Инфоурок Литература КонспектыУрок по русскому языку по теме "Обобщение по теме "Однородные члены предложения". 8 класс

Урок по русскому языку по теме "Обобщение по теме "Однородные члены предложения". 8 класс

Скачать материал

ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Цели: Систематизировать и обобщить знания об однородных членах предложения и пунктуации  при них.

Задачи:

·         Образовательные:  отработка умений

o    находить в текстах однородные члены предложения и определять их  роль;

o    правильно ставить знаки препинания при однородных членах предложения;

o    составлять схемы предложений с однородными членами;

o    различать предложения с однородными членами и сложные предложения;

o    правильно использовать полученные теоретические знания об однородных членах при выполнении практических заданий;

·           Развивающие: развивать внимание, наблюдательность, орфографическую зоркость,  умение анализировать, делать выводы.  

·           Воспитательные:   воспитывать чувство патриотизма, любви и гордости за свою страну.  

 Тип урока:  урок обобщения

 Оборудование:  

Ход урока

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  МОМЕНТ

 

Приветствую вас, дорогие мои восьмиклассники, приветствую гостей нашего урока. 

- Стряхните сон и напряжение. У нас много интересной работы:  мы будем рассуждать, доказывать, творить.

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА

Слайд № 1

Слайд № 2

 

Цель: повышение грамотности и развитие орфографической зоркости у учащихся. 

- Скажите, какое событие в нашей стране в настоящее время находится в центре внимания? - Правильно, это олимпиада и параолимпиада. 

- Вот и мы сегодня поговорим о спорте, об Олимпиаде и Параолимпиаде. 

- Посмотрите на предложение и  назовите все орфограммы, которые вы видите.

Спортивные  игры – отличный шанс  показать   удаль,  силу,   скорость.

                              Спорт-ивн-ые  игры – отлич-н-ый шанс  показ-а-ть   удаль, силу,   скор-ость.

 Орфограммы:

-безударная гласная в корне, проверяемая ударением (спортивный - спорт);

-безударная гласная в корне, непроверяемая ударением (отличный);

- написание сочетания ЧН (отличный);

-безударная гласная в корне, непроверяемая ударением (показать);

-безударная гласная в корне, проверяемая ударением (показать - показ);

-безударная гласная в корне, проверяемая ударением (удаль - удалый);

-смягчающий мягкий знак (удаль)

-написание суффикса ОСТЬ (скорость).

Пунтограммы:

-Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными именем существительным в именительном падеже. 

- ОЧП связаны между собой  только при помощи перечислительной интонации,   запятая ставится.

Итог: Дайте характеристику предложению. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными дополнениями)

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Обратите внимание на это предложение, его характеристику и попытайтесь сформулировать тему урока.    (Мы изучили всё про однородные члены предложения, какая же тема должна быть в конце раздела?   Когда мы систематизируем знания по изученному предмету, какая тема  подводит итоги?)

Тема: Обобщение по теме «Однородные члены предложения»

Задачи:  находить в текстах однородные члены предложения и правильно ставить знаки препинания.

Запишите в тетради число и тему урока.

ТЕМА УРОКА

1.Повторение

 

 

 

(фронтальная беседа).

·         Расскажите всё, что знаете об однородных членах предложения.

- относятся к одному слову;

- отвечают на один вопрос;

- являются одним членом предложения;

- сочинительная связь (равноправие и независимость);

- интонация перечисления;

- ОЧП м.б. и главные и второстепенные члены предложения;

- м.б. выражены одной частью речи и разными частями речи.

·         Приведите примеры предложений с однородными членами.

·         Назовите способы связи ОЧП. Первый способ – без союзов, то есть по смыслу с   перечислительной интонацией; второй способ –по смыслу при  сочинительных союзах  и перечислительной  интонации.

- Графический диктант позволит не только систематизировать знания о постановке знаков препинания при однородных членах предложении, но и  получить дополнительную информацию о международных спортивных соревнованиях.

 

2. Графический диктант.

 

Работа со схемами. Проверим ваше умение строить схемы предложений  с ОЧП. Задача: прочитать предложение (на слайде) и в тетради записать его схему,  которая  объясняет знаки препинания.

 

1. Талисман Олимпиады  - это или  животное или     выдуманное существо.  

или ™, или ™.

 

 

2. Миссия  олимпийского талисмана — отразить дух страны-хозяйки игр, принести удачу спортсменам,    накалить праздничную атмосферу.   

™, ™, ™.

 

 

 

3. Лучик и  Снежинка являются талисманами Паралимпийских игр. 

™ и ™.

 

 

4.  Талисманы  напоминают  людей, которые и смогли адаптироваться среди простых людей,  и подружиться с ними,   и  стать  равными им.  

и ™, и ™и ™.

 

 

5.  Фантастические  существа   стимулируют в спортсменах  волю к победе,    ведут  их вперед  и не дают усомниться в своих силах. 

™,  ™  и ™.

 

 

6.  Настоящей  дружбой, истинным  совершенством, заслуженным уважениемвсем обладают настоящие спортсмены. 

 

™, ™, ™, ™ - .

 

 

7.  Олимпийские  игры прославляют нужные  принципымужество, целеустремленность, воодушевление, равенство.

: ™, ™, ™, ™.

 

 

 

 

 

- Что объединяет все данные  предложения?  (тема: талисманы олимпиады)

 

- Какая     информация была в  этих предложений для вас  новой?

 

 

3.Словарная работа

- А что такое олимпиада? Определите лексическое значение этого слова.  Для этого мы обратимся к Школьному  толковому словарю.  ( М.С. Лапатухин)  (один из учеников выходит к столу, находит статью и читает. )

Олимпиада –

1. Международные спортивные соревнования, проводимые раз в четыре года.

2. Вообще спортивные, театральные, учебные, научные и т.п. соревнования; конкурс, смотр. 

 

Составьте в тетради   предложение с этим словом, используя однородные члены предложения. 

3.Устное сообщение.

Из истории  названия  (сообщения учащихся). А сейчас предлагаю внимательно послушать своих товарищей, которые расскажут о возникновении названия

«Паралимпиада» и о написании этого слова.

Название Параолимпиады  первоначально было связано с термином   «паралич нижних конечностей», поскольку эти соревнования проводились среди людей с заболеваниями позвоночника.   Однако  с началом участия в играх спортсменов и с другими заболеваниями название  было переосмыслено.  Слово «пара» в переводе с  греческого  обозначает «рядом».  Сейчас название «Паралимпиада»  понимается  как равноправие паралимпийских соревнований с олимпийскими.

Об  истории написания и произношения (сообщения учащихся).

Написание «параолимпийский» зафиксировано в академическом «Русском орфографическом словаре»  и других словарях.  Написание «паралимпийский» является ненормативным и в словарях не отмечено.  Но именно это название   употребляется   в официальных документах.  Федеральным законом от 9 ноября 2009 г.     установлено единообразное использование в законодательстве Российской Федерации слов «паралимпийский».   Отказ от термина «параолимпийский» связан с тем, что употребление слова «олимпийский» и его производных в   коммерческих целях необходимо каждый раз согласовывать с Международным олимпийским комитетом. Таким образом,  оба варианта написания и произношения не являются ошибочными.

4. Физминутка.

Цель: проверка восприятия предложений  с однородными членами  и простыми предложениями, дать учащимся возможность сменить вид деятельности, не отвлекаясь от темы урока.

А сейчас проверим ваше внимание. Я буду читать предложения. Ваша задача – внимательно слушать. 

Если предложение   простое  без ОЧП– поднимаем   руку. Если предложение осложнено   однородными членами – встаём.

*      Спорт – это движение, радость, жизнь. вс.

*      Символ олимпийского движения -  пять переплетенных колец. р.

*      Олимпиада    объединяет    достоинства тела, воли и разума. вс.

*      На олимпиадах   выступают спортсмены со всех материков. р.

*      По снегу, по льдупо горам и равнинам  упорно вы шли  к олимпийским вершинам. вс.

*      Есть  пять зимних видов Олимпиады: лыжный спорт, конькобежный спорт, биатлон, бобслей, санный спорт, хоккей с шайбой и кёрлинг. вс.

*      Олимпийский огонь является одним из символов Олимпийских игр. р.

 

Творческая работа. Сочинение-миниатюра

-  Сегодня, наверное, уже очень мало людей, которые бы оставались равнодушными к спорту,  все понимают его роль.  Приобщаются люди к спорту по-разному: кто-то у экранов телевизора, болея за любимые команды, кто-то  занимается  различными видами спорта по-настоящему, чтобы достичь поставленной цели. Если судить по результатам Олимпийских игр, то Россия  является достойной соперницей  для любой страны, наши спортсмены самые лучшие.  Мы не можем оставаться равнодушными к  таким  итогам Олимпиады. (напомню итоги  для того, чтобы ещё раз прочувствовать  радость, гордость:  золото – 13 медалей; серебро- 11 медалей; бронза – 9 медалей. Всего 33  медали!).  верю, что и мы с вами будм достойными людьми, будем добросовестно выполнять любую работу, за которую берёмся. И пришло время вам проявить свои творческие способности. Сейчас вы будете писать сочинение-миниатюру «Вид спорта, который мне близок». Необходимое условие - использование однородных членов предложения. Время 5-7 минут.

Проверка

Работа с текстом.   Раздаточный материал.

Олимпийские игры

         В незапамятные времена в Древней Греции  родился  священный ритуал.  Каждые четыре года  сильные, ловкие, быстрые юноши   собирались около города Олимпия. Они отважно соревновались в борьбе, в  беге, в метании диска и молота. 
           Замечательная   традиция заставляла греков забыть о  вражде. В день начала Олимпийских игр прекращались все кровопролитные войны. Объявлялась одна общая война – спортивная. 
         Славный обычай дошел до наших дней. В настоящее время олимпийские игры стали красочным праздником спорта.  В них участвуют лучшие спортсмены большинства стран мира, они  съезжаются на соревнования через  четыре года.   В отличие от античных празднеств, проходивших на одном стадионе, современные Олимпийские игры не имеют постоянной столицы и проводятся в разных городах и странах.

         Обычай, заставляющий забыть людей о войне, способствует объединению, миру, дружбе.

ð Докажите, что перед вами текст.   Единство темы, наличие главной мысли, относительная законченность, смысловая и грамматическая связь предложений, логическая связь частей.

ð Определите тему текста.   Олимпийские игры в древности и до наших дней.

ð Какова идея текста?   олимпийские игры – хорошая традиция, так как заставляет забыть о войне, способствует миру и дружбе.

ð  Найдите изобразительно-выразительные средства.  Определите их роль.

Лексические ИВС:

Эпитеты: незапамятные времена; священный ритуал;  замечательная  традиция; сильные, ловкие, быстрые юноши; священная традиция

Олицетворение: ритуал родился

Синонимы: обычай – традиция;   замечательная  - славный.

РОЛЬ лексических изобразительных средств в том, чтобы воздействовать на читателя, помощь ярче представить создаваемый образ, убедиться в том, что традиция, пришедшая из древности, несёт лишь положительное значение.

Синтаксические ИВС:

Инверсия:   родился    ритуал ;   прекращались   войны.  

(РОЛЬ) Инверсия здесь нужна, чтобы выделить  слово «ритуал»  и «война»,  акцентируя внимание читателя   на этих словах,  автор пытается донести   мысль о том, что спорт способен прекратить вражду между людьми.

 

ð  Сделайте полный синтаксический разбор последнего предложения.

Обычай, заставляющий забыть людей о войне, способствует объединению, миру, дружбе.   (повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено обособленным  определением, выраженным причастным оборотом и однородными дополнениями)

Рефлексия

– Ребята, поделимся впечатлениями о нашем уроке. Зачем нам был нужен этот урок?

– Что нового вы узнали?

– Что считаете нужным запомнить?

– Над чем надо поработать?

– Пригодятся ли вам знания, приобретенные на этом уроке, в дальнейшей жизни?

Итог. Выставление оценок

- Итак,  расскажите всё, что мы должны оставить в памяти об однородных членах предложения.

Домашнее задание

1.Подготовить    сообщение «Дневник Паралимпиады» с использованием ОЧП (устно)      на выбор.

2. Составить тестовые задания с ответами из 5 вопросов                                                        

3.Упр. 471 (361) - устно                                        всем обязательно.                                                                                                                              

3.464  (358) – Сочинение-миниатюра.                

  

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по русскому языку по теме "Обобщение по теме "Однородные члены предложения". 8 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор десткого сада

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок Обобщение по теме "Однородные члены предложения" разработан для учащихся 8 класса. Связующим звеном всего урока является опора на тему Олимпиады, её символов и результатов 2014 года в городе Сочи. Задачи: Образовательные: отработка умений находить в текстах однородные члены предложения и определять их роль; правильно ставить знаки препинания при однородных членах предложения; составлять схемы предложений с однородными членами; различать предложения с однородными членами и сложные предложения; правильно использовать полученные теоретические знания об однородных членах при выполнении практических заданий; Развивающие: развивать внимание, наблюдательность, орфографическую зоркость, умение анализировать, делать выводы. Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, любви и гордости за свою страну.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 068 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 23.09.2020 172
    • DOCX 7.9 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Иванова Евдокия Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Иванова Евдокия Михайловна
    Иванова Евдокия Михайловна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 75364
    • Всего материалов: 230

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 148 человек из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык")

Учитель русского языка

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 141 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 479 человек

Мини-курс

Здоровьесбережение и физическое развитие школьников

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы русского языка: морфология, синтаксис, лексика

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 12 регионов
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Архитектура мира: от Крита до Австралии

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 43 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 16 человек