Инфоурок Начальные классы КонспектыУрок по русскому языку "Понятие об удвоенной букве согласного в корне слова" (3 класс)

Урок по русскому языку "Понятие об удвоенной букве согласного в корне слова" (3 класс)

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Понятие об удвоенных.docx

                                                                  ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: Понятие удвоенной буквы согласного в корне слова

 

Предмет: Русский язык

3 класс

      Учебник для 3класса Бунеев Р.Н., Бунеева О.В. «Русский язык». 

           Предметные результаты:

Знать:

·        Сущность понятия «удвоенная буква согласного»;

·        Признаки орфограммы «удвоенная буква согласного в слове»;

·        Вывод о  правописании слов с удвоенной буквой согласного

·        Графическое обозначение орфограммы  «удвоенная буква согласного» в корне слова

·        Приемы запоминания для слов с удвоенной буквой согласного в корне слова

Уметь:

·        Распознавать орфограмму «удвоенная буква согласного» в слове;

·        Распознавать слова с орфограммой «удвоенная буква согласного» в группе слов;

·        Обозначать графически данную орфограмму в словах;

·        Пользоваться приемами запоминания для слов с удвоенной буквой согласного

·        Писать слова с «удвоенной буквой согласного»

 

Цель урока: создание условий для формирования понятия  «орфограмма удвоенная  буква согласного в корне слова»

 

Задачи:

·        Раскрыть сущность понятия «удвоенная буква согласного»

·        Формировать умения находить орфограмму «удвоенная буква согласного» в слове;

·        Подобрать группы однокоренных слов  для самостоятельной формулировки вывода написания удвоенной буквы согласного в корне слова;

·        Формировать умения выделять графически орфограмму «удвоенная буква согласного в корне слова;

·        Способствовать формированию приемов запоминания правописания слов с удвоенной буквой согласного;

·        Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы при написании слов с удвоенной буквой согласного;

·        Содействовать развитию умений применять полученные знания;

·        Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности;

·        Создание условий, обеспечивающих формирование у обучающихся навыков самоконтроля;

·        Развивать навыки совместной деятельности работы в группе

 

         Тип урока: урок открытия нового знания, при использовании проблемно-диалогической технологии.

 

Методы обучения: проблемный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая

Необходимое техническое оборудование:  раздаточный материал, компьютер, проектор, опоры

 

 

                                                                

Структура и ход  урока:

Этапы урока

Д. учителя

Д. ученика

УУД

Актуализация

знаний

- (Прикрепить схему-опору на доску. Кластер  с окошками)

- Как вы думаете, что должно быть в пустом окошке?

 

 

 

 

Новая орфограмма

Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

 

 

Формирование новых знаний

 

 

 

 

 

 

 

Сущность понятия «удвоенная буква согласного»

 

- Прочитайте двустишия. Подчеркните схожие по звучанию слова.

 

Спросите, не повысив тона:

Что больше, центнер или тонна?

 

Необходимы соль и крупы,

Чтоб кашу наварить для группы.

 

Если пьёте в школе квас,

Не забрызгайте весь класс.

 

Если в доме много сора,

Может в доме вспыхнуть ссора.

 

 - Разделите эти слова (слайд 2) на две группы.

СЛАЙД

- Обоснуйте свой выбор.

- В чем особенность написания этих букв?

щелчок

- Как бы вы назвали такое буквосочетание?

щелчок

- В русском языке есть слова, которые пишутся с удвоенной буквой согласного звука (УБС)

 

 

- Читают двустишия.

-Подчеркивают слова: тона, тонна, крупы, группы, квас, класс, сора, ссора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выделяют общий признак слов: одна СБ – две СБ, которые стоят друг за другом.

- Двойные, удвоенные

РЕГКонтроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕГКонтроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

ПОЗ ЛОГ  Выбор оснований и критериев для сравнения, , классификации объектов

Объявление темы урока

- Сформулируйте тему урока. (СЛАЙД )

- УБС в словах

ПОЗ Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

 

Проблемная ситуация

 

 

 

Постановка учебных

задач урока.

Составление плана работы

- Какие слова с УБС вы знаете? Умеете их писать?

- Запишите в черновике:

 

КОЛОННА, КОЛЛЕКЦИЯ, ШАССИ, БАССЕЙН, ЖУЖЖАТЬ

-Какая учебная задача будет на уроке?

слайд

- Чтобы решить основную задачу урока, какие действия нужно выполнить? (Если не говорят, то предлагаю опоры и прошу выстроить по порядку)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Научиться писать слова с УБС

- Намечают план работы (опоры)

-Научится видеть «ошибкоопасное»  место в слове

-Узнать правило правописания и алгоритм действий

-Потренироваться в написании

 

 

ПОЗ Формулирование проблемы

 

РЕГ Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

 ПОЗ составление плана и последовательности действий. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности 

Признаки орфограммы УБС в корне

Учимся находить орфограмму в слове (слайд)

-Выполним задание № 2

-Перед вами слова. У каждого слова свой номер.

- Ваша задача найти слова с УБС и выписать номер этого слова на строке.

- Я приготовила варианты ответов. Вам нужно поднять карточку такого цвета, на которой написаны только номера слов с УБС

- ПРОВЕРКА (вызов к доске)

 

Работа в группах. «Найди свою семью»

-У каждого из вас на столе есть карточка со словом

- Прочитайте это слово

 

 – Сейчас вы будете работать в группах,  возьмите в руку фломастер.

Я обозначила места сбора групп: соберитесь возле своего домика

Слово «аллея» держу сама

- Почему вы собрались возле меня? А вы? Ит.д.

- Докажите

- Заверните карточку, выделив корень (Показываю на своей полоске)

- Что заметили?

- Как графически выделяют орфограмму корня?

-Выделите.

 

 

 

 

 

 

 

- Подчеркивают УБС

 

 

 

- Объединяются в группы (вокруг домиков)

 

- Проговаривают определение корня

 

 

- УБС в корне

- Графически обозначают корень слова

- Подчеркивают и дугой

 

 

РЕГКонтроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЗ ЛОГ  Выбор оснований и критериев для сравнения, , классификации объектов, Анализ объектов с целью выделения признаков

Подведение к выводу о написании слов с УБС

- Как вы проверяете правописание опасного места в корне слова?

Ко всем словам можно подобрать проверочное слово?

- Посоветуйтесь и попробуйте подобрать проверочное слово к словам: касса, ссора, класс, жужжать, ванна, аллея.

Получиться у вас или нет? (слайд)

-Подобрали?

- Сделайте вывод (опора)

 

 

- Подбираются однокоренные слова, в которых сомнительный  звук будет «сильным», ясно слышимым

- Нет

-Нельзя проверить

 

 

 

Лог ПОЗ Выдвижение гипотез и их обоснование

 

 

Построение логической цепи рассуждений

Знакомство с приемами запоминания словарных слов

-Как вы действуете, когда нельзя проверить сомнительный звук?

-Как вы запоминаете слова, написание которых нельзя проверить?

- Существует секрет запоминания правописания трудных слов. Попробуйте этот секрет раскрыть.

(слайд)

-А теперь попробуйте сами придумать графический образ, который поможет запомнить правописание слова с удвоенной буквой согласного

- Запоминаем написание

Делятся приемами запоминания

 

 

Анализируют иллюстрации на слайде, делают вывод о приеме запоминания (графические ассоциации)

 

 

 

Словарная работа: аллея

Работают по алгоритму

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

Первичное

закрепление

 

- А теперь напишем словарный диктант:

КОЛОННА, КОЛЛЕКЦИЯ, ШАССИ, БАССЕЙН, ЖУЖЖАТЬ

- Сравните с черновиком.

Самопроверка

 

 

Итог

- Какая задача стояла перед вами?

- Выполнили?

 

Да

 

Рефлексия

Хлопните в ладоши (карточки), если:

-узнали новое

-научился

-ничего не понял

Выполняют действия

 

Д/З

В 1 задании в словах с УБС выделите корень, подчеркните орфограмму, подберите однокоренные слова

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по русскому языку "Понятие об удвоенной букве согласного в корне слова" (3 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Ученый секретарь

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ УБС в корне.pptx

Скачать материал "Урок по русскому языку "Понятие об удвоенной букве согласного в корне слова" (3 класс)"

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Орфограммыкорня	
                
                
!?

    1 слайд

    Орфограммы
    корня





    !
    ?

  • Спросите, не повысив тона: Что больше, центнер или тонна?  Необходимы соль...

    2 слайд

    Спросите, не повысив тона:
    Что больше, центнер или тонна?
     
    Необходимы соль и крупы,
    Чтоб кашу наварить для группы.
      
    Если пьёте в школе квас,
    Не забрызгайте весь класс.
     
    Если в доме много сора,
    Может в доме вспыхнуть ссора.
     

    Подчеркните схожие по звучанию слова

  • тонакласстоннакрупыгруппыквассорассораРазделите слова  на две группы

    3 слайд

    тона
    класс
    тонна
    крупы
    группы
    квас
    сора
    ссора
    Разделите слова на две группы

  • Дайте название буквосочетаниютоннаклассссорагруппаУдвоенные буквы согласных в...

    4 слайд

    Дайте название буквосочетанию
    тонна
    класс
    ссора
    группа
    Удвоенные буквы согласных в словах

  • Понятие удвоенной буквы согласного в  корне словаТема урока

    5 слайд

    Понятие удвоенной буквы согласного в корне слова
    Тема урока

  • Проверь себя!Колонна, коллекция, шасси, бассейн, жужжать.

    6 слайд

    Проверь себя!
    Колонна, коллекция, шасси, бассейн, жужжать.

  • Задача урока

    7 слайд

    Задача урока

  • Теннис, зоопарк, профессия, Инна,

 Нина, троллейбус, гриб, металл. 128765341...

    8 слайд

    Теннис, зоопарк, профессия, Инна,

    Нина, троллейбус, гриб, металл.
    1
    2
    8
    7
    6
    5
    3
    4
    1, 3, 5, 6, 8
    1, 2, 4, 7, 8
    1, 3, 4, 6, 8
    Выполните задание

  • касса

ванна

ссора

класс

жужжать

Подберите проверочные словаПравописание...

    9 слайд

    касса


    ванна


    ссора


    класс


    жужжать


    Подберите проверочные слова
    Правописание слов
    с удвоенной буквой согласного
    надо запомнить
    аллея


  • Это легко:• представь себе слово, которое нужно запомнить;• выдели в нем на...

    10 слайд

    Это легко:
    • представь себе слово, которое нужно запомнить;
    • выдели в нем наиболее сложный фрагмент;
    • придумай образ слова (рисунок , стихотворение, предложение);
    • свяжи выделенный фрагмент с образом.


    Буквы «Б»
    В «суББоте» две -
    Это помню я везде.

  • Два ряда деревьев
В каждой аллее –
Две «Л» в этом слове
Пишите смелее.

    11 слайд

    Два ряда деревьев
    В каждой аллее –
    Две «Л» в этом слове
    Пишите смелее.

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Целью данного урока является: создание условий для формирования представления о понятии и усвоения учащимися понятия  «орфограмма удвоенная  буква согласного в корне слова»

·                    Были определены задачи: раскрыть сущность понятия «удвоенная буква согласного в корне слова»,  формировать умения находить  и обозначать графически орфограмму «удвоенная буква согласного» в корне слова; способствовать формированию умения самостоятельно делать вывод о правописании слов с удвоенной буквой согласного,  познакомить с эйдетическими приемами запоминания слов с удвоенной буквой согласного;   содействовать развитию умений применять полученные знания; способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности; навыкам работы в группе

По типу урока -это урок открытия нового знания, при использовании проблемно-диалогической технологии в рамках системно-деятельностного подхода.

В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: фронтальная и групповая. А также использовано оборудование: раздаточный материал, компьютер, проектор, опоры

Структура урока

Соответствие урока требованиям ФГОС:

1.     Ориентация на новые образовательные результаты

     2. Нацеленная деятельность на формирование УУД

Планируемые результаты:

предметные: ученик научится 

·        находить и обозначать орфограмму УБС в корне

·        Правильно писать изученные слова с УБС в корне (либо писать соблюдая правила написания данной орфограммы)

 

ученик получит возможность научиться:

·        Познакомиться с эйдетическими способами запоминания слов с УБС

личностные: ученик

·        проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

·        понимает причины успеха в учебной деятельности

 В процессе урока у учащихся формируются следующие универсальные учебные действия:

регулятивные    

определение цели деятельности на уроке с помощью учителя;

умение  работать по предложенному учителем плану;

умение планировать  последовательность промежуточных задач с учетом конечного результата

навык учебной рефлексии через сличение способа  действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

познавательные   

использование знако-символических средств при оформлении орфограммы

Выбор основания для сравнения,  классификации объектов

Умение формулировать учебную проблему

Умение анализировать объекты путем выделения признаков,  делать выводы на основании наблюдений

коммуникативные   

выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;

участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

 

3.Использование современных образовательных технологий –

Цели и задачи урока определили выбор адекватных образовательных технологий: проблемно-диалогическая технология применяется для презентации нового материала, для вовлечения учащихся в учебную деятельность,  ИКТ в уроке используются в качестве интерактивного средства наглядности.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 361 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 18.11.2014 328
    • RAR 302 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мукашева Ирина Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Мукашева Ирина Викторовна
    Мукашева Ирина Викторовна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 6529
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися старшего дошкольного и младшего школьного возраста

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 131 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 259 человек

Курс профессиональной переподготовки

Инклюзивное образование в начальной школе

Тьютор

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 50 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 159 человек

Курс повышения квалификации

Стратегия формирования навыков смыслового чтения у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 140 человек из 40 регионов
  • Этот курс уже прошли 829 человек

Мини-курс

Эффективное создание и продвижение школьной газеты

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методы маркетинговых исследований в интернете

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 20 регионов

Мини-курс

Управление персоналом и коммуникация в команде

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 18 регионов