Урок русского
языка
(в
соответствии с требованиями ФГОС)
Класс
5
Тема:
«Фразеологизмы»
Учитель:
Самохина В.А.
г.Сочи,
МОБУ гимназия №15
Тема: Фразеологизмы
Тип урока: урок изучения новых знаний
Методы: эвристические, , наглядно –
практические, проблемного изложения, самоконтроля.
Цели урока:
- Образовательные:
- развить умение выражать свои мысли, воспринимать
и усваивать информацию;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать орфографические умения.
- Развивающие:
§
осуществлять
системно-деятельностный подход;
§
развивать
умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
§
развивать
умения анализировать, сравнивать, обобщать;
§
развивать
умение применять новые знания;
§
развивать
умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
- Воспитательные:
§
воспитывать
интерес и уважение к родному языку;
§
воспитывать
ценностное отношение к слову;
§
развивать
коммуникативные УУД:
§
формировать
взаимодействие учащихся в парной работе на основе уважения друг к другу.
Планируемые
результаты:
Предметные: обеспечить в ходе урока развитие
учебно-языковых, правописных и речевых умений,
Личностные: формировать осознанное,
уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания,
стремление к речевому самосовершенствованию, установление обучающимися связи
между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
Метапредметные: продолжать формирование
общеучебных знаний, умений и навыков, содействовать развитию воли,
настойчивости посредством решения проблемных задач.
познавательные
УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели,
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,
выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний; владение
приёмами анализа и систематизации материала, синтеза, сравнения,
регулятивные
УУД: целеполагание,
планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и
исправлений, реального действия и его результата;
коммуникативные
УУД: планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения,
умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Оборудование:
- ПК; интерактивная доска ,
презентация к уроку
Этапы
урока
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
Формирование
УУД
|
I.
Оргмомент.
1 мин.
|
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
Посмотрите,
пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь повернитесь, улыбнитесь, у нас
сегодня урок улыбок. Садитесь, пожалуйста.
|
Включение в
деятельность
|
мобилизация внимания,
уважение к окружающим;(Л)
планирование
учебного сотрудничества с учителем, сверстниками (К);
саморегуляция (Р)
|
II.
Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.
5 мин.
|
Используется
презентация (см.
презентация слайд1).
1. – Запишите слова
группами в зависимости от значения, вставляя пропущенные буквы. (слова
представлены на слайде с помощью компьютера): Св..тлеть, б..жать,
б..яться, с..деть, н..стись, ст..ять, т..мнеть, г..ворить, , м..лчать,
др..жать, ск..зать,
Слова
должны быть записаны в два столбика: синонимы и антонимы
2.
Проверка
проводится с помощью следующего слайда 2.
Светлеть-темнеть
бежать-нестись
Говорить-молчать
говорить - сказать
Сидеть-
стоять дрожать- бояться
–
Какие группы у вас получились?
-Сравните
их с группами слов на слайде.
-Объясните
орфограмму, как она называется?
-
Подчеркните орфограмму.
–
Назовите условия выбора орфограммы.
-
Объясните
орфограммы из домашнего задания (упр.255)
|
Записывают слова,
распределяя их по группам
Самопроверка
Отвечают на вопросы
Формулируют правила
Проверка домашней работы
|
Владеть приёмами анализа
и систематизации материала, синтеза, сравнения, (П);
осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
подведение
под понятие (П);
выполнение
пробного учебного действия (Р);
фиксирование
индивидуального затруднения в пробном действии (Р);
волевая
саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
выражение
своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
аргументация
своего мнения и позиции (К);
учет
разных мнений (К);
|
III. Постановка
проблемы (основного вопроса урока).
5мин.
|
Проблемная
ситуация.
Определяем
основной вопрос урока. (Этот материал представлен в презентации, работа
проводится при закрытых учебниках.) слайды 3-4
Учитель читает отрывки из книги К.И. Чуковского “От двух до пяти”
Бабушка
сказала кому-то: "Ты тогда еще под стол пешком ходил",
внучка перебивает ее язвительным смехом: - Разве под стол на извозчиках
ездят?
Отец как-то сказал, что шоколадную плитку нужно
отложить на черный день, когда не будет другого сладкого.
Трехлетняя дочка решила, что день будет черного цвета, и очень долго и
нетерпеливо ждала, когда же придет этот день.
Четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли
наступит лето
- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.
Светлана стала как-то странно вертеться.
- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нету.
Пожалуешься, например, при ребенке:
- У меня сегодня ужасно трещит голова!
А ребенок насмешливо спросит:
- Почему же не слышно треска?
Когда же он услышал, что пришедшая в гости старуха
"собаку съела" на каких-то делах, он спрятал от нее
своего любимого пса.
А когда кто-то спросил у него, скоро ли ему стукнет
шесть лет, он прикрыл свое темя руками.
У трехлетней Тани порвался чулок. - Эх, - сказали
ей, - пальчик-то каши просит!
Проходит неделя, а пожалуй, и больше. Вдруг все с
удивлением видят, что Таня украдкой насыпала в блюдечко каши и тычет туда
палец ноги.
-Что означают выделенные фразы?
-Почему дети не поняли взрослых?
Учитель
предлагает поразмышлять над причинами непонимания, обобщает ответы:
- В этих выражениях слова теряют свою
самостоятельность, а смысл имеет только все выражение в целом, вся фраза
,поэтому и называются они фразеологизмы. И это тема урока. Морфемный и
лексический разбор слова «фразеологизм»
|
Работа с фразами,
поиск цели урока,
Обучающиеся высказывают
предположения, обсуждают их с одноклассниками
формулирование
проблемного вопроса и темы урока .
|
Целеполагание(Р)
Высказывание
предположения на основе наблюдений.
Формулирование
проблемы урока. (П);
определение основной и
второстепенной ин-
формации (П);
осознанное и произвольное
построение речевого высказывания (П);
выражение своих мыслей с
достаточной полнотой и точностью (К);
аргументация своего
мнения и позиции в коммуникации (К);
учет разных мнений,
координирование в сотрудничестве разных позиций (К);
|
IV.
Открытие нового знания.
7 мин.
|
1.Выполнение
упр. 257.
2. Соедините разбросанные части
фразеологизмов.(слайд5-6) обвели, кататься, на все руки, как сыр в масле,
куры не клюют, мастер, денег, вокруг пальца
-Давайте
проверим, всё ли сделали верно.
Делам
вывод: фразеологизмы- неделимые словосочетания
-А что означают
эти фразеологизмы? Запишем значения.
3.Самостоятельная
формулировка правила
4.Выполнение
упр.261.Выборочный синтаксический разбор предложений.
Проблемный
вопрос: можно ли разбить фразеологизм на члены предложения?
|
метод ознакомительного
чтения
взаимопроверка
Предположения,
выводы, самостоятельная формулировка правила
Обсуждение
Работа с учебником
|
Анализ, синтез,
сравнение, обобщение, (П);
использование
знаково-символических средств(П);
подведение под
понятие (П);
установление
причинно-следственных связей
(П);
построение
логической цепи рассуждений, доказательство (П);
выражение своих
мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
формулирование и
аргументация своего мнения в коммуникации (К);
учет разных мнений,
координирование в сотрудничестве разных позиций (К);достижение
договоренностей и согласование общего решения (К); осознание ответственности
за общее дело (Л);
|
V. Развитие
учебноязыковых, правописных и речевых умений.
10мин
|
1. На экране выведены 10 фразеологизмов с разными значениями
(слайд 7).
1-ый ряд выпишет фразеологизмы со значением «бездельничать»,
2-ой – «обманывать», 3-ий – «быстро»
1.
Сломя голову
2.
Сидеть сложа руки
3.
Во все лопатки
4.
Водить за нос
5.
Втирать очки
6.
Бить баклуши
7.
Во весь дух
8.
Вводить в заблуждение
9.
Со всех ног
10.
Высунув язык
А теперь
давайте проверим (сначала устная проверка, затем — слайд 8).
А какая
орфограмма есть в слове «бездельничать»?
(Приставка
без-). Как вы можете объяснить ее написание? Выделите эту приставку в
своих работах. А вот написание слова «обманывать» надо запомнить. Как вы
думаете, от какого слова оно образовано? (От слова «манить»,т.е. «звать за
собой»). А к какой части речи относится слово «быстро»? На какой вопрос
отвечает? (Наречие. Отвечает на вопрос «как?») Какой раздел
науки о языке мы сейчас вспомнили? (Морфологию).
2.Определить
значение выделенных слов (слайд 9)
3.Знакомство со словарной
статьей «Фразеологического словаря» стр.118 учебника
4.Составьте
словарную статью, взяв примеры из упр.260
|
Работа со словарями
Самостоятельная работа с использованием
знаний по лексике и комментированием
Ответы на вопросы
Виды разборов
Запись в тетради, графическое выделение
Повторение морфологии
Творческая работа
|
нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);
анализ, синтез, сравнение, обобщение, (П);
использование знаково-символических средств(П);
установление причинно-следственных связей
(П);
построение логической цепи рассуждений, вы-
ведение следствий (П);
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П);
осознанное и произвольное построение
речевого высказывания (П);
контроль, коррекция, оценка (Р);
|
VI. VI. Включение
нового знания в систему знаний и повторение.
8 мин
|
1. Давайте мы немного разомнемся. Я вам буду давать команды
только с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять
-- Встанем,
как аршин проглотили.
--
Проголосуем обеими руками.
-- Согнемся
в три погибели.
--
Попрыгаем, как заяц.
-- Дадим
задний ход.
--
Посмотрим друг другу в глаза.
-- Сделаем
хорошую мину при плохой игре.
-- Побъем
друг другу челом.
-- Разведем
руками.
-- А теперь
-- руки в брюки.
-- Подержим
нос по ветру.
-- Намылим
друг другу голову.
Но в ногах
правды нет, занимайте свои места.
2.Один
иностранный художник, не знающий русского языка, любезно согласился
проиллюстрировать несколько фразеологизмов. Вот что у него получилось. (слайд
10-11).
Назовите
эти устойчивые сочетания. Объясните их значение. Запишите. Найдите безударную
гласную в корне слова. Подберите к этому слову проверочное .
|
Правила правописания
|
Включение
нового знания в систему знаний (П)
совершенствовать
орфографические умения(П)
Анализировать, перерабатывать
и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать
выводы и т.д.).
Строить логические
рассуждения.(П)
|
VII. Итог урока. Рефлексия
3 мин.
|
Работа
с заданиями на стр.119
Слайд с выводами(12)
|
Возвращение к цели урока,
ее формулировка, ответы на вопросы.
|
рефлексия способов и условий действия (П);
контроль и оценка процесса и результатов дея-
тельности (П);
самооценка на основе критерия успешности
(Л);
адекватное понимание причин успеха / неус-
пеха в учебной деятельности (Л);
выражение своих мыслей с достаточной пол-
нотой и точностью (К);
использование критериев для обоснования своего суждения (К);
|
VIII. Домашнее задание.
1мин
|
1. Упр.259
2. Упр.258
3.Творческая работа по
заданию на стр.118
|
Запись в
дневниках
|
Свободно пользоваться
электронными ресурсами в учебных целях.(П)
|
|
|
|
|
Ресурсы сети Интернет:
1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (http://festival.1september.ru)
2. Разработки уроков, презентации, конспекты занятий
( http://www.testsoch.com)
Источники:
1.Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку 5 класс. М.
«ВАКО» 2011
2. Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 5 классе. М. Мнемозина, 2003
3.Рыбченкова
Л.М., Алесандрова О.М и др. Русский язык 5класс.М. Просвещение, 2014
4.«Нестандартные
уроки. Русский язык. 5 – 11»,автор-составитель Н. А. Шарова, Волгоград, 2010
5.Быстрова
Е.А. и др.Учебный фразеологический словарь русского языка. М. Просвещение, 2008
6.
Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М. Просвещение, 1992
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.