое. Но для того, чтобы эту работу
выполнить, вам необходимо составить текст из предложений, которые перед вами.
В какой последовательности должны идти
предложения?
Прочитайте выразительно и докажите, что
получился текст.
Как связаны между собой 1-ое и 2-ое
предложения?
Какова тема этого текста?
Почему последнее предложение не вошло в
текст?
Оказывается, что по смыслу всё-таки
связано.Соль тоже может стать альтернативным источником энергии. Разработки в
этом направлении ведутся.
Озаглавьте текст.
Как вы понимаете лексическое значение слова альтернативный?
Какие ещё альтернативные источники энергии
вы знаете?
Самостоятельно вставьте пропущенные буквы,
определите точки применения орфографических правил.
А теперь давайте проверим, что получилось.
|
513624
Все предложения, кроме последнего, связаны
по смыслу и грамматически, объединены одной темой.
С помощью местоимения в ней.
Дополнительные источники энергии.
Оно не связано с предыдущими ни по смыслу,
ни грамматически.
Альтернативные источники энергии.
Один вариант из нескольких возможных
решений.
Солнечная энергия, ветроэлектростанции,
биотопливо.
|
Проблемный метод
Самостоятельная работа
|
Раздаточный материал для комплексного анализа
текста
Слайд 3
Слайд 3
Слайд 3
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 4, интерактивная доска
|
19 мин
|
|
Поднимите руки те, кто не допустил ни одной
ошибки. А у кого одна-две ошибки? Кто допустил 3-4 ошибки? У кого 5 и более
ошибок?
В написании каких слов испытывали
затруднения?
Распределите слова по видам орфограмм,
сформулируйте правила.
Чем регулируются эти правила, на что
опираются?
|
В слове разыскивая.
Слова с проверяемой безударной гласной
корня: извлекает, из воды, выделяла. Слова с
чередующейся гласной корня: возрастают, растения, горела,
отрасли. Слова с непроверяемой гласной корня: атомных, молекулы.
Правописание приставок: чрезмерно, разыскивая. Правописание
суффиксов: соединённые, раковых, клеток.
Правописание заимствованных слов: альтернативной, эффективной.
Правописание окончаний: биобатарейки, средство.
Эти правила опираются на определённые
законы, принципы.
|
|
Слайд 5
|
|
|
- Морфологический принцип ещё называют
морфемным. Что такое морфемика?
- Какая морфема содержит смысловое значение
слова?
- Разберите по составу слова переменный
и мощность.
- Объясните, зачем нужно уметь разбирать
слова по составу? Какой практически в этом смысл?
- Покажите на примере этих слов, что без
морфемного анализа можно допустить ошибки.
- Морфологический принцип заключается в
единообразном написании значимых частей слова – корня, приставки, суффикса и
окончания.
- Из текста подберите слова с орфограммами в
значимых частях слова.
- Кроме того, к морфологическому принципу
относятся написания существительных женского рода, инфинитива и
повелительного наклонения с ь на конце. Приведите примеры этих написаний.
- Следующий принцип русской орфографии –
фонетический. Определите в данных словах орфограмму, сформулируйте правило.
- Так в чём заключается суть фонетического
принципа написания?
- Следующий принцип ещё называют
историческим. Почему именно так нужно писать слова, а не иначе, никто уже не
помнит. Так повелось исстари. Внимательно рассмотрите картинки. Что на них
изображено? Какие орфограммы есть в этих словах? Какой принцип регулирует эти
написания?
- А сейчас разгадайте ребусы, определите
орфограмму в словах. Какое слово здесь лишнее? Почему?
- Отгадайте загадки, отгадки напишите в
следующей строчке.
1)Мчится по улице чудо-дом, Посмотрите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками.
2)Золотое море.
Колыхалось на просторе
Огромный пароход пришел –
С большим уловом он ушел.
3)На ледяной площадке крик,
К воротам рвется ученик.
Кричат все: "Шайба! Клюшка! Бей!"
Веселая игра ...
- Что это за слова: троллейбус, комбайн,
хоккей?
- Да. Это заимствованные слова. Их написание
тоже регулируется традиционным принципом.
-В тексте найдите слова, которые тоже
подчиняются традиционному принципу написания.
- Придумайте и назовите слова со следующими
орфограммами: ь после шипящих во 2 лице ед. ч., окончания Р. п. , ед. ч.
прилагательных. Запишите их в соответствующую колонку.
- Подберите синонимы к словам
дифференцирующий, дифференцировать.
- Что такое омонимы? А омофоны?
- Подберите к данным омонимам пары.
- От чего зависит написание выделенной буквы
в корне в этих словах?
- Составьте связный рассказ по таблице,
которая у нас получилась.
- Вот мы и запомнили таблицу. Но все ли
орфограммы мы вспомнили? Что-то мы сегодня потеряли.
- Так вот, кроме названных, в русской
орфографии есть принципы, регулирующие слитное, раздельное и дефисное
написания, употребление прописных букв, правила переноса. Мы сегодня
остановились подробно только на основных четырёх принципах.
|
Морфемика – это раздел науки о языке,
изучающий строение слов.
Смысловое значение слова содержит корень.
Уметь разбирать слова по составу необходимо
для того, чтобы грамотно их писать.
Возрастает,
нагрузка, извлекает,
воды, растения,
отрасли, горела,
выделяла, соединённые,
раковых, клеток,
биобатарейки.
Ночь, дочь, печь.
Испечь, помочь.
Режь, ешь, мажь.
Правописание приставок, оканчивающихся на
–з, -с; правописание приставок раз-, роз-; написания ы-и после приставок.
Суть фонетического принципа написания заключается
в следующем: что слышим, то и пишем.
Ёжики, чаща, щука. В этих словах орфограммы
жи, ча, щу. Написания в этих словах регулирует традиционный принцип
написания.
Яблоко, мостовая, лимон.
Лишнее здесь слово «мостовая», т.к. в нём
проверяемая безударная гласная в корне.
Троллейбус.
Комбайн.
Хоккей.
Это заимствованные слова, их написания нужно
запомнить.
Словарные слова: атомных,
молекулы.
Заимствованные слова: альтерна-
тивной, эффективное.
Рисуешь, моделируешь, хорошего, верного
Расчленить, различить.
Омонимы – это слова, которые одинаково
произносятся, но пишутся по-разному.
Орёл – орёл, ожог – ожёг, балл – бал, компания – кампания.
Написание выделенной буквы зависит от
смысла.
В русском языке существует 4 основных
принципа написания слов: морфологический, фонетический, традиционный и
дифференцирующий. К морфологическому принципу относятся написания в значимых
морфемах (в корне, приставке, суффиксе). Также к морфологическому принципу
относятся написания существительных женского рода с мягким знаком на конце,
инфинитива с мягким знаком на конце и глаголов в повелительном наклонении с
мягким знаком на конце. К фонетическому принципу относятся написания
приставок, оканчиваюшихся на з-,с-, приставок раз-,роз- и букв ы-и после
приставок, оканчивающихся на согласную. К традиционному принципу относятся
написания жи-ши, ча-ща, чу-щу, написания в словарных и заимствованных словах,
написание мягкого знака в глаголах 2 лица, ед. числа и окончаний
прилагательных в ед. числе, в Р. падеже. Дифференцирующий принцип регулирует
написания омофонов.
|
|
Слайд 8
Интерактивная доска
Слайд
Слайд 8
Слайд 10
Интерактивная доска
Слайд 8
Интерактивная доска
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 13
Слайд 14
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.