ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
МОМЕНТ
|
|
Приветствую вас, дорогие мои
восьмиклассники, приветствую гостей нашего урока.
- Стряхните сон и напряжение. У нас
много интересной работы: мы будем рассуждать, доказывать, творить.
|
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
|
Слайд № 1
Слайд № 2
|
Цель: повышение грамотности и развитие орфографической
зоркости у учащихся.
-
Скажите, какое событие в нашей стране в настоящее время находится в центре
внимания? - Правильно, это олимпиада и параолимпиада.
- Вот и мы сегодня поговорим о спорте,
об Олимпиаде и Параолимпиаде.
- Посмотрите на предложение и назовите
все орфограммы, которые вы видите.
Спортивные игры –
отличный шанс показать удаль, силу, скорость.
Спорт-ивн-ые
игры – отлич-н-ый
шанс показ-а-ть
удаль,
силу, скор-ость.
Орфограммы:
-безударная гласная в корне, проверяемая
ударением (спортивный - спорт);
-безударная гласная в корне,
непроверяемая ударением (отличный);
- написание сочетания ЧН (отличный);
-безударная гласная в корне,
непроверяемая ударением (показать);
-безударная гласная в корне, проверяемая
ударением (показать - показ);
-безударная гласная в корне, проверяемая
ударением (удаль - удалый);
-смягчающий мягкий знак (удаль)
-написание суффикса ОСТЬ (скорость).
Пунтограммы:
-Тире
между подлежащим и сказуемым, выраженными именем существительным в
именительном падеже.
- ОЧП
связаны между собой только при помощи перечислительной интонации, запятая
ставится.
Итог:
Дайте характеристику предложению. (Повествовательное,
невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено
однородными дополнениями)
|
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
|
|
Обратите
внимание на это предложение, его характеристику и попытайтесь сформулировать
тему урока. (Мы изучили всё про однородные члены предложения, какая же
тема должна быть в конце раздела? Когда мы систематизируем знания по
изученному предмету, какая тема подводит итоги?)
Тема: Обобщение по теме «Однородные члены
предложения»
Задачи: находить
в текстах однородные члены предложения и правильно ставить знаки препинания.
Запишите
в тетради число и тему урока.
|
ТЕМА УРОКА
1.Повторение
|
|
(фронтальная
беседа).
·
Расскажите
всё, что знаете об однородных членах предложения.
-
относятся к одному слову;
-
отвечают на один вопрос;
-
являются одним членом предложения;
-
сочинительная связь (равноправие и независимость);
-
интонация перечисления;
- ОЧП
м.б. и главные и второстепенные члены предложения;
- м.б.
выражены одной частью речи и разными частями речи.
·
Приведите
примеры предложений с однородными членами.
·
Назовите
способы связи ОЧП. Первый способ – без союзов, то есть по смыслу с
перечислительной интонацией; второй способ –по смыслу при сочинительных
союзах и перечислительной интонации.
-
Графический диктант позволит не только систематизировать знания о постановке
знаков препинания при однородных членах предложении, но и получить
дополнительную информацию о международных спортивных соревнованиях.
|
2. Графический диктант.
|
|
Работа
со схемами.
Проверим ваше умение строить схемы предложений с ОЧП. Задача: прочитать
предложение (на слайде) и в тетради записать его схему, которая объясняет
знаки препинания.
1. Талисман Олимпиады -
это или животное, или выдуманное
существо.
или , или .
|
|
2. Миссия олимпийского
талисмана — отразить дух страны-хозяйки игр, принести
удачу спортсменам, накалить праздничную атмосферу.
, , .
|
|
3. Лучик и Снежинка являются талисманами
Паралимпийских игр.
и .
|
|
4. Талисманы напоминают
людей, которые и смогли адаптироваться среди простых людей, и подружиться
с ними, и стать равными им.
и , и , и .
|
|
5. Фантастические существа стимулируют
в спортсменах волю к победе, ведут их вперед и не дают
усомниться в своих силах.
, и .
|
|
6. Настоящей дружбой, истинным совершенством,
заслуженным уважением – всем обладают настоящие спортсмены.
, , , - .
|
|
7. Олимпийские
игры прославляют нужные принципы: мужество,
целеустремленность, воодушевление, равенство.
: , , , .
|
|
- Что
объединяет все данные предложения? (тема: талисманы олимпиады)
-
Какая информация была в этих предложений для вас новой?
|
|
|
3.Словарная работа
|
- А что такое олимпиада? Определите
лексическое значение этого слова. Для этого мы обратимся к Школьному
толковому словарю. ( М.С. Лапатухин) (один из учеников выходит к столу,
находит статью и читает. )
Олимпиада –
1. Международные спортивные соревнования, проводимые раз в
четыре года.
2. Вообще спортивные, театральные, учебные, научные и т.п.
соревнования; конкурс, смотр.
Составьте в тетради предложение с этим словом,
используя однородные члены предложения.
|
3.Устное сообщение.
|
Из
истории названия (сообщения учащихся). А сейчас
предлагаю внимательно послушать своих товарищей, которые расскажут о
возникновении названия
«Паралимпиада»
и о написании этого слова.
Название Параолимпиады первоначально было связано
с термином «паралич нижних конечностей», поскольку эти соревнования проводились среди людей с
заболеваниями позвоночника. Однако с началом участия в играх спортсменов и
с другими заболеваниями название было переосмыслено. Слово «пара» в
переводе с греческого обозначает «рядом». Сейчас название «Паралимпиада» понимается как равноправие
паралимпийских соревнований с олимпийскими.
Об истории
написания и произношения (сообщения учащихся).
Написание «параолимпийский» зафиксировано в
академическом «Русском орфографическом словаре» и других словарях. Написание «паралимпийский»
является ненормативным и в словарях не отмечено. Но именно это
название употребляется в официальных документах. Федеральным законом от
9 ноября 2009 г. установлено единообразное использование в
законодательстве Российской Федерации слов «паралимпийский». Отказ от
термина «параолимпийский» связан с тем, что употребление слова «олимпийский»
и его производных в коммерческих целях необходимо каждый раз согласовывать
с Международным олимпийским комитетом. Таким образом,
оба варианта написания и произношения не являются ошибочными.
|
4. Физминутка.
Цель: проверка
восприятия предложений с однородными членами и простыми предложениями, дать
учащимся возможность сменить вид деятельности, не отвлекаясь от темы урока.
|
А сейчас проверим ваше внимание. Я буду
читать предложения. Ваша задача – внимательно слушать.
Если предложение простое без ОЧП– поднимаем руку. Если предложение осложнено однородными членами – встаём.
Спорт – это движение, радость, жизнь. вс.
Символ
олимпийского движения - пять переплетенных колец. р.
Олимпиада объединяет
достоинства тела, воли и разума.
вс.
На олимпиадах выступают спортсмены
со всех материков. р.
По
снегу,
по льду, по горам и равнинам упорно вы шли
к олимпийским вершинам. вс.
Есть пять
зимних видов Олимпиады: лыжный спорт, конькобежный спорт,
биатлон, бобслей, санный спорт, хоккей с шайбой и
кёрлинг. вс.
Олимпийский огонь является одним
из символов Олимпийских игр. р.
|
Творческая работа. Сочинение-миниатюра
|
- Сегодня, наверное, уже очень мало
людей, которые бы оставались равнодушными к спорту, все понимают его роль.
Приобщаются люди к спорту по-разному: кто-то у экранов телевизора, болея за
любимые команды, кто-то занимается различными видами спорта по-настоящему,
чтобы достичь поставленной цели. Если судить по результатам Олимпийских игр,
то Россия является достойной соперницей для любой страны, наши спортсмены
самые лучшие. Мы не можем оставаться равнодушными к таким итогам
Олимпиады. (напомню итоги для того, чтобы ещё раз прочувствовать радость, гордость:
золото – 13 медалей; серебро- 11 медалей; бронза – 9 медалей.
Всего 33 медали!). верю, что и мы с
вами будм достойными людьми, будем добросовестно выполнять любую работу, за
которую берёмся. И пришло время вам проявить свои творческие способности.
Сейчас вы будете писать сочинение-миниатюру «Вид спорта, который мне близок».
Необходимое условие - использование однородных членов предложения. Время 5-7
минут.
|
Проверка
|
Работа с текстом.
Раздаточный материал.
|
Олимпийские игры
В незапамятные времена в Древней
Греции родился священный ритуал. Каждые четыре года сильные, ловкие,
быстрые юноши собирались около города Олимпия. Они отважно соревновались в
борьбе, в беге, в метании диска и молота.
Замечательная традиция заставляла греков забыть о вражде. В
день начала Олимпийских игр прекращались все кровопролитные войны.
Объявлялась одна общая война – спортивная.
Славный обычай дошел до наших дней. В настоящее время олимпийские
игры стали красочным праздником спорта. В них участвуют лучшие спортсмены
большинства стран мира, они съезжаются на соревнования через четыре года.
В отличие от античных празднеств, проходивших на одном стадионе, современные
Олимпийские игры не имеют постоянной столицы и проводятся в разных городах и
странах.
Обычай, заставляющий забыть людей о
войне, способствует объединению, миру, дружбе.
|
ð Докажите, что перед вами текст. Единство темы, наличие главной мысли, относительная
законченность, смысловая и грамматическая связь предложений, логическая связь
частей.
ð Определите тему текста. Олимпийские игры в древности и до наших дней.
ð Какова идея
текста? олимпийские игры – хорошая традиция, так как
заставляет забыть о войне, способствует миру и дружбе.
ð Найдите изобразительно-выразительные средства. Определите
их роль.
Лексические ИВС:
Эпитеты: незапамятные времена; священный
ритуал; замечательная традиция; сильные,
ловкие, быстрые юноши; священная традиция…
Олицетворение: ритуал родился
Синонимы: обычай – традиция; замечательная -
славный.
РОЛЬ лексических изобразительных средств в
том, чтобы воздействовать на читателя, помощь ярче представить создаваемый
образ, убедиться в том, что традиция, пришедшая из древности, несёт лишь
положительное значение.
Синтаксические ИВС:
Инверсия: родился ритуал ;
прекращались войны.
(РОЛЬ) Инверсия
здесь нужна, чтобы выделить слово «ритуал» и «война», акцентируя внимание
читателя на этих словах, автор пытается донести мысль о том, что спорт
способен прекратить вражду между людьми.
ð
Сделайте
полный синтаксический разбор последнего предложения.
Обычай, заставляющий забыть людей о войне, способствует
объединению, миру, дружбе. (повествовательное, невосклицательное, простое,
двусоставное, распространенное, осложнено обособленным определением,
выраженным причастным оборотом и однородными дополнениями)
|
Рефлексия
|
– Ребята, поделимся впечатлениями о нашем уроке. Зачем нам был
нужен этот урок?
– Что нового вы узнали?
– Что считаете нужным запомнить?
– Над чем надо поработать?
– Пригодятся ли вам знания, приобретенные на этом уроке, в
дальнейшей жизни?
|
Итог. Выставление оценок
|
- Итак,
расскажите всё, что мы должны оставить в памяти об однородных членах предложения.
|
Домашнее задание
|
|
1.Подготовить
сообщение «Дневник Паралимпиады» с использованием ОЧП (устно) на выбор.
2.
Составить тестовые задания с ответами из 5
вопросов
3.Упр.
471 (361) - устно всем
обязательно.
3.464
(358) – Сочинение-миниатюра.
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.