Главная / Русский язык и литература / урок по русскому языку по теме "Фразеологизмы" 5 класс

урок по русскому языку по теме "Фразеологизмы" 5 класс







Урок русского языка

(в соответствии с требованиями ФГОС)

Класс 5



Тема: «Фразеологизмы»







Учитель: Самохина В.А.

г.Сочи, МОБУ гимназия №15








Тема: Фразеологизмы

Тип урока: урок изучения новых знаний

Методы: эвристические, , наглядно – практические, проблемного изложения, самоконтроля.

Цели урока:

  1. Образовательные:

  • развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • совершенствовать орфографические умения.

  1. Развивающие:

  • осуществлять системно-деятельностный подход;

  • развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развивать умение применять новые знания;

  • развивать умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

  1. Воспитательные:

  • воспитывать интерес и уважение к родному языку;

  • воспитывать ценностное отношение к слову;

  • развивать коммуникативные УУД:

  • формировать взаимодействие учащихся в парной работе на основе уважения друг к другу.

Планируемые результаты:

Предметные: обеспечить в ходе урока развитие учебно-языковых, правописных и речевых умений,

Личностные: формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания, стремление к речевому самосовершенствованию, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

Метапредметные: продолжать формирование общеучебных знаний, умений и навыков, содействовать развитию воли, настойчивости посредством решения проблемных задач.

познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний; владение приёмами анализа и систематизации материала, синтеза, сравнения,

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и исправлений, реального действия и его результата;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.



Оборудование:

  • ПК; интерактивная доска , презентация к уроку

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I. Оргмомент.

1 мин.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.


Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь повернитесь, улыбнитесь, у нас сегодня урок улыбок. Садитесь, пожалуйста.


Включение в деятельность

мобилизация внимания, уважение к окружающим;(Л)

планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками (К);

саморегуляция (Р)



II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.


5 мин.

Используется презентация (см. презентация слайд1).

1. – Запишите слова группами в зависимости от значения, вставляя пропущенные буквы. (слова представлены на слайде с помощью компьютера): Св..тлеть, б..жать, б..яться, с..деть, н..стись, ст..ять, т..мнеть, г..ворить, , м..лчать, др..жать, ск..зать,

Слова должны быть записаны в два столбика: синонимы и антонимы

2. Проверка проводится с помощью следующего слайда 2.

Светлеть-темнеть бежать-нестись

Говорить-молчать говорить - сказать

Сидеть- стоять дрожать- бояться



Какие группы у вас получились?

-Сравните их с группами слов на слайде.

-Объясните орфограмму, как она называется?

- Подчеркните орфограмму.

Назовите условия выбора орфограммы.

- Объясните орфограммы из домашнего задания (упр.255)










Записывают слова, распределяя их по группам










Самопроверка
















Отвечают на вопросы

Формулируют правила





Проверка домашней работы






Владеть приёмами анализа и систематизации материала, синтеза, сравнения, (П);

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

подведение под понятие (П);

выполнение пробного учебного действия (Р);

фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);

волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

аргументация своего мнения и позиции (К);

учет разных мнений (К);


III. Постановка проблемы (основного вопроса урока).


5мин.


Проблемная ситуация.

Определяем основной вопрос урока. (Этот материал представлен в презентации, работа проводится при закрытых учебниках.) слайды 3-4

Учитель читает отрывки из книги К.И. Чуковского “От двух до пяти”

Бабушка сказала кому-то: "Ты тогда еще под стол пешком ходил", внучка перебивает ее язвительным смехом: - Разве под стол на извозчиках ездят?

Отец как-то сказал, что шоколадную плитку нужно отложить на черный день, когда не будет другого сладкого. Трехлетняя дочка решила, что день будет черного цвета, и очень долго и нетерпеливо ждала, когда же придет этот день.



Четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето

- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.

Светлана стала как-то странно вертеться.

- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нету.



Пожалуешься, например, при ребенке:

- У меня сегодня ужасно трещит голова!

А ребенок насмешливо спросит:

- Почему же не слышно треска?


Когда же он услышал, что пришедшая в гости старуха "собаку съела" на каких-то делах, он спрятал от нее своего любимого пса.

А когда кто-то спросил у него, скоро ли ему стукнет шесть лет, он прикрыл свое темя руками.

У трехлетней Тани порвался чулок. - Эх, - сказали ей, - пальчик-то каши просит!

Проходит неделя, а пожалуй, и больше. Вдруг все с удивлением видят, что Таня украдкой насыпала в блюдечко каши и тычет туда палец ноги.

-Что означают выделенные фразы?

-Почему дети не поняли взрослых?


Учитель предлагает поразмышлять над причинами непонимания, обобщает ответы:

- В этих выражениях слова теряют свою самостоятельность, а смысл имеет только все выражение в целом, вся фраза ,поэтому и называются они фразеологизмы. И это тема урока. Морфемный и лексический разбор слова «фразеологизм»




Работа с фразами,
























































поиск цели урока,





Обучающиеся высказывают предположения, обсуждают их с одноклассниками











формулирование проблемного вопроса и темы урока .



Целеполагание(Р)

Высказывание предположения на основе наблюдений.

Формулирование проблемы урока. (П);

определение основной и второстепенной ин-

формации (П);

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);








IV. Открытие нового знания.


7 мин.

1.Выполнение упр. 257.

2. Соедините разбросанные части фразеологизмов.(слайд5-6) обвели, кататься, на все руки, как сыр в масле, куры не клюют, мастер, денег, вокруг пальца

-Давайте проверим, всё ли сделали верно.

Делам вывод: фразеологизмы- неделимые словосочетания

-А что означают эти фразеологизмы? Запишем значения.

3.Самостоятельная формулировка правила

4.Выполнение упр.261.Выборочный синтаксический разбор предложений.

Проблемный вопрос: можно ли разбить фразеологизм на члены предложения?


метод ознакомительного чтения


взаимопроверка


Предположения, выводы, самостоятельная формулировка правила







Обсуждение





Работа с учебником

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, (П);

использование знаково-символических средств(П);

подведение под понятие (П);

установление причинно-следственных связей

(П);

построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);достижение договоренностей и согласование общего решения (К); осознание ответственности за общее дело (Л);



V. Развитие учебноязыковых, правописных и речевых умений.


10мин

1. На экране выведены 10 фразеологизмов с разными значениями (слайд 7).

1-ый ряд выпишет фразеологизмы со значением «бездельничать», 2-ой – «обманывать», 3-ий – «быстро»

  1. Сломя голову

  2. Сидеть сложа руки

  3. Во все лопатки

  4. Водить за нос

  5. Втирать очки

  6. Бить баклуши

  7. Во весь дух

  8. Вводить в заблуждение

  9. Со всех ног

  10. Высунув язык

А теперь давайте проверим (сначала устная проверка, затем — слайд 8).

А какая орфограмма есть в слове «бездельничать»?

(Приставка без-). Как вы можете объяснить ее написание? Выделите эту приставку в своих работах. А вот написание слова «обманывать» надо запомнить. Как вы думаете, от какого слова оно образовано? (От слова «манить»,т.е. «звать за собой»). А к какой части речи относится слово «быстро»? На какой вопрос отвечает? (Наречие. Отвечает на вопрос «как?») Какой раздел науки о языке мы сейчас вспомнили? (Морфологию).


2.Определить значение выделенных слов (слайд 9)

3.Знакомство со словарной статьей «Фразеологического словаря» стр.118 учебника

4.Составьте словарную статью, взяв примеры из упр.260


Работа со словарями










Самостоятельная работа с использованием знаний по лексике и комментированием














Ответы на вопросы





Виды разборов

Запись в тетради, графическое выделение








Повторение морфологии


















Творческая работа

нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

анализ, синтез, сравнение, обобщение, (П);

использование знаково-символических средств(П);

установление причинно-следственных связей

(П);

построение логической цепи рассуждений, вы-

ведение следствий (П);

самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П);

осознанное и произвольное построение

речевого высказывания (П);

контроль, коррекция, оценка (Р);









VI. VI. Включение нового  знания в систему знаний и повторение.


8 мин

1. Давайте мы немного разомнемся. Я вам буду давать команды только с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять

-- Встанем, как аршин проглотили.

-- Проголосуем обеими руками.

-- Согнемся в три погибели.

-- Попрыгаем, как заяц.

-- Дадим задний ход.

-- Посмотрим друг другу в глаза.

-- Сделаем хорошую мину при плохой игре.

-- Побъем друг другу челом.

-- Разведем руками.

-- А теперь -- руки в брюки.

-- Подержим нос по ветру.

-- Намылим друг другу голову.

Но в ногах правды нет, занимайте свои места.



2.Один иностранный художник, не знающий русского языка, любезно согласился проиллюстрировать несколько фразеологизмов. Вот что у него получилось. (слайд 10-11).

Назовите эти устойчивые сочетания. Объясните их значение. Запишите. Найдите безударную гласную в корне слова. Подберите к этому слову проверочное .




















































Правила правописания

Включение нового  знания в систему знаний (П)

совершенствовать орфографические умения(П)


Анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).

Строить логические рассуждения.(П)






VII. Итог урока. Рефлексия



3 мин.


Работа с заданиями на стр.119




Слайд с выводами(12)



Возвращение к цели урока, ее формулировка, ответы на вопросы.



рефлексия способов и условий действия (П);

контроль и оценка процесса и результатов дея-

тельности (П);

самооценка на основе критерия успешности

(Л);

адекватное понимание причин успеха / неус-

пеха в учебной деятельности (Л);

выражение своих мыслей с достаточной пол-

нотой и точностью (К);

использование критериев для обоснования своего суждения (К);



VIII. Домашнее задание.

1мин


1. Упр.259

2. Упр.258

3.Творческая работа по заданию на стр.118

Запись в дневниках


Свободно пользоваться электронными ресурсами в учебных целях.(П)







Ресурсы сети Интернет:

1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (http://festival.1september.ru)

2. Разработки уроков, презентации, конспекты занятий ( http://www.testsoch.com)

Источники:

1.Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку 5 класс. М. «ВАКО» 2011

2. Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 5 классе. М. Мнемозина, 2003

3.Рыбченкова Л.М., Алесандрова О.М и др. Русский язык 5класс.М. Просвещение, 2014

4.«Нестандартные уроки. Русский язык. 5 – 11»,автор-составитель Н. А. Шарова, Волгоград, 2010

5.Быстрова Е.А. и др.Учебный фразеологический словарь русского языка. М. Просвещение, 2008

6. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М. Просвещение, 1992

урок по русскому языку по теме "Фразеологизмы" 5 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

 Презентация и конспект урока по русскому языку по теме "Фразеологизмы"в 5 классе составлены в соответствии с требованиями ФГОС.Включает в себя материалы для повторения из раздела "Лексика", упражнения по орфографии, элементы развития речи, самостоятельную работу с текстами,объяснение нового материала и работу по закреплению навыков.Используется на уроке методы работы в группах, взаимопроверки и самостоятельной работы.В конспекте расписаны этапы урока и время, деятельность учителя и ученика а также планируемые результаты урока.Тип урока- получение новых знаний. 

Автор Самохина Валентина Анатольевна
Дата добавления 21.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2011
Номер материала 9652
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓