Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок по русскому языку на тему:"Имена существительные с шипящим звуком на конце" (3 класс)

Урок по русскому языку на тему:"Имена существительные с шипящим звуком на конце" (3 класс)

Скачать материал

Урок по русскому языку в 3-м классе

"Имена существительные с шипящим звуком на конце"

Цели урока:

1.     Формировать умение определять род имен существительных с основой, оканчивающейся на шипящий звук; тренировать умение правильно употреблять мягкий знак после шипящих букв, обозначающих звуки.

2.     Развивать орфографическую зоркость, умение распознавать орфограммы.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Каллиграфия + актуализация знаний.

На доске слова:

Еж, ночь, плащ, мышь, рожь, нож, ключ, печь.

- Слова какой части речи записаны на доске?

- На какие 2 группы можно разделить эти имена существительные?

- Назовите имена существительные женского рода, мужского рода.

- Запишите их в 2 столбика.

Ж. Р.

М.Р.

Ночь

еж

Мышь

плащ

Рожь

нож

Печь

ключ

- Какой вывод можно сделать?

3. Постановка темы урока

Продолжим тренировать умение правильно употреблять мягкий знак в именах существительных с основой, заканчивающийся буквой, обозначающей шипящий звук.

4. Работа по теме

1) Игра “Добавь словечко”

Записать существительные, определить род. Объяснить написание мягкого знака на конце.

·         Она бывает детской, бывает устной и письменной - … (речь).

·         Он бывает тупой или острый - … (нож).

·         Морской, речной бывает он - …(пляж).

·         Круглый, упругий … (мяч).

·         Верный, преданный …(товарищ).

·         Правда лучше, чем …(ложь).

·         В поле колосится золотая …(рожь).

·         После вечера наступает …(ночь).

·         У матери бывает сын и …(дочь).

3) Внимательно послушайте словосочетания. Постарайтесь их запомнить. При повторном чтении, ориентируясь на первое слово, напишите вторые слова словосочетаний. Подчеркните орфограмму, с которой мы работаем сегодня на уроке.

Скорая помощь

острый нож

Железный обруч

тяжелый багаж

Верный товарищ

темная ночь

Глазной врач

ночная тишь

5. Физкультминутка.

Я буду называть имена существительные женского и мужского рода с шипящими на конце. Если я назову существительное женского рода, вы хлопаете ладонями за спиной. Если услышите существительное мужского рода, хлопаете ладонями над головой.

Еж, лещ, печь, мышь, товарищ, кирпич, помощь, ночь, тишь, борщ.

6. Выбрать нужное место для мягкого знака.

В цирке имен существительных

В полноч… на манеж… вышел циркач… и его доч… . На нем был плащ… . В руках он держал мяч… . Скрипач… играл марш… . Вот морж… поймал мяч… . В зале сидела молодёж… . Стояла тиш… .

7. Самостоятельная работа. На 3 уровня.

1 уровень.

Прочитайте отрывки из стихотворений. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Дремлет чуткий камыш…, тиш… - безлюдье вокруг.

Грозно вынул страшный страж… свой чернильный карандаш… .

Родила царица в ноч… не то сына, не то доч… .

Под святыми стол дубовый, печ… с лежанкой изразцовой.

2 уровень.

В каждом столбике данной таблицы все слова должны быть либо с мягким знаком, либо без мягкого знака. Определите, в каких столбиках слова расположены правильно. Спиши, ответ обоснуй.

1 шалаш…

чертеж…

трубач…

вещ…

ткач…

усач…

2 мелоч…

брош…

бреш…

полноч…

печ…

доч…

3 матч…

малыш…

плач…

кулич…

багаж…

пейзаж…

4 гореч…

луч…

дрож…

глуш…

пустош…

печь

5 морж…

ключ…

экипаж…

приёмыш…

манеж…

мякиш…

6 лож…

дич…

тиш…

печ…

реч…

упряж…

3 уровень.

Прочитайте. Объедините слова попарно. Каждой паре подберите название. Составленные цепочки слов напишите, вставляя пропущенные буквы.

Лещ…, гуляш…, ёрш…, врач…, борщ…, чиж…, циркач…, карандаш…, стриж…, меч…, морж…, корж…, туш…, калач…, мыш…, нож… .

Образец: лещ, ёрш – рыба; гуляш, борщ – блюдо.

8. Резервное задание.

Поставьте в единственное число. Запишите в два столбика по родам. Подчеркните мягкий знак в именах существительных женского рода.

Скрипачи, ночи, мячи, чижи, товарищи, мыши, борщи, вещи, лещи, ключи, ножи.

9. Домашнее задание.

10. Итог урока.

Рефлексия.

Сегодня на уроке я …
Зачем мне это нужно было?

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по русскому языку на тему:"Имена существительные с шипящим звуком на конце" (3 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Редактор

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок по русскому языку в 3-м классе

"Имена существительные с шипящим звуком на конце"

Цели урока:

1.     Формировать умение определять род имен существительных с основой, оканчивающейся на шипящий звук; тренировать умение правильно употреблять мягкий знак после шипящих букв, обозначающих звуки.

2.     Развивать орфографическую зоркость, умение распознавать орфограммы.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Каллиграфия + актуализация знаний.

На доске слова:

Еж, ночь, плащ, мышь, рожь, нож, ключ, печь.

- Слова какой части речи записаны на доске?

- На какие 2 группы можно разделить эти имена существительные?

- Назовите имена существительные женского рода, мужского рода.

- Запишите их в 2 столбика.

Ж. Р.

М.Р.

Ночь

еж

Мышь

плащ

Рожь

нож

Печь

ключ

- Какой вывод можно сделать?

3. Постановка темы урока

Продолжим тренировать умение правильно употреблять мягкий знак в именах существительных с основой, заканчивающийся буквой, обозначающей шипящий звук.

4. Работа по теме

1) Игра “Добавь словечко”

Записать существительные, определить род. Объяснить написание мягкого знака на конце.

·         Она бывает детской, бывает устной и письменной - … (речь).

·         Он бывает тупой или острый - … (нож).

·         Морской, речной бывает он - …(пляж).

·         Круглый, упругий … (мяч).

·         Верный, преданный …(товарищ).

·         Правда лучше, чем …(ложь).

·         В поле колосится золотая …(рожь).

·         После вечера наступает …(ночь).

·         У матери бывает сын и …(дочь).

3) Внимательно послушайте словосочетания. Постарайтесь их запомнить. При повторном чтении, ориентируясь на первое слово, напишите вторые слова словосочетаний. Подчеркните орфограмму, с которой мы работаем сегодня на уроке.

Скорая помощь

острый нож

Железный обруч

тяжелый багаж

Верный товарищ

темная ночь

Глазной врач

ночная тишь

5. Физкультминутка.

Я буду называть имена существительные женского и мужского рода с шипящими на конце. Если я назову существительное женского рода, вы хлопаете ладонями за спиной. Если услышите существительное мужского рода, хлопаете ладонями над головой.

Еж, лещ, печь, мышь, товарищ, кирпич, помощь, ночь, тишь, борщ.

6. Выбрать нужное место для мягкого знака.

В цирке имен существительных

В полноч… на манеж… вышел циркач… и его доч… . На нем был плащ… . В руках он держал мяч… . Скрипач… играл марш… . Вот морж… поймал мяч… . В зале сидела молодёж… . Стояла тиш… .

7. Самостоятельная работа. На 3 уровня.

1 уровень.

Прочитайте отрывки из стихотворений. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Дремлет чуткий камыш…, тиш… - безлюдье вокруг.

Грозно вынул страшный страж… свой чернильный карандаш… .

Родила царица в ноч… не то сына, не то доч… .

Под святыми стол дубовый, печ… с лежанкой изразцовой.

2 уровень.

В каждом столбике данной таблицы все слова должны быть либо с мягким знаком, либо без мягкого знака. Определите, в каких столбиках слова расположены правильно. Спиши, ответ обоснуй.

1 шалаш…

чертеж…

трубач…

вещ…

ткач…

усач…

2 мелоч…

брош…

бреш…

полноч…

печ…

доч…

3 матч…

малыш…

плач…

кулич…

багаж…

пейзаж…

4 гореч…

луч…

дрож…

глуш…

пустош…

печь

5 морж…

ключ…

экипаж…

приёмыш…

манеж…

мякиш…

6 лож…

дич…

тиш…

печ…

реч…

упряж…

3 уровень.

Прочитайте. Объедините слова попарно. Каждой паре подберите название. Составленные цепочки слов напишите, вставляя пропущенные буквы.

Лещ…, гуляш…, ёрш…, врач…, борщ…, чиж…, циркач…, карандаш…, стриж…, меч…, морж…, корж…, туш…, калач…, мыш…, нож… .

Образец: лещ, ёрш – рыба; гуляш, борщ – блюдо.

8. Резервное задание.

Поставьте в единственное число. Запишите в два столбика по родам. Подчеркните мягкий знак в именах существительных женского рода.

Скрипачи, ночи, мячи, чижи, товарищи, мыши, борщи, вещи, лещи, ключи, ножи.

9. Домашнее задание.

10. Итог урока.

Рефлексия.

Сегодня на уроке я …
Зачем мне это нужно было?

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 971 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 1038
    • DOCX 17.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Асланова Зарема Раибовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Асланова Зарема Раибовна
    Асланова Зарема Раибовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 23995
    • Всего материалов: 18

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Продуктивность учебной деятельности младших школьников общеобразовательного учреждения в рамках реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 222 человека из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 6 059 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по литературному чтению у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 166 человек

Курс повышения квалификации

Особенности введения и реализации обновленного ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1116 человек из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 19 270 человек

Мини-курс

Основы теоретической механики

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Басня как педагогическая технология

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективные стратегии продаж: воронка, агрегаторы и мессенджеры

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе