Главная / Русский язык и литература / Урок по русскому языку по теме "Обобщение по теме "Однородные члены предложения". 8 класс

Урок по русскому языку по теме "Обобщение по теме "Однородные члены предложения". 8 класс

hello_html_1a776ecb.gifhello_html_1a776ecb.gifОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Цели: Систематизировать и обобщить знания об однородных членах предложения и пунктуации при них.

Задачи:

  • Образовательные: отработка умений

    • находить в текстах однородные члены предложения и определять их  роль;

    • правильно ставить знаки препинания при однородных членах предложения;

    • составлять схемы предложений с однородными членами;

    • различать предложения с однородными членами и сложные предложения;

    • правильно использовать полученные теоретические знания об однородных членах при выполнении практических заданий;

  • Развивающие: развивать внимание, наблюдательность, орфографическую зоркость, умение анализировать, делать выводы.

  • Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, любви и гордости за свою страну.

Тип урока: урок обобщения

Оборудование:

Ход урока

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ


Приветствую вас, дорогие мои восьмиклассники, приветствую гостей нашего урока.

- Стряхните сон и напряжение. У нас много интересной работы: мы будем рассуждать, доказывать, творить.

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА

Слайд № 1

hello_html_m30bcf3d4.gif

Слайд № 2

hello_html_2fad907b.gif

Цель: повышение грамотности и развитие орфографической зоркости у учащихся.

- Скажите, какое событие в нашей стране в настоящее время находится в центре внимания? - Правильно, это олимпиада и параолимпиада.

- Вот и мы сегодня поговорим о спорте, об Олимпиаде и Параолимпиаде.

- Посмотрите на предложение и назовите все орфограммы, которые вы видите.

Спортивные игры – отличный шанс показать удаль, силу, скорость.

Спорт-ивн-ые игры – отлич-н-ый шанс показ-а-ть удаль, силу, скор-ость.

Орфограммы:

-безударная гласная в корне, проверяемая ударением (спортивный - спорт);

-безударная гласная в корне, непроверяемая ударением (отличный);

- написание сочетания ЧН (отличный);

-безударная гласная в корне, непроверяемая ударением (показать);

-безударная гласная в корне, проверяемая ударением (показать - показ);

-безударная гласная в корне, проверяемая ударением (удаль - удалый);

-смягчающий мягкий знак (удаль)

-написание суффикса ОСТЬ (скорость).

Пунтограммы:

-Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными именем существительным в именительном падеже.

- ОЧП связаны между собой только при помощи перечислительной интонации, запятая ставится.

Итог: Дайте характеристику предложению. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными дополнениями)

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

hello_html_5d7c3dca.gif

Обратите внимание на это предложение, его характеристику и попытайтесь сформулировать тему урока. (Мы изучили всё про однородные члены предложения, какая же тема должна быть в конце раздела? Когда мы систематизируем знания по изученному предмету, какая тема подводит итоги?)

Тема: Обобщение по теме «Однородные члены предложения»

Задачи: находить в текстах однородные члены предложения и правильно ставить знаки препинания.

Запишите в тетради число и тему урока.

ТЕМА УРОКА

1.Повторение



(фронтальная беседа).

  • Расскажите всё, что знаете об однородных членах предложения.

- относятся к одному слову;

- отвечают на один вопрос;

- являются одним членом предложения;

- сочинительная связь (равноправие и независимость);

- интонация перечисления;

- ОЧП м.б. и главные и второстепенные члены предложения;

- м.б. выражены одной частью речи и разными частями речи.

  • Приведите примеры предложений с однородными членами.

  • Назовите способы связи ОЧП. Первый способ – без союзов, то есть по смыслу с перечислительной интонацией; второй способ –по смыслу при сочинительных союзах и перечислительной интонации.

- Графический диктант позволит не только систематизировать знания о постановке знаков препинания при однородных членах предложении, но и получить дополнительную информацию о международных спортивных соревнованиях.


2. Графический диктант.

hello_html_m4c44b4cf.gif



Работа со схемами. Проверим ваше умение строить схемы предложений с ОЧП. Задача: прочитать предложение (на слайде) и в тетради записать его схему, которая объясняет знаки препинания.


1. Талисман Олимпиады - это или животное, или выдуманное существо.

или , или .

hello_html_e6735a8.gif





2. Миссия олимпийского талисмана — отразить дух страны-хозяйки игр, принести удачу спортсменам, накалить праздничную атмосферу.

, , .


hello_html_m15015c62.gif



3. Лучик и Снежинка являются талисманами Паралимпийских игр.

и .

hello_html_3b793e3d.gif



4. Талисманы напоминают людей, которые и смогли адаптироваться среди простых людей, и подружиться с ними, и стать равными им.

и , и , и .

hello_html_2e38cbc4.gif



5. Фантастические существа стимулируют в спортсменах волю к победе, ведут их вперед и не дают усомниться в своих силах.

, и .

hello_html_b9b105d.gif



6. Настоящей дружбой, истинным совершенством, заслуженным уважениемвсем обладают настоящие спортсмены.


, , , - .


hello_html_72ad388d.gif



7. Олимпийские игры прославляют нужные принципымужество, целеустремленность, воодушевление, равенство.

: , , , .








hello_html_m60e98b4e.gif



- Что объединяет все данные предложения? (тема: талисманы олимпиады)



- Какая информация была в этих предложений для вас новой?


hello_html_m4170d76a.gif


3.Словарная работа

- А что такое олимпиада? Определите лексическое значение этого слова. Для этого мы обратимся к Школьному толковому словарю. ( М.С. Лапатухин) (один из учеников выходит к столу, находит статью и читает. )

Олимпиада –

1. Международные спортивные соревнования, проводимые раз в четыре года.

2. Вообще спортивные, театральные, учебные, научные и т.п. соревнования; конкурс, смотр.



Составьте в тетради предложение с этим словом, используя однородные члены предложения.

3.Устное сообщение.

Из истории названия (сообщения учащихся). А сейчас предлагаю внимательно послушать своих товарищей, которые расскажут о возникновении названия

«Паралимпиада» и о написании этого слова.

Название Параолимпиады первоначально было связано с термином  «паралич нижних конечностей», поскольку эти соревнования проводились среди людей с заболеваниями позвоночника. Однако с началом участия в играх спортсменов и с другими заболеваниями название было переосмыслено. Слово «пара» в переводе с греческого обозначает «рядом». Сейчас название «Паралимпиада» понимается как равноправие паралимпийских соревнований с олимпийскими.

Об истории написания и произношения (сообщения учащихся).

Написание «параолимпийский» зафиксировано в академическом «Русском орфографическом словаре»  и других словарях. Написание «паралимпийский» является ненормативным и в словарях не отмечено. Но именно это название употребляется в официальных документах. Федеральным законом от 9 ноября 2009 г. установлено единообразное использование в законодательстве Российской Федерации слов «паралимпийский». Отказ от термина «параолимпийский» связан с тем, что употребление слова «олимпийский» и его производных в коммерческих целях необходимо каждый раз согласовывать с Международным олимпийским комитетом. Таким образом, оба варианта написания и произношения не являются ошибочными.

4. Физминутка.

Цель: проверка восприятия предложений с однородными членами и простыми предложениями, дать учащимся возможность сменить вид деятельности, не отвлекаясь от темы урока.

А сейчас проверим ваше внимание. Я буду читать предложения. Ваша задача – внимательно слушать.

Если предложение простое без ОЧП– поднимаем руку. Если предложение осложнено однородными членами – встаём.

  • Спорт – это движение, радость, жизнь. вс.

  • Символ олимпийского движения - пять переплетенных колец. р.

  • Олимпиада объединяет достоинства тела, воли и разума. вс.

  • На олимпиадах выступают спортсмены со всех материков. р.

  • По снегу, по льду, по горам и равнинам упорно вы шли к олимпийским вершинам. вс.

  • Есть пять зимних видов Олимпиады: лыжный спорт, конькобежный спорт, биатлон, бобслей, санный спорт, хоккей с шайбой и кёрлинг. вс.

  • Олимпийский огонь является одним из символов Олимпийских игр. р.


Творческая работа. Сочинение-миниатюра

- Сегодня, наверное, уже очень мало людей, которые бы оставались равнодушными к спорту, все понимают его роль. Приобщаются люди к спорту по-разному: кто-то у экранов телевизора, болея за любимые команды, кто-то занимается различными видами спорта по-настоящему, чтобы достичь поставленной цели. Если судить по результатам Олимпийских игр, то Россия является достойной соперницей для любой страны, наши спортсмены самые лучшие. Мы не можем оставаться равнодушными к таким итогам Олимпиады. (напомню итоги для того, чтобы ещё раз прочувствовать радость, гордость: золото – 13 медалей; серебро- 11 медалей; бронза – 9 медалей. Всего 33 медали!). верю, что и мы с вами будм достойными людьми, будем добросовестно выполнять любую работу, за которую берёмся. И пришло время вам проявить свои творческие способности. Сейчас вы будете писать сочинение-миниатюру «Вид спорта, который мне близок». Необходимое условие - использование однородных членов предложения. Время 5-7 минут.

Проверка

Работа с текстом. Раздаточный материал.

Олимпийские игры

В незапамятные времена в Древней Греции родился священный ритуал. Каждые четыре года сильные, ловкие, быстрые юноши собирались около города Олимпия. Они отважно соревновались в борьбе, в беге, в метании диска и молота. 
Замечательная традиция заставляла греков забыть о вражде. В день начала Олимпийских игр прекращались все кровопролитные войны. Объявлялась одна общая война – спортивная.
 
Славный обычай дошел до наших дней. В настоящее время олимпийские игры стали красочным праздником спорта. В них участвуют лучшие спортсмены большинства стран мира, они съезжаются на соревнования через четыре года. В отличие от античных празднеств, проходивших на одном стадионе, современные Олимпийские игры не имеют постоянной столицы и проводятся в разных городах и странах.

Обычай, заставляющий забыть людей о войне, способствует объединению, миру, дружбе.

  • Докажите, что перед вами текст. Единство темы, наличие главной мысли, относительная законченность, смысловая и грамматическая связь предложений, логическая связь частей.

  • Определите тему текста. Олимпийские игры в древности и до наших дней.

  • Какова идея текста? олимпийские игры – хорошая традиция, так как заставляет забыть о войне, способствует миру и дружбе.

  • Найдите изобразительно-выразительные средства. Определите их роль.

Лексические ИВС:

Эпитеты: незапамятные времена; священный ритуал; замечательная традиция; сильные, ловкие, быстрые юноши; священная традиция

Олицетворение: ритуал родился

Синонимы: обычай – традиция; замечательная - славный.

РОЛЬ лексических изобразительных средств в том, чтобы воздействовать на читателя, помощь ярче представить создаваемый образ, убедиться в том, что традиция, пришедшая из древности, несёт лишь положительное значение.

Синтаксические ИВС:

Инверсия: родился ритуал ; прекращались войны.

(РОЛЬ) Инверсия здесь нужна, чтобы выделить слово «ритуал» и «война», акцентируя внимание читателя на этих словах, автор пытается донести мысль о том, что спорт способен прекратить вражду между людьми.



  • Сделайте полный синтаксический разбор последнего предложения.

Обычай, заставляющий забыть людей о войне, способствует объединению, миру, дружбе. (повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом и однородными дополнениями)

Рефлексия

Ребята, поделимся впечатлениями о нашем уроке. Зачем нам был нужен этот урок?

Что нового вы узнали?

Что считаете нужным запомнить?

Над чем надо поработать?

Пригодятся ли вам знания, приобретенные на этом уроке, в дальнейшей жизни?

Итог. Выставление оценок

- Итак, расскажите всё, что мы должны оставить в памяти об однородных членах предложения.

Домашнее задание

hello_html_m1614328.gif

1.Подготовить сообщение «Дневник Паралимпиады» с использованием ОЧП (устно) на выбор.

2. Составить тестовые задания с ответами из 5 вопросов

3.Упр. 471 (361) - устно всем обязательно.

3.464 (358) – Сочинение-миниатюра.



11


Урок по русскому языку по теме "Обобщение по теме "Однородные члены предложения". 8 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок Обобщение по теме "Однородные члены предложения" разработан для учащихся 8 класса.  Связующим звеном всего урока  является опора на тему Олимпиады, её символов и результатов 2014 года в городе Сочи. Задачи:

Образовательные:  отработка умений

находить в текстах однородные члены предложения и определять их  роль;

правильно ставить знаки препинания при однородных членах предложения;

составлять схемы предложений с однородными членами;

различать предложения с однородными членами и сложные предложения;

правильно использовать полученные теоретические знания об однородных членах при выполнении практических заданий;

Развивающие: развивать внимание, наблюдательность, орфографическую зоркость,  умение анализировать, делать выводы.  

Воспитательные:   воспитывать чувство патриотизма, любви и гордости за свою страну.  

 

Автор Нафигова Галина Сергеевна
Дата добавления 21.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 2058
Номер материала 4413
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓