Главная / Начальные классы / Урок по русскому языку "Понятие об удвоенной букве согласного в корне слова" (3 класс)

Урок по русскому языку "Понятие об удвоенной букве согласного в корне слова" (3 класс)

Название документа Понятие об удвоенных.docx

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: Понятие удвоенной буквы согласного в корне слова

Предмет: Русский язык

3 класс

Учебник для 3класса Бунеев Р.Н., Бунеева О.В. «Русский язык».

Предметные результаты:

Знать:

  • Сущность понятия «удвоенная буква согласного»;

  • Признаки орфограммы «удвоенная буква согласного в слове»;

  • Вывод о правописании слов с удвоенной буквой согласного

  • Графическое обозначение орфограммы «удвоенная буква согласного» в корне слова

  • Приемы запоминания для слов с удвоенной буквой согласного в корне слова

Уметь:

  • Распознавать орфограмму «удвоенная буква согласного» в слове;

  • Распознавать слова с орфограммой «удвоенная буква согласного» в группе слов;

  • Обозначать графически данную орфограмму в словах;

  • Пользоваться приемами запоминания для слов с удвоенной буквой согласного

  • Писать слова с «удвоенной буквой согласного»


Цель урока: создание условий для формирования понятия «орфограмма удвоенная буква согласного в корне слова»


Задачи:

  • Раскрыть сущность понятия «удвоенная буква согласного»

  • Формировать умения находить орфограмму «удвоенная буква согласного» в слове;

  • Подобрать группы однокоренных слов для самостоятельной формулировки вывода написания удвоенной буквы согласного в корне слова;

  • Формировать умения выделять графически орфограмму «удвоенная буква согласного в корне слова;

  • Способствовать формированию приемов запоминания правописания слов с удвоенной буквой согласного;

  • Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы при написании слов с удвоенной буквой согласного;

  • Содействовать развитию умений применять полученные знания;

  • Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности;

  • Создание условий, обеспечивающих формирование у обучающихся навыков самоконтроля;

  • Развивать навыки совместной деятельности работы в группе


Тип урока: урок открытия нового знания, при использовании проблемно-диалогической технологии.


Методы обучения: проблемный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая

Необходимое техническое оборудование: раздаточный материал, компьютер, проектор, опоры





Структура и ход урока:

Этапы урока

Д. учителя

Д. ученика

УУД

Актуализация

знаний

- (Прикрепить схему-опору на доску. Кластер с окошками)

- Как вы думаете, что должно быть в пустом окошке?








Новая орфограмма

Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.




Формирование новых знаний















Сущность понятия «удвоенная буква согласного»



- Прочитайте двустишия. Подчеркните схожие по звучанию слова.



Спросите, не повысив тона:

Что больше, центнер или тонна?



Необходимы соль и крупы,

Чтоб кашу наварить для группы.



Если пьёте в школе квас,

Не забрызгайте весь класс.



Если в доме много сора,

Может в доме вспыхнуть ссора.



- Разделите эти слова (слайд 2) на две группы.

СЛАЙД

- Обоснуйте свой выбор.

- В чем особенность написания этих букв?

щелчок

- Как бы вы назвали такое буквосочетание?

щелчок

- В русском языке есть слова, которые пишутся с удвоенной буквой согласного звука (УБС)




- Читают двустишия.

-Подчеркивают слова: тона, тонна, крупы, группы, квас, класс, сора, ссора

























Выделяют общий признак слов: одна СБ – две СБ, которые стоят друг за другом.

- Двойные, удвоенные

РЕГКонтроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.





















РЕГКонтроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

ПОЗ ЛОГ Выбор оснований и критериев для сравнения, , классификации объектов

Объявление темы урока

- Сформулируйте тему урока. (СЛАЙД )

- УБС в словах

ПОЗ Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели



Проблемная ситуация







Постановка учебных

задач урока.

Составление плана работы

- Какие слова с УБС вы знаете? Умеете их писать?

- Запишите в черновике:



КОЛОННА, КОЛЛЕКЦИЯ, ШАССИ, БАССЕЙН, ЖУЖЖАТЬ

-Какая учебная задача будет на уроке?

слайд

- Чтобы решить основную задачу урока, какие действия нужно выполнить? (Если не говорят, то предлагаю опоры и прошу выстроить по порядку)


















-Научиться писать слова с УБС

- Намечают план работы (опоры)

-Научится видеть «ошибкоопасное» место в слове

-Узнать правило правописания и алгоритм действий

-Потренироваться в написании




ПОЗ Формулирование проблемы



РЕГ Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

ПОЗ составление плана и последовательности действий. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности

Признаки орфограммы УБС в корне

Учимся находить орфограмму в слове (слайд)

-Выполним задание № 2

-Перед вами слова. У каждого слова свой номер.

- Ваша задача найти слова с УБС и выписать номер этого слова на строке.

- Я приготовила варианты ответов. Вам нужно поднять карточку такого цвета, на которой написаны только номера слов с УБС

- ПРОВЕРКА (вызов к доске)



Работа в группах. «Найди свою семью»

-У каждого из вас на столе есть карточка со словом

- Прочитайте это слово



Сейчас вы будете работать в группах, возьмите в руку фломастер.

Я обозначила места сбора групп: соберитесь возле своего домика

Слово «аллея» держу сама

- Почему вы собрались возле меня? А вы? Ит.д.

- Докажите

- Заверните карточку, выделив корень (Показываю на своей полоске)

- Что заметили?

- Как графически выделяют орфограмму корня?

-Выделите.














- Подчеркивают УБС







- Объединяются в группы (вокруг домиков)



- Проговаривают определение корня





- УБС в корне

- Графически обозначают корень слова

- Подчеркивают и дугой




РЕГКонтроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.































ПОЗ ЛОГ Выбор оснований и критериев для сравнения, , классификации объектов, Анализ объектов с целью выделения признаков

Подведение к выводу о написании слов с УБС

- Как вы проверяете правописание опасного места в корне слова?

Ко всем словам можно подобрать проверочное слово?

- Посоветуйтесь и попробуйте подобрать проверочное слово к словам: касса, ссора, класс, жужжать, ванна, аллея.

Получиться у вас или нет? (слайд)

-Подобрали?

- Сделайте вывод (опора)




- Подбираются однокоренные слова, в которых сомнительный звук будет «сильным», ясно слышимым

- Нет

-Нельзя проверить






Лог ПОЗ Выдвижение гипотез и их обоснование





Построение логической цепи рассуждений

Знакомство с приемами запоминания словарных слов

-Как вы действуете, когда нельзя проверить сомнительный звук?

-Как вы запоминаете слова, написание которых нельзя проверить?

- Существует секрет запоминания правописания трудных слов. Попробуйте этот секрет раскрыть.

(слайд)

-А теперь попробуйте сами придумать графический образ, который поможет запомнить правописание слова с удвоенной буквой согласного

- Запоминаем написание

Делятся приемами запоминания





Анализируют иллюстрации на слайде, делают вывод о приеме запоминания (графические ассоциации)







Словарная работа: аллея

Работают по алгоритму

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

Первичное

закрепление


- А теперь напишем словарный диктант:

КОЛОННА, КОЛЛЕКЦИЯ, ШАССИ, БАССЕЙН, ЖУЖЖАТЬ

- Сравните с черновиком.

Самопроверка



Итог

- Какая задача стояла перед вами?

- Выполнили?


Да


Рефлексия

Хлопните в ладоши (карточки), если:

-узнали новое

-научился

-ничего не понял

Выполняют действия


Д/З

В 1 задании в словах с УБС выделите корень, подчеркните орфограмму, подберите однокоренные слова





Название документа УБС в корне.pptx

Орфограммы корня 	 ! ?
Спросите, не повысив тона: Что больше, центнер или тонна?   Необходимы соль и...
тона класс тонна крупы группы квас сора ссора Разделите слова на две группы
Дайте название буквосочетанию тонна класс ссора группа Удвоенные буквы соглас...
Понятие удвоенной буквы согласного в корне слова Тема урока
Проверь себя! Колонна, коллекция, шасси, бассейн, жужжать.
Задача урока Научитьсяписать слова судвоенной буквой согласного в корне слова
1, 3, 5, 6, 8 1, 2, 4, 7, 8 1, 3, 4, 6, 8 Выполните задание Теннис, зоопарк, ...
касса ванна ссора класс жужжать Подберите проверочные слова Правописание слов...
Это легко: • представь себе слово, которое нужно запомнить; • выдели в нем на...
Два ряда деревьев В каждой аллее – Две «Л» в этом слове Пишите смелее. А Л Л ...
1 из 11

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Орфограммы корня 	 ! ?
Описание слайда:

Орфограммы корня ! ?

№ слайда 2 Спросите, не повысив тона: Что больше, центнер или тонна?   Необходимы соль и кр
Описание слайда:

Спросите, не повысив тона: Что больше, центнер или тонна?   Необходимы соль и крупы, Чтоб кашу наварить для группы.    Если пьёте в школе квас, Не забрызгайте весь класс.   Если в доме много сора, Может в доме вспыхнуть ссора.   Подчеркните схожие по звучанию слова

№ слайда 3 тона класс тонна крупы группы квас сора ссора Разделите слова на две группы
Описание слайда:

тона класс тонна крупы группы квас сора ссора Разделите слова на две группы

№ слайда 4 Дайте название буквосочетанию тонна класс ссора группа Удвоенные буквы согласных
Описание слайда:

Дайте название буквосочетанию тонна класс ссора группа Удвоенные буквы согласных в словах

№ слайда 5 Понятие удвоенной буквы согласного в корне слова Тема урока
Описание слайда:

Понятие удвоенной буквы согласного в корне слова Тема урока

№ слайда 6 Проверь себя! Колонна, коллекция, шасси, бассейн, жужжать.
Описание слайда:

Проверь себя! Колонна, коллекция, шасси, бассейн, жужжать.

№ слайда 7 Задача урока Научитьсяписать слова судвоенной буквой согласного в корне слова
Описание слайда:

Задача урока Научитьсяписать слова судвоенной буквой согласного в корне слова

№ слайда 8 1, 3, 5, 6, 8 1, 2, 4, 7, 8 1, 3, 4, 6, 8 Выполните задание Теннис, зоопарк, про
Описание слайда:

1, 3, 5, 6, 8 1, 2, 4, 7, 8 1, 3, 4, 6, 8 Выполните задание Теннис, зоопарк, профессия, Инна, Нина, троллейбус, гриб, металл. 1 2 8 7 6 5 3 4

№ слайда 9 касса ванна ссора класс жужжать Подберите проверочные слова Правописание слов с
Описание слайда:

касса ванна ссора класс жужжать Подберите проверочные слова Правописание слов с удвоенной буквой согласного надо запомнить аллея

№ слайда 10 Это легко: • представь себе слово, которое нужно запомнить; • выдели в нем наибо
Описание слайда:

Это легко: • представь себе слово, которое нужно запомнить; • выдели в нем наиболее сложный фрагмент; • придумай образ слова (рисунок , стихотворение, предложение); • свяжи выделенный фрагмент с образом. Буквы «Б» В «суББоте» две - Это помню я везде.

№ слайда 11 Два ряда деревьев В каждой аллее – Две «Л» в этом слове Пишите смелее. А Л Л Е Я
Описание слайда:

Два ряда деревьев В каждой аллее – Две «Л» в этом слове Пишите смелее. А Л Л Е Я

Урок по русскому языку "Понятие об удвоенной букве согласного в корне слова" (3 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Целью данного урока является: создание условий для формирования представления о понятии и усвоения учащимися понятия  «орфограмма удвоенная  буква согласного в корне слова»

·                    Были определены задачи: раскрыть сущность понятия «удвоенная буква согласного в корне слова»,  формировать умения находить  и обозначать графически орфограмму «удвоенная буква согласного» в корне слова; способствовать формированию умения самостоятельно делать вывод о правописании слов с удвоенной буквой согласного,  познакомить с эйдетическими приемами запоминания слов с удвоенной буквой согласного;   содействовать развитию умений применять полученные знания; способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности; навыкам работы в группе

По типу урока -это урок открытия нового знания, при использовании проблемно-диалогической технологии в рамках системно-деятельностного подхода.

В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: фронтальная и групповая. А также использовано оборудование: раздаточный материал, компьютер, проектор, опоры

Структура урока

Соответствие урока требованиям ФГОС:

1.     Ориентация на новые образовательные результаты

     2. Нацеленная деятельность на формирование УУД

Планируемые результаты:

предметные: ученик научится 

·        находить и обозначать орфограмму УБС в корне

·        Правильно писать изученные слова с УБС в корне (либо писать соблюдая правила написания данной орфограммы)

 

ученик получит возможность научиться:

·        Познакомиться с эйдетическими способами запоминания слов с УБС

личностные: ученик

·        проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

·        понимает причины успеха в учебной деятельности

 В процессе урока у учащихся формируются следующие универсальные учебные действия:

регулятивные    

определение цели деятельности на уроке с помощью учителя;

умение  работать по предложенному учителем плану;

умение планировать  последовательность промежуточных задач с учетом конечного результата

навык учебной рефлексии через сличение способа  действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

познавательные   

использование знако-символических средств при оформлении орфограммы

Выбор основания для сравнения,  классификации объектов

Умение формулировать учебную проблему

Умение анализировать объекты путем выделения признаков,  делать выводы на основании наблюдений

коммуникативные   

выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;

участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

 

3.Использование современных образовательных технологий –

Цели и задачи урока определили выбор адекватных образовательных технологий: проблемно-диалогическая технология применяется для презентации нового материала, для вовлечения учащихся в учебную деятельность,  ИКТ в уроке используются в качестве интерактивного средства наглядности.

Автор Мукашева Ирина Викторовна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1850
Номер материала 1953
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓